Урок внеклассного чтения. Тема: «Жемчужины русского языка»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока внеклассного чтения можно использовать для изучения темы "УНТ" в 4-6 классах.Занятие позволит познакомить обучающихся с разнообразием пословиц и поговорок, их структурой, происхождением, развивает творческие способности обучающихся, воспитывает умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
Тема: «Жемчужины русского языка»
Исполнители: Олистратенко Ольга Владимировна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №3»;
Лебедева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тяжинская
средняя общеобразовательная школа №3»
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 или 5
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Тема урока | «Жемчужины русского языка» |
Цель урока | познакомить обучающихся с разнообразием пословиц и поговорок, их структурой, происхождением, развивать творческие способности обучающихся, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире. |
Планируемые результаты | Личностные: - формирование чувства любви к родному языку; -формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания». Метапредметные Познавательные УУД: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Регулятивные УУД: - корректировать свою деятельность; самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и при необходимости их скорректировать. Коммуникативные УУД: - умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать выразительные средства; - умение задавать вопросы; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные: - создать условия для формирования умения увидеть проблему и наметить пути её решения; - подвести обучающихся к самостоятельным выводам о пословицах и поговорках. |
Организация пространства | Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа. |
I.Актуализация изученного материала.
Фронтальная беседа:
- Что такое устное народное творчество?
- Как по-другому называется устное народное творчество? (Фольклор, «народная мудрость»).
- Какие признаки фольклора вы можете назвать? (анонимность, устная форма, коллективное авторство, художественное своеобразие).
- Какие жанры народного творчества вы знаете? (сказки, прибаутки, песни, пословицы, поговорки, небылицы).
II.Постановка проблемы и составление плана урока.
На доске написаны строчки :
Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
- Где мы встречали это выражение? (Ответы учащихся).
- Это слова – концовка сказки Пушкина, но что она напоминает? Во что она превратилась? Как называются такие выражения? (пословицы).
- Определите тему нашего урока (изучение пословиц).
- Какие вопросы у вас возникают? (Что такое пословица или поговорка? Из каких частей она состоит? Как возникли пословицы и поговорки? Какую роль в нашей речи они выполняют?)
Запись вопросов на доске. К этим вопросам возвращаемся в течение урока.
III.Открытие нового знания.
- Самостоятельная работа в парах.
На доске записаны пословицы. Задание: «Прочитайте предложения, определите прямое и переносное значение пословиц. Какие особенности в построении пословиц вы заметили? Что такое пословицы? Определите их значение в нашем языке. Старый друг лучше новых двух.
Умную речь хорошо и слушать.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Вывод: Пословица – краткое образное изречение, в котором заключено поучение, обобщение, суждение о каком-либо жизненном явлении. Оно почти всегда состоит из двух частей, логически и грамматически законченных, ритмически организованных.
- Исследовательская работа.
- Какие пословицы вы знаете? Каким темам посвящены пословицы?
Даль определял «складная краткая речь, ходящая в народе, но не составляющая полной пословицы».
- Как вы думаете, что это? (поговорка).
-Какие поговорки вы знаете? Докажите, что это поговорка.
Комар носа не подточит. Как снег на голову.
Заблудился в трёх соснах.
Вывод: Поговорка – меткое образное выражение, определяющее жизненное явление. Придаёт нашей речи выразительность ( незаконченная мысль).
Поговорка - образное словосочетание, это поэтическая форма слова.
Вертится как белка в колесе – сравнение.
Трескучие фразы – метафорический эпитет.
Не сносить тебе головы – метафора.
- Можно ли заблудиться в знакомом и небольшом лесу? Есть ли об этом поговорка? (В трёх соснах заблудился).
- Как объяснить её переносное значение?
- Как говорят о человеке, который неожиданно появился перед кем-нибудь? Что говорит об этом поговорка? (Как с луны свалился). Как истолковать её прямой и переносный смысл?
IV.Развитие умений, применение новых знаний.
1.Фронтальная работа у доски.
- Распределите по столбикам пословицы и поговорки. Объясните, чем вы руководствовались, выполняя задание.
Не лезет за словом в карман.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
После дождичка в четверг.
Семь вёрст до небес.
Не из храброго десяток.
Легко чужими руками жар загребать.
2.Самостоятельная работа с карточками.
- Выпишите пословицы, распределив по темам. Объясните смысл понравившейся пословицы.
- Какие главные черты пословиц мы можем назвать?( краткость, образность, способность быт применёнными к разным случаем в жизни, мудрость).
3. Групповая работа.
А) Подберите к пословицам разных народов русские пословицы- синонимы.
И в тихой воде есть крокодилы (малайская)
Мороза бояться – на двор не ходить( латышская)
В трудную минуту друг – тут как тут (арабская)
В чужом глазу и соломинка кажется верблюдом, а в своём – целый мост не заметил (арабская)
Осталось дело до завтра – считай, что застряло (армянская)
Б) Подберите пословицу к предложению и объясните её смысл.
Он очень хорошо сдал экзамены……
Работа сделана хорошо, так, что……..
День длился очень долго, потому что…
В) Придумайте предложение, в которое можно ввести пословицы о дружбе или труде.
4. Конкурс на лучший сюжет по пословице.
Учитель называет пословицу, детям даётся 3-5 минут на раздумье, после чего учащиеся придумывают небольшой сюжет по пословице. Например:
Друг до поры - тоже недруг.
Друг дороже денег. Друга на деньги не купишь.
Не сиди сложа руки – так не будет и скуки.
V. Подведение итогов.
1. Ответ на вопросы, поставленные в начале урока.
2.Раскройте смысл высказывания А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей. Что за золото».
3.Составление синквейна на тему: «Пословица».
- Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.
VI.Домашнее задание.
Подобрать пословицы о Родине, труде, учении или нарисовать иллюстрацию к пословице или поговорке.
Список литературы
1Асмолов, А.Г.,Бурменская,Г.В.,Володарская,И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя.-2-е изд./А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская под редакцией А.Г. Асмолова. - М., Просвещение, 2010.-152 с.
2.Зверкова, П.К. Развитие познавательной активности обучающихся при работе с первоисточниками [Текст] / П.К. Зверкова. - М., Академия, 1999.-204 с.
3.Кривобок, Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Е.В. Кривобок. - Волгоград, Учитель, 2008.-126 с.
4.Кашурникова, Т. М. Чудо, имя которому — книга [Текст] / Т.М.Кашурникова. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 104с.
5.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. – М., Академия, 1999.- 224 с.
6.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И.Савенков.- Самара, Учебная литература, 2008. - 119 с.
7.Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения [Текст] / А.И. Савенков. – М., Академия, 2005. - 345 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Уроки внеклассного чтения по творчеству русских писателей
Урок внеклассного чтения по творчеству русских и советских писателей для начальной школы...
Методический комментарий к проведению урока литературы (или урока внеклассного чтения) на тему «Переосмысление темы и образа дома в современной русской литературе (на материале пьесы Л. С. Петрушевской «Три девушки в голубом»)»
В статье дан методический комментарий к проведению урока внеклассного чтения по творчеству Л.С.Петрушевской....
Выступление на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы Фрагмент урока внеклассного чтения в 10 классе по теме: И.С. Тургенев « Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе.
Доказать, что произведение «Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе (считается стихотворением)...
Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок рассчитан на 1 академический час. Данный...
Урок внеклассного чтения. Тема детства и взросления в современной литературе.
Литература не успевает за стремительными изменениями жизни, «устарели» произведения В. Драгунского, Е. Носова, А. Алексина, А. Лиханова и др.Пытаются «выжить» произведения В. Крапивина (фантастическое...
Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс
В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....