Проектная работа "Персонажи славянской мифологии в литературе"
проект по литературе

Герман Ольга Валерьевна

Разработка проекта "Персонажи славянской мифологии в литературе"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Персонажи славянской мифологии в литературе

Как сказка – мир. Сказания народа,

Их мудрость темная, но милая вдвойне,

Как эта древняя могучая природа,

С младенчества запали в душу мне.

                                                               (Николай Заболоцкий)

Особенности славянской мифологии нашли отражение не только в общественной жизни, но и в художественной литературе. Отсюда в творчестве русских писателей широко используются представители низшей мифологии, различные духи природы (домовые, полевые, водяные, лесные и т. д.). Находясь у истоков словесного искусства, мифологические сюжеты и образы занимают значительное место не только в устной народной традиции, но и в произведениях русских писателей и поэтов на разных исторических этапах развития литературы. Заимствование славянских образов и сюжетов происходит в двух направлениях. В одних случаях сохраняется адекватность древним прототипам, в других - наблюдается переосмысление и наполнение новым содержательным смыслом.

Баба Яга

Персонаж славянской мифологии и фольклора славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего - отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Помимо русских встречается в словацких и чешских сказках. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях Каринтии в Австрии, масленичным персонажем в Черногории и ночным духом в Сербии, Хорватии и Болгарии. 

Образ Бабы –Яги в творчестве русских писателей

К образу Бабы Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин, В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой, Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, и др.

 Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке». Баба-Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

В современном искусстве сказки: Баба-Яга; Гуси-лебеди; Царевна-лягушка; Василиса Прекрасная; Марья Моревна; и многие другие.

Жар – птица - упоминалась во многих сказках, одна из таких - «Иван Царевич и Серый Волк». В народном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, и ее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния. За Жар-птицей отправляются сказочные добры - молодцы, и к тому, кто овладеет хоть одним ее пером, приходит великое счастье.

Жар-птица живет в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в прекрасном саду, окружающем терем Царь-девицы (или у Кощея Бессмертного в пещерах каменных среди других сокровищ, которые он охраняет). Растут в том саду золотые яблоки, возвращающие молодость старикам. Днем Жар-птица сидит в золотой клетке, напевает Царь-девице райские песни. Когда поет Жар-птица — из клюва скатный жемчуг сыплется. Ночью летает Жар-птица по саду, вся как жар горит; полетит куда-нибудь — все вокруг осветится разом. Одному ее перу цена побольше целого царства будет, а самой Жар-птице и вовсе цены нет.

Снегурочка – по-своему уникальный, необычайно интересный персонаж.

В языческой древней Руси кружево метелей и белые бури олицетворялись с девой снега. С эпитетом «белая» отождествлялись блеск, сияние, красота. В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру. 

Позднее Снегурочка представлялась в сказках как мифологический персонаж. Давайте обратимся к сказочному образу Снегурочки. Сказка - один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всех народов мира. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития.

Народные сказки сочинял народ, у них нет автора. Эти сказки передавались устно из поколения в поколение и поэтому у них много похожих вариантов.

Народный вариант сказки с названием «Девочка Снегурочка» изложил Владимир Иванович Даль.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей А. Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».

Мать Сыра - Земля

В каждой мифологии обязательно найдётся такое женское божество — олицетворение всей природы. Однако  именно у славян почитание Матери Сырой Земли было наиболее сильным, что сохранилось вплоть до начала XX века. 

Множество поверий связано именно с родной землёй. Если человек куда-то уезжал на чужбину, то непременно с собой брал горсть родной земли. Высыпал её на чужой земле и, ступая по ней, говорил: «По своей земле хожу». Считалось, что и там, на чужбине, в случае чего, родная земля поможет, силы придаст. 

Поэтому неслучайно в сознании славян сложилось мировоззрение, что богатство страны и народа напрямую зависит от просторов славянской земли. Именно эти просторы — главное богатство как материальное, так и духовное. 

Выразителем этого мировоззрения стал былинный богатырь Микула Селянинович. Сила ему дарована самой землёй, и опирается он полностью на земную силу Руси.

Микула — любимый сын Матери Сырой Земли. В его честь справлялись коллективные пиры, пелись песни в честь наступающих именин Матери Сырой Земли:

Микула-свет, с милостью

Приходи к нам, с радостью,

С великою благостью…

Мать Сыра Земля добра,

Уроди нам хлеба,

Лошадушкам овсеца,

Коровушкам травки! 

В ходе работы я убедилась, что русские деятели искусств не могли обойтись в своем творчестве без образов славянской мифологии потому, что были воспитаны на русских сказках, былинах, прибаутках, пословицах и поговорках.  Их вдохновляли образы раннего детства, няниных сказок. Я попыталась исследовать небольшой пласт русского искусства. За рамками исследования оказались многие произведения русских художников, композиторов, писателей. Мы, дети, тоже используем эти образы. В этом Вы сейчас убедитесь.

Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.

Стянул у старой две нитки бус.

Разгневал ведьму и скрылся в дымке.

И вот со смеху кручу я ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,

Найду для песен там жемчугов,

До самой пасти приближусь к Змею.

Узнаю тайны – и был таков.

Стихотворение «У чудищ» К.Д. Бальмонт

        

Прогнали сон мой рассказы старушки,

Вот я в лесу у порога избушки;

Ждет к себе гостья колдунья седая-

Змей подлетает, огонь рассыпая.

Замер лес темный, ни свиста, ни шума,

Смотрят деревья угрюмо, угрюмо!

Сердце мое замирает – дрожит…

Зимняя вьюга шумит и гудит.

И.С. Никитин. 

III. Заключение.

Если в начале работы стояла цель изучить этот русский сказочный персонаж, то во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом», «узнали в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». 

Ведь наши предки поклонялись, боялись, существовали параллельно с духами жилищ, леса, поля, воды. Выйдя из дома, пройдешь через ограду, а там и баня, и сарай.… И сейчас, как несколько веков назад, По-прежнему, у нас предпочитают строить жилища, где двор примыкает к дому; образуя единое жилое пространство.

Все это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–Ягу. А имена известных литературоведов, ученых композиторов, которые в свое время уделили ей столько внимания, спорили, доказывали, искали корни происхождения, заставшие уважительно отнестись к нашей знакомой. Хотя по–прежнему к Бабе– Яге хочется относиться с детской наивностью. Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мини-проект "Создание словаря персонажей славянской мифологии"

Цель: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемыЗадачи:1.      Совместный поиск учащимися  и педагогом новых...

Подготовка к олимпиаде по литературе.Боги славянской мифологии.

В заданиях городских олимпиад из года в год попадаются задания по славянской мифологии, в частности, нужно знать богов славянской мифологии. Также имена этих богов встречаются в произведениях для анал...

Конспект урока по литературе в 5 классе «Славянская мифология»

Цель урока: дать представление о славянских мифах, показать образность, поэтичность славянской мифологии...

Презентация к уроку литературы (5 класс) по теме "Славянская мифология"

Знакомство с основными богами и мифологическими существами. Безусловно, охватить всех мифологических существ не представляется возможным, потому что их великое множество. Это связано с тем, что у кажд...