Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение 1 к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ________________ Ф.И.О. «___» ____________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ Ю.В.Бохан «___» ________ 20__ г. |
Рабочая программа
по литературе для 6 класса
Составил(а):
Евдокимова Е.В.,учитель русского языка и литературы
Программа: Рабочая программа для общеобразовательных организаций «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёва, В.И.Коровин, Н.В.Беляева ) М., «Просвещение, 2016 год;
Учебник: Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Коровина В.Я. – М.: Просвещение
Хорошки, 2019 – 2020г
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
-экологическое сознание,
-признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
-знание основных принципов и правил отношения к природе;
-знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
-гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• самостоятельно формулировать познавательную цель и строить свои действия.
• пределять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
•осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
•сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения и отличия от эталона
•осознавать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу.
•выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
• оценивать достигнутый результат.
• предвосхищать временные характеристики достижения результата ( когда будет результат? ).
•предвосхищать результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
•вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Обучающийся получит возможность научиться:
-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать;
• владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Обучающийся получит возможность научиться:
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•структурировать знания.
•самостоятельно создавать алгоритм действий при решении проблем творческого и поискового характера.
•осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
•строить классификацию по указанному основанию.
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Обучающийся получит возможность научиться:
•работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Формирование ИКТ-компетентности
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
•выступать с аудио-видео-поддержкой.
Поиск и организация хранения информации
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск дополнительной информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
- использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
Создание письменных сообщений
• создавать текст на русском языке
•осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора.
•формулировать вопросы и сообщения, создавать краткое описание сообщения, цитировать фрагменты сообщения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать письменные тексты и устные сообщения о литературных явлениях на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией
Фиксация изображений и звуков
• с помощью учителя осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
• использовать звуковые и музыкальные редакторы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
•ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую информацию в тексте);
-- учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие частичного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
---понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмыслени
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: кластер, синквейн, таблицы), переходить от одного представления данных к другому;
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста)
Работа с текстом: оценка информации:
Обучающийся научится:
• откликаться на содержание текста:
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречиввой или конфликтной ситуации.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
•осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
•понимать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особый способ познания жизни;
Обучающийся получит возможность научиться
•осознавать коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры; культурную самоидентификацию.
Устное народное творчество
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку
Обучающийся получит возможность научиться
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
Обучающийся получит возможность научиться
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
В рамках работы над проектом:
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксации хода и результатов проектной деятельности; проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
Обучающийся получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
• понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные
непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;
• формулировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценивать
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (проект).
- Содержание учебного предмета «Литература» 6 класс
Введение
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Свет-лое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихо-творного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожи-дание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организа-ции повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский- старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы маль-чиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Пере-плетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и мате-риальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие компо-зиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастичес-ких картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратын-ский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Пла-тонова.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чув-ство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути)
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная пробле-матика произведения.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворе-нии. Поэтизация родной природы.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.
Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдо-искателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, тра-дициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испыта-ний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотво-рении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мифы народов мира Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший вообража-емый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сер-вантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Те о р и я л и т е р а т у р ы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Притча (начальные представления).
Информация о количестве учебных часов
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | В том числе | ||
Р/Р | Проекты | Тестирование | |||
1 | Введение. | 1 | |||
2 | Устное народное творчество. | 4 | |||
3 | Из древнерусской литературы. | 2 | |||
4 | Из русской литературы XVIII века. | 1 | 1 | ||
5 | Из русской литературы XIX века. | 51 | 2 | 2 | 2 |
6 | Из русской литературы XX века. | 29 | 3 | 2 | 3 |
7 | Из литературы народов России. | 2 | |||
8 | Из зарубежной литературы. | 6 | 1 | ||
9 | Произведения зарубежных писателей. | 9 | 2 | ||
Итого | 105 | 5 | 4 | 9 |
Годовой график распределения форм текущей и промежуточной аттестации обучающихся
Класс | Текущая | Промежуточная |
5 | КР -7 | КР-1 |
КР- Контрольная работа
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока(занятия) | Количество часов | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту | |
1. | Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. | 1 | ||||
2. | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(4ч) Обрядовый фольклор. Эстетическое значение обрядового фольклора. | 1 | ||||
3. | Пословицы и поговорки. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. | 1 | ||||
4. | Загадки. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. | 1 | ||||
5. | Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество». | 1 | ||||
6-7 | Анализ и коррекция контрольной работы. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(2ч) Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях. Теория литературы. Летопись (развитие представления) | 2 | ||||
8. | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА(1ч) Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья. Теория лит-ры. Мораль в басне, аллегория, иносказание. | 1 | ||||
9. | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(51ч) Басни И.А.Крылова. «Листы и Корни», «Ларчик». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. | 1 | ||||
10. | И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. Проект. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). | 1 | ||||
11. | Контрольная работа №2 по теме «Басня». | 1 | ||||
12. | Анализ и коррекция контрольной работы. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник».Вольнолюбивые устремления поэта. | 1 | ||||
13. | Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. Роль антитезы в композиции произведения. | 1 | ||||
14. | Стихотворение А.С.Пушкина « И.И.Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. | 1 | ||||
15. | Лирика А.С.Пушкина. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа. Тема жизненного пути. | 1 | ||||
16 | А.С.Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. | 1 | ||||
17-18 | «Барышня - крестьянка». Сюжет и герои повести. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. | 2 | ||||
19. | Контрольная работа №3 по повести А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка». | 1 | ||||
20. | Анализ и коррекция контрольной работы. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | ||||
21. | Дубровский – старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | ||||
22-23 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 2 | ||||
24. | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | ||||
25-26 | Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 2 | ||||
27. | Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | ||||
28. | Авторское отношение к героям повести «Дубровский». Тестирование. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). | 1 | ||||
29. | Р/Р.Сочинение –рассуждение по повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | ||||
30. | Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи». | 1 | ||||
31. | Тема красоты и гармонии с миром в стих-ях М.ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | 1 | ||||
32. | Особенности выражения темы одиночества в стих-ях М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Три пальмы». Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления). | 1 | ||||
33. | Контрольная работа №4 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | 1 | ||||
34. | Анализ и коррекция контрольной работы. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Бежин луг». | 1 | ||||
35. | Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 | ||||
36. | Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 | ||||
37. | Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 | ||||
38. | Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника» | 1 | ||||
39. | Федор Иванович Тютчев. Литературный портрет поэта. Лирика. | 1 | ||||
40. | Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стих-ях Ф.И.Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…» | 1 | ||||
41. | Земная обречённость человека в стих-ии Ф.И.Тютчева «С поля коршун поднялся…» | 1 | ||||
42. | Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Жизнеутверждающее начало в стих-ях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…» | 1 | ||||
43. | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета. Эстетизация конкретной детали. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). | 1 | ||||
44. | Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. | 1 | ||||
45. | Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стих-ии Н.А.Некрасова «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | ||||
46. | Своеобразие языка и композиции стих-я «Железная дорога» Н.А.Некрасова. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). | 1 | ||||
47. | Р/Р. Классное сочинение по произведениям поэтов 19 века. | 1 | ||||
48. | Николай Семенович Лесков .Литературный портрет писателя. Сказ «Левша». | 1 | ||||
49. | Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм в сказе «Левша». | 1 | ||||
50. | Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша» | 1 | ||||
51. | Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша» Н.С.Лескова. Рассказ «Человек на часах». Тестирование. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). | 1 | ||||
52. | Контрольная работа №5 по сказу Н.С.Лескова «Левша» | 1 | ||||
53. | Анализ и коррекция контрольной работы. Антон Павлович Чехов. Устный рассказ о писателе. Рассказы писателя. | 1 | ||||
54. | Речь героев рассказа А.П.Чехова«Смерть чиновника» . Юмористическая ситуация. | 1 | ||||
55. | Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). | 1 | ||||
56. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущуния в стих-ях о родной природе. | 1 | ||||
57. | Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики. | 1 | ||||
58. | А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Теория литературы. Лирика как род литературы. | 1 | ||||
59. | Контрольная работа №6 по стихотворениям поэтов 19 века. | 1 | ||||
60. | Анализ и коррекция контрольной работы. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(29ч) А.лександр Иванович Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». | 1 | ||||
61. | Образ главного героя в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». | 1 | ||||
62. | Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» Тестирование. | 1 | ||||
63. | Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок» А.П.Платонова. Прекрасное вокруг нас. | 1 | ||||
64. | «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова | 1 | ||||
65. | Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | ||||
66. | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса». Отношение автора к героям повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | ||||
67. | Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. | 1 | ||||
68. | Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Тестирование. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов. | 1 | ||||
69. | Произведения о Великой Отечественной войне К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стих-ях о войне | 1 | ||||
70. | Д.С.Самойлов «Сороковые», Н. И. Рыленков «Бой шел всю ночь...». Любовь к Родине в годы военных испытаний. | 1 | ||||
71. | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | ||||
72. | Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Теория литературы. Речевая характеристика героя. | 1 | ||||
73. | Р/Р.Классное сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | ||||
74. | Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе Отражение трудностей военного времени в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | ||||
75. | Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | ||||
76. | Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). Проект | 1 | ||||
77 | Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя. | 1 | ||||
78 | Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека | 1 | ||||
79 | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А.Блок. « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. | 1 | ||||
80 | С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. | 1 | ||||
81 | А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» Поэтизация родной природы. | 1 | ||||
82 | Контрольная работа №7 по стих-ям о природе поэтов 20 века. | 1 | ||||
83-84 | Анализ и коррекция контрольной работы. Писатели улыбаются. Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Образ «странного» героя в литературе. Тестирование. | 2 | ||||
85 | Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | ||||
86 | Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | ||||
87-88 | Р/Р Подготовка и написание классного сочинения по произведениям В.Г.Распутина, В.П.Астафьева, Ф.А.Искандера (по выбору). | 2 | ||||
89 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ(2ч) Габдулла Тукай. Стих-я «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю. Книга в жизни человека. | 1 | ||||
90 | Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов. | 1 | ||||
91 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(6ч) Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». | 1 | ||||
92 | Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид». Тестирование | 1 | ||||
93-94 | Геродот. «Легенда об Арионе» Те о р и я л и т е р а т у р ы. Миф. Отличие мифа от сказки. | 2 | ||||
95-96 | Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Тео р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). | 2 | ||||
97-98 | ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ (9ч) Мигель де Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Тестирование Внеклассное чтение .«Дон Кихот»»: нравственный смысл романа. | 2 | ||||
99 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||||
100 | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | ||||
101 | Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Рыцарская баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рыцарская баллада (начальные представления). | 1 | ||||
102 | Проспер Мериме. Рассказ о писателе. «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Отец и сын Фальконе, проблемы чести, предательства. | 1 | ||||
103-104 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Вечные истины в сказке. Тестирование. | 2 | ||||
105 | Итоговый урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задание для летнего чтения. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...