календарно-тематическое планирование
рабочая программа по литературе (5 класс)

Бороздина Анна Владимировна

тематическое планироние по литературе 5,7,10 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5_klass_2020g.doc471 КБ
Файл literatura_7_klass_2020g.docx262.74 КБ

Предварительный просмотр:

   1. Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение,2012год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа:

Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе следующих документов: Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

        - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении САНПИН 2.4.2812-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с учетом Изменений №3, утвержденных Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81);

        -Приказом МО РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего и среднего общего образования (в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 13.12.2013 г. № 1342);

        - Приказом МО РФ от 17.12.2012 г. № 1897 «Об утверждении и введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;

        - Письмом МО ОО от 18.10.2018 г. № 18455 «О торжественных мероприятиях в 2020 году» и авторской и авторской программы под редакцией  В.Я. Коровиной, 2012 г.  

  •  учебному плану МБОУ «Татарская СОШ»;

 

2.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.  

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. (Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

 4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения).  

5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. (Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества).  

Метапредметные результаты освоения ООП.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия.

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  •  формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

 Обучающийся сможет:

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

 Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  •  строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  •  переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  1.  Смысловое чтение.

 Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  •  распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  •  соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

            Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  •  использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

           

            Предметные УУД:


Ученик научится:

  • понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • сопоставлять духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературного произведения.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Сведения о количестве учебных часов

Данная программа рассчитана на 102 часа  (3 часа в неделю), 35 рабочих недель в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.

3.Содержание учебного предмета

Введение. (1 ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.(10 ч.)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

ОДНКР В мире культуры. 

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.(2ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

ОДНКР Нравственные ценности российского народа.

Из литературы XVIII века.(1 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века. (39ч.)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица»,  «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

 Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

 «Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»;  И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века. (23ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) (3ч.)

 Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. (3ч.)

И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.( 8ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ОДНКР Религия и культура.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

 Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера»(отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

  Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья…».Няне.

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)

 А.А. Фет. Весенний дождь.

М.Ю. Лермонтов. Бородино.

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения  (по выбору учащихся).

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

 Формы контроля

Виды контрольных работ

Количество контрольных работ

Сочинение

3

Тест

4

Контрольная работа

2

Тематическое планирование                                                                                                                                                                                

№ п/п

№ урока в теме

Дата

Тема урока

Кол-во часов

По плану

Фактически

1.

1

03.09

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1

Устное народное творчество - 10 ч.

2.

1

05.09

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

1

3.

2

09.09

Детский фольклор. ОДНКР Величие многонациональной российской культуры.

1

4.

3

10.09

Входная контрольная работа.

Сказка как особый жанр фольклора. ОДНКР Человек- творец и носитель культуры.

1

5.

4

12.09

 «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. Анализ контрольной работы

1

6.

5

16.09

Народная мораль в характерах и поступках героев.

1

7.

6

17.09

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.

1

8.

7

19.09

Изобразительный характер формул волшебной сказки.

1

9.

8

23.09

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания

1

10.

9

24.09

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

1

11.

10

26.09

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

1

Древнерусская литература

2 ч.

12.

1

30.09

Возникновение древнерусской литературы. 

 «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

13.

2

01.10

 «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

ОДНКР «Береги землю родимую, как мать любимую».

1

Литература 18 века

1 ч.

14.

1

03.10

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1

Литература 19 века

39  ч.

15.

1

07.10

Русские басни. Басня как литературный жанр

1

16.

2

08.10

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

1

17.

3

10.10

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

1

18.

4

14.10

Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне

1

19.

5

15.10

В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

1

20.

6

17.10

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

21.

7

21.10

 «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

22.

8

22.10

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

1

23.

9

24.10

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

1

24.

10

28.10

Контрольная работа по итогам 1 четверти.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»

1

25.

11

29.10

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

ОДНКР Жизнь ратными подвигами полна. Анализ контрольной работы.

1

26.

12

31.10

Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

27.

13

11.11

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность

1

28.

14

12.11

Р/р Королевич  Елисей. Победа добра над злом.

1

29.

15

14.11

В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

1

30.

16

18.11

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

1

31.

17

19.11

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание

1

32.

18

21.11

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

ОДНКР «Культурное наследие христианской Руси».

1

33.

19

25.11

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

1

34.

20

26.11

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место»

1

35.

21

28.11

Реальное и фантастическое в сюжете повести

1

36.

22

02.12

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

37.

23

03.12

Контрольная работа     № 1по произведениям 1-ой половины 19 века

1

38.

24

05.12

 «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

1

39.

25

09.12

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». ОДНКР «В труде красота человека».

1

40.

26

10.12

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

1

41.

27

12.12

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

1

42.

28

16.12

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

43.

29

17.12

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму.

1

44.

30

19.12

Р/р Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострада ние, великодушие, тру-долюбие.

1

45.

31

23.12

Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками

1

46.

32

24.12

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

47.

33

26.12

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1

48.

34

13.01

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

1

49.

35

14.01

Странная дружба Жилина и Дины.

1

50.

36

16.01

Р/р Краткость и выразительность языка рассказа.

1

51.

37

20.01

Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1

52.

38

21.01

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

1

53.

39

23.01

В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

1

Русские поэты 19 века о Родине - 2 ч.

54.

1

27.01

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

1

55.

2

28.01

Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

1

Русская литература 20 века

23 ч.

56.

1

30.01

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»

ОДНКР «Плод добрых трудов славен».

1

57.

2

03.02

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

ОДНКР «Семья – хранитель духовных ценностей».

1

58.

3

04.02

Повесть. Сюжет и композиция повести            «В дурном обществе»

1

59.

4

06.02

Путь Васи к правде и добру

1

60.

5

10.02

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

1

61.

6

11.02

Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

1

62.

7

13.02

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

1

63.

8

17.02

Р/р Стихотворение  «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

1

64.

9

18.02

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»

1

65.

10

20.02

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

1

66.

11

24.02

В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

1

67.

12

25.02

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

1

68.

13

27.02

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

1

69.

14

02.03

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

ОДНКР «Бережное отношение к природе».

1

70.

15

03.03

Р/р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

1

71.

16

05.03

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

1

72.

17

09.03

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

1

73.

18

10.03

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки.

1

74.

19

12.03

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

1

75.

20

16.03

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

1

76.

21

17.03

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

1

77.

22

19.03

Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»

1

78.

23

30.03

Р/р Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

1

Поэты о Вов (1941 - 1945)

3 ч.

79.

1

31.03

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

1

80

2

02.04

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

1

81.

3

06.04

Р/р Великая Отечественная война в жизни моей семьи

1

Писатели и поэты 20 века  о Родине - 3 ч.

82.

1

07.04

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

1

83.

2

09.04

Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд, заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)

1

84.

3

13.04

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Амина - до. «Города и годы»

1

Писатели улыбаются   2 ч.

85.

1

14.04

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

1

86.

2

16.04

В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

1

Зарубежная литература

8 ч.

87,

88

1-2

20.04

21.04

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо».

ОДНКР «Культура ислама»

2

89.

3

23.04

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

1

90.

4

27.04

Два мира сказки «Снежная королева»

1

91.

5

28.04

В/ч Писатели-сказочники и их герои

1

92.

6

30.04

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

1

93.

7

04.05

Том Сойер и его друзья

1

94.

8

05.05

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

1

95.

1

07.05

Обобщение изученного материале за курс 5 класса.

1

96.

2

11.05

Контрольная работа     № 2 по курсу литературы 20  века

1

97

98

99

100

101

3,

4,

5,

6,

7

12.05

14.05

18.05

19.05

21.05

Уроки внеклассного чтения

1. Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. "Детство".

2. А.П. Чехов. "Ванька", "Беглец"

3. Мифы Древней Греции.

4. П. Ершов. "Конек-горбунок".

5. Басни И.А. Крылова («Бочка»,»Камень и червяк».)

5

102.

8

25.05

Подведение итогов года. Рекомендации на лето

1



Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Тематическое планирование рассчитано на 68 часов (2 учебных часа в неделю).

Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа:

Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе следующих документов: Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

        - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении САНПИН 2.4.2812-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с учетом Изменений №3, утвержденных Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81);

        -Приказом МО РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего и среднего общего образования (в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 13.12.2013 г. № 1342);

        - Приказом МО РФ от 17.12.2012 г. № 1897 «Об утверждении и введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;

           - Письмом МО ОО от 18.10.2018 г. № 18455 «О торжественных мероприятиях в 2020 году» и авторской программы под редакцией Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И..,Просвещение 2014г

-   учебному плану МБОУ «Татарская СОШ»;

2. Планируемые результаты изучения курса.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Ученик научится:
• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

Ученик  получит возможность научится:

• владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
• понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;
• воспринимать  на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
•  пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

3.Содержание учебного предмета

Введение(1 ч)

 Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Устное народное творчество (6 ч)

Предания.  Поэтическая автобиография народа.  Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. Понятие о былине.  Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Киевский цикл былин.  «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.

     Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской  литературы (2 ч)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской  литературы. Нравственные заветы  Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности

«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге

«Повесть о  Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

     Теория литературы. Поучение (начальные  представления). Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века ( 2 ч)

М.В.Ломоносов.  Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея  Величества государыни Императрицы Елисаветы  Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.

Г.Р.Державин.  «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

     Теория литературы.  Ода (начальные  представления).

Из русской литературы XIX века (28 ч)

А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России.  «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении   Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII.

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие  языка

      Теория литературы.  Баллада  (развитие представлений).

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.  Трагическое и гуманистическое в повести.

     Теория литературы.  Повесть  (развитие представлений).

М.Ю.Лермонтов.  «Песня  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».  Картины быта ХYIвека   и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.  Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы

     Теория литературы.  Фольклоризм литературы  (развитие представлений).

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы  и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия.  Патриотический пафос повести

     Теория литературы.  Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.  Нравственные проблемы рассказа.  Стихотворения в прозе.  «Русский язык». Особенности жанра

      Теория литературы.  Стихотворения в прозе

Н.А.Некрасов.  «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».  Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда».  Боль поэта за судьбу народа.  «Размышления у парадного подъезда».  Боль поэта за судьбу народа

        Теория литературы.  Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).

А.К.Толстой.  Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.

М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».  «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.

       Теория литературы.  Гротеск (начальное представление).

Л.Н.Толстой.  «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.  Нравственный смысл рассказа..

А.П.Чехов. «Хамелеон».  Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения)

       Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)

Стихотворения  русских поэтов ХIХ о родной  природе.

В. Жуковский. «Приход весны»,  А.К.Толстой.  «Край ты мой,  родимый край…». И.А.Бунин.  «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

Из русской литературы  ХХ века (22 ч)

М.Горький.  «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое,  здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко»  («Старуха  Изергиль»).

       Теория литературы. Понятие о теме  и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.

В.В.Маяковский.  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.  «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя

      Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).

Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения

А.П.Платонов.  «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей.  Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова

Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др

Ф.А.Абрамов.  «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа

      Теория литературы. Литературные традиции

Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов).  Общее и индивидуальное  в восприятии природы русскими поэтами

А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…»,  «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни».  Философские проблемы в лирике Твардовского

     Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Д.С.Лихачёв.  «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.

      Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как  публицистический жанр (начальное представление).

М.М.Зощенко. «Беда». Смешное  и грустное в рассказах писателя

ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ века

Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века

Из литературы народов России (1 ч)

Расул Гамзатов.  «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта

Из зарубежной литературы ( 6 ч)

Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

      Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)

О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ  - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса»

Тематическое планирование

по литературе, 7 класс,

68 часов (2 часа в неделю)

п/п

№ урока в теме

Дата

Название темы

Кол- во часов

По плану

Фактически

Введение ( 1 ч)

1

1

      04.09

04.09

Введение. Книга в жизни человека

1

Устное народное творчество ( 6 ч)

2

1

06.09

05.09

Предания

1

3

2

11.09

10.09

Пословицы и поговорки

1

4

3

13.09

11.09

Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович».

1

5

4

18.09

13.09

Былина «Садко».

1

6

5

20.09

16.09

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1

7

6

25.09

18.09

Поэма «Песнь о Роланде» - вершина французского эпоса.

1

Из древнерусской литературы (2 ч)

8

1

27.09

25.09

«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха.

1

9

2

02.10

27.09

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

Из русской литературы XVIII века (2 ч)

10

1

04.10

 М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»

1

11

2

09.10

Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленьи..»,  «На птичку»

1

Из русской литературы XIX века (28 ч)

12

1

11.10

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава».

1

13

2

16.10

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник

1

14

3

18.10

А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

1

15

4

23.10

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

1

16

5

25.10

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

1

17

6

30.10

Контрольная работа по итогам 1 четверти.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

18

7

01.11

Нравственный поединок Калашникова с   Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

1

19

8

13.11

М. Ю. Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы. «Когда волнуется желтеющая нива...». Мастерство поэта в создании художественных образов. «Молитва», «Ангел».

1

20

9

15.11

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1

21

10

20.11

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

1

22

11

22.11

Смысл противопоставления Остала и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

1

23

12

27.11

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

24

13

29.11

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк».

1

25

14

04.12

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача».

1

26

15

06.12

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме.

1

27

16

11.12

Урок внеклассного чтения. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

1

28

17

13.12

А.  К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

1

29

18

18.12

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

30

19

20.12

Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Подготовка к домашнему сочинению

1

31

20

25.12

Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

32

21

27.12

Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1

33

22

15.01

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

1

34

23

17.01

А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов.

1

35

24

22.01

Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

1

36

25

24.01

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

1

37

26

29.01

Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

1

38

27

31.01

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», И.А. Бунин «Родина»

1

39

28

05.02

Контрольная работа

1

Из русской литературы XX века (22  ч)

40

1

07.02

И. А. Бунин  Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1

41

2

12.02

Развитие речи. И. А. Бунин. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства»

1

42

3

14.02

М. Горький. Слово о писателе. «Детство»(главы).Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

1

43

4

19.02

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство».

1

44

5

21.02

Урок внеклассного чтения. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

45

6

26.02

Урок внеклассного чтения.   М. Горький. Рассказ «Челкаш»

1

46

7

28.02

В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека  и общества.

1

47

8

04.03

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

48

9

06.03

Л.Н. Андреев. Слово о писателе .«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

1

49

10

11.03

А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя.

1

50

11

13.03

Контрольная работа по творчеству писателей 20 в.

1

51

12

18.03

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Обучение анализу стихотворения.

1

52

13

20.03

На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой,   К.М. Симонова, А.Т. Твардовского и др.

1

53

14

01.04

Урок внеклассного чтения. Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики.

1

54

15

03.04

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

55

16

08.04

Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».

1

56

17

10.04

Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1

57

18

15.04

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов).

1

58

19

17.04

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».Философские проблемы в лирике Твардовского.

1

59

20

22.04

Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы)

1

60

21

24.04

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

61

22

29.04

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

1

Из литературы народов России (1 ч)

62

1

06.05

Р. Гамзатов. «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…»

Контрольное тестирование

1

Из зарубежной литературы (6 ч)

63

1

08.05

Анализ контрольной работы.

Представления народа о справедливости и честности в стихотворении Р.Бёрнса «Честная бедность»

1

64

2

13.05

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении Дж.Г. Байрона «Ты кончил жизни путь, герой!»

1

65

3

15.05

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

1

66

4

20.05

Сила любви и преданности в рассказе О.Генри «Дары волхвов»

1

67

5

22.05

Фантастические рассказы Р. Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы»

1

68

6

27.05

Подведение итогов года. Рекомендация книг для летнего чтения

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...