Методическая разработка по литературе в 6 классе "В гостях у Крылова"
методическая разработка по литературе (6 класс)
Тип урока: обобщение материала.
Форма урока: устный журнал
Цели урока:
Образовательные:
- обобщение материала по теме,
- закрепление теоретических понятий: басня, мораль, аллегория
- отработка навыков выразительного чтения.
- отработка навыков и умений анализировать текст.
Развивающие:
- развитие образного мышления,
- развитие культуры речи,
- развитие мышления, внимания,
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитание любви к литературе,
- выработка умений различать положительное и
отрицательное в поступках героев басен.
Оборудование:
- презентация урока,
- выставка детских рисунков,
- выставка книг И.А.Крылова,
- карточки с заданиями,
- костюмы для инсценировки басен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_krylova.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по литературе в 6 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ПО ТЕМЕ « В ГОСТЯХ У КРЫЛОВА»
Выполнила
учитель русского языка
и литературы
Евласова Татьяна Владимировна
2019
Тип урока: обобщение материала.
Форма урока: устный журнал
Цели урока:
Образовательные:
- обобщение материала по теме,
- закрепление теоретических понятий: басня, мораль, аллегория
- отработка навыков выразительного чтения.
- отработка навыков и умений анализировать текст.
Развивающие:
- развитие образного мышления,
- развитие культуры речи,
- развитие мышления, внимания,
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитание любви к литературе,
- выработка умений различать положительное и
отрицательное в поступках героев басен.
Оборудование:
- презентация урока,
- выставка детских рисунков,
- выставка книг И.А.Крылова,
- карточки с заданиями,
- костюмы для инсценировки басен.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас итоговый урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова.
Проведём мы его в форме Устного журнала, который называется
« В ГОСТЯХ У КРЫЛОВА». Мы ещё раз вспомним полюбившиеся басни, встретимся с героями, обратимся к истории басни, вы покажете своё сценическое мастерство, проведём конкурсы знатоков.
ОТКРЫВАЕМ НАШ ЖУРНАЛ
- слайд « Устный журнал»
II. Основная часть урока.
2 слайд
«И.А.Крылов» (портрет )
Учитель: Перед нами портрет удивительного человека- Ивана Андреевича Крылова. За свою жизнь Крылов написал многое: пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Но мы его знаем как великого баснописца.
Он написал более двухсот басен. Его басни были понятны всем: и взрослым и детям. Мы с удовольствием читаем его басни, смеёмся над героями. Критик Белинский высоко оценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ, он писал:
3 слайд (эпиграф к уроку)
Вступительное слово учителя: «Слава басен Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского». ЭТИ слова будут эпиграфом нашего урока. Слова критика стали пророческими, действительно, на протяжении 2-х веков басни Крылова пользуются горячим признанием новых и новых поколений читателей. В Санкт- Петербурге в летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
Учитель: Как вы понимаете эти слова критика?
Чем же заслужил Крылов такую бессмертную славу?
Почему басни Крылова до сих пор живы и мы с удовольствием их читаем?
Ответы учащихся.
Учитель: Поэт Исаковский написал замечательное стихотворение.
Читает ученик: Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ним мы сжились,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались крылатые крыловские слова.
Учитель: Давайте вспомним, какие крылатые выражения из басен Крылова мы употребляем в нашей жизни. Это было вашим домашним заданием.
Ответы учащихся.
Учитель: А теперь закончите крылатые выражения, которые я подобрала из басен Крылова.
Учитель: Подумайте, в какой ситуации мы говорим: «А Васька слушает да ест», «Рыльце у тебя в пуху», «Да только воз и ныне там».
Ответы учащихся.
Учитель: Много пословиц и поговорок мы вспомнили, а это ещё раз подтверждает, что мы знаем басни Крылова. Если спросить любого человека «кто писал басни?», услышим - КРЫЛОВ.
Но давайте обратимся к исторической странице нашего журнала, и называется она….
4 СЛАЙД
«От Эзопа до Крылова».
5 слайд (портреты Эзопа и Крылова)
Сообщения учащихся о древнегреческом баснописце Эзопе.
Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Оказывается басню можно найти даже на клинописных таблицах. Первым баснописцем был Эзоп, живший в Древней Греции в 6 веке до нашей эры.
Рассказывают, что Эзоп был рабом, но для работы не был годен. Он был некрасивым, пузатым, горбатым, на него страшно было смотреть. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но всё - таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням.
Число басен, рассказанных им велико - их 500.
Ученик: ЧТЕНИЕ БАСНИ ЭЗОПА « ЖУК И МУРАВЕЙ»
Учитель. Что напомнила вам эта басня? (ответы учащихся)
ИНСЦЕНИРОВКА БАСНИ КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»
7 слайд (критерии анализа)
Учитель: Ребята, мы прослушали 2 басни, давайте проведём сравнительный анализ этих басен и сделаем вывод.
8 слайд
(таблица: сходство и различие басен)
(ВЫВОД: Крылов создал своё оригинальное произведение.)
9-10 СЛАЙДЫ
Учитель: Мы открываем самую долгожданную страницу нашего журнала-
«Сценическую» (инсценировка басен )
1 басня «ДЕМЬЯНОВА УХА»
Учитель: Каким перед нами предстал Демьян? /Навязчивым/
Понравилось вам его поведение?
- басня «КВАРТЕТ»
Учитель: Какие человеческие пороки высмеиваются в этой басне?
( невежество людей, которые берутся не за своё дело)
КАК называется такой приём? (Аллегория- иносказание)
- басня «ВОЛК И ЯГНЁНОК».
Учитель: Какова мораль этой басни? (У сильного всегда бессильный виноват)
11 слайд ( установить соответствия)
Аллегорические образы.
Муравей жестокость
Волк наивность
осёл Трудолюбие
ягнёнок глупость
Следующая страница нашего журнала под названием
12 слайд
«ЗНАТОКИ БАСЕН» Вы любите решать кроссворды, отгадывать загадки и просто играть. Приготовились.
1 задание
УГАДАЙ БАСНЮ, ЗНАЯ ЕЁ МОРАЛЬ.
Учитель:/Что такое МОРАЛЬ?/
1 -Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. / «Лебедь, рак и щука.»/
2 -Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. /«Скворец»/
3 -Ай,Моська! Знать она сильна, что лает на Слона.
«Слон и Моська»
4 -В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
« Петух и Жемчужное Зерно»
5 -Услужливый дурак опаснее врага.
«Пустынник и медведь»
6 -С Волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. «Волк на псарне.»
/О каких исторических событиях напоминает басня?
Кого подразумевал Крылов под образом Волка и Ловчего?/
7 -Когда почтен быть хочешь у людей,
С разбором заводи знакомства и друзей.
«Крестьянин и змея»
2 задание
13 слайд
« Мы все из басен» ( угадай героя)
3 задание
А теперь давайте поиграем!
« НАЙДИ СВОЮ ПАРУ» (у каждого своё слово, нужно найти пару из одной басни)
4 задание
14 СЛАЙД
« БЮРО НАХОДОК»
Из какой басни потерялись вещи? Вы должны вернуть их в нужную басню.
5 задание
«ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»
1 В ящике находится предмет, который героиня одной из басен « с полдюжины себе достала»
2 С помощью этого предмета можно было увидеть « что там за рожа»
3 По мнению героини одной басни этим предметом можно « тотчас оскомину набить»
6 задание
15 слайд (назови басню)
(прочитайте стихотворение. Какие басни «спрятались» в нём?
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ-
Известно, что Слоны в диковинку у нас-
Так за Слоном толпы зевак ходили…
Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей…
Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни,
Как вдруг из подворотни…
Проказница Мартышка, Осел, Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли играть квартет…
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
А выйдет из него не дело, просто мука…
16 слайд
«Галерея басенных героев»
(Угадать название басни и героя)
24- слайд
(Вывод делают учащиеся. Записывают в тетрадь)
III. Заключительный этап.
25 слайд.
Домашнее задание.
НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРУ
НА ТЕМУ «В ГОСТЯХ У КРЫЛОВА»
26 слайд. Спасибо за урок, ребята
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по литературе в 6 классе "В гостях у Крылова"
Материал для учителя....
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"
Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...
Методическая разработка по литературе 11 класс
Рабочая программа. Литература 11 класс...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...
Методическая разработка по литературе 9 класс
Цели:-на примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм;-развивать навык сотрудничества в группе;-способствовать воспитанию...