Практическая работа по теме : " Образ ровесника в русской литературе 19 века» ( Л.Н. Толстой « Детство», С. Т. Аксаков « Детские годы Багрова - внука»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС.
Именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения. В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию, к самостоятельному усвоению новых знаний.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, личности, желающей и умеющей учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_po_teme.docx | 16.1 КБ |
schastlivoe_detstvo.ppt | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа по теме : Образ ровесника в русской литературе 19 века» ( Л.Н. Толстой « Детство», С. Т. Аксаков « Детские годы Багрова - внука»)
( учебник « Литература 6 класс», авторы : Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчиков)
Целевые установки на достижение результата:
- личностные: развивать потребность к самовыражению, развивать уважительное отношение к родному языку, родной литературе;
- метапредметные : развивать умение формулировать собственное мнение, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в их исполнение , проводить наблюдение, сравнивать произведения разных авторов, объединённых одной темой; понимать авторский замысел;
- предметные : формировать умение анализировать художественный текст, выполнять сравнительный анализ произведений, связанных одной темой.
Форма деятельности :
Оборудование: лист А4
Ход урока.
- Организация начала урока, определение темы и цели урока.
- Подготовка к восприятию темы урока.
Составьте пословицы из данных слов и сделайте вывод, о чём мы будем размышлять сегодня на уроке.
Человек, тело, без воспитания, без душ
Труднее, легче, наказывать, воспитывать
Сын, отец, каков, таков.
Человек без воспитания- тело без души
Наказывать легче, воспитывать труднее
Каков отец, таков и сын
Детство- это самая беззаботная и трудная пора в жизни человека. В этот период своей жизни маленький человек познаёт мир, учится отличать добро от зла, учится понимать людей и природу. В детстве складываются основные черты характера. А каким вырастет человек, часто зависит от окружающих его людей. Любой человек от рождения стремится к добру и справедливости, он ещё не ведает лжи, клеветы и притворства, он чист душой, потому уроки детства – самые важные в жизни человека.
Творческое задание ( домашняя заготовка, по выбору обучающихся)
- Было ли вам когда - нибудь стыдно за свои поступки? Кто вам помог справиться с неприятной ситуацией?
- Через некоторое время и вы станете родителями. А как вы будете воспитывать своих детей? Что будете в них развивать, к чему приучать? Изобразите предметы, которые пригодятся вам в воспитании ваших детей?
Мы прочитали произведения разных авторов : Л.Н. Толстой « Детство», С.Т. Аксакова « Детские годы Багрова- внука».Что их объединяет? Какие уроки детства получили герои этих произведений? Мы выясним в ходе нашей работы.
Практическая работа.
- Объяснить эпиграф. Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого: « Счастливая, счастливая , невозвратимая пора детства». ( обмен мнениями)
- Задание №1.Провести ассоциации. Напишите слова- ассоциации к слову « детство», добавьте другие слова, чтобы получилось словосочетание, добавьте рисунок.( в верхней части листа)
Задание №2. Поделите лист А4 на 2 части ( каждая часть соответствует одному произведению). От чьего лица ведётся повествование в повестях Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова? Помните ли вы их имена? Запишите в соответствующую графу ( Серёжа Багров, Николенька Иртеньев)
Изобразите фон, на котором происходят действия повестей ( картины пробуждающейся природы; господский дом с палисадником)
Задание №3. Добавьте имена людей, повлиявших на формирование характеров героев из прочитанных нами произведений. Выпишите самые « яркие» цитаты их характеризующие.( Аксаков : « мать почти не отходила от меня», « не понимала моего состояния», « отец сочувствовал мне больше всего», « ну, теперь ты, кажется очнулся, - сказала она мне , лаская и целуя меня в голову», Толстой : « Я чувствовал к нему ( Серёже Ивлеву) столько же страху, сколько и любви», « безропотно подчинялся ему», « он чувствовал свою власть надо мной и бессознательно, но тиранически употреблял её в наших детских отношениях», )
Задание №4. Какие уроки детства получили герои? Чему они научились? Найдите в текстах цитаты, подтверждающие ваше мнение. ( Аксаков : « я до сих пор не понимал, не знал всей цены, что я не достоин матери, которая несколько раз спасала мне жизнь, жертвуя своею»; Толстой : « не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его. Куда девалось чувство сострадания…»)
Словарная работа : самопожертвование, сострадание( объяснить лексическое значение слов, путём подбора синонимов , синонимичных словосочетаний)
- Рефлексия( самооценка, оценивание работы товарища)
- Подведение итогов работы за урок.
- Определение домашнего задания. Прочитать отрывки из произведения Горького « Детство», рассказ о детстве писателя.
Практическая работа по теме : Образ ровесника в русской литературе 19 века»
Серёжа Багров Николенька Иртеньев
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ассоциации» Напишите слова - ассоциации к слову « детство», добавьте другие слова, чтобы получились словосочетания, добавьте рисунки.
Составьте пословицы из данных слов и определите, о чём мы будем сегодня размышлять Человек, тело, без, воспитания, без души. Труднее, легче, наказывать, воспитывать. Сын, отец, каков, таков.
Пословицы Человек без воспитания- тело без души. Наказывать легче, воспитывать труднее. Каков отец, таков и сын.
? Благодаря кому и чему человек взрослеет. Какую роль в жизни человека играет детство.
Творческая страничка. Были ли вам когда- нибудь стыдно за свои поступки? Как мы будем воспитывать своих детей.
Отношение
Внимание
Своих детей мы будем приучать к ответственности , воспитывать уважение к людям , развивать чувство справедливости , уверенности в себе , воспитывать в любви и честности.И напоминать им о том, что в мире есть чудеса
Л.Н. Толстой « Детство». С.Т. Аксаков « Детские годы Багрова- внука». Что их объединяет? Какие уроки детства получили герои этих произведений? Ответы на эти вопросы мы получим в ходе нашей работы.
Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства»
Задание №1 Работа с текстом. Поделите лист на 2 части.( каждая часть соответствует одному произведению) От чьего лица ведётся повествование в повестях Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова? Запишите их имена в соответствующую графу. Изобразите фон, на котором происходят действия в произведениях.
Задание №2 Добавьте имена людей, повлиявших на формирование характеров героев из прочитанных вами произведений. Выпишите самые « яркие» цитаты их характеризующие.
Самопроверка Аксаков: « мать почти не отходила от меня», « не понимала моего состояния», « ну, теперь ты, кажется, очнулся, - сказала она мне, лаская и целуя меня…»; отец: « Отец сочувствовал мне больше всего…»
Самопроверка Толстой: « Я чувствовал к нему( Серёже Ивлеву) столько же страху, сколько и любви», « безропотно подчинялся ему», « он чувствовал свою власть надо мной и бессознательно, но тиранически употреблял её в наших детских отношениях»
Разминка
Задание №3 Какие уроки детства получили герои? Чему они научились? Найдите в текстах цитаты, подтверждающие ваше мнение.
Самопроверка Аксаков : « я до сих пор не понимал, не знал всей цены, что я не достоин матери, которая несколько раз спасала мне жизнь , жертвуя своею» Толстой : « не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его. Куда девалось чувство сострадания… »
Словарная работа Самопожертвование- жертвование личными интересами ради других. ( Ожегов) Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.
Итак, Чему научились наши герои? Какие уроки получили вы? О чём вы задумались, прочитав данные произведения?
Страничка творчества
Ура! Домашнее задание 1. Изобразите фон, на котором происходят события в прочитанных произведениях. 2. Прочитать отрывки из повести М. Горького « Детство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе". .
Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе" предполагает анализ трёх произведений: В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", В. Распутина "Уроки французского", ...
Презентация на открытый урок "Сравнительный анализ героев в произведениях Л.Н. Толстого "Детство" и С.Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука"
Данна работа содержит необходимый материал для работы на уроке литературы....
Исследовательская работа по теме "Образ звезды в русской литературе"
Исследовательская работа подготовлена для представления на научно-практических конференциях....
Тест по теме: С.Т. АКСАКОВ «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА»
Тест на знание текста С.Т. Аксакова "ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА" в 3 вариантах....
Исследовательский проект на тему "Образ учителя в русской литературе"
В исследовательском проекте "Образ учителя в русской литературе" учащиеся изучили образ учителя на примере известных произведений русской литературы, попытались доказать, что изменения в про...
Практическая работа по теме: "Музыкальное и театральное искусство XVIII века"
Подходит для использования на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга...