Методическая разработка по литературе в 6 классе "В гостях у Крылова"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Евласова Татьяна Владимировна

Тип урока: обобщение материала.

Форма урока: устный журнал

Цели урока:

Образовательные:

                                    - обобщение материала по теме,        

                                    - закрепление теоретических понятий: басня, мораль, аллегория

                                    - отработка навыков выразительного чтения.

                                   - отработка навыков и умений анализировать текст.

Развивающие:

                                   - развитие образного мышления,

                                   - развитие культуры речи,

                                   - развитие мышления, внимания,

                                   - развитие творческих способностей.

Воспитательные:

                                  - воспитание любви к литературе,

                                  - выработка умений различать  положительное и            

                                   отрицательное  в поступках героев басен.

Оборудование:

                                   - презентация урока,

                                   - выставка детских рисунков,

                                   - выставка книг И.А.Крылова,

                                   - карточки с заданиями,

                                  - костюмы для инсценировки басен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_krylova.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по литературе в 6 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

 ПО ТЕМЕ « В ГОСТЯХ У КРЫЛОВА»

                                                                  Выполнила

                                                                  учитель русского языка

                                                                  и литературы

                                                                  Евласова Татьяна Владимировна

2019

Тип урока: обобщение материала.

Форма урока: устный журнал

Цели урока:

Образовательные:

                                    - обобщение материала по теме,        

                                    - закрепление теоретических понятий: басня, мораль, аллегория

                                    - отработка навыков выразительного чтения.

                                   - отработка навыков и умений анализировать текст.

Развивающие:

                                   - развитие образного мышления,

                                   - развитие культуры речи,

                                   - развитие мышления, внимания,

                                   - развитие творческих способностей.

Воспитательные:

                                  - воспитание любви к литературе,

                                  - выработка умений различать  положительное и            

                                   отрицательное  в поступках героев басен.

Оборудование:

                                   - презентация урока,

                                   - выставка детских рисунков,

                                   - выставка книг И.А.Крылова,

                                   - карточки с заданиями,

                                  - костюмы для инсценировки басен.

                           

 

Ход урока

I. Организационный  момент.

 Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас итоговый урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова.

Проведём мы его в форме Устного журнала, который называется

« В ГОСТЯХ У КРЫЛОВА». Мы ещё раз вспомним полюбившиеся басни, встретимся с героями, обратимся к истории басни, вы покажете своё сценическое мастерство, проведём  конкурсы знатоков.

                           ОТКРЫВАЕМ НАШ ЖУРНАЛ

  1. слайд   «  Устный журнал»

II. Основная часть урока.

                                                      2 слайд

«И.А.Крылов» (портрет )

Учитель: Перед нами портрет удивительного человека- Ивана Андреевича Крылова. За свою жизнь Крылов написал многое: пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Но мы его знаем как великого баснописца.

Он написал более двухсот басен. Его басни были понятны всем: и взрослым и детям.  Мы с удовольствием читаем его басни, смеёмся над героями.                                                                                                                                      Критик Белинский высоко оценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ, он писал:

                                                      3 слайд (эпиграф к уроку)

Вступительное слово учителя:  «Слава басен Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского». ЭТИ слова будут эпиграфом нашего урока. Слова критика стали пророческими, действительно, на протяжении 2-х веков басни Крылова пользуются горячим признанием новых и новых поколений читателей. В Санкт- Петербурге в летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.  Памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Учитель: Как вы понимаете эти слова критика?

       Чем же заслужил Крылов такую бессмертную славу?

Почему басни Крылова до сих пор живы и мы с удовольствием их читаем?

Ответы учащихся.

Учитель: Поэт Исаковский написал замечательное стихотворение.

Читает ученик: Кто не слыхал его живого слова?

                  Кто в жизни с ним не встретился своей?

                   Бессмертные творения Крылова

                   Мы с каждым годом любим всё сильней.

                   Со школьной парты с ним мы сжились,

                   В те дни букварь постигшие едва,

                 И в памяти навеки оставались крылатые крыловские слова.

Учитель: Давайте вспомним, какие крылатые выражения из басен Крылова мы употребляем в нашей жизни. Это было вашим домашним заданием.

Ответы учащихся.

Учитель: А теперь закончите крылатые выражения, которые я подобрала из басен Крылова.

Учитель: Подумайте, в какой ситуации мы говорим: «А Васька слушает да ест», «Рыльце у тебя в пуху», «Да только воз и ныне там».

Ответы учащихся.

Учитель:  Много пословиц и поговорок мы вспомнили, а это ещё раз подтверждает,  что мы знаем басни Крылова. Если спросить любого человека «кто писал басни?», услышим - КРЫЛОВ.

Но давайте обратимся к исторической странице нашего журнала, и называется она….

                               4 СЛАЙД

 «От Эзопа до Крылова».

                                      5 слайд (портреты Эзопа и Крылова)

Сообщения учащихся о древнегреческом баснописце Эзопе.

 Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Оказывается басню можно найти даже на клинописных таблицах. Первым баснописцем был Эзоп, живший в Древней Греции в 6 веке до нашей эры.

Рассказывают, что Эзоп был рабом, но для работы не был годен. Он был некрасивым, пузатым, горбатым, на него страшно было смотреть. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но всё - таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням.

Число басен, рассказанных им велико - их 500.

Ученик:           ЧТЕНИЕ БАСНИ ЭЗОПА « ЖУК И МУРАВЕЙ»

Учитель.                   Что напомнила вам эта басня?   (ответы учащихся)          

 ИНСЦЕНИРОВКА БАСНИ КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА  И МУРАВЕЙ»  

7 слайд (критерии анализа)

Учитель: Ребята, мы прослушали 2 басни, давайте проведём сравнительный анализ этих басен и сделаем вывод.

                                                   8 слайд

                                (таблица: сходство и различие басен)

 (ВЫВОД:  Крылов создал своё оригинальное произведение.)

                                  9-10 СЛАЙДЫ

   Учитель: Мы открываем самую долгожданную страницу нашего журнала-

«Сценическую» (инсценировка басен )

1 басня «ДЕМЬЯНОВА УХА»

Учитель:   Каким перед нами предстал Демьян? /Навязчивым/

Понравилось вам его поведение?

  1. басня «КВАРТЕТ»

Учитель: Какие человеческие пороки высмеиваются в этой басне?

( невежество людей, которые берутся не за своё дело)

КАК называется такой приём? (Аллегория- иносказание)

  1. басня «ВОЛК И ЯГНЁНОК».

Учитель: Какова мораль этой басни? (У сильного всегда бессильный виноват)

                                              11 слайд ( установить соответствия)

Аллегорические образы.

Муравей                           жестокость

Волк                                  наивность

осёл                                  Трудолюбие  

ягнёнок                             глупость                  

Следующая страница нашего журнала под названием

                                   12 слайд

«ЗНАТОКИ БАСЕН» Вы любите решать кроссворды, отгадывать загадки и просто играть. Приготовились.

                    1 задание

УГАДАЙ БАСНЮ, ЗНАЯ ЕЁ МОРАЛЬ.

 Учитель:/Что такое МОРАЛЬ?/

 1  -Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. / «Лебедь, рак и щука.»/

2  -Берись за то, к чему ты сроден,

Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.               /«Скворец»/

3  -Ай,Моська! Знать она сильна, что лает на Слона.

                                                       «Слон и Моська»

4  -В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

                            « Петух и Жемчужное Зерно»

5  -Услужливый дурак опаснее врага.

                             «Пустынник и медведь»

6   -С Волками иначе не делать мировой, как снявши         шкуру с них долой.      «Волк на псарне.»

/О каких исторических событиях напоминает басня?

Кого подразумевал Крылов под образом Волка и Ловчего?/

7  -Когда почтен быть хочешь у людей,

С разбором заводи знакомства и друзей.

                                  «Крестьянин и змея»

2 задание

13 слайд

« Мы все из басен» ( угадай героя)

                 

3 задание

    А теперь давайте поиграем!

« НАЙДИ СВОЮ ПАРУ» (у каждого своё слово, нужно найти пару из одной басни)  

4 задание

14 СЛАЙД

« БЮРО НАХОДОК»

Из какой басни потерялись вещи?  Вы должны вернуть их в нужную басню.

                     

                                       5 задание        

«ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

1   В ящике находится предмет, который героиня одной из басен « с полдюжины себе достала»

2  С помощью этого предмета можно было увидеть « что там за рожа»

3  По мнению героини одной басни этим предметом можно « тотчас оскомину набить»

6 задание

15 слайд (назови басню)

(прочитайте стихотворение. Какие басни «спрятались» в нём?

По улицам Слона водили,

Как видно напоказ-

Известно, что Слоны в диковинку у нас-

Так за Слоном толпы зевак ходили…                                                                                    

Какой-то Повар, грамотей,

С поварни побежал своей…

Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни,

Как вдруг из подворотни…

Проказница Мартышка, Осел, Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли играть квартет…

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

А выйдет из него не дело, просто мука…

16 слайд

«Галерея басенных героев»

(Угадать название басни и героя)

24- слайд

(Вывод делают учащиеся. Записывают в тетрадь)

III. Заключительный этап.

25 слайд.

Домашнее задание.

НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРУ

НА ТЕМУ «В ГОСТЯХ У КРЫЛОВА»  

26 слайд. Спасибо за урок, ребята


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"

Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...

Методическая разработка по литературе 11 класс

Рабочая программа. Литература 11 класс...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...

Методическая разработка по литературе 9 класс

Цели:-на примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм;-развивать навык сотрудничества в группе;-способствовать воспитанию...