Творчество Рубцова
опыты и эксперименты по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Для учащихся 10 класса.
Мастерская
«Путь к звезде»
Цели: 1) ввести учащихся в мир поэзии Николая Рубцова;
2) заинтересовать их творчеством поэта;
3) воспитывать любовь к Родине, ко всему живому.
1. 1) Учащимся раздаются звездочки, сделанные из белой бумаги, на столы
кладутся карандаши, фломастеры разных цветов.
Мастер (М.). Раскрасьте, пожалуйста, свою звезду в тот цвет, который вам более всего нравится, соответствует вашему восприятию.
2) М. Запишите ассоциации, связанные с вашей звездой (слова и словосочетания).
3) Социализация: учащиеся показывают свои звездочки и читают записанное.
4) М. Создайте небольшой текст (2-3 предложения) о своей звезде.
5) Социализация в группах, выбор самого интересного текста.
6) Чтение самых интересных текстов.
2. 1) М. Запишите слово видения и ассоциации, с ним связанные.
2) Социализация.
3) Мастер читает стихотворение Н. Рубцова “Видения на холме”.
М. Задание: запишите ваши чувства, ощущения, настроение.
4) Социализация.
5) Учащимся раздаются тексты стихотворения “Видения на холме”.
М. Выпишите из текста стихотворения в два столбика слова и словосочетания, которые:
а) нравятся, ложатся на душу; б) не нравятся.
Учащиеся работают всей группой. Необходимо подчеркнуть среди выписанного метафоры (можно ещё раз обратиться к тексту стихотворения).
6) Социализация.
7) Учащимся раздаются тексты других стихотворений Н.Рубцова (8-10 текстов каждой группе):
“Встреча”, “Я умру в крещенские морозы…”, “Выпал снег”, “Тайна”, “Экспромт”, “Синенький платочек”, “Душа хранит”, “Зелёные цветы” и др.
Каждый учащийся должен прочитать 3-4 стихотворения (сколько успеет).
М. Выпишите из прочитанных вами стихотворений слова, словосочетания в два столбика:
а) рисующие мир вокруг лирического б) раскрывающие ощущения,
героя стихотворений; душу лирического героя.
8) Социализация в группах и между группами.
9) М. Создайте текст на основе как можно большего количества набранной лексики. Можно использовать первый текст. Озаглавьте свою работу.
10) Социализация в группах, выбор самого интересного, оригинального по содержанию и форме текста.
11) Социализация между группами.
3. Рефлексия: учащиеся размышляют над тем, как им работалось во время мастерской, как они себя чувствовали на разных этапах, что дала им эта работа и т.д.
«У меня была возможность выразить свои мысли, чувства».
«Стихотворения создали нужное лирическое настроение, и писалось довольно легко. Я получил то необходимое количество слов, которых мне не хватало, чтобы суметь выразить свои мысли: «Легче всего было писать тексты. Когда я прочитал несколько стихотворений Рубцова, то проникся их настроением и рассуждения пошли сами».
«Эта работа создала мне на целый день хорошее настроение, я получила заряд бодрости. Очень интересно».
«Эта работа раскрыла мне два мира: день и ночь».
Тексты учащихся 10 класса,
полученные в результате работы в мастерской
«Путь к звезде»
Юлия И.
Каков мир – таковы и чувства
Когда день – и свет вокруг, и видно красоту природы: птицы поют, река журчит. Природа радуется, и человек вместе с ней. У него добрая душа и нет забот. Но как только наступает ночь, дует резкий ветер, появляются тени, в сумраке слышны какие-то голоса. Человеку становится страшно, ему хочется где-нибудь укрыться и подождать, пока все это пройдет. Лучше дома. А если дом далеко, человек начинает волноваться, тоскует, грустит, думает, что это никогда не кончится… Где же ты, скромный огонёк-дом? Что же впереди?
Алексей Н.
Перед нами открывается доселе не изведанный мир, и мы понимаем, как многообразны его цвета, звуки. Он раскрывает наши души, и приходит целая цепь ощущений, зачастую противоречивых. Чувствуешь единение с природой, душевное спокойствие. Пусть стонет и воет ветер, а с деревьев уже улетели листья, – природа остается грозной и… прекрасной. Даже грусть, появившаяся неизвестно откуда, светлеет; забываются тревоги и мучения. Свет, тепло, ощущение прекрасного наполняют сердце, и понимаешь, как много еще не изведанного в этом мире, а значит, есть, к чему стремиться.
Олег К.
Спокойное небо, бледное мерцание звезд. Где-то там есть и моя Звезда. Она светит мне с высоты, указывая путь. Спокойное небо… Как сложно порой нам, людям, отвлечься от вечных битв, страданий, борьбы и оглянуться вокруг, послушать шёпот ив, взглянуть на небо, чтобы понять, наконец, что мы теряем. А нам есть, что терять. Пусть кругом голые деревья, пусть ветер гонит опавшие листья, пусть кругом непогода, мы не можем с этим расстаться, но уходим всё дальше от природы. Человек, пытаясь оправдаться, говорит, что вся наша жизнь в этом виновата. Мы не вправе сваливать с себя вину. Ощутив красоту природы, взглянув в звездное небо, понимаем простейшую истину: «Всё хорошо!»
Татьяна Б.
Полюбить Русь
«Люблю Русь, Родину», – как часто можно слышать эти слова из уст человека, родившегося в нашей стране. «А за что её любить? – спросите вы – Кругом боль, нищета, разбой». « А вы оторвитесь от всего земного, – отвечу вам я, – и слейтесь с природой. Полюбите наши леса, поля, цветущие луга, солнечные просторы, ивы, склоняющиеся над водой, быстрые реки. Услышьте пение птиц. Опуститесь в глубину ночной красоты и почувствуйте тайну. Придите к русскому храму, но не просто подойдите к нему, а придите душой, и вы почувствуете очищение, свет в мыслях и в душе. Полюбив эту красоту, вы её уже не забудете. А разлюбив, другую уже не создадите».
Елена Ж.
Она мерцает только для меня, с нежностью, любовью и грустью. Моя звезда несёт свет и свободу, и я становлюсь задумчивой, спокойной. Так и хочется, чтобы этот мир никогда не прерывался, никогда не было ни смертей, ни убийств, ни грабежей; чтобы, не было небес, «горящих от зноя», «леса крестов». Хочется, чтобы всегда на небе спокойно мерцали бессмертные звезды.
Но жизнь идет своим чередом: «кто едет, тот и правит», «цветут цветы», играя, расцветает день. Трещат крещенские морозы, кто-то умирает, а кто-то рождается. Постепенно приходит весна… Однако в душах людей – светлая грусть, вера, надежда и любовь.
Дарья Н.
Звезда
Звезда дарит пустынный свет,
Во мгле отражена.
Стремится к счастью человек,
И на душе – весна.
Манит его к чужим мирам,
Манит в седую даль.
Но рвётся море в кружевах,
А на сердце – печаль.
И мгла в жестокости своей
Не пощадит души.
А там звезда в дали огней
Дурманит и манит.
И снова рвется к счастью,
Лелеет снов мечту.
Нет силы у несчастий
Остановить судьбу.
Елизавета Ф.
Любовь до стонущей боли в сердце, любовь без разума, от Бога, до безумия, бездонная нежность, бесконечная, безнадежная вера!.. Кроме этой любви, нет ничего. Она захватывает твоё сердце, и тогда плачешь, и становится легко, хотя боишься сделать лишнее движение, чтобы не потерять святую воздушность. И все ясно, спокойно, всё прощается, и любишь весь мир бессознательно – так со мной бывает, когда я смотрю на небо, или на картину с видом природы, или читаю стихотворение. И любовь прорывается – отчаянно, слезами. Я не считаю, что это стыдно: слёзы очищают сердце, и тогда чувствуешь Бога, вечность, бесконечность мира, невыразимую красоту его, чувствуешь сияющую бездонность неба, равновесие мироздания, свет.
Наталья К.
Душа и природа… Они неразделимы. Как быть душе чёрствой, если вокруг красота: волны, ветер, луна, звезды, жизнь! Но сколько жестокости видели эти далекие призрачные звезды и дремотные, холодные небеса. Вся кровавая история прошла перед ними.
А сколько может рассказать всего лишь одна звезда, мерцающая в ночи. Она – надежда и нежность влюблённых, она – маяк на бесконечном пути жизни, она – комета, дарящая миг радости. Кажется, что эта горящая точка – пророческая нереальность, непознанный мираж.
Невозможно уснуть в лунную и звёздную ночь… Безбрежное мерцание неба зовёт к себе, в глубину прозрачного света и таинственных призраков. Как хорошо верить, что живешь в сказке.
Виктор Н.
Природа
Природа – это всё. Это небо, звезды, излучающие свет и тепло; это видения старины, прозрачные и недосягаемые; это холмы, покрытые травой; это звёздные берега по сторонам вечных рек; это шёпот листвы, деревьев, травы. Это земля, покрытая болью, страданиями, политая кровью древних битв. Это тихий, но зловещий омут; это ветер, иногда дующий легко, как будто обнимающий тебя, тихо треплющий твои волосы.
Природа – это тихие ночи и весёлые дни; это скромная девушка и её колеблющееся отражение в воде; это окружающие нас люди, добрые и злые, умные и глупые, честные и лживые. Природа – это всё, что вокруг, это то, где мы живем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по творчеству Н.Рубцова
Пособие содержит методические рекомендации, дидактический и тестовый материал в формате ЕГЭ....
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова предназачена для учащихся 9 класса...
Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"
Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Творчество Рубцова
Анализ стихотворения...
Творчество Рубцова
Анализ стихотворения...
Творчество Рубцова. Мастерская
Анализ стихотворения...