Проба пера
методическая разработка по литературе (5 класс)

Лапшанова Диана Рудольфовна

Программа внеурочной деятельности. Включает  уроки по изучению художественных произведений, теорию литературы и творческих занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_proba_pera2_.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 с углублённым изучением французского языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Принято

Утверждаю

Решением Общего собрания.

Протокол от _________2018г. № ___

Директор ГБОУ колы № 65

                                Ермолаева Н.Я.

Приказ от _____.2018г. №___-ШК

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проба пера»

Срок реализации – 1 год

Возраст учащихся 11-12  лет

Разработчик –

Лапшанова Диана Рудольфовна,

педагог дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время возрос интерес детей к чтению, появилось много талантливых современных писателей, в связи с ежегодным конкурсом "Творчество юных" дети  предпринимают попытки написать что-либо самостоятельно. В целях воспитания молодого поколения людьми творческими, интеллектуально развитыми, грамотными читателями очень важно приобщать их к  чтению, к созиданию, к творческому подходу в изучении литературы

Направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проба пера» предназначена для дополнительного образования учащихся, интересующихся чтением, творчеством русских и зарубежных писателей, предпринимающих попытки написать своё произведение, уровень освоения – общекультурный.

Воспитание интереса и любви к литературе, творчеству, чтению является одним из приоритетов образования на современном этапе развития общества. Традиционные формы работы (лекции, уроки, классные часы) не всегда позволяют сформировать внутреннюю позицию у обучающихся, поэтому необходимы новые методы и методики, предусматривающие активную позицию школьников, опыт самостоятельной социально одобряемой деятельности. Одной из форм такой деятельности можно считать творческие мастерские, выступления-рецензии на прочитанный материал, но для организации нестандартных занятий  необходимо сформировать у школьников соответствующие компетенции.

Эта программа создана познакомить детей с литературным пространством, привить любовь к чтению, творчеству. Программа предусматривает теоретические и практические занятия, которые имеют проблемный или частично-поисковый характер, что способствует активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей.

 Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история, география, литература, и другие. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, чтобы дать возможность ребенку удовлетворять его познавательные интересы и способствовать формированию мировоззрения интеллигентного человека. На занятиях  ребенок может не только слушать, но и самостоятельно изучать многие вещи, понимать, что  книги передают опыт предыдущих поколений и к ним нужно относиться бережно и внимательно. Творческая деятельность объединяет стороны воспитания: нравственное, эстетическое, экологическое.

Программа разработана на основе технологий обучения словесному описанию, рассуждению и повествованию, созданию новых текстов. Разработанная программа корректируется ежегодно в связи с новыми требованиями к образовательным программам, изложенными в нормативно-правовых документах:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»

2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение

Правительства Российской Федерации от 4сентября 2014 г. № 1726-р)

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р)

Актуальность и практическая значимость

Актуальность заявленной дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Проба пера»  в том, что в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», данная программа способствует обеспечению духовно-нравственного воспитания, формированию и развитию творческих способностей учащихся, их профессиональной ориентации, социализации и адаптации к жизни в обществе. Реализация данной программы вызвана необходимостью подготовки Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня. Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве.

В течение года во время занятий учащиеся познакомятся с новыми для них литературными произведениями, с литературными приемами, с теорией литературы.

Основу программы составляет литературоведческий компонент, который традиционно является эффективным средством  воспитания, обладает большим  образовательным потенциалом и создает условия для духовного и  интеллектуального развития личности.

У учащихся чтение и занятия литературным творчеством формируют мировоззрение и являются действенным средством воспитания любви к Родине, чувства глубокого уважения, гордости к истории и духовным ценностям своего народа. На примерах литературных  героев  дети делают выводы о том, что такое хорошо и что такое плохо, оценивают поступки персонажей. Ещё более эффективным методом воспитания ребёнка является приобщение его к литературному труду.

Отличительные особенности программы в том, что используемые на занятиях различные методы и приемы активно включают ребенка в процессы познания и социализации, т.к. каждая выдвинутая идея имеет своё обоснование, свой авторский взгляд, что и сделает каждого ребёнка успешным. Занятия помогают детям почувствовать удовольствие от процесса получения знаний и умений. Дети учатся слушать и слышать. Это будет способствовать проявлению таких личностных качеств как настойчивость, целеустремленность.

Творческая составляющая программы обладает рядом преимуществ

- разнообразием активных форм организации деятельности учащихся;

- совпадением  интересов детей и взрослых;

- доступностью изучения художественной литературы;

- способствует более глубокому изучению литературного наследия.

Адресат программы

Данная программа предназначена для учащихся в возрасте от 11 до 12 лет и разработана с учётом возрастных особенностей детей среднего школьного возраста, учитывает высокий уровень их познавательной активности и желание проявлять себя.

Объем и срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов – 36.

Цель-развитие творческих и исследовательских способностей ребёнка, создание условий для его профессиональной ориентации,  краеведческих игр и конкурсов, формирование познавательной потребности ребенка в освоении им литературного материала.

Задачи:

Обучающие:

  1. приобщить учащихся к культурному и историческому  литературному наследию;
  2. познакомить учащихся с основами литературоведения;
  3. обучить учащихся разработке, написанию и оформлению текстов, словесному описанию пейзажей, интерьеров, портретов литературных героев;
  4. обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;
  5. учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
  6. развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
  7. прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.

Развивающие:

  1. обучить учащихся умению творческой работы;
  2. обучить учащихся умению исследовательской работы;
  3. развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;
  4. развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения);
  5.  развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Воспитательные:

  1. способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  2. способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
  3. содействовать формированию патриотических чувств;
  4. содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов;
  5. содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
  6. содействовать развитию интереса  к изучению иностранного языка;
  7. содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
  8. содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
  9. содействовать воспитанию  нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

Условия реализации образовательной программы

Программа предлагается для учащихся 10-11 лет, которые умеют логически точно и грамотно выражать свои мысли, а самое главное увлеченных изучением литературы. Работа строится с учетом задач образования и комплексного подхода к воспитанию школьников. Занятия носят преимущественно практический характер, лишь небольшая часть проводится теоретически. Прием в группу осуществляется по желанию ребенка.  Предварительной подготовки не требуется.  

Условия формирования групп

Возможно зачисление в группу 1 года обучения детей 10-11 лет после собеседования с педагогом.

Формы организации деятельности детей на занятии:

  1. групповая,
  2. индивидуально-групповая,
  3. в парах сменного состава

Формы занятий:

  • лекции,
  • виртуальные экскурсии
  • творческие работы
  • беседа
  • конкурсы
  • самостоятельная работа с литературой
  • знакомство с книжными новинками
  • отчёты о прочитанных книгах
  • работа в библиотеках.

Наполняемость групп

1 год обучения - 22 человека

Материально-техническое обеспечение

Наличие помещения, пригодного для проведения групповых занятий, соответствующего требованиям СаНПиН, канцелярских и технических средств: компьютер, принтер мультимедийное оборудование, магнитофон, флэшка, доступ  в Интернет. У учащегося: письменные принадлежности.

Планируемые результаты

В результате освоения программы учащиеся будут:

Предметные результаты:

- владеть терминами и понятиями, заложенными в программе;

- знать основы литературоведения, некоторые приёмы построения текста;

- владеть умением словесного описания, повествования и рассуждения;

-знать изобразительно-выразительные средства поэтического языка ;

- целостный анализ поэтического произведения:

-умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;

- знать систему стихосложения и уметь определять  размер стиха.

Метапредметные результаты:

- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

-учиться работать по предложенному учителем плану

- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Личностные результаты:

-проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Учебный план

п/п

Раздел программы

Всего

часов

Теория

Практика

Формы контроля

  1. 1

Введение

1

1

Опрос

  1. 2

Устное народное творчество

5

2

3

Написание сказки

  1. 3

Литературная сказка

12

3

9

Опрос+ презентация

  1. 4

Секреты художественного стиля.Сюжет. Композиция. Изобразительно-выразительные средства)

7

4

3

Инд. задания

  1. 5

Тайны детектива

4

1

3

Инд. задания

  1. 6

Секреты фантастики

6

1

5

Написание рассказа

  1. 7

Обобщающее занятие

2

2

Опрос

Итого

36

12

24

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания

занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.2018

25.05.2019

36

36

36

1 час

1 раз в неделю

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 с углублённым изучением французского языка Выборгского района Санкт-Петербурга

П     Принято

Утверждаю

Решением Общего собрания.

Протокол от _________2018г. № ___

Директор ГБОУ колы № 65

Ермолаева Н.Я.

Приказ от _____.2018г. №___-ШК

Рабочая программа «Проба пера»

Срок реализации – 1 год

Возраст учащихся 11-12 лет

Разработчик –

Лапшанова Диана Рудольфовна,

педагог дополнительного образования

Особенности организации образовательного процесса

В течение года во время занятий  учащиеся смогут приобрести первоначальные знания о классической литературе и умения самостоятельно создавать текст на теоретических и практических занятиях.

Чтение художественной литературы доступно людям любого возраста, но особенно оно интересно детям так как оно позволяет открыть для себя новый художественный мир. Специфика творческой работы состоит в том, что она строится на фантазии учащихся. умении правильно организовать письменную речь, умении использовать читательский опыт. Это придаёт занятиям наглядность, конкретность, доступность, убедительность и воспитательное значение.

У учащихся творческое чтение формирует мировоззрение и является действенным средством воспитания важных личностных качеств. Таких, как доброта, отзывчивость, находчивость, упорство, самостоятельность, любовь к семье, друзьям, чувство любви к Родине, чувства глубокого уважения, гордости к истории и духовным ценностям своего народа..

  После окончания обучения  по данной программе учащиеся смогут применять полученные знания и умения ,участвуя в конкурсах  и фестивалях детского творчества посредством написания художественных, исследовательских и иных работ.

Задачи:

Обучающие: 

 учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;

 развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

 прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.

Развивающие:

 обучить учащихся умению творческой  и  исследовательской работы.

Воспитательные:

воспитывать любовь к чтению;

 развивать коммуникативную культуру и организаторские способности;

 воспитывать гражданскую ответственность.

Календарно-тематическое планирование

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Введение

1 ч

1

Вводное занятие. Что такое литература? Литературные роды

1

(Устное народное творчество)

(5 ч)

2

Жанры устного народного творчества.

1

3

Практическое занятие. Турнир загадок и пословиц.

1

4-5

Народная сказка.

Практикум. Написание сказки.

2

6

Обобщающее занятие по теме: «Начало искусства слова-в фольклоре».(М. Горький)

1

Литературная сказка.

(12 ч)

7

Волшебный мир Г.-Х Андерсена

1

8

Литературная  мастерская." Я издатель" (Работа в группах. Аннотация. Иллюстрирование. Конкурс работ)

1

9

Как с течением времени меняются сказочные герои. Мир Туве Янссон.

1

10-15

Наталья Щерба. "Чародеи". Герой-современник.

Особенность сказочного мира.

6

16

 Обобщающий урок. Сказочные превращения.

1

17-18

Презентация творческой работы.

2

Секреты художественного стиля.

(Сюжет. Композиция. Изобразительно-выразительные средства)

(7 ч)

19

Зачем нужно знать теорию литературы.

1

20

В чём секрет языка художественной литературы.

2

21

Практикум. Анализ художественного текста.

1

22

Занимательный сюжет. Не пером пишут – умом. Тайны писателей.

1

23

Композиция. Портрет. Пейзаж. Интерьер.

1

24

Практикум. В гостях у  волшебника

1

Тайны детектива.

(4 ч)

25

Эдгар По. Образ сыщика Огюста Дюпена

1

26-27

А. Конан Дойл. Шерлок Холмс -любимый герой -сыщик.

2

28

Игра "Угадай"

1

Секреты фантастики

(6ч)

29-30

 Светлый мир будущего. КИр Булычёв. "Сто лет тому вперёд"

2

31-32

 С. Лукьяненко "Рыцари сорока островов" Герой-подросток. и его проблемы

2

33-34

 О дивный новый мир. Написание фантастического рассказа.

2

Обобщающее занятие.

(2ч)

35-36

Аукцион знаний.

2

Содержание программы

1.Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности. Организационные вопросы (цели, задачи, планы и т.д.)  Что такое литература? Литературные роды  (Эпос. Лирика. Драма.)  ( 1час)

Устное народное творчество.

2.

Теория

 Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «Литература». Знакомство с литературными родами и жанрами: роман, рассказ, легенда, сказка, гимн, ода, послание, басня,  песня, стихотворение, баллада, поэма, комедия, трагедия .

Эпос (от греч. "повествование") - обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события. 

Лирика (от греч. "исполняемое под лиру") - обобщённое название произведений - как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя). 

Драма (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино. 

В пределах каждого рода литературы выделяют жанры - исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров). 

     ЭПОС     

   ЛИРИКА  

ДРАМА

эпопея

ода

трагедия

роман

элегия

комедия

повесть

гимн

драма

рассказ

сонет

трагикомедия

сказка 

послание

водевиль

басня

эпиграмма

мелодрама

 Лиро-

эпические

жанры      

  поэма       

 баллада   

Практика

 Работа с отрывками  из текстов.  Определение жанров

 

Тема 2: Устное народное творчество.

Теория

Понятие- устное творчество. Жанры устного творчества

Жанры фольклора

Жанр

Определение

Примеры

Сказка

Древнейший жанр устного народнопоэтического творчества. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира

 

Волшебная сказка

Повествует о том, как главный герой сталкивается с какой-то бедой или трудностями и как он их преодолевает. Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир

« Царевна-лягушка»,

«Марья Моревна», « Иван-царевич и серый волк»

Сказка о животных

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного

«Волк и Лиса», «Рукавичка», «Лиса и Журавль»

Бытовая сказка

Воспроизводит обыденную жизнь. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоят тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть)

«Мудрая дева», «Каша из топора», «Хитрый мужик»

Народная песня

Небольшое словесно-музыкальное фольклорное произведение, которое отражает национальный характер народа, обычаи, исторические события; своеобразна по жанровой структуре и языку.

Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Календарные обряды сопровождали колядки, масленичные песни, веснянки, жатвенные песни. Главное назначение календарных песен — оказать желаемое воздействие на природу, вызвать хороший урожай. Необрядовые песни исполнялись в самых различных условиях, в любое время года

«Во поле береза стояла...», «Дубинушка», «Два веселых гуся»,

«Черный ворон»

Былина

Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси.

От песен былины отличаются торжественностью, а от сказок — грандиозностью сюжетного действия

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» ,

«Вольга и Микула», «Добрыня и Змей», «Садко»

Предание

Созданный устно, имеющий установку на достоверность рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц, а также о происхождении тех или иных названий

Предания

«Повести временных лет»: «О белгородском киселе», «О мести княгини Ольги древлянам »;

предания о Петре Первом

Сказ

Жанр фольклора, повествование о современных событиях или недавнем прошлом; в отличие от легенды, обычно не содержит фантастического элемента. Форма эпического повествования, основанная на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа — рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь

«Еремеево слово», «Артемов ключ»

Пословица

Фольклорный жанр, афористически сжатое, образное, ритмически организованное изречение с поучительным смыслом

Что посеешь, то и пожнешь.

Бодливой корове бог рог не дает.

После драки кулаками не машут.

Лес рубят — щепки летят.

Поговорка

Фольклорный жанр, вошедшее в повседневную речь образное выражение, определяющее какое-либо явление жизни.

В отличие от пословицы, в поговорке нет законченного суждения, она лишь часть его. «Поговорка — это складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» (В. И. Даль)

Практические работы:

Анализ  текстов устного народного творчества  с целью определения их жанровой принадлежности. Загадки, народные песни, потешки. История сказочных персонажей.

Примеры русских потешек и пестушек

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

 

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

 

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

 

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

 

Хорошеньким — хорошок.
Пригоженьким — пригожок.
Стройненьким — стройнячок,
А родненьким — родняшок.

 

Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор,
Кашицу на стол.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печки не топил,
Каши не варил,
- Не будет тебе ничего!

 

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала:
- На-ка, милый пастушок,
Там коровка лежит,
На теленка глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет -
Надо кашу варить,
Кашей деток кормить.

Автроские  загадки. Например, К Чуковского.:

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое
и золотое.

Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!

Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо и хлеб — 
всю добычу мою
Я с радостью 
белым зверям отдаю

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не даётся.
Подите приведите четырнадцать коней,
Подите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Наблюдение за постороением загадок.

Задание: придумать свои загадки.

Написание  сказки

Наблюдение за посторением народной сказки. Придумываем зачин. Разрабатываем карту путешествия. Рисуем  своих героев. придумываем имена,друзей, врагов. Диалоги. Итог путешествия

«Начало искусства слова- в фольклоре».( М. Горький) Небольшие выступления учащихся о малых и больших фольклорных жанрах (по индивидуальным заданиям)

Тема 2: «Я знаю силу слов…».Литературная сказка. ( 12 часов)

Теория: Беседа о любимых писателях-сказочниках, понятие литературный образ, композиция, сюжет, художественное время и художественное пространство.

 Сказки  Андерсена, Пушкина, Маршака, Туве Янссон

– 2 команды, представление, эмблемы;
– выставка книг и рисунков;
– инсценировка;

1) Представление команд.

2) “Узнай сказку по иллюстрации”.

(10-16 слайд)

3) “Узнай сказку по её началу” (читает учитель).

4) “Угадай героя” (читают дети, задания на листочках).

5) “Бюро находок”.

6) “Узнай сказку по ключевым словам”.

7) Кроссворд.

 

Физкультминутка “Герои сказок Андерсена”

Инсценировка отрывков.

Вопросы болельщикам

Практические работы:

Викторины по творчеству писателей-сказочников. Решение проблемы: как понимать – "Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят, —

Он из души их достает."

Л. Болеславский

Литературная  мастерская." Я издатель" (Работа в группах. Аннотация. Иллюстрирование. Конкурс работ)

Как с течением времени меняются сказочные герои. Мир Туве Янссон. Наталья Щерба. "Часодеи". Герой-современник. Особенность сказочного мира писательницы. .

 Василиса — обычная земная девочка, живущая с бабушкой, — неожиданно узнает, что ее отец — влиятельный маг Эфлары, мира, построенного на особой часовой магии. Попав в страну часодеев, фей и лютов, Василиса оказывается в центре опасной игры. Даже друзья не могут понять, кто же она сама? Неумеха, ничего не знающая о своем происхождении? Шпионка, засланная отцом, чтобы заполучить трон? Или могущественная часовщица, которая умеет управлять временем и может спасти Землю и Эфлару от грядущего столкновения?

Тема 3: Секреты художественного стиля. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (7 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Эпитет. Гипербола. Композиция. Портрет. Пейзаж. Интерьер.

Тропы.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

Виды тропов и примеры к ним в таблице:

метафора – перенос значения слова по сходству мертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного) яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и  эмоциональность Куда ты скачешь, гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий   в конкретных художественных образах весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого в сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки Откуда, умная, бредешь ты, голова?
Фигуры речи, строение предложений.

В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот пришел, увидел, победил
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом Железная правда – живой на зависть,
Железный пестик, и железная завязь.

каламбур – игра слов Шел дождь и два студента.
риторическое восклицание (вопрос, обращение) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Да здравствует солнце, да скроется тьма!


синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений молодым везде у нас дорога,
старикам везде у нас почет

многосоюзие – повтор избыточного союза И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…

бессоюзие – построение  сложных предложений или ряда однородных членов  без союзов Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари…

эллипсис -  пропуск подразумеваемого слова я за свечкой – свечка в печку
инверсия – непрямой порядок слов Изумительный наш народ.
антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы Где стол был яств, там гроб стоит
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий живой труп, пожар льда
цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов. Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
вопросно-ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению
ряды однородных членов предложения– перечисление однородных понятий Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
парцелляция– предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы. Я видел солнце. Над головой.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Наблюдение за сюжетом произведений. Композиция рассказа.(Рассказы О,Генри)

Тема 4: Жанр детектива. (4 часа)

Теория: Сюжет детективного жанра. Новый герой-сыщик Рассказы А. Конан Дойла, Эдгара По

1. КАМИННЫЙ ДЕТЕКТИВ.

Это самый что ни на есть традиционный тип детективной истории, в котором произошло убийство и имеется узкий круг подозреваемых. Доподлинно известно, что один из подозреваемых и есть убийца. Сыщик должен вычислить преступника.

Примеры: многочисленные рассказы Гофмана и Э.А. По.

2. УСЛОЖНЕННЫЙ КАМИННЫЙ ДЕТЕКТИВ.

Вариация предыдущей схемы, где так же имеет место загадочное убийство, очерчивается ограниченный круг подозреваемых, но убийцей оказывается кто-то сторонний и обычно совсем незаметный (садовник, слуга или дворецкий). Словом, второстепенный персонаж, на которого мы и не могли подумать.

Сыщик, как и всегда, наметил круг подозреваемых и пытается вычислить преступника. Но в числе подозреваемых нет одного убийцы, потому что жертву убили все, совместными усилиями.

Практические работы: Игра «Угадай».

1) “Узнай рассказ по иллюстрации”.

2) “Узнай рассказ по его началу” (читает учитель).

3) “Угадай героя” (читают дети, задания на листочках).

4) “Бюро находок”.

5) “Узнай рассказ по ключевым словам”.

6) Кроссворд.

Тема 5:Секреты фантастики.

Теория:  Жанры фантастики. Темы и идеи фантастических произведений.

Кир Булычёв. "Сто лет тому вперёд"

 В своих произведениях Кир Булычёв охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.

«Приключения Алисы» — цикл, серия книг Кира Булычёва в жанре фантастики для детей, подростков и взрослых, описывающих приключения Алисы Селезнёвой. Книги цикла писались автором на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1965 года (повесть «Девочка, с которой ничего не случится») и заканчивая 2003 годом («Алиса и Алисия»). Точного порядка книг в серии по времени описываемых в них событий нет, хотя некоторые исследователи предпринимали попытки ранжировать книги серии по предполагаемому возрасту Алисы в каждой из них.

Действие цикла происходит в научно-фантастическом будущем конца XXI века. Главным героем является Алиса Селезнёва, «девочка с Земли», дочь профессора биологии и директора зоопарка КосмоЗоо Игоря Селезнева. Каждая из повестей посвящена какому-либо отдельному её приключению в космосе, на Земле, в прошлом или даже в сказочном мире. Ряд книг был экранизирован.

По словам Булычёва, цель его сериала

…найти пути к детской литературе, которая была бы адекватна поколениям детей, взращённых телевизором, а потом и компьютером[1]

Сергей Лукьяненко "Рыцари сорока островов".

Действие романа происходит в мире Сорока Островов, созданном инопланетянами искусственном полигоне для проведения исследования моделей поведения наиболее перспективных детей Земли. Создавая двойников настоящих детей, пришельцы помещают их на один из островов, где те вынуждены насмерть сражаться с остальными за право вернуться домой при помощи деревянных мечей, которые могут становиться стальными. Однако ребята понимают, что всё это время они находились под куполом, устраивают диверсию и проникают за купол, пока отключилась техника пришельцев. Но только главный герой и его подруга успевают воспользоваться проходом обратно на Землю.

В 1995 году роман был отмечен премией «Меч Руматы», одной из жанровых премий «Странник», за лучшее произведение в жанре героико-романтической и приключенческой фантастики.

Практические работы: 

О дивный новый мир. Написание фантастического рассказа.

Будущее планеты Земля.

Эпизод из жизни героя.

Герой-сам автор, повзрослевший, такой. каким он планирует и хочет стать в будущем. ( В сюжете может быть  задействована Машина Времени, космические  корабли и т.д.)

Тема 9: Обобщающее занятие . Аукцион знаний

Ученики вместе с учителями готовят праздник, на который в качестве зрителей приглашаются учащиеся из других классов, учителя и другие гости.

Подготовка включает следующие этапы:

1. Обсуждение идеи (сюжета).

2. Создание сценария.

3. Выбор ведущих.

4. Репетиции.

6. Оформление помещения (декорации, плакаты, газеты, детские рисунки, портреты сказочников)

7. Музыкальное оформление мероприятия.

Технология построения мероприятия

Главное в этой работе – коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность, сотрудничество с учителями, выступающими в роли помощников и советчиков.

1 раунд. «Угадай-ка»

2 раунд. «Вспомни литературное произведение»

3 раунд. «Пантомима»

4 раунд. «Кроссворд». Участникам раздаются вопросы. Затем вы должны составить кроссворд с получившимися ответами.

Игра  со зрителями

5 раунд. «Чудеса в языке». Наш русский язык чрезвычайно богат и разнообразен. 

6 раунд. Игра «Что? Где? Когда?», то есть игра вопросов и ответов.

7 раунд. Конкурс капитанов

Оценочные и методические материалы

Методы и приёмы обучения

Методы обучения

Словесный -  является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени;

Наглядный – работа с презентациями, просмотр альбомов, книг, документов;

Поисковый – сбор информации по заданной теме; изучение исторических  и художественных источников;

Исследовательский – изучение материалов   в библиотеке, используя Интернет-ресурсы

Учащиеся должны овладеть приемами работы с книгой, умением составления плана, выписок, конспекта, создания художественного текста. Основными показателями результативности программы является активное участие детей в конкурсных мероприятиях, ведение читательского дневника, написанию творческих работ. Это позволяет им продемонстрировать свои знания и  умения, полученные в результате освоения программы объединения «Проба пера», заинтересованность участников объединения в дальнейшем изучении, соблюдении и пропаганде чтения и литературного творчества.

Формы подведения итогов: конкурс на написание  сказки, турниры  сказок, загадок, фантастических рассказов, викторины по устному народному творчеству и  детективным рассказам Э.По и  А. Конан Дойла и другие массовые тематические мероприятия.

Виды и формы контроля освоения программы:

- вводный –правила ТБ на занятиях, правила поведения во время занятий и массовых мероприятий, ПДД;

- текущий - проблемно-поисковые задания, участие в проведении викторин, читательский дневник, устные выступления, презентации,  доклады, чтение стихов, цитирование;

 - итоговый - аукцион знаний. Презентация "Чему я научился за этот год»,   выступление.

Критерии результативности программы   определяются тремя основными категориями:

-  образовательной — формирование знаний учащихся кружка «Проба пера»  по вопросам литературоведения, умение ориентироваться в современной детской литературе;

культурной - сформировать эстетически – ценностные ориентиры личности на примере изучения художественных произведений, воспитывать самостоятельное видение произведений культуры и искусства как отображение истории;

- социальной - готовность к социально-значимой деятельности, направленной  на  развитие у них общественной активности.

Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:

  1. оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  2. называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  3. самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Метапредметными: результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Регулятивные УУД:

-умение работать по предложенным методикам, инструкциям;

-умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.

Коммуникативные УУД:

-умение работать в паре и в коллективе;

-умение работать над проектом в команде.

Планируемые результаты.

Предметными результатами изучения является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

- основы теории литературы;

-определять:

композицию литературного произведения;

жанровое разнообразие литературы;

изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

систему стихосложения;

размер стиха.

Уметь:

- с помощью педагога анализировать художественную литературу;

-осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

-самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. 

                          

Предполагаемые результаты:

учащийся научится:

-ориентироваться в детской художественной литературе;

-ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к теме занятий;

-выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

-проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;

-научится анализировать и синтезировать необходимую информацию;

-использовать различные справочные издания;

-устанавливать причинноследственные связи;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

учащийся получит возможность для формирования:

-основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой город, страну;

-мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Результаты обучения

  1. Ценностно-смысловая компетенция:

 направленность личности на совместную деятельность и взаимодействие с другими людьми.

- знания об основных ценностях, высокий уровень эмпатии, степень независимости и самостоятельности в своих поступках, принятие и использование ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми. Инструментально-операциональный:

 -овладение способами деятельности по оценке явлений окружающей действительности, выявлении личностных смыслов, рефлексии своих действий и поступков.).

2.Общекультурная компетенция:

 - осуществлять межличностные продуктивные контакты;

- адекватно оценивать способы и результаты общения в разных социальных и производственных ситуациях;

- сознательному изучению и развитию собственных коммуникативных качеств;

- владеть способами достижения взаимопонимания;

- владеть речью как средством продуктивного общения;

3.Учебно-познавательная компетенция:

 знать теорию литературы;

 понимать терминологию, предусмотренную разделами программы;

 сравнивать, сопоставлять и оценивать работу на занятиях.

4.Информационная:

 находить и отбирать информацию из источников различного типа, необходимую для составления презентаций на заданную тему.

5.Коммуникативная:

 работать в группе;

 применять ораторское мастерство при выступлении;

аргументировать свою точку зрения, отвечая на вопросы одногруппников.

Система контроля результативности обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, а также их периодичности.

Педагог осуществляет отслеживание результатов образовательной

деятельности следующим образом:

- текущий мониторинг проводится в процессе изучения основных тем

программы в форме устного опроса или выполнения творческих заданий,

- промежуточный мониторинг – проверка теоретических и практических знаний после изучения основных разделов программы,

- итоговый мониторинг проводится в конце учебного года в форме защиты

разработанного выступления с презентацией.

Степень проявления оцениваемого качества определяется по трём уровням:

высокий (5 баллов), средний (3 балла), низкий (1 балл).

Данные итогового мониторинга заносятся в таблицы: сводную таблицу

результатов образовательной деятельности учащихся: ФИ учащихся отдельно по каждой группе; графы оценки по каждому учащемуся и каждому показателю.

Рейтинг обучающегося определяется вычислением среднего балла: сумма

всех баллов / количество критериев. На основании результатов мониторинга

педагог определяет долю учащихся (в % от общего количества), полностью

освоивших программу (4-5 баллов), освоивших в основном (3-3,9 балла), освоивших частично (1-2,9 баллов).

Итоговым продуктом реализации программы является либо самостоятельно написанный рассказ (сказка), либо презентация по прочитанной книге.

При оценке результатов учитываются следующие критерии:

* Новизна материала, художественность, использование ИВР,  соответствие смысла и содержания  работ;

* Мастерство и качество работ;

* Оригинальность идеи;

* Эстетика исполнения;

* Самостоятельность;

* Соответствие возрасту;

* Эмоциональное воздействие.

Высокий уровень: творческие  работы соответствуют возрасту адресатов и адресантов, эстетичны, самостоятельно выполнены, эмоционально воздействуют на читателя, композиционно выдержаны.

Средний уровень: информация в творческих работах  излишняя или недостаточная, не весь материал соответствует возрасту целевой аудитории, наблюдается частичный отход от темы.

Низкий уровень: работа не самостоятельна, не прослеживается художественный замысел.

Культура речи учащегося

Высокий уровень: демонстрация свободной правильной литературной речи,

эмоциональность рассказа.

Средний уровень: выступлении  опора на текст, присутствуют

негрубые грамматические ошибки в речи.

Низкий уровень: отсутствие свободного владения устной речью,

допущены грамматические ошибки, монотонность рассказа.

Культура общения

Высокий уровень: высокая компетентность при ответе на вопросы, слушателей, доброжелательность, умение расположить к себе, заинтересовать разрабатываемой темой, отсутствие конфликтных ситуаций.

Средний уровень: скованность во время общения, неумение удержать внимание аудитории на протяжении всего выступления.

Низкий уровень: неумение установить психологический контакт с аудиторией, активизировать внимание слушателей.

Методические разработки автора:

  1. Литературная  мастерская." Я издатель" (Работа в группах. Аннотация. Иллюстрирование. Конкурс работ).
  2. . Турнир загадок и пословиц.
  3.  Литературная  игра."Занимательный сюжет. Не пером пишут – умом. Тайны писателей."

Информационные источники

(представлены в электронном виде)

  1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 2012.
  2. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. — М., 2011.
  3. Добин Е. С. Сюжет и действительность. — Л., 2016.
  4. Борменкова Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей-сфера 2018
  5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2002. 
  6. Проектная деятельность на уроках литературы. -Русское слово ,2018Янушевский М.Н.
  7. . Браже Т. Г. Заветные списки: Исповедально-завещательная библиография в Интернет. Чтение как способ саморазвития и самоидентификации. – URL:
  8. http://www.zavetspisok.ru/brage.htm
  9. Галактионова Т. Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. - СПб. : Книжный Дом, 2008.
  10. Воюшина М. П. Способность к диалогу – основа профессионализма учителя // Вестник

  1. Герценовского университета, 2010. – №1. – С. 99–102

Электронные ресурсы

  1. Российская сеть информационного общества, созданная в 1999 г. как открытое объединение людей, занимающихся проблемами развития экономики, политики, образования, общества в целом, на базе сетевых и информационных технологий, исследователей психологических, социальных и философских вопросов интернет-коммуникаций: www.isn.ru/index 314.shtml.

  1. Научная электронная библиотека включает полнотекстовые электронные версии лучших зарубежных и российских журналов по всем направлениям фундаментальной науки (свыше 6 тыс. названий журналов, около 8,5 млн статей), диссертации авторов из более чем 1000 учебных заведений мира, базы данных по медицине, математике, журналы ИНИОН РАН, информационный бюллетень РФФИ и т.д.: www.elibrary.ru.

  1. Университетская информационная система «РОССИЯ» создана и поддерживается как база электронных ресурсов для исследований и образования в области экономики, социологии, политологии, международных отношений и других гуманитарных наук и с 2000 г. открыта для коллективного доступа университетов, вузов, научных институтов РФ и специалистов: www.cir.ru/index.jsp.

4. Библиотека диссертаций предназначена для студентов, соискателей,

аспирантов, занимающихся научными исследованиями, а также для всех,

кто интересуется состоянием науки на современном этапе развития общества. Обеспечен свободный доступ к электронным версиям кандидатских и докторских диссертаций по всем отраслям знания. Здесь же содержится самая свежая информация об изменениях в сфере законодательства, касающегося различных аспектов защиты диссертаций, о списке необходимых для защиты документов и о самой процедуре защиты. На сайте кандидаты и доктора наук делятся опытом и сведениями, необходимыми для защиты и помогающими избежать многих трудностей и проблем при подготовке и защите диссертации: www.disser.hlO.ru.

5. Открытая электронная библиотека (проект Российской государственной библиотеки). Опубликованы полные тексты книг (более 6 тысяч), диссертаций (более 500), иллюстрации по всем отраслям знания: orel.rsl.ru.

6. Портал www.auditorium.ru содержит обширную библиотеку учебной и научной литературы по различным гуманитарным дисциплинам, в том числе психологии.

7. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского. На сайте представлены в свободном доступе электронный каталог, полнотекстовая база авторефератов диссертаций по педагогике и народному образованию, коллекции ссылок на Интернет-ресурсы. Особенно интересна коллекция ссылок на полнотекстовые документы «Педагогика в Интернете» с несколькими разделами, включая психологию (26 ссылок). Коллекция ссылок постоянно пополняется: www.gnpbu.ru.

8. Центр развития кадровых технологий. Сайт создан с целью развития информационного обмена в среде научной общественности, оказания помощи аспирантам и соискателям в научных исследованиях, подготовке диссертаций, поиске коллег. Он предлагает федеральную базу диссертационных исследований, которой можно воспользоваться, не приезжая в Москву. Часть оказываемых услуг платная: nauka.vkpk.ru.

9. «Русский курьер» – центр электронной доставки документов и информации Российской государственной библиотеки. Предоставляет следующие услуги: поиск документов и информации; электронное копирование книг, статей, авторефератов и других документов из фондов российских и зарубежных библиотек; справочно-библиографические услуги; составление фактографических, библиографических и адресных справок; написание аналитических обзоров по культуре и искусству; изготовление и копирование микрофильмов и микрофиш; экспресс-переводы. Цель работы «Русского курьера» – сделать богатейшие фонды Российской государственной библиотеки, а также других библиотек, архивов, баз данных доступными пользователю в любой точке земного шара. Партнерами Российской государственной библиотеки и «Русского курьера» по книгообмену и межбиблиотечному абонементу являются 2500 библиотек более чем в 100 странах: www.edd.ru.

10. Электронная библиотека диссертаций РГБ предоставляет возможности доступа к электронным диссертациям и электронным каталогам диссертаций и авторефератов: www.diss.rsl.ru.

11. Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского имеет Интернет-адрес:lsl..ksu

.ru /inside 10. htm.

12. Портал «Гуманитарное образование» содержит учебную и научную литературу, диссертации по ряду гуманитарных дисциплин, в том числе по психологии: humanities.edu.ш.

13. PsycINFO. Большие электронные базы данных психологической литературы, опубликованной в мире, содержатся на сайте www.apa. org/psycinfo. Основная база данных имеет около 2 млн ссылок на психологическую литературу с XIX в. до настоящего времени из журнальных статей, книг, фрагментов книг, отчетов и диссертаций. В базе можно найти резюме огромного числа психологических публикаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Пробуем перо"

     Мой педагогический стаж - более 20 лет. Всегда старалась ввести в преподавание нотку творчества. Так и появилась "литературная гостиная", участником которой может стать любо...

Авторская программа факультатива по литературе «Проба пера»

Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.В ...

Творческий проект поэтического клуба "Мы пробуем перо"

"Я хочу жить здорово!" Творческий проект поэтического клуба "Мы пробуем перо", посвящённый пропаганде здорового образа жизни....

"Проба пера"

Несколько графических рисунков, выполненные учащимися в программе CORELDRAW на кружке "Компьютерная графика"...

Рождественская презентация поэтического клуба "Мы пробуем перо".

В презентацию включены стихотворения собственного сочинения членов поэтического клуба "Мы пробуем перо"....

Литературная гостиная "Проба пера"

Мы прикоснёмся к удивительному миру Поэзии, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить....

Программа секции «Проба пера: творческие работы разных жанров и литературоведческие исследования» (Малая академия наук)

Программа предназначена для занятий с разновозрастным коллективом школьников, проявляющих интерес к исследовательской и творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный по...