Серебряного века силуэт.
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Знакомство с модернистскими течениями рубежа 19-20 веков.(вводный урок в 11 классе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм
Цели урока: - познакомиться с модернистскими литературными течениями поэзии начала ХХ века, знать их особенности; - уметь видеть разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века; - уметь различать особенности творческой манеры поэтов символистов, акмеистов, футуристов; - развивать речь, навык выразительного чтения стихов, умение анализировать лирическое стихотворение; - развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности , творческую активность; - воспитывать эстетический вкус, интерес к поэтическому слову.
Мир искусства Демон сидящий. 1890 Царевна-лебедь. 1890 Гадалка.1885 Врубель Михаил Александрович
В. А. Серов «Девочка с персиками» 1887г. Васнецов В.М. « Алёнушка » 1881г.
Музыка Скрябин А. Н . Прокофьев С. С. Рахманинов С. В.
Философия Бердяев Н. А. Розанов В. В.
Литературные течения рубежа веков КРИТЕРИИ ДЛЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ Отношение к миру Роль поэта Отношение к слову Особенности формы Близкий род искусства
Константин Бальмонт Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.
Николай Гумилев Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… — Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Владимир Маяковский Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных , недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот.
Литературные течения рубежа веков Критерии для сопоставления Символизм Акмеизм Футуризм Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваем Мир надо переделать Роль поэта Поэт-пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое Отношение к слову Слово многозначно и символично Четкая определенность слова Свобода в обращении со словом Особенности формы Намеки, иносказания Конкретная образность Обилие неологизмов, искажений слов Близкий род искусства М узыка Живопись, архитектура, скульптура Ж ивопись
Викторина Среди миров, в мерцании светил Одной звезды я повторяю имя... Не потому, что я ее любил, А потому, что я томлюсь с другими... И. Анненский
Мне холодно. Прозрачная весна В зеленый пух Петрополь одевает, Но, как Медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звезд "булавки" золотые, Но никакие звёзды не убьют Морской воды тяжёлый изумруд. О. Мандельштам
В сияньи бледных звёзд, как в мертвенных очах Неумолимое, холодное бесстрастье; Последний луч зари чуть брезжит в облаках, Как память о минувшем счастьи ; Безмолвным сумраком полна душа моя: Ни страсти, ни любви с их сладостною мукой, Всё замерло в груди... лишь чувство бытия Томит безжизненною скукой. Д. Мережковский
Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. «Линь, пинь , пинъ !» - тарарахнул зинзивер . О, лебедиво ! О, озари! В. Хлебников
Это - область чьей-то грезы, Это - призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены. Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым, Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым. Воплощение мечтаний, Жизни с грезою игра, Это мир очарований, Этот мир из серебра! В.Я. Брюсов
Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: 1. Вслушиваясь в стихи Серебряного века. 2. Моё открытие поэтов Серебряного века. 3. Мое первое знакомство с поэзией Серебряного века. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве В. Брюсова, читать стихи В. Брюсова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-12339-1371752013.jpg)
Презентация-проект по литературе в 11 кл. "Серебряного века силуэт..."
Цели урока-презентации: Определить временные границы Серебряного века; Рассмотреть основное содержание эпохи, именуемое Серебряным веком; Ответить на вопрос: почему...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/20/picture-374268-1605896695.jpg)
О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."
Данное мероприятие способствует формированию у учащихся целостного представления о культуре Серебряного века, содействует эстетическому воспитанию школьников, разви...
УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)
Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): Литература Краткое о...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/20/picture-517759-1653067881.jpg)
Турнир поэтов 2017 Фестиваль авторской поэзии "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл..."
Фестиваль авторской поэзии посвящается 125-летию М.И. Цветаевой,130-летию И.В. Северянина и 140-летию М.А. Волошина « И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1189108-1573914637.jpg)
ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"
ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/01/picture-1350574-1633077708.jpg)
Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"
Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...
Серебряный век. Обзор по творчеству поэтов "Серебряного века".
Работа о творчестве поэтов "Серебряного века" литературная гостиная с чтением стихов учащимися Отрывок из урока: ведущие рассказывают:Что такое символизм? Это одно...