Этапы работы над сочинением
материал (10 класс) по теме
Материал полезен для подготовки к ЕГЭ (С1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы над текстом (С1). | 270.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи вашей работы Вы должны: 1) верно сформулировать одну из проблем исходного текста; 2) прокомментировать сформулированную проблему; 3) определить позицию автора по выделенной вами проблеме; 4) выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, привести 2 аргумента, опираясь на свои знания, читательский или жизненный опыт. Запомните! При оценке сочинения от вас не требуют оригинальности. Помните, что ваше сочинение будет оцениваться только по критериям К1 – К12.
1 этап. Задача – понять исходный текст. О чем пишет автор (тема )? Что его тревожит, над чем он размышляет, какими мыслями и чувствами хочет поделиться? Что хочет сказать автор ( основная мысль ) ? Определить стиль текста . Это поможет выявить авторскую позицию. В научном стиле она передается ясно, точно, логично; в публицистическом цель автора – передать информацию и эмоционально воздействовать на читателя; в художественном позицию автора нужно «выуживать» из подтекста. Определить тип речи . По законам того или иного типа речи раскрывается тема и идея данного текста. Составить рабочий план текста.
2 этап. Задача – выявить и сформулировать проблему (проблемы) исходного текста. Проблема – вопрос, поставленный автором в тексте. В тексте может быть не одна проблема; нужно рассматривать ту, по которой отчетливо заявлена авторская позиция. Проблемы могут быть Что значит сформулировать проблему текста? Кратко и точно назвать вопрос, который особенно интересует автора при написании данного текста. политическими социальными научными экологическими философскими морально-этическими психологическими Как можно сформулировать проблему? В виде вопроса. Это универсальный способ. С использованием типовых конструкций, включающих слова «проблема», «вопрос». Проблема чего? Вопрос о чем?
3 этап. Задача – прокомментировать сформулированную нами проблему. Комментарий – это не пересказ текста! Типы комментария текстуальный концептуальный Что делает автор исходного текста, предлагая данную проблему? Что мы можем сказать о данной проблеме? На какие аспекты проблемы он обращает прежде всего свое внимание? Насколько она актуальна? Что особенно волнует пишущего при изложении этой проблемы? Какие аспекты в себя включает? Автор рассказывает концентрирует внимание читателя размышляет над… затрагивает видит причину в… Комментарий должен быть связан с текстом. Комментировать нужно ту проблему, которую сформулировали. Три «НЕ» 1.Не пересказываем текст. 2. Не говорим о позиции автора по проблеме. 3. Не высказываем своего отношения к этой проблеме.
4 этап. Задача – определить и сформулировать позицию автора. Поставим перед собой вопросы. Что хотел сказать автор? Какова цель его высказывания? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какова основная мысль текста? Авторская позиция может быть выражена прямо или косвенно. Например, в художественном тексте через пейзаж, интерьер, детали, портрет, речь героя, поступки, мысли, выразительные средства языка и т.д. Вам поможет информация из заданий А29, В8. Автор может относиться к изображаемому положительно, осуждающе, неоднозначно, двойственно, скептически, иронически и т.д .
5 этап. Задача – выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с автором, аргументировать свою точку зрения. Аргументация – приведение доказательств, объяснений, примеров. Аргументы. Реальные факты из жизни окружающих. Свои собственные наблюдения и выводы. Предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях). Схема построения микротекста-рассуждения: 4. Примеры из художественной литературы. 5. Пословицы и поговорки, афоризмы. 1. Тезис (ваша позиция). Раскрыть их смысл, прокомментировать, а не просто привести в пример. 2. Аргументация (2 примера). 6. Примеры из исторической и научно-популярной литературы. 3. Вывод. 7. Примеры из художественных фильмов, из Помните! периодической печати, теле- и радиопередач. Сформулировать свое мнение нужно этически корректно. 8. Ссылки на авторитеты (ученые, специалисты по определенному вопросу.
6 этап. Задача – соединить все микротемы . Основная работа выполнена. Остается все микротемы соединить. Вспомним о таких критериях оценки, как: смысловая цельность (все сочинение должно быть подчинено единому замыслу); р ечевая связность ( лексические повторы, однокоренные слова, антонимы, синонимы, вводные слова, риторические вопросы и т.д.); п оследовательность изложения. Не забывайте делить текст на абзацы.
Использованная литература. 1. Пахнова Т.М. , Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. – М., Просвещение, 2002. 2.Махницкая Е.Ю., Сочинение, отзыв, эссе. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. 3. Тимошенко Т.Е., Работаем над текстом. ЕГЭ. Часть С. – М., Дрофа, 2008. 4. Максимович Т.И., Пугачев И.А., Русский язык: выполнение части 3. – М., Астрель , 2009. 5. Егораева Г.Т., Русский язык. Подготовка к выполнению части3. – М., Экзамен, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы работы над сочинением (к ЕГЭ)
.Данная презентация поможет старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ, при написании сочинения. В ней дается не только план сочинения, но и план работы над текстом, чтобы правильно суметь выделить проблем...
Этапы работы над сочинением
Этапы работы над сочинением...
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ НА Е Г Э ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Презентация содержит материал, который поможет учащимся написать сочинение части С. Можно использовать на уроках русского языка в 10 классе при обучении сочинению в формате ЕГЭ....
Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ в части С по русскому языку
Целью данной методической разработки является систематизация основных этапов работы над сочинением-рассуждением на экзамене в 11 классе: как правильно определять проблему, формулировать и коммен...
Методическая разработка. «Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому языку (с фрагментом занятия «Способы моделирования вступления»).
Всем известно, что преподаватели, работающие в старших классах, в первую очередь направляют свои усилия на подготовку учеников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Наибольшие трудности,...
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 15.3
В сочинении 15.3. может быть четыре абзаца.1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;2 абзац – аргумент из исходного текста;3 абзац – аргумент из жизненного...