Творчество Рубцова
опыты и эксперименты по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Мастерские, посвящённые жизни и творчеству
Николая Рубцова.
Для учащихся 6 класса.
«Что в имени тебе моём?..
Оно и страшно, и прекрасно…»
Цели: 1) познакомиться с жизнью Николая Рубцова (вкратце);
2) помочь проникнуть в великий смысл, в образную систему стихотворения «Звезда полей»;
- подвести учащихся к запоминанию текста стихотворения;
- развивать творческие способности, чувства детей, их фантазию, умение «видеть» слово, «ощущать» его.
- 1) М. Разделите страницу пополам. Слева напишите имя – Николай.
«Поиграйте» с ним, т.е. создайте слова на его основе, можно добавлять,
убирать некоторые буквы.
Социализация: обмен собранными словами в группах и между группами.
- М. Справа (во вторую колонку) напишите фамилию – Рубцов и ваши ассоциации с ней.
Николай Рубцов
лай рана
кол шрам
ни кола ни двора рубец
ай боль
сник смерть
укол рубить
никому
Социализация.
3) Слово мастера (М.) о Н.Рубцове. Учащиеся должны выписать ключевые слова.
М. Николай Рубцов – это русский поэт. Он прожил короткую и нелёгкую жизнь. Судьба его не баловала. Мать умерла, отец ушел на фронт и погиб (так долгое время считал Николай). Мальчишка рано остался сиротой. Затем – детдом, Колю разлучили с братом. Тяжело переживал это. Мечтал о море, даже четыре года служил во флоте, но свою жизнь с морем так и не связал. И самое трудное испытание: узнал, что отец, оказывается, жив, но после войны не стал разыскивать своих детей, у него другая семья, в которой Николай не прижился. Всю жизнь Рубцов мечтал о доме, о своём доме, куда он может прийти, где его всегда ждут. И всю жизнь поэт не имел такого дома. Стихи пытался писать ещё в детстве. Родина, дорога, любовь, смерть, природа – темы его стихотворений.
4) М. Создайте небольшой текст о Николае Рубцове, обязательно включив в него набранную лексику.
5) Социализация в группах и между группами.
2. 1) М. Запишите в две колонки:
страшное прекрасное
Напишите в каждую колонку по 4 – 5 слов, для вас составляющих эти понятия.
- Выборочная социализация.
3) М. Напишите в виде законченной мысли – вывода, использовав набранную лексику:
страшное – это…
прекрасное – это…
(Можно разделить задание таким образом:
страшное – это… - для первой группы,
прекрасное – это… - для второй группы, и т.д.)
4) Выборочная социализация.
5) Мастер читает (в первый раз) стихотворение Н.Рубцова «Звезда полей», не называя его.
М. Запишите двумя-тремя словами свои основные чувства, ощущения, настроение. (Тревога, гордость, таинственность, торжество, любовь…)
6) Мастер читает стихотворение второй раз.
М. Запишите (строго последовательно) ряд образов – отдельными словами из стихотворения, на которых оно основано.
Социализация.
7) М. Подчеркните, какой образ повторяется (звезда полей). Николай Рубцов так и озаглавил своё стихотворение.
Мастер читает стихотворение третий раз.
М. Запишите, что такое звезда полей у Рубцова.
Звезда полей…
Социализация.
8) Учащиеся могут открыть книги с текстом стихотворения (учебники по литературе для 6 класса – автор-составитель В.П.Полухина).
М. Одним из самых прекрасных и страшных стихотворений Н.Рубцова называют его «Звезду полей». Выпишите из него слова, означающие, по-вашему,
страшное прекрасное
Социализация (выборочная).
9) М. Закройте учебники. В группах попробуйте восстановить текст
стихотворения.
10) М. Создайте текст, стараясь использовать максимум набранной лексики. Озаглавьте словом, которое вам нравится и подходит как заголовок.
11) Чтение самых интересных текстов, выбранных в группах.
3. Рефлексия. Учащиеся делятся впечатлениями о том, как им работалось, где было трудно, где – особенно интересно и т.д.
(«Мне понравилась эта мастерская. Были трудности, но я их преодолел. А это так интересно».
«Мастерская была очень интересной. Я многое узнала: прошла с Николаем Рубцовым по его жизни, поняла, что он очень талантливый поэт. Меня потрясло его стихотворение и тяжелая судьба этого человека», и т.п.)
Тексты, созданные учащимися 6 класса во время мастерской
«Что в имени тебе моём?..
Оно и страшно, и прекрасно…».
Антон К.
Темным-темно. Сквозь темень прорезаясь,
Горит звезда, лучом своим касаясь
До низа самого Земли.
Горит звезда и освещает
Поля, леса и всё вокруг.
Лучами озаряя, замыкает
Небесный ярко-ясный круг.
Я думаю, что самое главное для человека – это близкие ему люди. Каждый день он познаёт что-то новое. Бывает, это ужасает человека, а иногда на душе так радостно и тепло, что хочется рассказать всё своим родным. Когда узнаёшь страшные тайны, то это тоже надо поведать кому-нибудь. И так хорошо, когда знаешь, что близкие тебе люди всегда рядом.
Аня М.
Что такое жизнь
- А что такое жизнь? –
Мы задаём вопрос друг другу часто.
Не просто нам ответить на него.
Жизнь – это счастье, радость,
А также это ненависть и злость.
Жизнь – это всё прекрасное на белом свете.
Всё страшное – ведь это тоже жизнь.
И мгла, и ночь, и день,
И солнце, и луна –
Всё это жизнь.
Валерия И.
Мечты, мечты…
Я сидела, уставившись в телевизор, но не смотрела его, а думала… Думала о небе, о звёздах, о птицах… Спрашивала себя: «А почему я не могу летать, как птица? Или, например, почему я не звезда в небе?» Я думала о звёздах, об их высоте и близости. Мне хотелось, когда пробьёт двенадцать, оставить дом и полететь вверх, в заледенелую мглу, в спокойное и тихое небо, чтобы поговорить со звёздами, обсудить с ними и страшное (смерть, войну), и прекрасное (любовь, свет). Услышав голос мамы, я очнулась и пошла делать уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по творчеству Н.Рубцова
Пособие содержит методические рекомендации, дидактический и тестовый материал в формате ЕГЭ....
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова предназачена для учащихся 9 класса...
Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"
Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Творчество Рубцова
Анализ стихотворения...
Творчество Рубцова
Анализ стихотворения...
Творчество Рубцова. Мастерская
Анализ стихотворения...