«Роман И.С.Тургенева «Творческая история романа И.С.Тургенева «Отцы и дети. Эпоха и роман».
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Оксана Валентиновна Левченко

Урок литературы в 10 классе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_levchenko.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок «Роман И.С.Тургенева «Творческая история романа И.С.Тургенева «Отцы и дети. Эпоха и роман».

Цель: Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

Ход урока

 

  1. Актуализация знаний

Фрагмент фильма. На лето вам были заданы для чтения произведения. Вы узнали из какого произведения взят данный отрывок и кто герои фрагмента.

Какие социальные роли были представлены в этих отношениях? Какую тему поднимает Иван Сергеевич Тургенев и которая волнует нас в современном обществе?

Примерный ответ: Перед нами Аркадий Кирсанов и Николай Петрович Кирсанов – отец и сын. В отрывке поднимется тема отцов и детей, современная как Тургеневу так и нам. Почему она современна нам?

Слайд 1. Каков же смысл названия романа «Отцы и дети»?

Примерный ответ: В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50 –х – начале 60-х годов XIX века.Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идёт о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

Слайд 2. «Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», — писал Белинский.

2.Постановка  целей и задач.

Слайд 3. А)  «Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом... <...> ...В своем романе он вовсе не становился на сторону «отцов», как это утверждала тогдашняя несочувственная ему прогрессивная критика, он вовсе не имел намерения превознести их над «детьми» для унижения последних. Точно так-же он вовсе не имел намерения выставлять в образе представителя детей какой-то образец «мыслящего реалиста», которому молодое поколение должно было поклоняться и подражать, как это вообразила прогрессивная критика, сочувственно отнесшаяся к его произведению...»  Критик и публицист В. П. Буренин.

Ребята, как вы думаете, какие вопросы нам необходимо рассмотреть:

  1. Познакомиться с героями произведения,
  2. Рассмотреть эпоху, когда писался роман;
  3. Проблемы, которые ставит автор перед читателем;

1.проблем отцов и детей;

2.проблема разницы взглдов поколений;

3.нравственные ценности разных поколений;

4.борьба мировоззрений разных политических групп.

Б)Работа со справочными материалами. Прочитайте справочные материалы, лежащие на ваших столах, и ответьте на вопрос: «К какому типу романа, мы относим роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

 Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" был опубликован в 1862 году. Он сразу привлёк внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать несомненный интерес читателей остротой поставленных в нём вопросов, а так же своими художественными достоинствами

Тургеневу - великому художнику  - удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские проблемы, запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х - начала 60-х годов XIX века.

А.В.Луначарский в статье "Литература 60-х годов" писал о романе "Отцы и дети" как об "одном из центральных явлений во всей русской жизни" того времени.

"Ни в одном из прежних романов Тургенева открытое, прямое столкновение противоположных точек зрения на все самые основные, остро злободневные вопросы общественной жизни, философии, науки, политики, общественного мировоззрения в самом широком смысле слова не играло столь важной, определяющей роли, как в "Отцах и детях" (История русского романа: В 2 т - М.; Л., 1962.)

В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе реформы 1861 года чётко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов-разночинцев. Революционные демократы Чернышевский и Добролюбов считали готовящуюся реформу крепостнической по характеру. Прибегая к эзоповскому языку, они писали о революционной ситуации в России, призывали русский народ к "решительному делу". Либералы, напротив возлагали на реформу большие надежды, считая её действенным и чуть ли не единственным средством разрешения крестьянского вопроса. Подобным образом смотрел на реформу и Тургенев.

По своим убеждения он был сторонником постепенного преобразования России. Противник всяких общественных взрывов, он не верил в перспективность идей революционной демократии. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы - большая сила, проявившая себя во многих областях общественной деятельности. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивность дворянских интеллигентов типа Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Такого нового героя - человека демократических убеждений, материалиста-естественника писатель поставил в центре романа "Отцы и дети" и стремился изобразить его существенные черты с предельной объективностью.

Примерный ответ: 

Слайд 4. - произведение можно отнести к социально-психологическому роману, потому что в нем на примере конфликта двух поколений И.С.Тургенев показывает на все общество шестидесятых годов;

- произведение можно отнести к нравственно-философскому роману, потому что в этом произведении  речь идет о  представителях разных  социальных слоев общества (Кирсанов ,Базаров, Одинцова, Фенечка, Ситников, Кукшина) , здесь перед читателем ставятся вопросы - о смысле жизни, о принятии нравственных ценностей старшего поколения или их отторжение, о создании своих норм  жизни, и о том приемлемы они для всех слоев общества и насколько .

- произведение можно отнести к политическому роману, потому что в романе Тургенев пытается понять, осмыслить цели и мировоззрение,  нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам, определить, в чем заключается смысл его исканий. “Отцы и дети” — роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и интеллигенции новой, революционно-демократической, разночинной.

3. История создания романа и прототипы главных героев.

3.1. История создания романа. Сообщение ученика.  

ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ РОМАНА

«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно.

Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет.

Слайд 5. Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.

Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года, посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса».

3.2. Прототипы. Справочный материал. Работая над справочными материалами, давайте заполним таблицу.

Слайд 6. В статье «По поводу «Отцов и детей» И. С. Тургенев пишет : «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»

Воспоминания А. В. Половцева подтверждают значительность встречи Тургенева с прототипом будущего Базарова — провинциальным врачом Д. Кто же такой Д.? А. В. Половцев в своих воспоминаниях утверждает, что упоминаемый Тургеневым «доктор Д.» — это случайный знакомый Тургенева, уездный врач Дмитриев. Мемуарист приводит следующие слова Тургенева: «Вообще я выдумываю мало. Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова. Я ехал из Петербурга в Москву во втором классе. Он сидел против меня. Говорили мы мало, о пустяках. Он распространялся о каком-то средстве против сибирской язвы. Его мало интересовало — кто я, да и вообще литература. Меня поразила в нем базаровская манера, и я стал всюду приглядываться к этому нарождающемуся типу» (Половцев А. В. Воспоминания о Тургеневе. 

 «Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона — не из нелепого желания оскорбить молодое поколение, а просто вследствие наблюдений над моим знакомцем, доктором Д. и подобными ему лицами. 

Лица, подобные упомянутому доктору, то есть демократы-разночинцы, стали весьма распространенным явлением после 1861 года, вызвав к себе значительный интерес большого круга писателей.

Современники Тургенева не без оснований усматривали во взглядах Базарова отдельные яркие черты и другого лидера демократического движения. А. Добролюбова. И действительно, многие выпады Добролюбова против либерализма, против фальшивой дворянской филантропии, бесплодных словесных споров об общественном благе, гласности и прочих так Называемых либеральных свободах были использованы Тургеневым для политической характеристики главного героя романа.

О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.

4. Словарная работа.

Слово учителя. Отправившись в конце июля 1860 года в городок  Вентнор  на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен "Формулярный список действующих лиц новой повести", где под рубрикой "Евгений Базаров" Тургенев набросал предварительный портрет главного героя: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего…»  - пишет Тургенев.

Евгений Базаров «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много - энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности, бесплоднейший субъект - антипод Рудина - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки".

 «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» — так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.

Ребята, мы с вами столкнулись с новым понятием «нигилизм», новой тенденцией, современной Тургеневу. Какое значение имеет по вашему мнению это слово. Кто такие нигилисты?

Давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение этого слова. 

Слайд 7. Нигилизм – отрицание общепринятые ценностей, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)

Нигилизм -  «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать» В.Даль

Нигилизм – «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» (Толковый словарь русского языка) Читаю сама текст романа.

5. Эпоха в романе "Отцы и дети"

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению. Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий? ,

 Слайд 8.  Слово учителя: Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры.

  Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С.Тургенева.

Время действия романа период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования.

  Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли.

  В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности.

 Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям.

  Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

  В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. 

  В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне наконец получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью.

  Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам.

 В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "Отцах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына.

6. Работа с текстом (по группам). Давайте обратимся к первым главам романа и попробуем понять, как  эпоха постепенно переплетается с романом.

Слайд 9. 1группа-  Пейзаж. Описание, настроение, средства художественной выразительности.

 Глазами приятеля Базарова — Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце:«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

  Мы видим "деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички -"обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

  Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить

2 группа- Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными героями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страницах, в экспозиции.

  Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели приносить реальную пользу людям.

 Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душенном складе его героев.

 Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный , но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом ( места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

 Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

3 группа-   Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

  Дворовые не встречают старого и молодого барина ( вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Андреем Ивановичем Штольцем- везде толпа дворовых, крепостных)

  Слуга, в котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак не т-с, не видать».

  Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам.

  Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг( Савельичей, Захаров) теперь мало.

  Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить?...»

- Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни , для развития основного конфликта романа?

  - Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть?

 В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

Фильм. Кусочек о природе.

7. Рефлексия

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

  Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей : либералов и революционеров-демократов.

Синквейн. Выразите впечатление о героях, сложившиеся у вас по первым траницам романа, в синквейне (заранее распределить кто о ком)

Сиквейн - короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк. Классический сиквейн составляется следующим образом :

  • первая строка - одно слово(существительное или местоимение), выражающее тему,
  • вторая строка - два слова (прилагательное или причастие), описывающие свойства, признаки темы,
  • третья строка - три слова (глаголы или деепричастия), описывающие действие темы,
  • четвертая строка - фраза или предложение из четырех слов, выражающее отношение автора к теме,
  • одно слово(любая часть речи), выражающее суть темы, резюме.

Составление сиквейна - увлекательное и творческое занятие, подходящее для любого возраста. Оно развивает системное мышление и аналитические способности, учит вычленять главное и формулировать свою мысль.

8. Домашнее задание: 

1. Читать роман «Отцы и дети» главы 5-8. Обратить внимание на образы Базарова и Кирсанова.

2. Какие еще произведения русской литературы поднимают проблему конфликта поколений, как их можно соотнести с романом «Отцы и дети» И.С.Тургенева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

Презентация к уроку "Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Данная презеннтация подготовлена в качестве сопроождения к уроку по этой же теме....

Первый урок изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Урок литературы10 классТема урока:       ВСТРЕЧАЯ БАЗАРОВА… (пролог к изучению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)Цель урока:      создание ситу...

Урок по теме "История создания романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Основное внимание уделяется пртотипам главного героя романа  и общественным явлениям 50-60 годов XIX века, отраженным в романе. На уроке используется презентация....

Практическое задание для анализа текста романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Данные задания предназначены для сопровождения анализа текста романа  И. С. Тургенева "Отцы и дети"...

Материал для изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в вечерней школе

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.   В условиях современной жизн...

Краткое содержание романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", ОК, таблицы, кольцевая композиция романа

Данный материал позволяет успешно активизировать учебный процесс при изучении в 10-м классе романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"...