Образ русалки в русской литературе. Проектная работа
проект по литературе (6 класс)

Гусейнова Ирина Николаевна
Тема для проектной работы - удивительный, полный загадок и тайн образ русалки. Длительная жизнь этого образа в народных поверьях, мифах, сказках, литературных произведениях делает интересным его рассмотрение. Тема актуальна еще и тем, что мотивирует к изучению литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obraz_rusalki_v_russkoy_literature.docx1.12 МБ
Файл otchet_o_proekte.docx14.23 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчет о работе над проектом по литературе

«Образ русалки в русской литературе»

         Выбирая тему для проектной работы,  я остановилась на удивительном, полном загадок и тайн образе русалки. Длительная жизнь этого образа в народных поверьях, мифах, сказках, литературных произведениях делает интересным его рассмотрение.

        Тема актуальна еще и тем, что мотивирует к изучению литературы. С детства мне запомнилась прекрасная книга про русалочку Ганса Христиана Андерсена. Кто такие русалки? Откуда взялся этот образ? Эти вопросы волновали меня уже тогда. Поэтому я с увлечением приступила к поискам ответов  на свои вопросы, а также к  исследованию  того, какое развитие получил этот образ в русской литературе? Меня привлекло сочетание в этом неясном образе  таинственности и красоты, поэтичности и трагизма, любви и смерти. Многие ученые утверждают, что в литературе образ русалки стандартный и однообразный. Но так ли это? Задаваясь этим вопросом, я обратилась в своем исследовании к творчеству таких известных авторов 19 века, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь.

        Собрав материал по интересующей меня теме, я столкнулась с  трудностью систематизации всего объема информации. Справиться с этим мне помогло планирование работы, выстраивание композиции проекта. Данная исследовательская работа помогает осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материалов в дополнительных изданиях, учит строить сообщения в устной и письменной речи, позволяет развивать творческие способности.

         В результате реализации проекта гипотезы исследования, выдвинутые в начале работы, на мой взгляд, оправдались в том, что, во-первых, стало ясно, что в русской литературе рано сложился собственный образ русалки, истоками которого стали русские народные поверья. Во-вторых, очевидным стало и то, что вошедший в русскую литературу фольклорный облик русалки трансформировался у поэтов и писателей: они наделили его собственными чертами и характерами. У А. С. Пушкина показана русалка – «Дева - губительница», у М. Ю. Лермонтова - «Дева - рассказчица», а Н. В. Гоголя – «Дева - собеседник».

        Особый интерес для меня представило сопоставление образа русалки в фольклорном варианте и авторских произведениях писателей и поэтов: в фольклоре русалки - героини легенд, преданий, поверий, обрядов и обычаев народов разных стран. Они живут в водной стихии, отличаются от человека рыбьим хвостом и вступают с человеком в сложные отношения. «Литературные» же русалки не менее разнообразны, чем фольклорные. Время, мода, интересы и мировидение, индивидуальный стиль, художественные задачи делали образ русалки сугубо личностным для каждого автора. И все же есть общие мотивы, сюжеты, есть традиционные для литературы характеристики внешности русалки, её поведения.

        Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель проекта достигнута, задачи нашли свое решение.

         Все наработки, знания и умения, полученные в ходе проектной работы, можно реализовать на уроках литературы, а именно, на уроках внеклассного чтения.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

В презентации представлена таблица, где   по-разному описывают  Петербург  Пушкин,  Гоголь, Некрасов.А также здесь можно найти Петербург Достоевского....

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе". .

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе" предполагает анализ трёх произведений: В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", В. Распутина "Уроки французского", ...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

«Образ учителя в русской литературе» («сквозная» тема на уроках литературы)

Методический комментарийУчитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки  характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и ...

Практическая работа по теме : " Образ ровесника в русской литературе 19 века» ( Л.Н. Толстой « Детство», С. Т. Аксаков « Детские годы Багрова - внука»)

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить уче...

Исследовательская работа по теме "Образ звезды в русской литературе"

Исследовательская работа подготовлена для представления на научно-практических конференциях....

Образ кошки в русской литературе. Урок литературы в 6 классе .

Проблема: Как выглядит кот в литературе?...