Рабочая программа по русской литературе
рабочая программа по литературе
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русская литература | 68.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н.Ербанова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Улан-Удэ
2019 г.
РАССМОТРЕНА на заседании ЦК ОГСЭД _________Председатель ЦК М.Б.Шойндонова « ___»__________20__г. | СОГЛАСОВАНО методическим советом ______С.О.Очирова «___»________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УР ___________Д.Д.Бадмаева « ___»___________20__г. |
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г).
Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им.М.Н.Ербанова»
Разработчик: Очирова Баярма Цыдендоржиевна преподаватель русского языка и литературы
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Очирова Т.Б. – методист ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н.Ербанова»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 10 16 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.04 Землеустройство, 21,02.08 Прикладная геодезия.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе базовых дисциплин общеобразовательного цикла
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 174 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося116 часов;
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.;
метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 174 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 116 |
в том числе: | |
практические занятия | 9 |
контрольные работы | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 |
в том числе: Выполнение реферата по заданным темам Разработка проекта Чтение и анализ произведений | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
3.2 Характеристика основных видов деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий |
Введение | ■Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение. |
Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века | ■ Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям из учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание. |
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | ■ Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание. |
Поэзия второй половины XIX века | ■ Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре. |
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | ■ Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного плана; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа. |
Особенности развития литературы 1920-х годов | ■ Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного плана сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом. |
Особенности развития литературы 1930-х - начала 1940-х годов | ■ Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа. |
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | ■ Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения. |
Особенности развития литературы 1950 - 1980-х годов | ■ Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана. |
Русское литературное зарубежье 1920 - 1990 годов (три волны эмиграции) | ■ Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений. |
Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х | ■ Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений. |
4.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА Землеустройство, Прикладная геодезия | |||||||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Раздел 1. Русская литература XIXвека. Введение. | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1 | Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы. | 2 | |||||||
Тема 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века | Содержание учебного материала | 8 | |||||||
1 | Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-ой половины XIX века. Самобытность русского романтизма. | 3 | |||||||
2 | А.С. Пушкин. Жизненный творческий путь. Основные темы и мотивы лирики. Стихотворения «Погасло небесное светило», «Свободы деятель пустынный…», «Подражания Корану» (« И путник усталый на Бога роптал»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), Покоя сердце просит». Философское начало в ранней лирике. Тема поэта и поэзии. | 3 | |||||||
3 | М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Основные мотивы лирики. Стихотворения «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва», «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, - сквозная тема лирики Лермонтова. | 3 | |||||||
4 | Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция, сюжет, герои. Идейный замысел, мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести, авторская позиция Н.В. Гоголя в русской литературе. | 3 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Конспект статей анализ стихотворения «Пэт», «Пророк», «Родина» выучить наизусть стихотворение на выбор; | 5 | ||||||||
Тема 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | Содержание учебного материала | 44 | |||||||
1 | Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Литературная критика. Журнальная полемика. | 3 | |||||||
2 | А. Н. Островский. Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии Островского. Драма «Гроза», самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. | 3 | |||||||
3 | Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. | 3 | |||||||
4 | И.А. Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. | 3 | |||||||
5 | Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. | 3 | |||||||
6 | И.С. Тургенев. Сведения из биографии. Роман «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. | 3 | |||||||
7 | Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). | 3 | |||||||
8 | Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. | 3 | |||||||
9 | Н. Г. Чернышевский. Краткий очерк жизни и творчества. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского.Роман «Что делать?»Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа. | 3 | |||||||
10 | Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник».Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). | 3 | |||||||
11 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. «История одного города» (обзор). (Главы:«Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. | 3 | |||||||
12 | Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. | 3 | |||||||
13 | Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. | 3 | |||||||
14 | Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. | 3 | |||||||
15 | Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. | 3 | |||||||
16 | Л.Н. Толстой. Личность Толстого, мыслителя и художника. «Война и мир»: история создания. Смысл названия. | 3 | |||||||
17 | Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности в романе-эпопее: следование правде, психологизм, «диалектика души». | 3 | |||||||
18 | Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева | 3 | |||||||
19 | «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. | 3 | |||||||
20 | Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». | 3 | |||||||
21 | А.П. Чехов. Сведения из биографии. «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. | 3 | |||||||
22 | Комедия «Вишневый сад». Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. | 3 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Семинар Анализ прозаического произведения «Студент», «Ионыч» Конспект | 10 | ||||||||
Тема 3. Поэзия второй половины XIX века | Содержание учебного материала | 8 | |||||||
1 | Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. А.К. Толстой. Жизненный и творческий путь.Стихотворения: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли». | 3 | |||||||
2 | Ф.И.Тютчев. Жизненный и творческий путь. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа», «Умом Россию не понять», «Эти бедные селенья», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим» и др. | 3 | |||||||
3 | А.А.Фет. Жизненный и творческий путь. «Шепот, робкое дыханье», «Это утро, радость эта», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом». | 3 | |||||||
4 | Н.А.Некрасов. Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода.»), «Вчерашний день, часу в шестом.», «Еду ли ночью по улице темной.», «В дороге» | 3 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Анализ стихотворений Чтение стихотворения наизусть Эссе на тему «Крестьянская тема в произведениях Н. Некрасова» | 5 | ||||||||
Раздел 2. Русская литература XXвека. | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1 | Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии.Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. | 3 | |||||||
Тема 1. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | Содержание учебного материала | 10 | |||||||
1 | Русская литература на рубеже веков. И.А. Бунин. Сведения из биографии. Рассказы: «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско». | 3 | |||||||
2 | А.И. Куприн. Сведения из биографии. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. | 3 | |||||||
3 | Серебряный век русской поэзии. Символизм. Акмеизм.Футуризм. Новокрестьянская поэзия. | 3 | |||||||
4 | М. Горький. Сведения из биографии. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы | 3 | |||||||
5 | А.А. Блок.Сведения из биографии. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. | 3 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Доклад «Жизнь и творчество И.А. Бунина» Доклад «Спор о сильной и бескорыстной любви» Наизусть два стихотворения поэтов серебряного века. | 6 | ||||||||
Тема 2. Особенности развития литературы 1920-х годов | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 О | Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. А.А. Фадеев. Сведения из биографии. Роман «Разгром». | 2 | |||||||
2 | Вл. Вл. Маяковский. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.Стихотворения «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно» | 3 | |||||||
3 | С.А.Есенин.Сведения из биографии.Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Спит ковыль. Равнина дорогая». | 3 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Анализ стихотворения «Письмо матери» Семинар «Отражение сельской жизни и сельского хозяйства в лирике С.Есенина» | 5 | ||||||||
Тема 3.Особенности развития литературы 1930-х - начала 1940-х годов. | Содержание учебного материала | 14 | |||||||
1 | Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе).Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др | 33333 | |||||||
2 | М.И.Цветаева. Сведения из биографии.Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано.», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины.», «Имя твое - птица в руке.», «Тоска по родине! Давно...» | 3 | |||||||
3 | О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии. Стихотворения «Silentium», «NotreDame». | 3 | |||||||
4 | Андрей Платонов. Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического.Рассказ «В прекрасном и яростном мире». И.Э. Бабель. Сведения из биографии. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля | 3 | |||||||
5 | М.А. Булгаков. Краткий обзор жизни и творчества. «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. | 3 | |||||||
6 | А.Н.Толстой. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).Тема русской истории в творчестве писателя. «Петр Первый» - художественная история России 18 века. | 3 | |||||||
7 | М. А. Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. | 3 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Семинар «Быт и хозяйство семьи Мелеховых» Сочинение темы по выбору | 7 | ||||||||
Тема 4. Особенности развития литературы периода Великой отечественной войны и первых послевоенных лет | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 | Деятели литературы и искусства на защите Отечества.Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Бергольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. | 3 | |||||||
2 | А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России.Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. | 3 | |||||||
3 | Б. Л. Пастернак.Сведения из биографии. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. | 3 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Сочинение (темы по выбору) Анализ прозаического произведения, выразительное чтение стихотворения (по выбору) | 4 | ||||||||
Тема 5. Особенности развития литературы 1950-1980 –х | Содержание учебного материала | 12 | |||||||
1 | Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950-80-х гг. в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «Оттепели».И.Эренбург. «Оттепель», П.Нилин. «Жестокость». Основные направления и течения художественной прозы 1950-80-х гг. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков.В.Распутин. «Прощание с Матёрой». | 3 | |||||||
2 | Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980-х гг. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения, направления в поэзии 1950-1980-х гг.Б.Окуджава. «Арбатский дворик», «Арбатский романс», Н.Рубцов. «Березы», «Поэзия», Н.Рубцов. «Березы», «Поэзия». | 3 | |||||||
3 | Особенности драматургии 1950-1960-х гг. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950-1960-х гг. Интерес к молодому современнику, к актуальным проблемам настоящего.А.Арбузов. «Иркутская история». Теория литературы: драма, жанр, жанровая разновидность. | 3 | |||||||
4 | А.Т.Твардовский. Сведения из биографии. Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете...» | 3 | |||||||
5 | А. И.Солженицын. Обзор жизни и творчества. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». | 3 | |||||||
6 | А.В. Вампилов.Обзор жизни и творчества.Драма «Утиная охота». | 3 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Анализ произведений Конспект | 8 | ||||||||
Тема 6. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции) | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1 | Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х гг. Творчество И.Шмелёва, Б.Зайцева. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой отечественной войны в литературе. Творчество Б.Ширяева. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А.Синявского, Г.Владимова. Б. К. Зайцев. «Странное путешествие», B. Набоков «Машенька». | 3 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад | 3 | ||||||||
Тема 7. Особенности развития литературы 1980-2000-х годов | Содержание учебного материала | 3 | |||||||
1 | Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ - начала ХХ. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х гг. | 3 | |||||||
2 | «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. | 3 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору студентов). Подготовить доклад | 4 | ||||||||
Всего | 174 |
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа комплекс.
5.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная:
- Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. - М.:2016
- Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. (Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова и др.); под ред. Г.А. Обернихиной .М.: 2016
- Архангельский АН.и др. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. - М.: 2016
Дополнительная:
- Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. - М.: 2017
- Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. - М.: 2017
- Курдюмова Т.Ф. и др. / Под ред. Курдюмовой Т. Ф. Русский язык и литература. Литература. 10 - 11 класс. - М.: 2015
- Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред. Ланина Б. А. Русский язык и литература. Литература. 10 - 11 класс. - М.: 2018
- Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. - М.:
- Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В. А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. - М.: 2017.
- Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб.пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М.:2016.
- Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература. 10 - 11 класс. - М.:2017
Интернет-ресурсы
www.gramma.ru- сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста.
www.krugosvet.ru- универсальная научно-популярная онлайн- энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет».
www.school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://spravka.gramota.ru- Справочная служба русского языка.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением; . | |
БЫЛО | СТАЛО |
Основание: Подпись лица внесшего изменения |
Очирова Баярма Цыдендоржиевна
Преподаватель русского языка и литературы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
«Общеобразовательный цикл»
Программы подготовки специалистов среднего звена по
специальности 21.02.04 Землеустройство, 21.02.08 Прикладная геодезия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской литературе для 5, 7,8,9 классов
Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы....
Рабочая программа по русской литературе для 5 по учебнику М.Г.Ахметзянова
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения. ...
Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.
Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику под ред. М.Г.Ахметзянова....
рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе в 6 классе.
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы для татарских средних общеобразовател...
рабочие программы по русской литературе
Рабочие программы для учащихся с татарским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе для 8 класса
Эта рабочая программа составлена для учащихся 8 класса, основываясь на программу под редакцией Ахметзянова М.Г....