Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов "Баллада "Три пальмы". Взаимоотношения человека и природы"
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему
Презентация была подготовлена для обучающихся 7 класса коррекционной школы-интерната (слабослышащие). Целью было доведение до понимания ребят лексических значений слов и понятий в произведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_v_7_klasse_na_temu_m.yu_._lermontov_tri_palmy.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Он не ͜ име ́ л ни ͜ бра ́ та , ни ͜ сестры ́ . И ͜ та ́ йных мук е ͞ г о никто ́ не ͜ ве ́ дал . Д ͞ о ͜ вре ́ мени ͞ отвы ́ кну ͞ в ͞ от ͜ игры ́ , Он жа ́ дн ͞ ому с ͞ омне ́ нью се ́ р (д) це пре ́ дал . И ͜ , пре ́ зре ͞ в де ́ тства ми ́ лые дары ́ , Он на ́ чал ду ́ мать , стро ́ ить миф в ͞ озду ́ шный . И ͜ в ͜ нём теря ́ лся мы ́ слию п ͞ ослу ́ шный …
Географическая справка Арави́йская пусты́ня — пустыня в Африке. Расположена между долиной Нила и Красным морем. Обширные пространства Аравийской пустыни заняты движущимися барханами, песком. Большая часть территории абсолютно необитаема из-за частых песчаных и пыльных бурь, а также сильных ветров, малого количества осадков, высоких температур .
Жизнь гордых пальм в пустыне В песчаных степях аравийской земли Три нгордые пальмы высоко росли. Родник между ими из почвы бесплодной, Журча, пробивался водою холодной, Хранимый под сенью зелёных листов От знойных лучей и сыпучих песков. Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды всех проходящих по пустыне.
Обращение пальм к Богу И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!»
В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы хотят быть полезными людям, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой.
Появление каравана И вот Бог услышал их молитвы: И только замолкли - в дали голубой Столбом уж кружился песок золотой, Звонков раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шёл, колыхаясь , как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Пальмы встречают гостей Пальмы радушно встречают гостей. Наконец-то они приносят пользу людям: Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их весёлый раскинулся стан. Кувшины, звуча, налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студёный ручей.
Гибель «питомцев столетий» Наступила ночь, изнуряющая жара сменилась невыносимым холодом, и путники ответили пальмам чёрной неблагодарностью: Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём.
Картина гибели оазиса проникнута горьким чувством неблагодарности и возмущения тем, что люди каравана заботятся только о себе, что они не подумали о том, что оазис может дать воду и прохладу еще и другим караванам, путешественникам .
Что стало с оазисом после его посещения караваном? От пальм остался лишь пепел: Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь продолжал караван, И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный, И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло.
Художественные приёмы: Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ (людей): умением говорить, думать и чувствовать
Разговор пальм с Богом: И стали три пальмы на бога роптать : «На то ль мы родились , чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Как повели себя пальмы, когда пришли люди: И, гордо кивая махровой глав ою , Приветствуют пальмы нежданных гостей , И щедро их поит студеный ручей .
Антитеза - это противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий
«…от знойных лучей и сыпучих песков.. В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ими из почвы бесплодной, Журча, пробивался водою холодной, Хранимый под сенью зелёных листов От знойных лучей и сыпучих песков.
«Все дико и пусто кругом» И ныне всё дико и пусто кругом- Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно Пророка о тени он просит – Его лишь песок раскалённый заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.
Начало и конец стихотворения скреплены антитезой. Поэт противопоставляет красоту оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди. М. Ю. Лермонтов использует антитезу, чтобы мы острее почувствовали печаль от разорения прекрасного уголка Земли.
Вывод: Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о себе, но и об окружающем мире и людях; стремиться к достойной жизни; быть добрыми; ценить жизнь и не губить природу
Домашнее задание Подготовить выразительное чтение стихотворения «Три пальмы» Прочитать статью в учебнике стр. 151-152
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Интегрированный урок биология + английский язык «Взаимоотношения человека и природы»
Естественно-научное направление: интгрированный урок биологии и английского языка.Класс 10"В" - химико-биологический профиль. Программа среднего (полного) образования по биологии (профиьный урове...
Презентация к уроку географии 8 класс на тему "Человек и природа"
Презентация к урокам географии 8 кл. "Природа и человек"...
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы" (литература, английский язык, изобразительное искусство)Учителя Коваль Т.Е., Ма...
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...
Презентация Взаимоотношения человека с природой
Как важно беречь окружающий мир. Как важно воспитывать бережное отношение ко всему живому: цветку, животному, человеку....