Круглый стол "Что мы говорим? Как мы говорим?"
методическая разработка по литературе (5, 6 класс)
Предварительный просмотр:
Что мы говорим? Как мы говорим?
(Круглый стол 5-6 класс)
О нас судят на основании того,
Что мы делаем,
Как мы выглядим,
Что мы говорим,
Как мы говорим.
Д.Карнеги
Цель занятия: выявить основные факторы, способствующие загрязнению русской речи; уяснить негативное воздействие сквернословия на человека; мотивировать необходимость борьбы за чистоту речи
Учитель:
- Известный русский лингвист, литературовед, языковед Д.С.Лихачёв говорил: « Важнейший способ узнать человека- прислушаться к тому, как он говорит.»
Есть слова- словно раны, слова – словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить,
Словом можно спасти
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить
Вадим Шефнер
- А правда ли, что слово-действительно, самое мощное оружие на Земле? Сегодня мы будем говорить о том, что может сделать слово. Это и будет темой нашего круглого стола.
2. Результаты соц.опроса показали, что в нашей речи мы часто сквернословим. В.И.Даль в своём словаре дал определение слову скверна – гадость, противное, грязь, гниль, вонь, мертвечина, пакость.
Давайте определим лексическое значение этого слова
- Сквернословие –это речь, наполненная неприличными словами. Выражениями. бранью
- А как вы думаете, всегда ли люди сквернословили, ругались?
Мы провели опрос, чтобы узнать, какие слова особенно часто употребляют наши ученики:
- не деньги, а « бабло» 40%
- не разговаривают, а « базарят» 30%
- не волнуйся, а «забей» 28%
- не переживают, а «парятся»20%
- безразлично – «пофигу» 40 %
- что – то не удалось – «облом»
- отрицательные эмоции –« отстой»27%
- что –то понравилось – «прикольно», «круто», «клёво»
Информация впечатляющая.
- Статистическое исследование показало, что те слова, которые сегодня являются бранными, когда – то были всеми употребляемыми, и совсем не бранными.
Сообщения о словах
- Балбес – образ из 2 слов – Баал и бес. Баал – это древнее языческое существо с головой быка и телом человека. Позднее христиане стали бороться с этим культом, превратили его в воплощение зла, то есть в дьявола с рогами. В русском и европейском языках имеется много слов с – значением с корнями – бол- бал, балда. Болван, дьявол, Волан –де – Мор
Гад (гадина) – пришло из древности. Когда существовал бог Гад у древних семитов. Его изображали в виде змея. В период борьбы с язычеством Гад был отождествлён с дьяволом.
Сволочь – это слово стало ругательным только с 17 века, а в период средневековья это была должность при дворе русских князей. Это было слово мужского рода, писалось без ь. Это был таможенник или налоговый инспектор.
Если кто – то из купцов на рынке нарушал закон, то его волокли на княжеский двор и там наказывали.
Стерва – образовано от имени римского консула Тулия Секты Стервы. Он имел привычку приглашать римлян на великолепные зрелища, а потом им объявляли, что оно отменяется
Хам – старший сын Ноя, который построил Ноев Ковчег
- Мы убедились в том, что совсем не бранными были слова, которые мы сегодня употребляем. Но почему так страшно слышать и употреблять в речи бранные слова. Ведь слово – не нож и не пистолет. Человек замертво не падает от таких слов.
Академик П.П. Гаряев сделал важное открытие и описал его в книге «Волновой генетический код». Оказывается, бранные слова вызывают в человеке мутации, изменения, подобные воздействию радиации при взрыве атомной бомбы , но протекающие в организме постепенно. Выходит, злыми словами можно расшатать здоровье человека и даже убить его. «Слово о словах» В.Солоухин
- А теперь мы поговорим о словах – паразитах (лишних словах) – слова и словосочетания, не имеющие смысловой нагрузки (э, это, короче, чисто, ну, ну вот, как бы, в принципе, того, так сказать, в общем, это самое, типа..). они являются показателем низкой речевой культуры, так как делают нашу речь бессодержательной и многословной
- А почему нужно бороться со словами – паразитами? Для того, чтобы что –то сказать, человек тратит определённое количество энергии. А сколько её уходит на слова – паразиты? Конечно учёные не подсчитывали, но было бы интересно об этом узнать. Если бы мы не говорили ничего лишнего, возможно, жизнь наша стала длиннее и уж точно красивее. Подумайте об этом
- А как избежать слов – паразитов в речи?
Давайте посмотрим сценку «Диалог»
- Как дела?
- Всё пучком! А у тебя?
- Клёво! Завтра днюха – иду самовар доить. Чексуй со мной.
-Не, у меня шнурки в стакане.
- Харе пылесосить тайгу, прищурь мозги.
- Ладно, я пощемился плющить.
- Вы поняли, ребята, о чём здесь шла речь? А ведь эти слова употребляют многие подростки.
- Это сленг – жаргонная речь лиц определённого круга. Вот как подростки описывают человека, используя речь лиц определённого круга.
Голова – это тыква.
Ноги – ходули
Руки – грабли
Нос – шнобель
На первый взгляд это смешно, но именно здесь кроется глобальная проблема. Слова извратились, потеряли всякий смысл. Они стали безобразными уродами – мутантами, заражающими всех, кто к ним при касается. Они преследуют единственную цель: не оставить на земле ни одного правильно говорящего человека. И этот вирус поражает в первую очередь молодёжь. А ведь она и есть наше будущее. Если так будет продолжаться, то люди перестанут понимать друг друга
- Давайте же с сегодняшнего дня бороться за красоту и чистоту нашего языка.
1. Составим словарик добрых слов и всегда будем пользоваться им.
2. В своих классах провести сеанс словотерапии
3.Каждое утро начинайте с добрых слов (спасибо, пожалуйста, доброе утро, ты чудесно выглядишь, будь добра)
- Подводим итоги
* Что нового узнали?
* О чём говорили?
*Что понравилось?
*К каким выводам вы пришли?
- Друзья, следите за собой.
Когда по – русски говорите,
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
В.Я.Весник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека»
Проект по теме«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека» направлен на формирование навыков проектной деятельности ...
Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...
Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"
Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...
Круглый стол "Битва под Москвой"
Данное мероприятие направлено на изучение переломных исторических событий во времена Великой Отечественной Войны (битва под Москвой); воспитывает чувство любви к Родине, чувств...
Урок математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида "Умножение круглых десятков и круглых сотен на однозначное число"
Конспект обобщающего урока математики по данной теме с использованием ИКТ...
Урок математики в 5 классе (специальной (коррекционной) школы VIII вида) по теме "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд"
Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепл...
Открытый урок по математике в интегрированном классе - 6б «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число»
Открытый урок по математике. Путешествие в страну чисел...