Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Н.В. Гоголь. "Тарас Бульба": Остап и Андрий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_22.n.v._gogol._taras_bulba_ostap_i_andriy.docx | 37.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 22. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.
Цель: углублять понятия о литературном герое; помочь осмыслить своеобразие конфликта в повести; прививать навыки самостоятельной работы с текстом; совершенствовать навыки анализа текста.
Планируемые результаты: владение элементами анализа текста, в том числе сопоставительного; умение пересказывать текст, характеризовать героев повести.
- Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
- Домашнее задание.
Устный рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе повести. Устное рецензирование выступлений.
- Работа по теме урока.
- Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия.
Следует уточнить, что мы узнаем о герое по его поступкам (сюжетно-динамическая характеристика), что из рассказа автора (прямая характеристика), а что из косвенных средств создания образа героя (сопоставление с другими героями). При характеристики необходимо обращать внимание на общие черты героев и на различиея между ними, зачитывать фрагменты текста. Характеристику оформить в виде таблицы
План характеристики
1. Внешность.
2. Отношение к учёбе
3. Характер
4. Юношеские мечты
5. Поведение во время боя
6. Отношение к товариществу
7. Близость к родителям
8. Отношение к личному счастью
9. Черты сходства
10. Черты отличия
Остап | Андрий | |
Внешность. | «…два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритв». | «…два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритв». |
Отношение к учёбе | «…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься. | «Он учился охотнее и без напряжения… Он был более изобретателен, нежели его брат…» |
Характер | Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность. | Чувствительный, нежный, но мало отзывчивый. |
Юношеские мечты | Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. | С одной стороны кипел жаждою подвига, но иногда любил помечтать и побродить в одиночестве по улицам Киева. |
Поведение во время боя | Патриотизм, ненависть к врагу, героизм. | Хвастливость, предательство. |
Отношение к товариществу | До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем. | Предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни. |
Близость к родителям | Ближе к отцу | Ближе к матери |
Отношение к личному счастью | Никогда не стремился к личному счастью | Мечтал о личном счастье. |
Черты сходства | Одна семья; окружение; воспитание | Одна семья; окружение; воспитание |
Черты отличия | Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни. | Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни. |
Если в первых строках повести о братьях говориться как о едином целом: «Это были два дюжих молодца… Крепкие, здоровые лица… Они были очень смущены таким приёмом отца…», то уже сцена диалога Остапа с отцом показывает, насколько Остап и Андрий разные. По ходу повествования различия всё более углубляются, и в конце повести судьба каждого из братьев представляется закономерной.
В авторской характеристике Остапа подчёркивается, что уже в бурсе он считался «одним из лучших товарищей», никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Прямодушию Остапа противопоставляется «изобретательный ум Андрия», с помощью которого он умел увёртываться от наказания. В этой характеристике – первый сигнал к тому, что Андрий может совершить предательский поступок.
Если Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки», то в Андрии подчёркивается впечатлительность натуры, восприимчивость к красоте, развитие чувства. Эти свойства его натуры предопределили развитие судьбы Андрия после встречи с «прекрасной полячкой». В результате путь Остапа – это путь верного воина, товарища; путь Андрия – судьба отказавшегося от товарищества, от родины ради любви.
- Является ли поступок Андрия изменой?
- Можем ли мы однозначно оценивать поведение Андрия как предательство?
Рассмотрим образ Андрия подробно.
- Характеристика Андрия.
- Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно? (Примерный ответ. Сказывается любовь его натуры к сильным переживаниям и впечатлениям, его душе тесно в мире казаков).
Прокомментируйте сцену отхода Андрия ко сну (гл. 5)
Комментарии.
Картину июльской чудной ночи мы видим глазами Андрия. «Небо всё было открыто перед ним; чистота и прозрачность стояли в воздухе. Гущина звёзд, составлявшая Млечный Путь…вся была залита к свету. Временами он как будто позабывался, и какой-то лёгкий туман дремоты заслонял на миг пред ним небо, и потом оно опять очищалось и вновь становилось видно».
Андрию свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душевная организация, способность переживать прекрасное, чувствовать красоту женщины и красоту природы. Но время, в которое он жил, исключало возможность проявления этих его свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, а долг требовал верности Родине)
- Что объединяет Андрия с Сечью? (Примерный ответ. Дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры).
- Почему Андрий идёт в осаждённый город? Как этот поступок повлиял на судьбу Андрия? (Примерный ответ. В нём с новой силой ожили прежние чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь. Андрий сделал свой выбор, и этот выбор неизбежно привёл Андрия к предательству).
- Что более всего поразило Андрия в осаждённом городе? (Примерный ответ. На Андрия производил впечатление «величественный рёв органа» в католическом храме, он потрясён зрелищем разрушительного воздействия голода. Но более всего потрясает Андрия встреча с полячкой, которая теперь уже «женщина во всей развившейся красе своей»).
- Почему Андрий изменил своей отчизне? (Примерный ответ. Андрий любит полячку, он чувствует перед ней «благоговейную боязнь», теряет волю, уже не принадлежит себе, готов погубить себя для неё. «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моём, понесу её, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет её оттуда! И всё, что ни есть продам, отдам, погублю за такую отчизну!»).
- Почему в бою Тарас отдает предпочтению Остапу, несмотря на равную храбрость братьев? (Примерный ответ. Остапа отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он воин. Остап – человек своего времени. Этими качествами он ближе своему отцу – Тарасу. Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Это будет со временем добрый полковник»,- говорит о нём Тарас. Андрий же «весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей» Он видит в бою «бешеную негу и упоенье», в сражениях он запальчив и безудержно храбр. Тарас, знающий толк в военном деле, хвалит удаль Андрия, но ставит Остапа выше).
- Каково ваше отношение к поступку Андрия? (Примерный ответ. Андрий – предатель. Это понимает он сам, понимает полячка. Не оставляет читателю сомнений и сам автор; он заранее «хоронит « Андрия: «И погиб козак!», говорит о будущем горе отца: Тарас «проклянёт день и час, в который породил себе на позор такого сына». С точки зрения Тараса, Остапа, других Козаков, Андрий заслуживает смерти. Действительно предательство достойно самого резкого осуждения).
Но всё же многим из нас в душе жаль Андрия. Для него отчизну заменила любовь, действительно очень сильная, которой он был не в силах сопротивляться. Стремления человека вступили в непримиримы трагический конфликт со стремлениями его товарищей, его земляков, единоверцев. И этот конфликт не мог разрешиться иначе, как смертью героев. Поступок Андрия – измена товарищам, отчизне, но не самому себе, это выбор. Личный выбор, ставший трагедией.
Андрий осознаёт свою вину, молчаливо признаёт за отцом право наказать его, но не говорит с ним. Он боится смерти («бледен как полотно»), но не просит о пощаде. Сознание своей вины не подвигает его к раскаянию. Умирает он с именем полячки на устах, оставшись при своём, не смирившись. Он уже сделал свой выбор и менять его не стал даже перед лицом гибели.
- Как погибает Остап? Почему перед смертью Остап захотел увидеть отца? (Примерный ответ. В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическое самоотвержение, твёрдость духа, он не издаёт «ни крика, ни стону», несмотря на жестокие пытки. Хотя перед смертью «упал он силою и воскликнул в душевной немощи:- Батько! Где ты? Слышишь ли ты? - Слышу!,- раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит. Потому что он умирает смертью героя. В этом заключается главное отличие гибели двух братьев: одного казнят как героя, а другого как преступника).
- Закрепление изученного.
Обсуждение вопросов и заданий 1,2,4,5 рубрики «Размышляем о прочитанном» стр. 236, рубрики «Литература и другие виды искусства». «Обогащаем свою речь» стр. 237.
- Подведение итогов
Гоголь ставил пере собой задачи не столь исторические, сколько эпические, именно поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство - Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам. Сечь в повести - это поэтическая картина идеального общества, рождающего героические характеры. В ней воплотилась мечта Гоголя о свободной, вольной жизни, основанной на равноправии и братстве.
Было ли то, что описано Гоголем в повести «Тарас Бульба» на самом деле? Существовали ли реальные герои? Насколько точен писатель в подаче исторических реалий?
Метод Гоголя родственен методу народной поэзии, особенно украинских исторических песен, в которых, по словам писателя, бессмысленно искать «показания дня и числа битвы или точного объяснения места, верной реляции», но зато «можно выпытать дух минувшего века, общий характер всего целого и порознь каждого». Гоголь не только словно видит то, что он описывает, собственными глазами, не только показывает это читателям воочию. Главное, он великолепно передает «дух минувшего века», навсегда ушедшего, порой жестокого, но привлекательного сильными, мужественными, самоотверженными, беззаветно преданными отчизне героями.
- Домашнее задание
Подготовиться к написанию сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба" Остап и Андрий.
Презентация к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба" Остап и Андрий....
Литература 8 класс. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.
Технологическая карта урока по ФГОС. Урок общеметодологической направленности....
Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Конспект урока литературы в 7 классе...
Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы)....
Урок литературы в 7 классе. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
Урок развития речи. Сравнительная характеристика литературных героев....
Сопоставление Остапа и Андрия - главных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
На уроке учащимся предлагается сравнить образы Остапа и Андрия Предусмотрены различные виды работы: парная, индивидуальная, групповая...