Элективный курс "Как научиться писать сочинение" (11-12 класс)
элективный курс (11 класс)
Курс «Как научиться писать сочинение» призван научить азам письменной работы, в которой учащийся в различной форме излагает свое мнение, видение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_zaphanova_e.v_2019.docx | 816.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В словаре Даля сочинение определяется как «самое произведение, что сочинено», а слово сочинять так: «изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения». А сочинение в школе – это письменная работа учащегося, в которой он в различной форме излагает свое мнение по поводу проблемы, поднятой темой сочинения.
Для выпускников средней школы знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также уметь писать сочинение-рассуждение на заданную проблему, уметь анализировать и систематизировать информацию.
Курс «Как научиться писать сочинение» призван научить азам письменной работы, в которой учащийся в различной форме излагает свое мнение, видение.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует взгляды, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.
Занятие позволяют систематизировать полученные знания и применить на практике. Курс рассчитан на 34 часа.
Цели и задачи изучения курса.
Цель:
- научить последовательности работы над сочинением
- научить самостоятельной работе с текстом и анализу
- формировать языковую, коммуникативную, лингвистическую компетенции
- развивать навыки логического мышления
- расширять кругозор учащихся
Задачи:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи ЕГЭ
- опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание
- выработать умение создания связного высказывания
Содержание курса
Главная задача курса научить учащихся развивать мысли на избранную тему, владеть яркой выразительной и правильной русской речью, устной и письменной.
По-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои чувства и мысли – и устно, и письменно.
Учащиеся получат в этом курсе советы по работе над различными видами и типами сочинений, характеристики методов и приемов этой работы, научатся анализировать текст, раскрывать темы, выявлять проблему, позицию автора, подбирать аргументы (обязательный критерий для итогового сочинения), комментировать эпизоды (для сочинений ЕГЭ).
По программе изучения литературы в средней школе курс поможет не только закрепить приобретенные знания, умения, навыки, но и существенно обогатить свой словарный запас, расширить кругозор и обратиться к собственному опыту и применить его в работе над сочинением.
Основные разделы курса следующие:
- ознакомление с типами и жанрами сочинения;
- повторение основных сведений по теории литературы:
* литературный образ;
* тема;
* идея,
* проблема;
* композиция и т.д.
- основные принципы построения сочинения;
- умение раскрыть личное отношение к произведению, проблеме, теме сочинения;
- умение использовать личный жизненный опыт, знания в аргументации сочинений.
Практическая часть курса призвана способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи старшеклассников, уместному, умелому использованию языкового потенциала.
Результативность курса.
К концу курса учащиеся должны:
• знать основные понятия теории сочинений разных жанров
• уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением
• обладать навыками работы со справочным материалом
• обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать
• владеть коммуникативными навыками
• владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка
• уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров
• оценивать свои творческие работы, с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесённости
• аргументировать свое мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Темы | Общее количество часов | Формы организации занятий |
1. | Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного произведения. Знакомство с тематикой курса. Цель, задачи курса. Актуальность курса. | 1 | Лекция с элементами беседы, завершение недописанных высказываний. |
2. | Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. | 1 | Лекция с элементами беседы. Практикум. Работа со словарями. Семинар. Домашнее задание: заполнение терминологической таблицы, разноуровневые задания (карточки, опросные листы), вопросы семинарского занятия. Форма контроля: тест, завершение недописанных высказываний, творческая работа. |
3. | Особенности эпических, лирических, драматических произведений. | 1 | Лекция с элементами беседы. Домашнее задание: 1. анализ эпизода из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. 2) анализ отрывка из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Форма контроля: Письменная работа по структуре ЕГЭ. |
4. | Стили речи. | 2 | Лекция с элементами беседы. Домашнее задание: особенности каждого стиля. Форма контроля: анализ эпизодов. Определение функционально-смыслового типа речи. |
5. | Основные требования к сочинению. | 2 | Лекция с элементами беседы. Домашнее задание: составление «Памятки» пишущему сочинение. Форма контроля: заполнение таблицы «Типы тем сочинений». |
6. | План сочинения. Типы планов. Раскрытие понятий: логичность, последовательность речи. | 1 | Практикум. Домашнее задание: составление разных типов планов сочинений. Форма контроля: работа по тренировочным карточкам. |
7. | Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения. | 2 | Лекция с элементами беседы. Практикум. Домашнее задание: творческая работа по вариантам. Форма контроля: практическая работа. |
8. | Проблемно-тематическая типология сочинений. Сочинение-рассуждение | 2 | Лекция с элементами беседы. Творческая мастерская (обучение написанию сочинения-рассуждения). Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа. Форма контроля: проверка конспекта, творческих работ |
9. | Жанровая классификация сочинений. | 1 | Лекция с элементами беседы. Практикум. Домашняя работа: работа со справочным материалом. |
10. | Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа. Домашняя работа: чтение образцов литературы, созданных в жанре эссе, работа с вопросниками. Форма контроля: письменный опрос. |
11. | Сочинение-анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения. | 2 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа. Домашняя работа: написание творческой работы. Форма контроля: защита творч. работ. |
12. | Авторская позиция. Средства выражения позиции автора. | 2 | Практическая работа. Домашняя работа: самостоятельная работа с текстами. Определение авторской позиции. Форма контроля: практическая работа с текстами. |
13. | Отработка навыков аргументации. | 2 | Практическая работа: работа с тестами. Домашняя работа: подбор иллюстраций-примеров, аргументаций к разным проблемам, подбор цитат и цитирований. Форма контроля: письменная работа. |
14. | Практикум по написанию сочинения. | 2 | Практическая работа: Чтение рассказа Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила». Определение семи основных частей сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (структура). |
15. | Особенности литературного анализа | 2 | Практическая работа: анализ эпического произведения. Домашняя работа: определение позиции автора в повести В.Г.Распутина «Последний срок». |
16. | Логика и комментирование. Типы информации в тексте. | 1 | Практическая работа: способы отсылки к тексту (проблема, комментарии, позиция автора) Домашняя работа: анализ примера-иллюстрации. |
17. | Пояснение к примерам. Смысловая связь между примерами | 2 | Практическая работа: Смысловая связь между примерами. Домашняя работа: Речевые клише. Противопоставление, сравнение, следствие-вывод. |
18. | Речевые ошибки в сочинениях. Классификация речевых ошибок учащихся. | 2 | Практическая работа. Домашняя работа: написание творческой работы. Форма контроля: защита творческих работ. |
19. | Стилистические ошибки в сочинениях. Виды грамматических ошибок. | 2 | Практическая работа. Домашняя работа: написание творческой работы. Форма контроля: защита творческих работ. |
20. | Знакомство с новой демоверсией. | 1 | Работа по КИМам (под редакцией И.П.Цыбулько) |
21. | Зачетная работа | 2 | |
ИТОГО: | 34 ч. |
Содержание программы
1. Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного произведения.
Форма: лекция с элементами беседы, завершение недописанных высказываний.
Знакомство с тематикой курса. Цель, задачи курса. Актуальность курса.
Изучение представления учащихся о работе над сочинением, уровня подготовленности к освоению курса.
Работа с понятиями: художественное произведение, творчество, литературное творчество.
2. Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое.
Форма: лекция с элементами беседы, практикум, работа со словарями, семинар.
Домашнее задание: заполнение терминологической таблицы, разноуровневые задания (карточки, опросные листы), вопросы семинарского занятия.
Форма контроля: тест, завершение недописанных высказываний, творческая работа.
Освоение понятий: текст, подтекст, контекст.
Понятие целостности художественного произведения. Единство формы и содержания. Художественное выражение элементов содержания (тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт) и содержательность элементов формы (жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства и т.д.).
Литературный образ, персонаж, тип, характер, литературный герой.
Художественная деталь (узнавание, интерпретация, выявление роли детали).
Эпическое произведение. Жанры. Пространственно-временная организация, система персонажей, способы их создания (имя, внешность, поведение, речь).
Лирическое произведение. Функции и смысловая нагрузка элементов лирического произведения. Реализация лирического переживания (поэтический язык, ритмико-мелодическая организация, лирический сюжет, композиция, жанр). Принципы живописности и музыкальности.
Драматическое произведение. Характер драматического действия, жанры, конфликт, система действующих лиц и их роль в развитии действия, монолог, диалог. Поэтика (смысл заглавия, символика и др.), способы выражения авторской позиции (ремарки, поэтика имён и др.).
3. Особенности эпических, лирических, драматических произведений.
Лекция с элементами беседы.
Домашнее задание: 1. анализ эпизода из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. 2) анализ отрывка из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Форма контроля: Письменная работа по структуре ЕГЭ.
4. Стили речи.
Лекция с элементами беседы.
Домашнее задание: особенности каждого стиля.
Форма контроля: анализ эпизодов. Определение функционально-смыслового типа речи. Хотя в русском языке есть пять стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический, в ЕГЭ представлено только два стиля: художественный и публицистический.
5. Основные требования к сочинению.
Форма работы: лекция с элементами беседы.
Домашнее задание: составление «Памятки» пишущему сочинение.
Форма контроля: заполнение таблицы «Типы тем сочинений».
Сочинение как отражение интеллектуального, эстетического, нравственного развития учащегося.
Выбор темы. Требования к содержательной стороне сочинения: глубина и полнота раскрытия
темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность
изложения, уместное и умелое использование цитат, смысловая точность эпиграфа.
Требования к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность.
Объём, соотнесённость композиционных частей работы (вступление, основная часть, заключение). Критерии оценки.
6. План сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность, последовательность речи.
Форма: практикум.
Домашнее задание: составление разных типов планов сочинений.
Форма контроля: работа по тренировочным карточкам.
Типы планов: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план и др.
Точность, последовательность, логичность речи. Дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему) подходы к выстраиванию рассуждений, умозаключений.
7. Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения.
Форма: лекция с элементами беседы, практикум.
Домашнее задание: творческая работа по вариантам.
Форма контроля: практическая работа.
Виды вступлений и выбор вступления в зависимости от темы сочинения: историческое вступление, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое и др.
Основная часть сочинения. Уместное использование различных приёмов выстраивания рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение героев одного произведения, сравнение героев разных произведений одного автора, сравнение героев разных авторов, сравнение объекта исследования с другими видами искусства – живописью, музыкой, театром, кино; внутренняя полемичность, доказательство «от противного», спор с воображаемым оппонентом; цитирование и др.).
Заключение. Логическая соотнесённость с вступлением и основной частью.
8. Проблемно-тематическая типология сочинений. Сочинение-рассуждение
Форма: лекция с элементами беседы, творческая мастерская (обучение написанию сочинения-рассуждения).
Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа.
Форма контроля: проверка конспекта, защита творческих работ.
Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение как тип творческой работы и как составляющая часть сочинения на определённую тему. Жанрово-композиционные системы повествования, описания, рассуждения.
Порядок работы над сочинением–рассуждением.
Виды формулировок тем сочинений: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение. Особенности подготовительного этапа работы над сочинением в зависимости от вида формулировки темы. Приёмы организации языкового материала в соответствии с выбором определённого типа речи.
9. Жанровая классификация сочинений.
Форма: лекция с элементами беседы, практикум.
Домашняя работа: работа с справочным материалом.
Форма контроля: проверка конспекта.
Основополагающие принципы жанровой классификации сочинений: литературный портрет, этюд, эссе, рецензия, обозрение, очерк, дневник, интервью, воспоминание.
10. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: чтение образцов литературы, созданных в жанре эссе, работа с вопросниками.
Форма контроля: письменный опрос.
Определение жанра эссе, выявление характерных особенностей строения текста, способов характеристики, выражения авторской позиции и т.д.
11. Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Эпизод как часть целого, определённая самостоятельность эпизода и неразрывная вплетённость в художественную ткань произведения. Осмысление идейно-тематического содержания и своеобразия формы, выяснение связей данной части произведения с другими. Роль эпизода в развитии темы, идеи произведения. Выявление художественного своеобразия фрагмента.
Внимательное изучение и отбор литературного материала, составление плана, подбор эпиграфа. Требования к творческой работе.
12. Авторская позиция. Способы ее выражения.
Практическая работа.
Домашняя работа: самостоятельная работа с текстами. Определение авторской позиции. Прочитать повесть П.Санаева «Похороните меня за плинтусом».
Форма контроля: практическая работа с текстами. Позиция автора может быть прямо сформулирована в тексте, выражена в словах одного из персонажей или явно не выражена.
Чтобы определить её нужно ответить на вопросы:
- Что хотел сказать автор читателю, для чего он написал этот текст?
- Как автор оценивает описанную в тексте ситуацию?
- Как бы вы описали автора? Этот человек, убежденный в том, что…
13. Отработка навыков аргументации.
Практическая работа: работа с тестами.
Домашняя работа: подбор иллюстраций-примеров, аргументаций к разным проблемам, подбор цитат и цитирований. Заполнить таблицу по известным произведениям из школьной программы пр-р: А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», К.Г.Паустовский «Телеграмма» и др.
Форма контроля: письменная работа.
Составление «банка аргументов» для сочинений по схеме:
Проблема | Позиция автора | Аргумент |
Роль учителя в жизни человека. | В.Распутин «Уроки французского» | Учительница Лидия Михайловна преподает не только уроки французского, но и уроки доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. |
14. Практикум по написанию сочинения.
Практическая работа: Чтение рассказа Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила».
Определение семи основных частей сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (структура).
Ответить на вопросы: какой теме он посвящен? Что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать автор?
- О двуличности человека… / проблема /
- Комментарии.
- Автор осуждает героя… / позиция автора /
- Ваша позиция.
- Сюжетная линия Иудушки Головлева из «Господ Головлевых» М.Е. Салтыкова-Щедрина. /аргумент/
- История, рассказанная в повести П.Санаева «Похороните меня за плинтусом». /аргумент/
- Вывод.
15. Особенности литературного анализа
Практическая работа: анализ эпического произведения.
Домашняя работа: определение позиции автора в повести В.Г.Распутина «Последний срок».
Пути и принципы анализа литературного произведения. Что такое целостный анализ, проблемный анализ?
16. Логика и комментирование. Типы информации в тексте.
Практическая работа:
- способы отсылки к тексту;
- проблема → комментарии → позиция автора;
- типы информации.
Домашняя работа: анализ примера-иллюстрации.
Форма контроля: письменная работа (с прямым и косвенным цитированием, размышлениями над фактами, описываемыми в тексте)
17. Пояснение к примерам. Смысловая связь между примерами
Практическая работа: Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Домашняя работа: Речевые клише. Противопоставление, сравнение, следствие-вывод.
Форма контроля: комбинированный опрос (тест, письменный и устный опрос).
18. Речевые ошибки в сочинениях. Классификация речевых ошибок учащихся.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: составление таблицы, подбор иллюстративного материала, выполнение обучающих упражнений.
Форма контроля: проверочная работа.
Классификация речевых ошибок учащихся: системные, просторечные, композиционные.
Речевые ошибки подразделяются на ряд категорий: словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, стилистические.
19. Стилистические ошибки в сочинениях. Виды грамматических ошибок.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: составление таблицы, подбор иллюстративного материала, выполнение обучающих упражнений.
Форма контроля: проверочная работа.
Ошибка – нарушение нормы, понятие стилистической нормы.
Наиболее характерные стилистические ошибки, их классификация. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Наиболее характерные грамматические ошибки в устных высказываниях и письменных работах учащихся.
Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Литература:
- «Как работать над сочинением», А.А.Крундышев, г.Санкт-Петербург, отделение издательства «Просвещение», 1992г.;
- «Как надо писать сочинение», В.Г.Петрович, г.Москва, «Аквариум», 1998г.;
- «Раздумья перед сочинением», Ю.А.Озеров, г.Москва, «Высшая школа», 1990г.;
- «Как научиться писать сочинение», И.Родин, г.Москва, «Родин и компания» издательство «Аст», 1997г.;
- «Русский язык. Задачник. ЕГЭ», сборник заданий и методических рекомендаций, Г.Т.Егораева, г.Москва, «Экзамен», 2017г.;
- «Речевые ошибки и их предупреждение», С.Н.Цейтлин, г.Москва, «Просвещение», 1982г.;
- «Современная русская литература», Д.И.Довнор и А.И.Запольский, г.Минск, «Книжный дом», 2003г.;
- «Типовые экзаменационные варианты. ЕГЭ Русский язык» под редакцией И.П. Цыбулько, «Национальное образование», 2018г, 2019г..
- «Теория и практика литературного анализа», Е.А.Маймин, Э.В.Слинина, г.Москва, «Просвещение», 1984г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. Может использоваться в 10-11 классах....
План-конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"
План - конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"...
Рабочая программа элективного предмета «Учимся писать сочинение-рассуждение» в 9 «а,б» классах
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориен...
Ташлыков. Как научиться писать сочинение
Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра: Учебное пособие. – Иркутск:Иркут. ун-т, 2001. – 103 с.Данное пособие основано на личном опыте автора, ряд лет работаю-щего в приемных комиссиях высш...
Как научиться писать сочинения.
Статья содержит рекомендации по написанию сочинения...
ПРОГРАММА элективного курса «Учимся писать сочинение» 10 класс
Элективный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи....