" Язык и речь"
статья по литературе
Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему людей, из языковой cреды, побуждаемый естественной потребностью общения и самовыражения. Орудие речи – это язык, созданный и постоянно обогащаемый сотнями поколений народа. В языке отразилась вся жизнь народа, его творца и хранителя, его обычаи, его радости и страдания, стремления и умения, в нем весь мир природы. К. Д. Ушинский писал, что язык народа – это лучший учитель, учивший новые поколения тогда, когда не было еще ни книг, ни школ. Нетрудно понять необходимость владения и произношением, и неисчислимыми лексическими кладами, и механизмами слово- и формообразования, сочетания слов в предложении и тексте, свободно льющейся речью.
В речи реализуется все богатство языка, все его выразительные возможности. В то же время именно через речь обогащается язык, в него входят новые слова, обороты речи, новые оттенки уже известных слов, их значений... В речевой стихии возникает все новое и новое в языке, переосмысливается старое, формируется «языковый вкус эпохи» (В. Г. Костомаров).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_i_rech.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык и речь
Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы: учится мгновенно выбирать точное и меткое слово, свободно строить предложения и текст, учится владеть дыханием и голосом, интонациями... Он учится читать и писать, т.е. переходить с устного (акустического) языкового кода на графический, буквенный, – и обратно. Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему людей, из языковой cреды, побуждаемый естественной потребностью общения и самовыражения. Орудие речи – это язык, созданный и постоянно обогащаемый сотнями поколений народа. В языке отразилась вся жизнь народа, его творца и хранителя, его обычаи, его радости и страдания, стремления и умения, в нем весь мир природы. К. Д. Ушинский писал, что язык народа – это лучший учитель, учивший новые поколения тогда, когда не было еще ни книг, ни школ. Нетрудно понять необходимость владения и произношением, и неисчислимыми лексическими кладами, и механизмами слово- и формообразования, сочетания слов в предложении и тексте, свободно льющейся речью.
Язык и усваивается, и совершенствуется в его функционировании, т.е. в речи. Как безгранично обогащение личности знанием языка (и языков), так не имеет предела развитие речевых умений, красноречия, выразительности, дара сочинения, общей культуры. В школе последних десятилетий заметно усилились тенденции развития речи учащихся, из сферы чисто практической речь вступила в область теоретических понятий, изучаемых в системе: это «общение, говорение и аудирование, слушание, письмо и чтение, это текст, его внутренние связи, адресат речи, жанры, выразительность речи, риторика». Раскрывается и значение термина «речь». Первое значение – это речь как процесс, как деятельность: «механизмы речи», «органы речи». Второе значение – это речь как продукт речевой деятельности, синоним – текст: «культура речи», «анализ речи учащихся». Третье значение – один из ораторских жанров: «адвокат на суде произнес яркую, убедительную речь». Все три значения термина могут быть применены к устной речи, письменной и даже к мысленной (внутренней) речи, хотя ее код не выражен материально, т.е. в доступной для других форме. Речь может быть определена через язык, например «деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» (А х м а н о - в а О. С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966). Но она может быть определена и через общение: это вербальное общение (в отличие от невербального, с помощью неязыковых знаков: через поступки, жесты, мимику, через прикосновения – тактильная речь). Средствами (знаками) общения могут быть и танцы, и музыка, и рисунки, и принятый этикет... Самые разнообразные знаки изучает семиотика. Языковые знаки подчинены правилам их использования, связывания в подчас очень сложные синтаксические конструкции. Происхождение языка пока не во всем уяснено в науке. Одна из самых убедительных гипотез предполагает, что наши далекие предки с целью передачи каких-либо сведений своим соплеменникам давали им какой-то знак: сложенные вместе три камешка, сломанную веточку, иногда сигнал подавали криком. Регулярное применение одного и того же знака в одном и том же значении привело к появлению первых слов с постоянным значением. Когда таких слов накапливалось много, наши предки начали соединять их по два и несколько, возникла необходимость в правилах сочетания звуков.
Первая грамматика, вероятно, не была слишком сложной... Кстати, весьма возможно, что язык возник первоначально в письменном варианте: черта на песке, отпечаток ноги... Прошли многие тысячелетия, и язык, отшлифованный тысячами поколений, поражает сегодня и своим богатством, и гибкостью, а подчас избыточностью. На протяжении веков люди не испытывали потребности разграничивать понятия «язык» и «речь», в некоторых языках для обоих феноменов используется одно слово: «мова» (Украина), «каlва» (Литва)... Иногда язык называют «словом»: «русское слово», «родное слово», «живое слово», в этих случаях сочетания можно понять и как «родной язык», и как «родная речь». Наш язык богат оттенками значений, вариантами, синонимами... Не делалось четкого разграничения языка и речи и в научной литературе по языкознанию. Лишь во второй половине ХIХ в. в практику вошли и закрепились понятия «детская речь», «развитие речи учащихся», «культура речи», «стили речи».
Впервые научное разграничение языка и речи осуществил швейцарский франкоязычный лингвист Фердинанд де Соссюр, его заслуженно считают основателем теории речи в мировой науке. В России над этим вопросом работали А. А. Потебня, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба, психологи Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, психолингвисты А. А. Леонтьев, В. Г. Степанов, за рубежом – Дж. Миллер, Н. Хомски, Д. Слобин и др. Постепенно выделялись сходства и различия этих двух феноменов – языка и речи. Сходство в первую очередь в том, что, в сущности, это две стороны одного и того же предмета. Так, Л. В. Щерба в языке видел три аспекта: структуру языка (словарь, грамматику, систему звуков – уровни языка); механизмы речи, или языковую прагматику; материал языка, т.е. совокупность всего, что на языке написано, произнесено, в первую очередь это литература. К сожалению, многие лингвисты предметом своей науки признают лишь первую ипостась языка. И лишь в самое последнее время стали включать в сферу своих интересов такие понятия, как «речевая деятельность», «речевой акт», «дискурс», «психолингвистика», «семиотика» и пр. (см.: Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990).
В речи реализуется все богатство языка, все его выразительные возможности. В то же время именно через речь обогащается язык, в него входят новые слова, обороты речи, новые оттенки уже известных слов, их значений... В речевой стихии возникает все новое и новое в языке, переосмысливается старое, формируется «языковый вкус эпохи» (В. Г. Костомаров).
Рассмотрим теперь различия языка и речи.
1. Как определяются язык и речь?
Язык – знаковая система; знаки – это слова, другие единицы языка – звуки, морфемы, словосочетания, фразеологические единицы и пр. Под системой подразумеваются внутренние связи между знаками, многочисленные правила языка, модели, грамматика. Язык как знаковая система используется людьми для формирования и выражения мысли, для общения с другими людьми. Речь – это само общение средствами языка, один из видов общения – вербальное общение.
Язык стремится к стабильности, он консервативен, он принимает новшества не сразу, лишь под давлением требований его носителей. Например, русский язык эпохи А. С. Пушкина нам – спустя почти 200 лет – не только вполне понятен, но и служит образцом. Речь свободнее языка, она допускает вольности, именно в речи массы людей (в узусе) появляются новые слова, фонетические и даже грамматические отклонения, которые либо так и остаются случайными, окказиональными и вскоре исчезают, забываются, либо, утверждаясь постепенно, становятся фактами языка.
Язык нормативен, он подчиняется строгой норме, которая в стране, в государстве приобретает силу юридического закона. Норма устанавливается, вернее, формулируется специалистами – языковедами, которые руководствуются традицией, литературным употреблением языковых средств, закономерностями грамматики, фонетики, стилистики. Норма сохраняется в виде различных словарей (толковых, орфографических, орфоэпических и пр.), в сводах грамматических и орфографических правил. Люди, не владеющие нормами языка, подвергаются в цивилизованном мире определенной дискриминации: их не принимают в высшие учебные заведения, на работу – по многим специальностям, они теряют уважение в обществе. Речь тоже, разумеется, подчиняется норме языка – и в использовании лексики, и в произношении, и в правописании, но нарушения нормы в речевой стихии все же имеют место, ибо речь в отличие от языка индивидуальна. При всех усилиях школы и других образовательных систем вряд ли удастся когда-либо достичь стопроцентного владения нормой. Не следует забывать и того, что нарушения нормы подчас необходимы как средство высшей выразительности. И. С. Тургенев – один из самых строгих стилистов, его произведения образцовы и широко используются в обучении языку, но он сознательно идет на нарушение нормы: слово «принципы» у него Базаров произносит «пры’нцыпы», а Кирсанов – на французский лад «пренси’пы» в целях характеристики этих персонажей. Язык стабилизирует, сплачивает народность, нацию, государство и даже многие народы («государственный язык», «язык межнационального общения»). Для языка характерны центростремительные тенденции. Речь, являясь реализацией языка, разумеется, тоже объединяет людей одной народности и даже разных национальностей, но в то же время порождает жаргоны, арго, профессионализмы, индивидуальные особенности людей. Иными словами, подчинена центробежным тенденциям. Язык обслуживает весь народ как языковый коллектив, он в этом смысле безразличен к отдельным личностям. Речь же всегда индивидуальна, она продуцируется индивидом, обслуживает его, отражает и выражает его как личность. Речь индивида беднее языка, одному человеку не удается использовать его богатства.
Язык имеет уровневую структуру (уровни: произносительный, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический, уровень текста), а речь линейна, она развертывается во времени и в пространстве подобно ленте или нитке, цепочке. Язык конечен: в нем строгое число звуков (фонем), морфем, падежей, даже количество слов в данный момент конечно и может быть сосчитано. Речь теоретически бесконечна: количество предложений настолько велико, что вряд ли ктолибо смог бы их сосчитать, а количество текстов не может быть сочтено даже теоретически.
Речь как процесс обладает определенным темпом, продолжительностью, громкостью, в письменном варианте – шрифтом, расположением на листе. Языку такие характеристики не свойственны. Язык, его знаки, разумеется, отражают реальности жизни, но он не целенаправлен, не зависит от ситуаций текущей жизни. Речь же всегда целенаправленна, она ситуативно обусловлена, определена целями говорящего или пишущего; она обусловлена также контекстно (это особенно заметно в диалоге). В речи, в ее процессе, в ее порождении первичным фактором всегда является содержание, передаваемая мысль как бы ведет речь; языковое оформление выражаемой в речи мысли, с точки зрения говорящего и пишущего, вторично, оно может быть вариантно. Одно и то же содержание речи может быть выражено разными средствами, и эта возможность нередко становится целью говорящего. На эту вариантность нацелено редактирование текста, гибкость выражения мысли становится целью обучения в школе. Язык же безразличен к тому содержанию, которое он обслуживает.
Речь всегда подвержена качественной оценке, в том числе и с позиций нравственности: можно сказать «правдивая речь» или «лживая речь», «искренняя речь» или «лицемерная речь», «красивая, художественная, выразительная речь» или «неряшливая, нецензурная речь, безграмотная речь». К языку такие оценки неприменимы. (Когда говорят «У Ивана Ивановича хороший язык», то имеют в виду не язык, а владение языком, т.е. речь: он говорит хорошо, правильно, выразительно.) В последнем случае мы сталкиваемся со смысловыми переходами: говоря о языке А. С. Пушкина, мы имеем в виду не только его речевую деятельность, но и обогащение языка, реформаторскую роль поэта в развитии русского литературного языка. В последние десятилетия в науке стало употребляться понятие «языковая личность». В это понятие входят такие признаки индивида, как степень владения родным языком, знание народных языков, владение ими, индивидуальный стиль речи человека, его творческие данные (литературное творчество, артистизм), грамотность и культура речи, речевая активность личности, теоретические познания в области филологических предметов, наличие или отсутствие дефектов речи, склонности и увлечения в области филологии и пр. В речи отражается личность говорящего: языковые влияния в детстве, на протяжении жизни, образовательный, культурный уровень человека, его увлечения, его опыт. Вильгельм Гумбольдт писал: «Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности». Изучение языка (родного, иностранного) без речи просто невозможно, это подтверждается самыми разнообразными ситуациями жизни. Без речевого воплощения язык мертв. И давно умершие языки – санскрит, древнегреческий, латынь, готский, древнерусский – становятся достоянием нашего времени только через дошедшие до нас тексты, т.е. через записанную речь. По мере углубления в науку о речи последняя все более «обрастает» так называемыми невербальными компонентами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, оттенками голоса и интонаций, элементами обстановки или фоном общения, умолчаниями, прежним опытом. На последнем основывается аллюзия – намек, доступный пониманию лишь немногих людей, иногда – всего двоих: они друг друга понимают с полуслова, а окружающие не понимают ничего. Теперь уже установлено, что эффективность живого общения в условиях, когда собеседники видят друг друга, когда в общении участвует все окружающее пространство, повышается на 35%, а иногда – в два раза и более. Одно лишь вербальное, языковое общение, лишенное эмоционального фактора, зрительных и иных восприятий, теряет очень многое, иногда – самое ценное. Говорят: он не понимает шутки, намека, он лишен чувства юмора, не воспринимает коннотаций (коннотации – добавочные стилистические или семантические оттенки, которые углубляют скрытый смысл сказанного, придают высказыванию тон непринужденности, интимности, отчужденности и т.п.). Поэтому в современной лингвистике активно развивается теория дискурса.
Дискурс предполагает создание, моделирование «фреймов» (типовых ситуаций) и сценариев, дальнейшее развитие этих ситуаций. Дискурс обращен также к ментальным факторам, к особенностям восприятия речи: ее темпа, стилевого ключа общения, форм этикета, характера (уровня) юмора, аллюзий. Ведь нередко слушающему приходится разгадывать, всерьез ли нужно воспринимать услышанное и какое из двух-трех возможных пониманий услышанного является главным. Не случайно современная наука обратилась к герменевтике – науке о разгадке древних текстов, перенося ее функцию на современное взаимопонимание людей. Нетрудно заметить, что традиционная лингвистика отсекает все эти факторы как неязыковые, обедняя этим многокрасочную палитру реального, живого общения людей. Современные исследователи языка, не пренебрегающие его прагматическими когнитивными аспектами, достигают определенных успехов (Л. П. Якубинский, Н. Д. Арутюнова, Ю. Д. Апресян, А. В. Бондарко), психолингвисты (А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Т. Н. Ушакова и др.). Язык и речь на предыдущих страницах представлены как бы в оппозиции. Такое восприятие данной статьи было бы ошибочным: цель автора – не отделить речь от языка, а представить язык и речь в единстве как две стороны единого феномена. М. М. Бахтин писал, что «родной язык – его словарный состав и грамматический строй – мы узнаем не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний, которые мы слышим и которые мы сами воспроизводим в живом речевом общении с окружающими нас людьми»... Особенно тесно сближают язык и речь функции языка, ибо все эти функции реализуются через речь, речевую деятельность. В курсах общего языкознания обычно указываются и описываются следующие функции (роли, выполняемые «обязанности») языка. Все они связаны с жизнью и социальной, и личностной деятельностью людей. Первая – функция сообщения, или информационная функция. Она состоит в том, что язык служит средством познания, сбора и оформления всего того знания, которое накапливается людьми в процессе их сознательной деятельности. Передача всей этой информации, изучение ее в образовательных системах, в школах, от поколения к поколению, осуществляется в виде устных и письменных текстов, т.е. через речь. Как видим, сама речь есть реализация функции языка. Разновидностью информационной функции является функция общения, или коммуникативная функция, ибо в ее реализации участвует каждый член общества, она, в сущности, создает его как сообщество людей, как социум, без коммуникации общество не могло бы существовать. Конечно, для общения люди могли бы создать какой-либо другой код – не вербальный, об этом пишут теперь не только фантасты, но и ученые – создатели космической лингвистики: это поиск возможных каналов контакта с разумом на других планетах. Но на планете Земля созданные человечеством акустические языки – через речь – успешно обслуживают коммуникативные потребности общества. Сохранение информации – это связь времен: древние знания, облеченные в языковые формы, в тексты, доносят до нас через тысячелетия сведения о культуре тех времен. Функция сохранения информации реализуется также в архивах, причем вполне вероятно, что какая-то часть информации никогда и никем не будет востребована; но хранить необходимо все – для истории. Некоторые авторы пишут о контактной функции языка: в речевых формах осуществляется контакт с народами, чья культура, ментальность и язык очень далеки: это кодовые переходы, или переводы. Эмотивная функция языка предполагает выражение чувств, эмоций. Она реализуется в поэзии, в диалогах, в пении; язык располагает особыми средствами выражения эмоций: эмоционально окрашенными синонимами, фразеологией, тропами, стилистическими фигурами, в устной речи – интонациями. Наибольшими возможностями эмоционального воздействия на собеседника обладают поэтические образы.
Эмотивная функция имеет место не только в искусстве, но и в повседневности: это средства речевого этикета (благодарю, простите и т.п.), междометия. Чувства передаются в тексте: отдельные слова обычны, не несут в себе эмоционального заряда, а эмотивный эффект достигается их сочетаниями. Нередко отмечают также функцию воздействия на других людей: это приказ, просьба, убеждение, побуждение к каким-то действиям. В этих случаях речь может и не нести в себе какой-либо информации: она передает волевой акт говорящего. Функция формирования и выражения мысли: ведь любая мысль, формируясь, облекается в языковую форму (это так называемая внутренняя речь). Сначала аморфная мысль, возникающая в виде образов, без достаточных внутренних связей, еще не может быть высказана. Четкие синтаксические, веками отработанные, отшлифованные структуры накладываются на аморфную мысль, и это придает ей четкость, возникает возможность для восприятия этой мысли другими людьми; так достигается понимание как соотношение слов и речевых структур с эталонами, хранящимися в речевой памяти слушающего. Что такое мысль? С точки зрения языка это мыслительный код. С точки зрения мышления язык – это тоже один из кодов, в системе которого формируется и формулируется мысль. Поэтому в трудах по теории речевой деятельности можно встретить термин «речемыслительный процесс». Регулятивная функция внешней и особенно внутренней речи обнаруживается в поведении человека: это план предстоящих действий субъекта, это устройство человеческих взаимоотношений, нравственности и быта. Это мысленная подготовка технических проектов, планов работ, мысленная подготовка предстоящих высказываний. Функциональный подход к языку породил функциональную стилистику, функциональную грамматику. Структурность и функциональность языка – вот два его свойства, наиболее важные с точки зрения теории речи. Функциональный характер языковой системы обеспечивает овладение языком в онтогенезе: человек (любого возраста) не может овладеть языком родным или неродным, если изучаемый язык не «работает», не выполняет задач жизни: общения, сообщения, воздействия, познания, контакта, регуляций собственного действия. Язык по своей сложности, богатству, гибкости, несомненно, величайшее из всего, что создано человечеством, это инструмент его мудрости. Но не следует забывать, что жизнь языка – это речь внешняя и внутренняя, устная и письменная, бытовая и художественная. Великий Сократ сказал однажды своему ученику: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"
Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
«Наш родной русский язык. Язык и человек. Язык и речь»
Ввводный урок в пятом классе. когда обучащиеся должны понять и осознать значение родного русского языка для современного россиянина. его роль в обществе, установить взаимосвязь человека и языка в совр...
Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"
Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...
Освоение терминологического аппарата профессии на уроках русского языка (на примере изучения раздела "Язык и речь.Функциональные стили речи"
Материал представляет собой разарботку раздела программы"Язык и речь.Функциональные стили речи" ,являющийся первым разделом рабочей программы по русскому языку, реализуемой в учреждениях СПО...
Контрольный тест по развитию речи за 3 четверть 6 класс по учебнику Е. И. Никитиной "Русский язык. Русская речь"
Контроль знаний за 3 четверть (тестирование)...
План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.
В период обучения русскому языку в ООШ следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...