Творчество Рубцова
опыты и эксперименты по литературе (6 класс)

Анализ стихотворения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m-6-rubtsov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерские, посвящённые жизни и творчеству

Николая Рубцова.

Для учащихся 6 класса.

«Что в имени тебе моём?..

Оно и страшно, и прекрасно…»

Цели:   1)  познакомиться с жизнью Николая Рубцова (вкратце);

             2) помочь проникнуть в великий смысл, в образную систему стихотворения «Звезда полей»;

  1. подвести учащихся к запоминанию текста стихотворения;
  2. развивать творческие способности, чувства детей, их фантазию, умение «видеть» слово, «ощущать» его.

  1. 1)   М.   Разделите страницу пополам.  Слева напишите имя – Николай.

 «Поиграйте» с ним, т.е. создайте слова на его основе, можно добавлять,

  убирать некоторые буквы.

Социализация: обмен собранными словами в группах и между группами.

  1. М.  Справа (во вторую колонку) напишите фамилию – Рубцов и ваши      ассоциации с ней.

                                Николай                                                     Рубцов

                           лай                                                               рана

                           кол                                                               шрам

                           ни кола ни двора                                        рубец

                           ай                                                                 боль

                           сник                                                             смерть

                           укол                                                             рубить

                           никому    

     Социализация.

3)  Слово мастера (М.) о Н.Рубцове.  Учащиеся  должны выписать ключевые  слова.        

      М.   Николай Рубцов – это русский поэт. Он прожил короткую и нелёгкую жизнь. Судьба его не баловала. Мать умерла, отец ушел на фронт и погиб (так долгое время считал Николай).  Мальчишка рано остался сиротой. Затем – детдом, Колю разлучили с братом. Тяжело переживал это. Мечтал о море, даже четыре года служил во флоте, но свою жизнь с морем так и не связал. И самое трудное испытание: узнал, что отец, оказывается, жив, но после войны не стал разыскивать своих детей, у него другая семья, в которой Николай не прижился. Всю жизнь Рубцов мечтал о доме, о своём доме, куда он может прийти, где его всегда ждут.  И всю жизнь поэт не имел такого дома. Стихи пытался писать ещё в детстве.  Родина, дорога, любовь, смерть, природа – темы его стихотворений.

4)  М.  Создайте небольшой текст о Николае Рубцове, обязательно включив в него набранную лексику.

        5)   Социализация в группах и между группами.

2.     1)   М.   Запишите в две колонки:

                                      страшное                                прекрасное   

      Напишите в каждую колонку по 4 – 5 слов, для вас составляющих эти понятия.

  1. Выборочная социализация.

3)  М.  Напишите в виде законченной мысли – вывода, использовав набранную лексику:

                              страшное – это…

                              прекрасное – это…

     (Можно разделить задание таким образом:

                              страшное – это…   - для первой группы,

                              прекрасное – это… - для второй группы,  и т.д.)

4)   Выборочная социализация.

5)  Мастер читает (в первый раз) стихотворение Н.Рубцова «Звезда полей»,     не называя его.

      М.  Запишите  двумя-тремя словами свои основные чувства, ощущения,      настроение. (Тревога, гордость, таинственность, торжество, любовь…)

6)   Мастер читает стихотворение второй раз.

      М.  Запишите (строго последовательно) ряд образов – отдельными словами из стихотворения, на которых оно основано.

      Социализация.

7)  М. Подчеркните, какой образ повторяется (звезда полей).  Николай   Рубцов так и озаглавил своё стихотворение.

      Мастер читает стихотворение третий раз.

      М.  Запишите, что такое  звезда полей  у  Рубцова.

                              Звезда полей…

      Социализация.

8)   Учащиеся могут открыть книги с текстом стихотворения (учебники по   литературе для 6 класса – автор-составитель В.П.Полухина).

      М.  Одним из самых прекрасных и страшных стихотворений Н.Рубцова называют его «Звезду полей». Выпишите из него слова, означающие, по-вашему,

                              страшное                                прекрасное

       Социализация (выборочная).

        9)     М.  Закройте учебники.  В группах попробуйте восстановить текст

                стихотворения.                      

10)   М.   Создайте текст, стараясь использовать максимум набранной лексики. Озаглавьте словом, которое вам нравится и подходит как заголовок.

11)   Чтение самых интересных текстов, выбранных в группах.

3.    Рефлексия.  Учащиеся делятся впечатлениями о том, как им работалось, где  было трудно, где – особенно интересно и т.д.

(«Мне понравилась эта мастерская. Были трудности, но я их преодолел. А это так интересно».

«Мастерская была очень интересной. Я многое узнала: прошла с Николаем Рубцовым по его жизни, поняла, что он очень талантливый поэт. Меня потрясло его стихотворение и тяжелая судьба этого человека», и т.п.)

Тексты, созданные учащимися 6 класса во время мастерской

«Что в имени тебе моём?..

Оно и страшно, и прекрасно…».

Антон К.

Темным-темно. Сквозь темень прорезаясь,

Горит звезда, лучом своим касаясь

До низа самого Земли.

Горит звезда и освещает

Поля, леса и всё вокруг.

Лучами озаряя, замыкает

Небесный ярко-ясный круг.

Я думаю, что  самое  главное  для  человека – это близкие ему люди. Каждый день он познаёт что-то новое. Бывает, это ужасает человека, а иногда на душе так радостно и тепло, что хочется рассказать всё своим родным. Когда узнаёшь страшные тайны, то это тоже надо поведать кому-нибудь. И так хорошо, когда знаешь, что близкие тебе  люди  всегда  рядом.

Аня М.

Что такое жизнь

  • А что такое жизнь? –

Мы задаём вопрос друг другу часто.

Не просто нам ответить на него.

Жизнь – это счастье, радость,

А также это ненависть и злость.

Жизнь – это всё прекрасное на белом свете.

Всё страшное – ведь это тоже жизнь.

И мгла, и ночь, и день,

И солнце, и луна –

Всё это жизнь.

Валерия И.

Мечты, мечты…

Я сидела,  уставившись в телевизор,  но  не смотрела его, а думала…  Думала  о небе, о звёздах, о птицах… Спрашивала себя: «А почему я не могу летать, как птица?  Или, например, почему я не звезда в небе?»  Я думала о звёздах, об их высоте  и  близости. Мне хотелось, когда  пробьёт двенадцать,   оставить дом и полететь вверх, в заледенелую мглу, в спокойное и тихое небо, чтобы поговорить со звёздами, обсудить с ними и страшное (смерть, войну), и прекрасное (любовь, свет). Услышав голос мамы, я очнулась и пошла делать уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по творчеству Н.Рубцова

Пособие содержит методические рекомендации, дидактический и тестовый материал в формате ЕГЭ....

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова предназачена для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"

Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Творчество Рубцова

Анализ стихотворения...

Творчество Рубцова

Анализ стихотворения...

Творчество Рубцова. Мастерская

Анализ стихотворения...