Программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)

Аюкаева Фарида Садыковна

Программа составлена в соответствии с ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_liter._10_b.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету «Литература» для 10 Б класса (3 часа в неделю, 102 часа в год)

Составитель: Аюкаева Ф.С.  (учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)

2019 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные

результаты

Ученик   научится

Ученик   получит возможность узнать

Русская

литература

  • демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

 обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

 использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

 давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

 анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

 определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

 анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

 анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

 давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

 выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

  • о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
  • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
  • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
  • об историко-культурном подходе в литературоведении;
  • об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
  • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
  • имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
  • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Ученик   получит возможность научиться

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Список А. Стандарт

Количество

часов

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»

1

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

6

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

7

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

7

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

8

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

8

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

12

А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

3

Список В. Стандарт. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «Нам не дано предугадать…», «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим…»,  «Певучесть есть в морских волнах…»

4

А.А. Фет

Стихотворения: «Еще майская ночь», Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»,  «Это утро, радость эта…»,  «Я пришел к тебе с приветом…»

3

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «Блажен незлобивый поэт…», «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мы с тобой бестолковые люди…»,  «О Муза! Я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин», «Пророк», «Родина», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»)

5

А.Н. Островский

Пьеса  «Бесприданница»

1

И.А. Гончаров

Роман «Обыкновенная история»

1

И.С. Тургенев

Роман «Дворянское гнездо»

1

Ф.М. Достоевский

Роман «Подросток»

1

М.Е. Салтыков-Щедрин 

Роман «История одного города», «Сказки для детей изрядного возраста»

6

Н.С. Лесков

 Повесть «Леди Макбет Мценского уезда»

1

Л.Н. Толстой

Повесть «Хаджи-Мурат»

1

А.П. Чехов

Пьеса «Три сестры»; трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; рассказ «Ионыч»

3

Список С. Стандарт

Количество

часов

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Поэзия середины и второй половины XIX века

А.К. Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…»

Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…», «Когда из мрака заблужденья…», «Накануне светлого праздника», «Памяти Добролюбова», «Я не люблю иронии твоей…»

2

Реализм XIX–ХХ века

Н.А. Добролюбов. Статья «Луч света в темном царстве»

В.М. Гаршин. Рассказы «Красный цветок»

Д.В. Григорович. Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»

Г.И. Успенский. Эссе «Выпрямила»

4

Родная (региональная) литература

Г. Тукай. Поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш»

1

Литература народов России

К. Кулиев, К. Хетагуров. Стихотворения

1

Мировая литература

Г. Де Мопассан.  «Ожерелье»

Г. Ибсен.  «Кукольный дом»

А. Рембо.  «Пьяный корабль»

3

Вводные уроки

3

Уроки развития речи

8

Годовая контрольная работа

1

ИТОГО

102 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УМК: Б.А.Ланин. Литература. 10 класс. Москва, «Вентана-Граф» 2018 г.

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Плани-руемые сроки

Факти-ческие

сроки

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

1

3.09

Определяют понятия. Выявляют особенности русской XIX века в контексте мировой культуры. Работают с дополнительными источниками по теме.

«Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (В. Г. Белинский).

1

5.09

Выразительно читают. Определяют принадлежность литературного текста к тому или иному роду и жанру. Анализируют текст, выявляют авторский замысел и различные средства его воплощения; определяют мотивы поступков героев и сущность конфликта.

Россия второй половины XIX века. Общая характеристика литературы века.

1

6.09

Составляют конспект по теме урока.

Литературные направления. Реализм как литературное направление.

1

10.09

Читают, комментируют и анализируют текст статьи  учебника с привлечением литературоведческих понятий. Составляют план-конспект учебной статьи.

А.Н. Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие пьесы.

1

13.09

Знакомятся с судьбой и литературно-театральным
творчеством А. Н. Островского,  его ролью в становлении
и развитии русского реалистического театра. Знакомятся с историей создания, размышляют над смыслом названия и своеобразием конфликта пьесы «Гроза»; анализируют пьесу как жанр драматургии; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу в группах.

Город Калинов и его обитатели. Анализ 1 действия пьесы.

1

13.09

Рассказывают  об обитателях города Калинова, характеризуют их; анализируют пьесу как жанр драматургии;
принимают участие в беседе; выполняют аналитическую
и исследовательскую работу в группах.

Катерина в борьбе за свои человеческие права. Анализ 2 действия пьесы.

1

17.09

Рассказывают  о значении образа Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза», характеризуют её образ;
анализируют пьесу как драматургическое произведение;
принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую
и исследовательскую работу в группах.
 

На чьей стороне правда? Анализ 3 действия пьесы.

1

20.09

Анализируют события 3 действия; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу в парах.

Сила и слабость характера Катерины. Анализ 4 действия пьесы.

1

20.09

Анализируют события 4 действия; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

«Она освобождена» (Добролюбов). Анализ 5 действия пьесы.

1

24.09

Анализируют события 5 действия; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

Драма А.Н. Островского «Гроза» в оценке литературных критиков. Н.А. Добролюбов. Статья «Луч света в темном царстве».

1

27.09

Выступают с сообщениями о противоречивых мнениях о драме А. Н. Островского «Гроза»; делают выводы и обобщения на основе работы с несколькими источниками информации (критическими статьями); принимают участие в беседе.

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Островского «Гроза».

1

27.09

Анализируют темы, определяют границы темы, основной мысли сочинения, систематизируют отобранный материал, составляют план.

Вн.чт. «Бесприданница» А.Н. Островского: система художественных образов, основной конфликт, трагизм судьбы главной героини.

1

1.10

Анализируют события пьесы; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

Н.С. Лесков.  «Леди Макбет Мценского уезда» как центральное звено в споре Н.Лескова и А.Островского.

1

4.10

Рассказывают  о жанре, сюжете и образах повести
Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; сопоставляют героинь повести Н. С. Лескова и пьесы А. Н. Островского; в результате сравнительного анализа выявляют сходство и различие произведений (жанр, сюжет, образы); участвуют в беседе.

И.А. Гончаров. Этапы биографии и творчества. Роман И.А. Гончарова «Обломов». История создания романа.

1

4.10

Слушают лекцию учителя, составляют хронологическую таблицу. Выступают с сообщениями (с презентацией) по теме урока.

Знакомство с главным героем романа Ильёй Обломовым.

1

8.10

Дают  читательскую оценку герою на основе
соотношения личных и авторских представлений о мире
и человеке; выполняют исследовательскую работу в  парах; принимают участие в аналитической работе в группах,
в беседе.

Истоки «обломовщины». Анализ эпизода. Глава «Сон Обломова», её место в художественной системе романа.

1

11.10

Анализируют эпизод по плану, дополняют ответы одноклассников, определяют место эпизода и его роль в романе.

Обломов и Штольц. Идейный смысл противопоставления.

1

11.10

Характеризуют  героев, сопоставляют, составляют сравнительную характеристику по заданным критериям.

Обломов и Ольга Ильинская. Крушение любви.

1

15.10

Анализируют  взаимоотношения главного героя
с женскими персонажами произведения; раскрывают
авторскую позицию и способы её выражения в романе;
выполняют сопоставительную работу в парах; принимают
участие в беседе.

Жизнь в доме Пшеницыной.

1

18.10

Анализируют  взаимоотношения главного героя
с женскими персонажами произведения; раскрывают
авторскую позицию и способы её выражения в романе;
выполняют сопоставительную работу в парах; принимают
участие в беседе.

Роман «Обломов» в оценке литературных критиков. Д.И.Писарев «Обломов».

1

18.10

Анализируют  противоречивые оценки литературных критиков романа «Обломов»; сопоставляют оценки
критиков со своим восприятием романа; строят ответ на
вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; делают выводы и обобщения
на основе работы с одним или с несколькими источниками
информации; принимают участие в беседе.

Р/р. Семинар по теме «Лишний человек»:  Обломов и его предшественники в русской литературе».

1

22.10

Выступают с сообщениями по теме семинара.

Вн.чт. Роман «Обыкновенная история»  - страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму” (В.Г.Белинский).

1

25.10

Анализируют события романа; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Творческая история романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия.

1

25.10

Рассказывают  о жизни и творчестве И. С. Тургенева, используя знания, полученные в предыдущих классах; принимают участие в беседе; составляют тезисы лекции учителя. Выступают с сообщениями об истории создания и художественном своеобразии, композиции романа «Отцы и дети»;
определяют, в чём заключалось новаторство И. С. Тургенева; составляют тезисы лекции учителя; принимают участие
в беседе.

«Отцы и дети»: антитеза как основной композиционный приём; система художественных образов.  Анализ 1-5 глав романа. Мастерство Тургенева-пейзажиста.

1

29.10

Анализируют события 1-5 глав романа; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

Знакомство с Базаровым.

1

8.11

Анализируют  центральный персонаж романа
«Отцы и дети» — Базарова; определяют суть духовного
конфликта главного героя; знают художественные особенностях создания образа Базарова; доказывают тезис:
«Базаров — герой своего времени»; принимают участие
в беседе; выполняют аналитическую работу с текстом романа.

Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

1

8.11

Характеризуют  образ Базарова, Павла Петровича
Кирсанова, выполняют сопоставительную работу по определению нравственной и социальной позиции двух главных
оппонентов (Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова); принимают участие в беседе.

 «Испытания героя». Базаров и Одинцова.

1

12.11

Выполняют  аналитическую работу в группах; рассказывают о том, как в любовных коллизиях раскрываются характеры героев и авторская философия любви; раскрывают сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; принимают участие в беседе.

Базаров и родители.

1

15.11

Характеризуют образы родителей Базарова, взаимоотношения в семье главного героя; принимают участие
в беседе; выполняют аналитическую работу с текстом романа.

Болезнь и смерть Базарова.

1

15.11

Отвечают  на вопрос: «Почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?»; видят духовное богатство и силу духа Базарова; знают авторскую позицию по отношению к главному герою; путём художественного анализа приходят к выводу о роли эпизода в романе; принимают участие в беседе.

«Отцы и дети» И.С.Тургенева в литературной критике.

1

19.11

Рассказывают  о различии интерпретаций романа и образа главного героя современными И. С. Тургеневу критиками (М. А. Антоновича, Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова); подводят итог размышлениям о романе,
главном герое — Базарове; осмысляют общечеловеческие, нравственные ценности, раскрываемые И. С. Тургеневым в романе, принимают участие в беседе.

Р/р. Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1

22.11

Пишут сочинение.

Вн.чт. И.С. Тургенев. Роман «Дворянское гнездо» как роман о дворянской интеллигенции.

1

22.11

Анализируют события романа; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

Вн.чт. Д.В. Григорович. Проблематика рассказа «Гуттаперчивый мальчик».

1

26.11

Выступают с сообщениями  о биографии писателя, об истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

29.11

Знают  о жизни и творчестве М. Е. СалтыковаЩедрина; составляют хронологическую таблицу жизни и творчества писателя-сатирика; углубляют знания по теории литературы; раскрывают обобщающий смысл сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина; определяют значение щедринской сатиры для современного читателя; участвуют в беседе; выполняют аналитическую работу в группах.

«История одного города». Композиция, идейный смысл произведения.

1

29.11

Рассказывают  о замысле, истории создания,
жанре, композиции романа «История одного города»; на
основе наблюдения, исследования приходят к пониманию
идейного содержания романа; участвуют в беседе.

Город-гротеск в изображении писателя.

1

3.12

Анализируют события романа; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

Градоначальники в изображении М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

6.12

Раскрывают образы градоначальников города Глупова из романа «История одного города»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания романа; участвуют в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту романа.

Народ на страницах истории города Глупова.

1

6.12

Раскрывают образ народа города Глупова из романа «История одного города»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания романа; участвуют в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту романа.

Вн.чт. Читательская конференция по теме «Сказки для детей изрядного возраста» как  обличение самодурства, произвола, обывательщины».

1

10.12

Выступают с устными сообщениями по теме конференции.

Ф.И. Тютчев. Этапы биографии и творчества.

1

13.12

Выступают с сообщениями  о биографии писателя, об истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Лирика природы в творчестве Тютчева. Стихотворения «Не то, что мните вы, природа…»,   «Певучесть есть в морских волнах…» и др.

1

13.12

Выразительно  читают лирические стихотворения. Анализируют жанровое своеобразие литературного произведения. Анализируют смысл заглавия. Характеризуют тематику и проблематику произведения в соотнесении с его жанром и литературным направлением.

Любовная лирика в творчестве Тютчева. Стихотворения  «О, как убийственно мы любим…»,  «Я встретил Вас» и др.

1

17.12

Выразительно  читают лирические стихотворения. Анализируют жанровое своеобразие литературного произведения. Анализируют смысл заглавия. Характеризуют тематику и проблематику произведения в соотнесении с его жанром и литературным направлением.

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Стихотворения  «Нам на дано предугадать…», «Умом Россию не понять…».

1

20.12

Выразительно  читают лирические стихотворения. Анализируют жанровое своеобразие литературного произведения. Анализируют смысл заглавия. Характеризуют тематику и проблематику произведения в соотнесении с его жанром и литературным направлением.

Этапы биографии и творчества А.А. Фета.

1

20.12

Выступают с сообщениями  о биографии писателя, об истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Художественный мир поэзии А.А. Фета: основные темы, мотивы, образы. Стихотворения: «Еще майская ночь», Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»,  «Это утро, радость эта…»,  «Я пришел к тебе с приветом…» и др.

1

24.12

Выразительно  читают лирические стихотворения. Анализируют жанровое своеобразие литературного произведения. Анализируют смысл заглавия. Характеризуют тематику и проблематику произведения в соотнесении с его жанром и литературным направлением.

Фет и эстетика «чистого искусства».

1

10.01

Знакомятся с теорией «чистого искусства»; характеризуют творчество Фета с позиции «Чистого искусства».

Р/Р. Сопоставительный анализ лирики  А.Фета и Ф.Тютчева.

1

10.01

Проводят сопоставительный анализ лирики  А.Фета и Ф.Тютчева.

Вн.чт. Таинственная сила искусства в эссе Г.И. Успенского  «Выпрямила».

1

14.01

Выступают с сообщениями  о биографии писателя, об истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Жизненный путь Н.А. Некрасова.

1

17.01

Рассказывают  о жизни и основных этапах творчества Н. А. Некрасова; составляют хронологическую таблицу
жизни и творчества поэта; участвуют в беседе.

Взгляды Н.А. Некрасова на назначение поэта и поэзии. Стихотворения: «Блажен незлобивый поэт…», «О Муза! Я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин».

1

17.01

определяют  своеобразие лирики Н. А. Некрасова, рассуждают о поэтическом творчестве как служении народу; раскрывают идейно-художественное своеобразие стихотворений поэта; выразительно читают и комментируют стихотворения; участвуют в беседе, дискуссии.

Духовный облик народа в лирике Н.А. Некрасова. Стихотворения: «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…», «Родина», «Тройка», «Размышления…», «Элегия».

1

21.01

Выразительно  читают лирические стихотворения. Анализируют жанровое своеобразие литературного произведения. Анализируют смысл заглавия. Характеризуют тематику и проблематику произведения в соотнесении с его жанром и литературным направлением.

Любовная лирика Н.А. Некрасова. Стихотворение  «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…» и др.

1

24.01

Определяют  своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова; раскрывают идейно-художественное своеобразие стихотворений о любви; выразительно читают и комментируют стихотворения; выполняют сопоставительную работу в парах; участвуют в беседе.

Вн.чт.  Н.А. Некрасов. Стихотворения

«Внимая ужасам войны…», «Когда из мрака заблужденья…», «Накануне светлого праздника», «Памяти Добролюбова».

1

24.01

Выразительно  читают лирические стихотворения. Анализируют жанровое своеобразие литературного произведения. Анализируют смысл заглавия. Характеризуют тематику и проблематику произведения в соотнесении с его жанром и литературным направлением.

Р/Р. Творческий практикум: анализ стихотворения Н.А.Некрасова (по выбору).

1

28.01

Анализируют жанровое своеобразие литературного произведения. Анализируют смысл заглавия. Характеризуют тематику и проблематику произведения в соотнесении с его жанром и литературным направлением.

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, сюжет. Композиция. Идейное значение и художественные особенности «Пролога».

1

31.01

Знают  творческую историю поэмы, особенности
жанра и композиции; определяют сюжетные особенности
поэмы; кратко характеризуют главных героев; анализируют роль устного народного творчества в поэме; выполняют
аналитическую работу в группах; участвуют в беседе.

Душа народа русского. Образ Е. Гирина.

1

31.01

Рассматривают  образы народных заступников в поэме; характеризуют образ Е. Гирина; выполняют аналитическую, сопоставительную работу в парах; участвуют в беседе.

Душа народа русского. Образ Я. Нагого.

1

4.02

Характеризуют  образ Я. Нагого; выполняют аналитическую, сопоставительную работу в парах; участвуют в беседе.

Женская тема и её воплощение в поэме.

1

7.02

Рассматривают  женские образы в поэме; характеризуют Матрёну Корчагину; выполняют аналитическую, сопоставительную работу в парах; участвуют в беседе.

Русь народная и Русь помещичья в изображении Некрасова.

1

7.02

Выполняют  аналитическую работу в группах;
раскрывают многообразие крестьянских типов в поэме,
сатирические принципы изображения помещиков; определяют истоки сильного характера русской женщины на
примере образа Матрёны Тимофеевны; участвуют в беседе.

Народ и Гриша Добросклонов.

1

11.02

Анализируют  значимость главы «Пир на весь мир»
в решении основного вопроса поэмы; рассматривают образы народных заступников в поэме; характеризуют Гришу
Добросклонова как центральный образ поэмы; выполняют
аналитическую, сопоставительную работу в парах; участвуют в беседе.

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

14.02

Анализируют темы, определяют границы темы, основной мысли сочинения, систематизируют отобранный материал, составляют план.

Вн.чт.   А.К. Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…».

1

14.02

Рассказывают  о жизни и творчестве А. К. Толстого; составляют хронологическую таблицу жизни и творчества; определяют основные темы и мотивы лирики поэта; выразительно читают стихотворения; участвуют в аналитической работе в группах.

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества.

1

18.02

Рассказывают, составляют тезисы, хронологическую таблицу о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского; рассказывают об идейных и эстетических взглядах Ф. М. Достоевского; участвуют в беседе.

Роман «Преступление и наказание», история его создания.

1

21.02

Рассказывают  об истории создания, жанре, композиции романа «Преступление и наказание»; составляют тезисы; участвуют в беседе, в дискуссии.

Петербург на страницах романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

1

21.02

Рассказывают  об образе Петербурга в русской
литературе; сопоставляют описания Петербурга А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, Н. А. Некрасовым; выполняют
исследовательскую работу в группах на тему «Петербург
Достоевского»; участвуют в аналитической беседе.

«Потрясённый, выбитый из колеи герой», или Раскольников в мире бедных людей.

1

25.02

Раскрывают  суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассматривают жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; осмысляют главный конфликт романа — между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; участвуют в аналитической беседе.

Преступление Раскольникова. Идея о праве сильной личности.

1

28.02

Знают  содержание романа; комментируют отрывки, содержащие описание условий жизни главного героя;
анализируют социальные и философские истоки бунта
Раскольникова, определяя проблемы, поднятые автором
в романе («сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право»).

Лужин и Свидригайлов – двойники Раскольникова.

1

28.02

Определяют  значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова, сопоставляют их с главным героем (ведут диалог); дают аргументированные развёрнутые ответы на вопрос: «Каковы зарождение и развитие теории Раскольникова и причины её крушения?»

Раскольников и Соня:  альтернатива индивидуалистическому бунту – христианское смирение.

1

3.03

Раскрывают  символическое значение образа Сони Мармеладовой; делают выводы о гуманизме автора,
утверждающего искупительную силу человеческого страдания; отмечают наличие в романе полифонизма — многоголосия героев, выражающих личную «правду» о жизни.

Последние страницы романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

1

6.03

Анализируют события последних страниц романа; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

Тема покаяния в романе.

1

6.03

Анализируют тему покаяния в романе; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

1

10.03

Анализируют темы, определяют границы темы, основной мысли сочинения, систематизируют отобранный материал, составляют план.

Вн.чт.   Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток» как роман-воспитание.

1

13.03

Анализируют события романа; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

Вн.чт.   Героическая борьба главного героя с вселенским злом в рассказе В. Гаршина «Красный цветок».

1

13.03

Анализируют события рассказа; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

Личность  Л.Н. Толстого,  мыслителя и художника.

1

17.03

Рассказывают  и составляют тезисы сообщений
о жизни и творчестве Л. Н. Толстого; анализируют дневниковые записи; участвуют в беседе.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

1

20.03

Составляют  тезисы лекции учителя; раскрывают
значение понятия романа-эпопеи, выявляют его характерные признаки на примере романа «Война и мир»; знают
творческую историю романа, характеризуют эпоху, си стему
образов; участвуют в беседе.

«Мысль семейная» и способы её воплощения.

1

20.03

Раскрывают  тему «Мысль семейная» на материале
романа Л. Н. Толстого «Война и мир», используя элементы
анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику семей выявляют автор ский
взгляд на тему семьи; выполняют аналитическую работу
в группах; участвуют в беседе, мини-дискуссии.

Изображение войны 1805-1807 гг.

1

3.04

Анализируют  текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; пересказывают описание батальных сцен, выражая собственное отношение к изображаемому; читают и комментируют фрагменты текста.

Путь исканий князя Андрея.

1

3.04

Знают  содержание изученных глав романа; характеризуют Андрея Болконского, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к герою.

Путь исканий Пьера Безухова.

1

7.04

Знают  содержание изученных глав романа; характеризуют Пьера Безухова, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к герою.

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

1

10.04

Комментируют  отрывки из романа; анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; пересказывают описание батальных сцен, выражая собственное отношение к изображаемому; читают и комментируют фрагменты текста, содержащие портретные характеристики; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении народа и роли личности в истории.

Бородинское сражение. «Мысль народная».

1

10.04

Знают  содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них; анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; пересказывают описание батальных сцен, выражая собственное отношение к изображаемому; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении народа и роли личности в истории.

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

1

14.04

Читают    и комментируют фрагменты текста, содержащие портретные характеристики; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении народа и роли личности в истории.

Русский национальный характер: Тихон Щербатый и Платон Каратаев.

1

17.04

Раскрываю т философский смысл образа Платона Каратаева; делают выводы об авторской позиции писателя в изо бражении народа и роли личности в истории.

Судьбы героев. Эпилог романа.

1

17.04

Характеризуют  героев, выражая собственное отношение к ним; раскрывают сущность нравственной красоты человека в понимании Л. Н. Толстого; комментируют фрагменты текста, содержащие портретные характеристики, внутренние монологи, определяют их роль в раскрытии образов персонажей и художественного замысла Л. Н. Толстого; делают обобщающие выводы об идейном содержании романа и его художественных достоинствах.

Женские образы на страницах романа.

1

21.04

Характеризуют  женские образы, выделяя и анализируя
отрывки, раскрывающие духовные искания и жизненную позицию героинь; раскрывают авторское отношение
к ним; сопоставляют; оценивают их поступки и поведение.

Р/Р. Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

1

24.04

Пишут сочинение.

Вн.чт.   Л.Н.Толстой. Повесть «Хаджи-Мурат» о событиях Кавказской войны

1

24.04

Анализируют события повести; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

А.П.Чехов. Общая характеристика жизни и творчества. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни.

1

28.04

Осмысляют  художественное своеобразие и мастерство драматурга; раскрывают новаторский характер пьес А. П. Чехова. Определяют  темы и проблемы, поднятые в рассказах; объясняют, в чём проявляется внутренний конфликт героев рассказов; характеризуют литературных героев; анализируют текст, оценивая роль художественной детали в рассказах А. П. Чехова; делают выводы об утверждении авторских представлений о достойной человека жизни.

А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека.

1

5.05

Определяют  тему и проблемы, поднятые в нём; характеризуют героев, выделяя в них доминирующие черты; анализируют текст, оценивая роль художественной детали в рассказах А. П. Чехова; делают выводы об утверждении в них авторских представлений о достойной человека жизни.

Творческая история пьесы «Вишнёвый сад».

1

8.05

Формулируют  проблемы, поднятые автором в пьесе; раскрывают идейный смысл пьесы; определяют характерные особенности чеховских пьес и его новаторские достижения; характеризуют героев, выявляя авторское отношение к ним.

Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы.

1

8.05

Формулируют  проблемы, поднятые автором в пьесе; характеризуют героев; раскрывают идейный смысл пьесы; отмечают жанровое своеобразие чеховской драмы; приводят примеры; выделяют в тексте изученной драмы фрагменты, содержащие психологический подтекст.

Своеобразие конфликта в чеховской драме.

1

12.05

Анализируют конфликт в драме; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

Вн.чт.   А.П.Чехов.  «Три сестры» как пьеса об ожидании счастья.

1

15.05

Анализируют события пьесы; характеризуют героев; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу.

Нравственные уроки русской литературы XIX века.

1

15.05

Участвуют  в беседе, привлекая знания, приобретённые в 10-м классе; анализируют историческое развитие России во второй половине XIX в.; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров.

Годовая контрольная работа.

1

19.05

Выполняют контрольную работу.

Родная литература 1 ч.

Г.Тукай. Некрасовские традиции в поэме «Сенной базар, или Новый Кисекбаш».

1

22.05

Выступают с сообщениями  о биографии писателя, об истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Литература народов России 1 ч.

22

Два  великих кавказских «мастера слова»: К. Кулиев и К. Хетагуров.

1

22.05

Рассказывают  о жизни и творчестве осетинского поэта К. Л. Хетагурова и  К.Кулиева; выделяют основные направления его творчества (гражданская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика); определяют связь творчества осетинского поэта с творчеством М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова; самостоятельно анализируют и интерпретируют стихотворения К. Л. Хетагурова; участвуют в беседе. 

Мировая литература 3 ч.

22

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. А. Рембо. «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни  и своеволия в стихотворении.

1

26.05

Выступают с устными сообщениями по теме урока. Рассказывают  о жизни и творчестве А.Рембо; выделяют основные направления его творчества; самостоятельно анализируют и интерпретируют стихотворение.

Г. де Мопассан. «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы  Система образов.

1

29.05

Рассказывают  о жизни и творчестве Ги де Мопассана, о тематических группах его новелл; составляют
тезисы лекции учителя; выполняют аналитическую работу
в группах; участвуют в беседе.
 

Г. Ибсена. «Кукольный дом». Социальная и нравственная проблематика драмы. Образ Норы.

1

29.05

Рассказывают  о жизни и творчестве Г. Ибсена; рассматривают драму «Кукольный дом» как образец интеллектуальной социально-психологической пьесы-дискуссии; анализируют и интерпретируют данное художественное произведение, используя сведения из истории и теории литературы; участвуют в беседе; читают фрагменты пьесы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...