Образ кошки в русской литературе. Урок литературы в 6 классе .
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Проблема: Как выглядит кот в литературе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образ кошки в русской литературе. Урок литературы в 6 классе . | 16.33 КБ |
obraz_koshki_v_russkoy_literature._wecompress.com_.ppt | 937.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ кошки в русской литературе.
Урок литературы в 6 классе .
«Чужая душа- потёмки, а кошачья- тем более». А. П. Чехов.
Цели урока:
1.через презентацию, музыкальное оформление в начале урока позитивно настроить учащихся на усвоение темы урока;
2.создать условия для развития навыков самостоятельной подготовки к уроку, самостоятельным выводам по заданной теме;
3.образ кошки в фольклоре и литературном произведении на примере рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»
Проблема: Как выглядит кот в литературе?
Оборудование:
Выставка книг;
Выставка рисунков,
Музыкальные произведения о кошках. (например, «Черный кот»)
Ход урока:
1.Мини-лекция:
по данным археологии, кошки поселились рядом с человеком с тех пор, как он стал вести осёдлый образ жизни. И у разных народов к ним было разное отношение. В Египте кошки были священными животными . Им посвящались храмы, приносились их богине Баст жертвоприношения, их мумифицировали, хоронили на клатбищах. За убийство кошки была смертная казнь.
В Европе с ними было связано много предрассудков. Их считали помощниками колдунов, пособниками дьявола, их убивали, сжигали на костре. (Какое суеверие дошло до наших дней?)
На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. И прежде чем войти в новое жилище, вперёд пускали «хозяйку»- кошку. Там, где она ложилась, ставили кровать.
На Востоке кошки издавна находились в привилегированном положении по сравнению с другими животными. В исламе кошки весьма почитаются, кошка Муэзза жила у самого пророка Мухаммеда. В память о ней всем кошкам разрешён был свободный вход в мечеть.
Вы услышали о том, когда кошка пришла в дом человека и о том, как человек старался завоевать её расположение. А теперь давайте обратимся к литературе (слайд 6)
2.Работа с текстом.
(Заранее подготовленный ученик читает рассказ Ю. Дмитриева «Кошачья натура»)
1.Как автор описывает кошку?
2.Какие черты характера подчёркивает?
3.Работа в группах. Образ кошки в фольклоре
Задание первой группе: подготовить пословицы о кошках
Задание второйгруппе: вспомнить поговорки о кошках
Проверка заданий
Какие вы подготовили пословицы о кошках? (первая группа)
Какие поговорки у вас о кошках? (вторая группа)
Учитель. Молодцы, хорошо поработали.( слайд 8 )
Поговорим о приметах, связанных с кошками. (слайд 9 )
(Ученики заранее готовят материал о приметах, связанных с кошками)
Анализируем приметы.
4. Проверка домашнего задания.
Прочитайте стихотворения о кошках, котятах, которые вы выучили дома.
(Ученики читают стихотворения)
О каких котах мы услышали?
( Ответы учащихся)
5. Обобщение: Образ кошки в русской литературе. (слайд 10)
Д-з.Прочитать рассказ К. Паустовского « Кот-ворюга». Написать отзыв о рассказе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Образ кошки в русской литературе ( К.Паустовский «Кот-ворюга»)
“ Чужая душа – потемки, а кошачья – тем более” А. П. Чехов
Цели: через выставку книг, работу с эпиграфом, музыкальное оформление в начале урока позитивно настроить учащихся на усвоение темы; создать условия для развития навыка самостоятельной подготовки к уроку; через прием эмпатии, погрузить учащихся в мир литературы, подвести к самостоятельному выводу; Образ кота в фольклоре и литературном произведении на примере рассказа К. Г. Паустовского “Кот - Ворюга”
Ход урока Оборудование: выставка книг, а/з “Чёрный кот”, выставка рисунков, фишки-оценки - , список книг о котах.
Пословицы и поговорки Отольются кошке Мышкины слезки. Кошке – игрушки, а мышке – слезки. Лукава, как кошка. Не все коту, масленица . Стар кот, а масло любит. Ложка не кошка, рта не оцарапает. Что поп, что кот – не поворча, не съест. Рано пташка запела – как бы кошка не съела. Кошки грызутся – мышам приволье.
Приметы "Кошка чешется (умывается) – гостей зазывает (намывает)", "Кошка на человеке тянется – к обнове", "Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать", "Кто кошек любит – будет жену любить", "Гордому кошка на грудь не вскочет". . При помощи кошек пытались предсказывать и погоду: "Кошка крепко спит – к теплу", "Кошка морду хоронит – к морозу или к ненастью", "Кошка скребет пол – на ветер, на метель", "Кошка стену дерет – к непогоде", "Кошка лежит брюхом вверх – к теплу", "Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде", "Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью".
Образ кошки в произведениях русских писателей Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок И. Крылов. "Кошка и Соловей", "Кот и Повар" Н.В. Гоголь. "Вечер накануне Ивана Купала" "Майская ночь, Утопленница« А.С.Пушкин . Пролог поэмы "Руслан и Людмила". Бажов . “Серебряное копытце” Л.Толстой “Кошка и лисица” Чарушин . “Кот Епифан” К. Паустовский . “Кот—ворюга”. С. Михалков . "Коты и мыши"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс
"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе для пятиклассников. Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...
Доклад Нравственное воспитание через образ матери в русской и тувинской литературе.
Наиболее важной частью нравственного воспитания всегда остается воспитание на примере уважительного отношения к матери на литературном и на жизненном материале....
« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...
Образ кошки в русской литературе
Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках недели Ветеринарии по литературе. Участниками мероприятия являются студенты группы по профессии «Ветеринарный фельдшер»....
Конспект урока "Образы природы в русской поэзии Х1Х века"(5 класс)
Конспект урока составлен с учётом того, что перед уроком проводилась предварительная подготовка творческих работ ребят. Ученикам всегда приятно, когда на уроке демонстрируются из труды. В конспекте ес...
Образ коня в русской и тувинской литературе
Анализ художественных произведений....
Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...