Литература. 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа»
(наименование общеобразовательного учреждения)
Рассмотрена на методическом объединении Руководитель ШМО _____________/____________________________/ Протокол №______от «_____»____________2019 | Утверждаю: Директор МБОУ «Селенгинская СОШ» ____________/С.С. Шалькова/ Приказ №____от«_____»_________2019 |
Одобрена Методическим Советом школы: Председатель МС школы ___________/________________ / Протокол №______от «_____»____________2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(наименование дисциплины)
НАЗВАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРА
КЛАСС 8
УЧЕБНЫЙ ГОД 2019-2020
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 68
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЛАСОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ, СТАЖ 21 ГОД
(ФИО, уч. степень, звание, должность, стаж педагогической работы)
с. Солонцы
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе;
- Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 - 9 классы. – М.: Просвещение, 2011. –(Стандарты второго поколения)
- Авторской рабочей программы «Литература». Программа курса «Литература». 5 – 9 классы/ авт. – сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).
- Учебника: Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. – (Инновационная школа)
Место предмета в базисном учебном плане.
В 8-м классе запланировано 68 часов на изучение литературы (из расчета 2 учебных часа при 34 учебных неделях).
Цели и задачи предмета:
Цели обучения литературе:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
- формирование умений творческого углублѐнного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Особенности программы
Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
В 8 классе доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя. Центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть. Кроме характеристики одного художественного произведения, вводятся элементы сопоставительного анализа. Производится усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Происходит знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика.
РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ
Основные результаты образования
Результатом освоения программы являются личностные, метапредметные универсальные учебные действия и предметные знания и умения которые представлены в обобщенном виде:
Личностные УУД:
- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы;
- осознанно продолжать формирование собственного круга чтения
- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира (межэтническая толерантность);
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- потребность в самовыражении через слово;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) для решения познавательных и коммуникативных задач.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
- расширение круга приемов составления разных типов плана;
- использование различных типов пересказа;
- расширение круга приемов структурирования материала;
- умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивно, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
Регулятивные:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение.
Предметные знания:
- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
- знание изученных текстов;
- овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).
Предметные умения:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII- XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- уметь связывать литературные произведения с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, нерпеходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или несколько произведений;
- уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно - художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- уметь использовать при анализе произведения понятия баллада, басня, сказка, былина, миф, новелла, рассказ;
- уметь различать героический эпос, былину и миф;
- различать перевод и переработку художественного произведения;
- понимать смысловую нагрузку эпиграфа;
- уметь анализировать литературную сказку, видеть роль художественной детали в тексте;
- уметь видеть в тексте приёмы создания героического характера, в т.ч. гиперболу;
- уметь формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- читать выразительно наизусть стихотворение; уметь определять стихотворный размер;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
- отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
- создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;
- умение воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
Учебный процесс в соответствии с целями и планируемыми результатами строится на системно - деятельностной основе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение.
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы XIX века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман»,«Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение ив дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»,«Разуверение», «Муза ».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).
История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А.Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л. Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи«Свои и чужие»; М.М. Зощенко.«Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;
Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;
В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Для заучивания наизусть
Г.Р. Державин. «Памятник».
В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (монолог).
Н.А. Некрасов. «Тройка».
А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы…»
В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору.
Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору. А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок).
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Кошка и Соловей ». В.А. Жуковский. «Кубок». К.Ф. Рылеев. «Державин». П.А. Вяземский. «Тройка».
Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза».
А.С. Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»
М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад». Н.В. Гоголь. «Портрет».
И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».
Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Дедушка».
А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем…», «Я жду… Соловьиное эхо». Л.Н. Толстой. «Холстомер».
Из литературы XX века
М. Горький. «Сказки об Италии».
А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом…», «Проводила друга до передней…». М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года». С.А. Есенин. «Письмо матери». Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»
A. Грин. «Бегущая по волнам».
В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель». Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида».
B. Шаламов. «Детский сад».
В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки». В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.
Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Планируемые результаты
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях произведений русской литературы;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать;
• сопоставлять произведения смежных жанров (былина и предание, былина и миф, былина и волшебная сказка и т.п.);
характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).
Предметные знания и умения
Устное народное творчество
Учащийся научится - учащийся получит возможность научиться:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
• сравнивая былины, народные песни, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку, былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература
Учащийся научится- учащийся получит возможность научиться:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится - учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, библиотеках и Интернет ресурсах;
- основам реализации проектно - исследовательской деятельности;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- понимать модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным основаниям (критериям).
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее причинно – следственные связи;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную мысль текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построение на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится - учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстовое высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей;
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится - учащийся получит возможность научиться:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- анализу достижения цели;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
- самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Личностные универсальные учебные действия
Учащийся научится - учащийся получит возможность научиться:
- уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов;
- различать основные нравственно-эстетические понятия;
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- понимать значение литературы в процессе получения школьного образования
- понимать литературу как одну из основных национально-культурных и мировых ценностей;
- оценивать свои и чужие поступки.
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов | Развитие речи |
1. | Введение. | 1 | - |
2. | Из устного народного творчества | 2 | - |
3. | Из древнерусской литературы | 4 | 1 |
4. | Из русской литературы XVIII века | 4 | 1 |
5. | Из русской литературы XIX века | 32 | 5 |
6. | Из русской литературы ХХ века | 16 | - |
7. | Из зарубежной литературы | 6 | - |
ИТОГО | 68 | 7 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата план | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Дата факт | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 | Введение. Художественная литература и история. | Урок-лекция | Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка. | Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | ||
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (2 ч.) | |||||||
2 | Русские исторические песни. «Иван Грозный молится по сыне». | Урок изучения нового материала | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявл. заложенных в них нравств. ценностей. | Развитие навыков смыслового чтения. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
3 | Песни о Степане Разине. «Разин и девка-астраханка». Солдатские песни. | Урок совершенствования знаний | Умение пересказывать прозаич. произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка. | Развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | ||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.) | |||||||
4 | Главные темы литературы Древней Руси. Жанр жития. «Житие Сергия Радонежского». | Урок изучения нового материала | Развитие умения понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи. | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | ||
5 | «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. | Урок совершенствования знаний | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. | ||
6 | «Житие Александра Невского» (фрагменты). Благочестие, доброта и мудрость. | Комбинированный урок | Развитие умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | Развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
7 | РР. Сочинение о значительном событии в стиле древнерусской литературы. | Развитие речи | Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка. | Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способ-ти к саморазвитию и самообразованию. | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (4 ч.) | |||||||
8 | Отношение поэта и власти, поэта и поэзии в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник». | Урок изучения нового материала | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | ||
9 | Сентиментализм в русской литературе. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». | Урок совершенствования знаний | Развитие умения понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | ||
10 | Человек «естественный» и человек «цивилизованный» в повести «Бедная Лиза». | Урок совершенствования знаний | Развитие умения анализировать литературное прозв.: определять его принадлежность к одному из литер. родов и жанров. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | ||
11 | РР. «Сочинение «Картины природы и их роль в повести Карамзина» | Развитие речи | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, ИВС языка, понимание их роли в раскрытии идейно-худож-го содержания произв-я. | Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч.) | |||||||
12 | Романтизм в русской литературе. В.А. Жуковский «Лесной царь», «Невыразимое» (отрывок). | Урок изучения нового материала | Развитие умения понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. | ||
13 | Основные темы произведений К.Ф. Рылеева. «Иван Сусанин». | Урок совершенствования знаний | Понимание связи литературных произв. с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать способы решения задач. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
14 | Система образно-выразительных средств думы «Смерть Ермака». | Урок-путешествие | Понимание русского слова в его эстетич. функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании худож. образов литературных произведений. | Развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | ||
15 | Тема лицейской дружбы в творчестве А.С. Пушкина. «19 октября», «И.И. Пущину». «Бесы». | Урок изучения нового материала | Развитие умения понимать и формул-ть тему, идею, нравственный пафос литер. произведения. | Формирование навыков владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | ||
16 | Творческая история романа «Капитанская дочка». | Урок совершенствования знаний | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей. | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. | ||
17 | Гринёв и Швабрин. Проблема долга и чести. | Урок совершенствования знаний | Развитие умения характеризовать героев произведения и/или сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | ||
18 | «Старинные» люди в романе. | Комбинированный урок | Развитие умения характеризовать героев произведения и/или сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Развитие навыков смыслового чтения. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | ||
19 | Образ Пугачёва. | Урок-лекция | Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. | Умение планировать пути достижения целей, выбирать способы решения задач. | Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. | ||
20 | Историческая правда и художественный вымысел в повести. | Урок совершенствования знаний | Развитие умения анализировать произведение: определять его принадл-ть к одному из родов и жанров. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совмест. деят-ть с учит. и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | ||
21 | Отношение писателя к событиям и героям. | Урок-семинар | Развитие умения понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | ||
22 | РР. Сочинение «Гринёв и Швабрин» | Развитие речи | Развитие умения характеризовать героев произведения и/или сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | ||
23 | М.Ю. Лермонтов и Кавказ. Творческая история поэмы «Мцыри». | Урок изучения нового материала | Развитие умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать способы решения задач. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | ||
24 | Образ Мцыри в поэме Лермонтова. | Урок совершенствования знаний | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. | Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | ||
25 | РР. Сочинение «Чем мне близок герой поэмы Лермонтова?» | Развитие речи | Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выраж. своих чувств, мыслей и потребностей. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | ||
26 | Жанры драматургии. Творческая история пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». | Урок изучения нового материала | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей. | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи. | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | ||
27 | Сценическая история пьесы «Ревизор» | Урок совершенствования знаний | Развитие умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | Развитие навыков смыслового чтения. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | ||
28 | Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя | Урок совершенствования | Развитие умения характеризовать героев произведения и/или сопоставлять героев произведений. | Формирование навыков владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | ||
29 | Разоблачение пошлости, чинопо-читания, взяточни-чества, лживости и авантюризма, равно-душного отношения к служебному долгу | Комбинированный урок | Развитие умения понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деят-ть с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | ||
30 | Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. | Урок совершенствования знаний | Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать способы решения задач. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | ||
31 | РР. Рецензия на спектакль. | Развитие речи | Развитие умения характеризовать героев произведения и/или сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | ||
32 | Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев повести И.С. Тургенева «Ася». | Урок изучения нового материала | Развитие умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литер. родов и жанров. | Развитие навыков смыслового чтения. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. | ||
33 | Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера. | Урок совершенствования знаний | Развитие умения характеризовать героев произведения и/или сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | ||
34 | РР. Сочинение «Образ главной героини повести «Ася». | Развитие речи | Развитие умения характеризовать героев произведения и/или сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выраж. своих чувств, мыслей и потребностей. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | ||
35 | Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны», «Зелёный шум». | Урок изучения нового материала | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, ИВС языка, понимание их роли в раскрытии идейно-худож. содержания произведения. | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. | ||
36 | А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». | Урок изучения нового материала | Развитие умения понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. | ||
37 | А.Н. Островский. Творческая история пьесы «Снегурочка». | Урок изучения нового материала | Развитие умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литер. родов и жанров. | Формирование навыков владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | ||
38 | Сходства и различия пьесы со сказкой. Фольклорные истоки. | Урок совершенствования знаний | Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка. | Развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | ||
39 | Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого. «Отрочество». | Урок изучения нового материала | Развитие умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности. | Осознание значения семьи в жизни человека и общества. | ||
40 | Основные мотивы рассказа «После бала». | Урок совершенствования знаний | Развитие умения понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Развитие навыков смыслового чтения. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | ||
41 | Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. | Урок совершенствования знаний | Развитие умения характеризовать героев произведения и/или сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать способы решения задач. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | ||
42 | Основные художественные приёмы в рассказе «После бала». | Комбинированный урок | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. | Развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | ||
43 | РР. Сочинение «Жизненный выбор в рассказе «После бала». | Развитие речи | Развитие умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литератур. родов и жанров. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (16 ч.) | |||||||
44 | Русские писатели ХХ века о времени, литературе и искусстве | Урок изучения нового материала | Понимание связи литер. произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравств. ценностей. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать способы решения задач. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | ||
45 | Литературный феномен М. Горького. Рассказ «Макар Чудра». | Урок изучения нового материала | Развитие умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литератур. родов и жанров. | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | ||
46 | «Мой спутник». Различие взглядов Шакро и Максима. | Урок совершенствования знаний | Развитие умения понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Развитие умения устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | ||
47 | Художественная идея рассказа «Мой спутник». | Комбинированный урок | Понимание связи литер. произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей. | Развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | ||
48 | Автобиография В.В. Маяковского «Я сам». «Хорошее отношение к лошадям». | Урок изучения нового материала | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, ИВС языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. | Развитие навыков смыслового чтения. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | ||
49 | Биография Н.А. Тэффи. «Свои и чужие». | Урок совершенствования | Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. | Развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | ||
50 | В мире художественного слова М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». «Галоша». | Урок совершенствования знаний | Развитие умения характеризовать героев произведения и/или сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Развитие умения устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. | ||
51 | Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Некрасивая девочка». | Развитие речи | Развитие умения понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | ||
52 | ВН. ЧТ. Что есть красота? | Развитие речи | Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка. | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. | ||
53 | Военные песни. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». | Урок музыки | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
54 | Автобиография А.Т. Твардовского. | Урок изучения нового материала | Понимание русского слова в его эстетич. функции, роли изобразительно-выразит. языковых средств в создании худож. образов литер. произведений. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать способы решения задач. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | ||
55 | Особенности поэтического языка поэмы «За далью – даль». | Урок-диспут | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, ИВС, понимание их роли в раскрытии идейно-художеств. содерж. произведения. | Формирование навыков владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | ||
56 | Быт и жизнь крестьян в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». | Урок изучения нового материала | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности. | Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. | ||
57 | Своеобразие речи героев рассказа «Фотография, на которой меня нет». | Урок совершенствования знаний | Развитие умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литер. родов и жанров. | Развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | ||
58 | Творческая история рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутина. | Урок изучения нового материала | Развитие умения понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литер. произведения. | Развитие навыков смыслового чтения. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | ||
59 | Центральный конфликт и основные образы повествования. | Урок совершенствования знаний | Развитие умения характеризовать героев произведения и/или сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Развитие умения устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | ||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.) | |||||||
60 | Краткая биография У. Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта». | Урок изучения нового материала | Развитие умения понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | ||
61 | Основной конфликт трагедии «Ромео и Джульетта». | Урок совершенствования знаний | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать способы решения задач. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | ||
62 | «Ромео и Джульетта» на русской сцене. | Урок-семинар | Развитие умения характеризовать героев произведения и/или сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. | ||
63 | Мигель де Сервантес Сааведра. История создания романа «Хитроумный идальго Дон Кихот». | Урок изучения нового материала | Развитие умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литер. родов и жанров. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | ||
64 | Символы в романе «Хитроумный идальго Дон Кихот». | Урок совершенствования | Развитие умения понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Развитие умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | ||
65 | Тема Дон Кихота в русской литературе. | Урок-игра | Развитие умения характеризовать героев произведения и/или сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Развитие умения устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | ||
66 | Литературная викторина по прочитанным произведениям. | Урок проверки и контроля знаний | Понимание ключевых проблем изученных произведений русской и зарубежной литературы. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | ||
67 | Итоговая контрольная работа. | Урок контроля знаний | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. | Развитие умения устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | ||
68 | Обобщающий урок: Рекомендации для летнего чтения. | Урок закрепления знаний | Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать способы решения задач. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Предмет: литература
Класс: 8
Учитель: Власова Любовь Евгеньевна
2019-2020 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...