Запах цветов и растений в поэзии первой половины XIX века.
статья по литературе (10 класс)

Данная статья посвящена исследованию ольфакторных образов (запахов и ароматов) в поэзии первой половины XIX века. При разработке темы был изучен как теоретический, так и практический материалы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapah_tsvetov_i_rasteniy.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Запахи цветов и растений в поэзии первой половины 19 века

В данной статье описывается мир русской поэзии начала 19 века с точки зрения использования ольфактория. Рассмотрены работы А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, Ф.И. Тютчева на элемент использования в своих стихотворениях данного литературного направления.

Ключевые слова: ольфакторий, запахи, поэзия, стихотворения.

Smells of flowers and plants in the poetry of the first half of the 19th century

This article describes the world of Russian poetry of the early 19th century in terms of the use of olfactory. The works of A. S. Pushkin, P. A. Vyazemsky, F. I. Tyutchev on the use of this literary direction in their poems are considered.

Keywords: olfactory, smells, poetry, poems.

Во всем мире существуют свои традиционные литературные мотивы, которые отражают эстетическое своеобразие природы. Одним из таких уже традиционных направлений русской поэзии является отражение в ней мира цветов, растений, которые олицетворяются в ряде литературных шедевров русских поэтов. На протяжении долгого времени, а особенно в 19 веке, в русской поэтической мысли прослеживалось флоропоэтические мотивы. Они отражались в стихотворениях таких поэтов 19 века как К. Бальмонт, А. Фет, Ф. Тютчев, И. Тургенев и т.д. Золотой век русской поэзии неоднократно дарил нам стихотворения, которые описывали мир растений, отожествляя его с неким идеалом красоты, грациозности и даже божеством.  

Цель данного исследования заключается в проведении комплексного анализа русской поэзии 19 века на использование в ней поэзии запахов цветов и растений.

Задачи исследования:

- установить особенности использования запахов цветов и растений в поэзии первой половины 19 века;

- провести анализ творчества нескольких поэтов на использование в своем творчестве запахов  цветов и растений;

- сделать обобщенный вывод на использование поэзии растений в русской литературе в начале 19 века.

Особое внимание при изучении вопроса использования запахов цветов и растений в стихотворениях русских поэтов начала 19 века следует уделить творчеству А.С. Пушкина. В своих стихотворениях поэт, драматург неоднократно использовал олицетворение цветов и растений. Самым популярным цветом в творчестве А. Пушкина была роза. Вот так поэт отзывался о ней в своих стихотворениях:

Не розу Пафосскую,

Росой оживленную,

Я ныне пою;

Не розу Феосскую,

Вином окропленную,

Стихами хвалю.

В этом стихотворении А.С. Пушкин пытается передать истинные мотивы своего направления флористической поэзии. В нем описываются то, каким образом запах розы можно олицетворить и превратить в некий образ, который можно прочитав, почувствовать[5;102].

В стихотворении «Цветы последние милей» А. С. Пушкин находит в своей поэзии некие абстрактные мотивы запахов цветов:

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья.

В данном стихотворении поэт описывает то, что именно цветы, их красота, запахи, пробуждают в нас те чувства, которые пытается донести до нас автор. Неоднократно тенденция запахов, звуков и цвета играют важную роль в произведениях А.С. Пушкина. Поэтический ольфакторий является одним из значимых элементов в произведении знаменитого русского поэта, который использовал его во многих своих произведениях, ставшим шедевром и классикой русской литературы[4].

Растущий интерес к проблеме использования ольфактория в произведениях отражается в ряде работ критиков русской литературы начала 19 века. В ряде работ содержится описание и конкретные обзоры стихотворений, в которых запахи растений играют самую существенную роль[2].

Развитие в начале 19 века поэтического ольфактория обусловлено тенденцией стихотворной моды того времени, способностью поэтов описывать образы растений и цветов в своих произведениях, придавая им не только словесное описание, но и возможность ощутить их красоту, посредством использования литературного ольфактория.

Что же касается выявления природы и функций запахов, то художественные тексты оказались главным «вместилищем» таких фиксаций. Литература выступает аккумулятором таких стратегий: в рамках поэтики текста описание запаха становится способом проникновения в его смысл, представляющий собой средоточие культурного шлейфа и окказиональных значений[1;103].

Современный интерпретационные подходы в провидении анализа использования ольфактория в поэтике российских авторов первой половине 19 века позволяет исследовать огромный материал для научного разбора ряда трудов следующих авторов: А.С. Пушкина, А. С. Грибоедова, П.А. Вяземского, Ф.И. Тютчева и т.д. Именно эти поэты позволили внести некий уровень развития поэзии запахов в русскую литературу. Они позволили внести в описание растений и цветов некий иной «живой» смыл, позволяющий современному читателю не только видеть и представлять их образ, но и чувствовать аромат описываемого объекта.

Особая роль в развитии запахов в русской поэзии первой половине 19 века принадлежит Ф.И. Тютчеву. В стихотворении «Смотри, как роща зеленеет» данный поэт описал особенности ольфактория в своем стиле.

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита —

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями

Дерев, поимых родником, —

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом. 

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены —

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины...

В данном стихотворении поэт описывает запахи рощи, где растут деревья и иные растения. Он в нем описывает не просто природу, а запахи истинного храма, священного природного места. В данном произведении чувствуется использование ольфактория в виде запаха торжественности, неги от величия природы. При этом в данном стихотворении Тютчев использует свой возлюбленный стиль описания запахов природы с точки зрения сопоставления ярких и пасмурных образов природы, например, «мгла», «сумрак».

Во многих произведениях Ф.И. Тютчева указывается на запахи растений, цветов через призму создания иллюзии у слушателя реального общения с природой.

П.А. Вяземский имел свой стиль в описании поэтического ольфактория. В своем стихотворении «Цветы» данный автор чудесным образом олицетворяет при помощи описания благоухания ряд цветов.

Спешите красною весной
Набрать цветов как можно боле:
Усей цветами жизни поле!

Вот мудрости совет благой.

По вкусам, лицам и годам
Цветы в саду своем имею;

 Невинности даю лилею,

 Мак сонный — приторным мужьям,

Душистый ландыш полевой —

Друзьям смиренным Лизы бедной,
Нарцис несчастливый и бледный —
Красавцам, занятым собой.

В данном стихотворении поэт неоднократно использует ольфакторий в виде оживления, придания живого образа цветов, которые по-настоящему воздействует на читателя полноценной картины происходящего. Описание цветочного мира сада происходи в данном произведении с приданием им вкуса, запаха и указывая на факт оживления. Читатель представляет мир цветов, словно он находится в этом саду и ощущает их благоуханье.

Роль запахов в поэзии начала 19 века доминирует визуальная и акустическая образность, показывающие идеи вкусовых, моторных, тактильных мотивов, способствующих и описывающих ольфакторное искусство русских поэтов[3;125].  

Таким образом, запахи в произведениях русских авторов начала 19 века послужили классическим направлением русской ольфакторной поэтической мысли. Именно в данные годы зародилось описание растений и цветов с точки зрения оживления их, как объекта материального мира на основе представления обонятельных ощущений читателей. Данный образ позволяет поэтам создать в своем стихотворении непросто сухое описание растения и природы, но и, указав на их истинный запах в окружающем мире.

Список используемых источников

  1. Епанешникова, М.А. Рецепция запаха и его природно-культурный смысл [Текст] / М.А. Епанешникова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2010. - № 8. - С. 101-104.
  2. Молодкина, Ю.Н. Синестетическая метафора запаха: корпусное исследование: [Текст] / Ю.Н. Молодкина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Курск, 2010.
  3. Ненарокова М. Р. Язык цветов: фиалка в русской поэзии первой половины XIX в// Вестник Костромского государственного университета, 2013,№ 3. - с. 125-128.
  4. Тарасенко Д. Ю., Соколова М. Г., Паршина О. Д. Символические функции наименований цветов в аспекте сопоставления поэтических идиостилей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/185027.htm.
  5. Шарафадина К. И. «Алфавит Флоры» в образном языке литературы пушкинской эпохи: источники, семантика, формы. - СПб.: Петербург. ин-т печати, 2003. - 309 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Интерьер дворянской усадьбы первой половины XIX века. "Приютино" вблизи Всеволожска."

Фильм посвящен усадьбе дворянского семейства Олениных вблизи современного Всеволожска. Глава семейства начинал свою карьеру как офицер, но успеха добился в первую очередь в качестве высокопоставленног...

Учебный фильм "Дворянская усадьба первой половины XIX века. "Приютино" вблизи Всеволожска."

Усадьба "Приютино" была в современном ее виде создана к 1805-6 годам. Она принадлежала известному государственному деятелю, меценату, первому директору Публичной библиотеки и руководителю Академии худ...

Особенности русской литературы первой половины 19 века.

Презентация содержить тезисы к лекции по теме "Особенности русской литературы первой половины 19 века", рассматривает такие вопросы:   1. Общая характеристика и своеобразие русской лите...

Культура первой половины XIX века

Повторительно-обобщающий урок для 8, 10 классов в форме презентации с изображениями выдающихся личностей, памятников культуры, которых учащимся необходимо узнать....

Культура России в первой половине XIX века

Данный урок проведён в форме игры-викторины, как вариант - можно разделить класс на мини-группы или провести игру между классами одной параллели....

Литературное кафе - 2014 «Лики любви…» ( поэзия 2 половины 20 века)

Литературно-музыкальное КТД (совместно с учащимися 11-х классов)Б. Ахмадулина  «В тот месяц май, в тот месяц мой» -     Кузнецова  П.Б. Ахмадулина  «Любовь – волшебн...