Урок по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок-исследование по литературе для учащихся 7 класса. Используются активные методы обучения: исследовательский, ролевая игра, нетрадиционное начало урока, кластер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_i.s.turgenev_biruk.doc | 73.5 КБ |
razdat._material.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование
Методы обучения: исследовательский, игровой
Активные методы обучения: нетрадиционное начало урока,
ролевая игра,
кластер.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная.
Цели:
образовательные:
- формировать навыки исследовательской работы с текстом;
- показать мастерство писателя в создании образа героя;
- углубить знания о понятиях «конфликт», «потрет», «интерьер», «пейзаж»;
- совершенствовать навыки анализа художественного текста, выразительного чтения;
развивающие:
- развивать логическое мышление, наблюдательность;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать умение обобщать изученное, делать выводы;
воспитательные:
- воспитывать чувство любви к природе, к человеку;
- воспитывать чуткое отношение к художественному слову.
Оборудование урока:
• толковые словари;
- раздаточный материал;
- музыкальное произведение Г.Свиридова «Деревянная Русь»
- иллюстративный материал.
Что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё
то же, что и в образованном человеке.
В.Г.Белинский
I. Организационный момент
II. Создание эмоционального настроя. Подготовка к восприятию темы
- Сейчас прозвучит музыка Георгия Свиридова. Вы внимательно послушаете её и поделитесь впечатлениями, которые оставила эта музыка в душе каждого из вас. (Звучит музыка Г. Свиридова.)
- Итак, какое настроение, чувство возникло у вас?
- Какую Русь вы представляете себе?
(тревожное состояние, как будто душа болит; представляются серые, покосившиеся крестьянские избы; нищие, идущие по дороге; безысходное тоскливое настроение).
- Это музыкальное произведение называется «Деревянная Русь».
III. Актуализация знаний
- Перекликается ли это тревожное, тоскливое чувство с вашим впечатлением о рассказе «Бирюк», который вы самостоятельно изучали дома? Почему?
- О ком повествует рассказ Тургенева? (о крестьянах)
IV. Постановка цели
- Сегодня у нас урок-исследование, мы должны раскрыть секрет И.С.Тургенева, как же он создавал образы героев. А тем самым ответить на вопрос критика В.Г.Белинского, который является эпиграфом к нашему уроку: «что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?»
V.Изучение нового материала.
- Вспомните, с помощью каких средств можно создать образ героя?
(Интерьер, портрет, пейзаж, авторская характеристика, поступки, характеристика, данная другими персонажами, речь, художественная деталь)
- Как вы думаете, какие из перечисленных средств создания образа героя использовал И.С.Тургенев?
- Сегодня я вам предлагаю поработать в группах, каждая группа получит свою роль.
Исследовательская деятельность
(каждая группа работает по данным заданиям)
VI. Защита работ по группам
1. «Пейзажисты»
- Выразительно прочитайте фрагмент текста с описанием начала грозы («Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями» - с.214)
- Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж?
- Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи, звуки? Какие художественные средства для этого использовал автор?
- Какие части речи часто использованы?
- Найдите другие пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.
С.215 – «Белая молния озарила лесника…»
С.220 – «Дождик начал опять накрапывать…
С.221 – «Кузнечик кричал в углу…»
- Сделайте вывод: для чего использован пейзаж в рассказе, что он помогает нам понять?
(Тургенев – мастер пейзажа. Мы, читая тургеневское описание, будто слышим звуки природы, ощущаем запахи, видим краски. Описание начала грозы настраивает нас на то, что впереди гроза, конфликт. У нас возникает чувство ожидания чего-то неприятного, напряженности. Гроза и дождь показывают не только явление природы, но и внутреннее состояние героев. Гроза – символ конфликта.
При свете молнии и звуках дождя мы видим лесника, его избу, мужика. «Темно – синее небо», «тяжелые громады туч», «длинные молнии» – это фон, на котором происходит действие рассказа.
В этом эпизоде обилие глаголов – «надвигалась», «поднималась», «неслись», «шевелились», «сменился», «густели», «загудел», «зашумели», «застучали», «зашлепали» и так далее.
Изменения в природе подчеркивают и усиливают прилагательные, причастия, наречия («медленно поднималась», «навстречу неслись», «тревожно шевелились и трепетали», «внезапно сменился», «залитые мраком», «резко застучали»).
Вывод: пейзаж помогает понять нам характеры героев, проблемы взаимоотношения людей. Гроза – образ-символ в рассказе. Бирюк – гроза воров; гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев.
2. «Лингвисты»
- Что означает слово «бирюк» (по словарю Даля)?
(По словарю В.И.Даля, «бирюк» имеет несколько значений: 1) зверь, волк; 2) нелюдимый, угрюмый человек.)
- Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?
(Наш герой – действительно нелюдимый и замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество. Жена его бросила, оставила ему двух детей, поэтому Бирюк и озлобился.)
- Что о нем говорят окрестные мужики? (с.217)
И хотя мужик-вор несколько раз в порыве гнева называет его «зверем», Бирюк способен сочувствовать.
3. «Портретисты»
- Найдите описание внешности главного героя – с.217 «Я посмотрел на него… глядели небольшие карие глаза»
- Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?
- О чем свидетельствует это описание? (О крайней бедности, нищете крестьянина, его
тяжелом положении)
- Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок?
с.219 – «Я увидел мужика мокрого…»
с.220 – «При свете фонаря…»
(Мокрый, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой, с дрянной лошаденкой, мужик-вор вызывает у нас жалость. Тургенев показывает его «истинное морщинистое лицо», «беспокойные глаза». Сначала он был страшно испуган, попытался оправдаться, взывал к жалости Бирюка. «Мужика подергивало» он «встряхивал головой и дышал неровно», говорил с «унылым отчаянием»)
- Чей еще портрет дан в рассказе? (детей Бирюка – Улиты и маленького ребенка)
- Какими они показаны? (бедными, беззащитными)
- Сделайте вывод: для чего в произведении нужен портрет?
(Портрет – одно из средств создания образа героя, часть его характеристики. Благодаря портрету мы представляем героев, глубже понимаем авторскую мысль)
4. «Исследователи интерьера, быта»
- Найдите описания жилища Бирюка.
«Калитка заскрипела… из одного окошечка тускло светил огонек» - с.215
«Изба лесника состояла из одной комнаты… висела люлька, привязанная к концу длинного шеста» - с.216
«Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло; невесело войти ночью в мужицкую избу» - с.216.
«Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне…» - с.218.
- С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?
- Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы?
(Описание избы лесника вызывает тоскливое, невеселое чувство. Убожество избы подчеркивают существительные и прилагательные: «Изорванный тулуп», «груда тряпок», «два горшка», «лучина», «люлька», «фонарь»)
- Чем хотел угостить Бирюк барина? (хлебом, чаем, которого нет у него)
Делаем вывод: Интерьер и быт показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер Бирюка, его угрюмость, замкнутость, одиночество.
- Ребята, без какого эпизода мы не смогли бы понять характер главного героя? (диалог-конфликт между Бирюком и мужиком)
- Понять состояние героев в этом эпизоде помогут нам «Актёры», послушаем внимательно их чтение.
5. «Актёры»
- Прочитайте выразительно по ролям диалог-конфликт между мужиком и Бирюком. Своим чтением передайте состояние героев.
- Оцените чтение, удалось ли ребятам передать душевное состояние героев?
- В какой момент и почему в речи мужика вдруг изменяются интонации? Чем объяснить ненависть мужика?
(Мужик вошел во гнев, проклиная мужика: «Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету…» Изменился и портрет мужика: «Глаза у него загорелись», «На лице выступила краска», говорит он, «прищурив глаза», «свирепым голосом.»)
6. «Психологи»
- Найдите в словаре значение слова «конфликт в литературе».
- Можно ли сказать, что в отношениях между мужиком-вором и Бирюком прослеживается конфликт?
- На чьей вы стороне в этом конфликте?
- Почему Бирюк так строго ведет себя с мужиком?
(Он честно исполняет свои обязанности по охране леса. Чувство долга для него превыше всего. «Воровать никому не след». «Работу свою справляю».)
- В этом эпизоде проявляется внешний конфликт.
- Понятно ли, почему мужик пошел на преступление? Что является его оправданием?
- Значит, получается, что мужик и лесник имеют много общего в своей жизни?
- одинаковое социальное положение (оба крепостные крестьяне)
- условия жизни одинаковые (бедность, нищета, голод)
- Лесник сам нищ, он понимает причину воровства.
- Какие 2 чувства борются внутри Бирюка? (долг, совесть и сострадание)
И какое побеждает?
Такой конфликт в душе человека называется внутренним.
- Почему же лесник Бирюк отпускает мужика-браконьера, неужели испугался его угроз («затянут тебе глотку, постой!»)?
- Автор оценивает поступок Фомы словами «славный малый». Какое отношение скрыто за этими словами?
Значит, можно сделать вывод, что Бирюк – фигура противоречивая, с одной стороны -угрюмый, жестокий, с другой - великодушный, благородный
VII. Подведение итогов.
- Итак, сегодня мы провели исследование, раскрыли секрет И.С.Тургенева, как он создавал образы героев, с помощью каких средств.
Назовем их, чтобы составить кластер.
- Все художественные описания в рассказе тесно взаимосвязаны между собой. Они помогают понять смысл произведения.
- В чем главный смысл рассказа «Бирюк»?
(Тургенев показал, как тяжела крестьянская жизнь, какой отпечаток накладывает на людей крепостное право, на характеры крестьян, их отношения. Несмотря на свою нищету, Бирюк проявляет сострадание, благородство по отношению к другому человеку)
- А теперь вернемся к эпиграфу и ответим на вопрос «Что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (душа)
VIII. Рефлексия
Продолжите фразу «Сегодня на уроке я понял, что...»
IX. Оценивание работы
X. Домашнее задание
Читать стихотворения в прозе И.С.Тургенева с.224-225
Предварительный просмотр:
1. «Пейзажисты»
- Выразительно прочитайте фрагмент текста с описанием начала грозы
(«Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями» - с.214)
- Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж?
- Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи, звуки? Какие художественные средства для этого использовал автор?
- Найдите другие пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.
С.215 – «Белая молния озарила лесника…»
С.220 – «Дождик начал опять накрапывать…»
С.221 – «Кузнечик кричал в углу…»
- Сделайте вывод: для чего использован пейзаж в рассказе, что он помогает нам понять?
2. «Лингвисты»
- Что означает слово «бирюк» (по словарю Даля)?
- Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?
- Что о нем говорят окрестные мужики? (с.217)
3. «Портретисты»
- Найдите описание внешности главного героя –
с.217 «Я посмотрел на него… глядели небольшие карие глаза»
- Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?
- Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок?
с.219 – «Я увидел мужика мокрого…»
с.220 – «При свете фонаря…»
- Еще в рассказе дан портрет детей Бирюка. Какими они показаны?
- Сделайте вывод: для чего в произведении нужен портрет?
4. «Исследователи интерьера, быта»
- Найдите описания жилища Бирюка.
с.215 - «Калитка заскрипела… из одного окошечка тускло светил огонек»
с.216 - «Изба лесника состояла из одной комнаты… висела люлька, привязанная к концу длинного шеста»
с.216 - «Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло; невесело войти ночью в мужицкую избу»
с.218 - «Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне…»
- С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?
- Чем хотел угостить Бирюк барина?
- Сделайте вывод: для чего Тургенев вводит в рассказ описание интерьера, быта?
5. «Актёры»
- Прочитайте выразительно по ролям диалог-конфликт между мужиком и Бирюком. Своим чтением передайте состояние героев.
- Как звучит голос мужика? Бирюка?
- В какой момент и почему в речи мужика вдруг меняется интонация? Чем объяснить ненависть мужика?
6. «Психологи»
- Найдите в словаре значение слова «конфликт в литературе».
- Можно ли сказать, что в отношениях между мужиком-вором и Бирюком прослеживается конфликт?
- Почему Бирюк так строго ведет себя с мужиком?
- Понятно ли, почему мужик пошел на преступление? Что является его оправданием?
- Какие 2 чувства борются внутри Бирюка? И какое побеждает?
- Почему же лесник Бирюк отпускает мужика-браконьера, неужели испугался его угроз («затянут тебе глотку, постой!»)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"
Проект урока по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс
Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...