Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина.
план-конспект урока по литературе
Урок по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" направлен на воспитание у учащихся чувства доброты, милосердия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dobroty_po_rasskazu_v.g._rasputina.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»).
Цель:
- Показать на примере героев рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», какую роль играет доброта в жизни каждого человека.
- Задачи:
- развивать умение обучающихся анализировать художественный текст;
- развивать устную речи учащихся;
На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, которые способствуют обогащению эмоционального мира, развитию творческого воображения личности, памяти, речи.
Ход урока
1.Оргмомент
2. Создание проблемной ситуации.
У:- Начать сегодняшний урок я бы хотела с притчи .
Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарём в руках.
- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.
- Я ищу человека, - ответил Демосфен.
Удивились афиняне, и во второй раз спросили его о том же.
- Человека, - снова ответил Демосфен.
- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того? - засмеялись жители Афин.
- Я ищу человека с большой буквы...
У:- Так кого же человека, по-вашему, искал Демосфен с фонарём в руках?
-Какими качествами должен обладать тот, кого по праву можно назвать Человеком с большой буквы?
- Ребята, вы назвали много качеств, а какое главное из них?
Ученик: доброта.
У: Правильно, это доброта. Доброта. Именно это качество сыграло главную роль в судьбе мальчика из произведения В.Г. Распутина «Уроки французского». И тема сегодняшнего урока созвучна с этим словом «Уроки доброты» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»).
У: Сформулируйте цель урока:
- показать на примере героев рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», какую роль играет доброта в жизни каждого человека.
У: А что такое доброта? Напишите в бланках ответа, как вы понимаете это слово (художники рисуют ассоциации с этим словом). В таблицу
Слайд со словом доброта
...-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.
У: Доброта объединяет людей, делает их счастливыми, в этом, наверное, убедился каждый, кто прочитал внимательно произведение В.Г. Распутина «Уроки французского». Давайте перенесемся в далекий 1948 год. Закончилась война. Разруха. Голод. И все это пришлось испытать таким же мальчишкам и девчонкам, как вы, ребята, вынести эти трудности на своих плечах. Итак, перед вами один из героев этого произведения. Кто он?
Расскажите, как сложилась судьба маленького героя. Что мы узнаем о жизни мальчика в начале произведения? Расскажите, используя цитаты из рассказа.
Какие испытания выпали на долю героя? (В таблицу)
-Голод
-Одиночество
-проблемы с французским языком
-проблема со здоровьем
Именно последняя проблема заставляет мальчика играть на деньги, чтобы купить молоко.
-А почему играют Вадик и Птаха?
Вадик – жадность и ощущение превосходства над младшими;
Птаха – не имеет собственного мнения, тень Вадика.
- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика?
Им не нравится, что Валя серьёзен, что он хорошо учится – «кому надо делать уроки, тот сюда не ходит»
Вадик чувствует превосходство мальчика и боится, что другие ребята, подчиняющиеся ему, тоже могут это понять.
- Как ведёт себя мальчик во время избиения?
-Мужественно. Даже под градом ударов он упрямо твердит свою правду. Слабый, больной, малокровный, он даже не допускает мысли об отступлении.
-Какие уроки получает герой в этой компании? В таблицу
-Подлость
-Злоба
Учитель: Ребята, я думаю, серая и безрадостная была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки подлости и злобы. Но герой выдержал, потому что ему были присущи следующие черты характера: (материал в таблицу)
- стойкость (не бросил учебу; играл на деньги, но не ради развлечения – относился к игре как к единственному способу раздобыть денег на молоко; вопреки угрозам ребят опять идет играть на поляну);
- жажда знаний (хорошо учился, несмотря ни на какие трудности);
- чувство собственного достоинства (не принимает подарки от учительницы; никому не рассказывает, что у него воруют еду).
Каким людям присущи такие качества? (Людям с сильным характером).
Но, к счастью, находятся люди, которые проявляют сердечность, тепло, доброту.
Слайд с портретом Лидии Михайловны
4.Работа над образом Лидии Михайловны.
Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ. Слайд
Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А. Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова.
А что вы можете сказать о Лидии Михайловне? Какая она? Какие черты характера можем отметить в этой героине? (ответы учеников). Поделитесь своим впечатлениями о Лидии Михайловне. В таблицу
Учитель. Итак, учительница до этого момента даже не подозревала о том, что существует другая жизнь, трудная, полная лишений и страданий.
-Какие действия предпринимает Лидия Михайловна, чтобы помочь мальчику? (подтвердите это словами из текста).
Учитель. Попытки помочь мальчику не увенчались успехом. Она понимает, что общение с завсегдатаями пустыря может направить его на ложный путь. Что придумала учительница? Инсценируют эпизод «Мальчик с посылкой».
-Почему Валя в очередной раз отказывается принять помощь? (ответы учеников).
-И всё же Лидии Михайловне удалось найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости. Какой? (ответы учеников). Показать отрывок из произведения «Уроки французского».
-Издавна общество рассматривало игру на деньги, как безнравственное занятие. Да, игра на деньги учителя с учеником с точки зрения педагогики, поступок аморальный, но что стоит за ним. Давайте порассуждаем, (ответы учеников).
Учитель. Французский писатель 18 века Жозеф Жубер сказал: «Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит, что следует делать».
-Прокомментируйте это высказывание. Как оно связано с главной идеей этого произведения? ? (ответы учеников).
- Прочтите, чем закончилась игра на деньги учителя с учеником.
Учитель. Лидия Михайловна вынуждена была уехать, но уроки доброты не прошли бесследно для героя рассказа, а точнее, для Валентина Григорьевича Распутина.
Давайте выведем законы доброты. Какая должна быть доброта?( ответы учеников) В таблицу
- Доброта не требует награды
- Доброта бескорыстна
- Доброта бесценна
6. Стадия рефлексии.
- Как вы думаете, для чего был создан этот рассказ?(ответы учеников)
Учитель. Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком. Добро - самая великая тайна на земле, помните об этом.
1.В классе в зимний день с утра
Проходил урок добра.
Все старательно учились
И сегодня меж собой
Не конфетами делились,
А делились добротой.
Все обиды позабыли,
Мир всем классом заключили.
И решили – с этих пор
Никаких не будет ссор.
Чтоб в себе не замыкаться,
Будем вместе все держаться,
Будем классом успевать
И учиться все на «5».
2.Доброту глухой услышать может
И увидит без труда слепой...
Каждый день, что будет нами прожит,
Озарим, давайте, Добротой!
Бескорыстно руку протяните,
Тем, кого постигла вдруг беда.
Добрые слова вы говорите,
Каждому нужны они всегда...
3.Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга.
С добром всегда светла душа.
4. Жить привыкла красота
Там, где рядом доброта.
Отправляюсь я пешком
Красоту смотреть кругом.
Это радуги краса,
Это зореньки роса,
Это поле ветерка,
Нежность в запахе цветка.
Птички звонкой голосок,
Хлеба крепкий колосок,
Клин весёлых журавлей,
Небо Родины моей.
Если в сердце доброта,
Не исчезнет красота!
Расцветай, земля моя!
Ты добра и добрый я.
(Г. Даньшова )
Доброта — она не увядает
И не ждет взаимности в ответ.
Никогда не жжет, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет.
Доброта не судит, не калечит.
От нее не стоит ждать вреда.
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда.
Доброта действительно бесценна.
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно
Эту землю делает добрей.
И ребенок, пожалев дворнягу
И отдав с портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведет.
Доброта — она всегда богаче
Самых состоятельных людей.
У нее ни джипа нет, ни дачи,
Но Господь поведал нам о ней.
Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло.
Не узнать о ней — вот это мука.
С ней не всем столкнуться повезло.
Доброта, как раненая птица,
Что, сломав крыло, стремится ввысь.
И блеснет слезою на ресницах
Доброта, что верит в нашу жизнь.
Где добро, там свет, а как иначе?
Жизнь без милосердия пуста.
Если от чужого горя плачем,
Значит, не иссякла доброта.
(И. Самарина)
Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Какие уроки доброты преподнесла Лидия Михайловна главному герою?»
Рабочий лист
Ф.И. обучающегося__________________________________________________________
1.Доброта – это… ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какие испытания выпали на долю главного героя?_________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какие уроки получает герой в компании Вадика и Птахи?___________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Черты характера главного героя произведения «Уроки французского»:________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какие черты характера Лидии Михайловны понравились мне больше всего?__________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания:
1.Полный ответ – 2 балла.
2.Частичный ответ – 1 балл.
3.Ответа нет – 0 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).
Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...
Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)
Форма урока: урок-практикум.Тема: УРОКИ ДОБРОТЫ.Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя. 2. Показать душевную щедрость уч...
Урок литературы в 6 классе "Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского"
Материал содержит конспеккт заключительного урока литература в 6 классе по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" с приложениями и презентацией.Приложение 1 - кроссворд по тексту рассказа "Уроки...
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)...
Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)
Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...