Интегрированный урок по истории и литературе
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Нэля Майзуровна Аскарова

Это разработка урока истории и литературы в 8 классе по теме "Образ Е.И.Пугачёва. Изображение народной войны и её вождя в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_istorii_i_literatury_v_8_klasse.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Староалександровская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Калиева Анвара Мадиевича»

 «Карбанская основная общеобразовательная школа

 имени Героя Советского Союза Неатбакова Хамита Ахметовича»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ

В 8 КЛАССЕ

Тема: Образ Е.И. Пугачева. Изображение народной войны и ее вождя в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

                                   

                                         

                                                       Учитель: Аскарова Нэля Майзуровна

Карбаны - 2018

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ

В 8 КЛАССЕ

Тема: Образ Е.И. Пугачева. Изображение народной войны и ее вождя в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Цель:

  1. Рассмотреть и сравнить образ Е.И. Пугачева как исторического деятеля и как одного из главных  героев повести «Капитанская дочка»;
  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о пугачевском восстании с исторической точки зрения и на  примере его изображения А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка».
  3. Продолжить работу над художественными особенностями повести.
  4. Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому нашей страны, творчеству А.С. Пушкина.

Х О Д      У Р О К А

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ

     а) Приветствие учащихся и учителя;

    б) Проверка готовности учащихся к уроку.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО

  1. Фронтальный опрос.
  • Творчество и жизнь какого великого  писателя мы изучаем уже 3-й урок?
  • Верно, великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина.

                        (слайд «портрет») № 1

  • Какое произведение мы сейчас изучаем?
  • Какую работу провел А.С. Пушкин, чтобы написать «Капитанскую дочку?»
  • Когда,  назовите год, А.С. Пушкин начинает изучать архивные материалы?
  • О ком писатель  собирается  написать,   используя архивные  материалы? И что?
  • Назовите фамилии, которые автор использовал в тексте, взяв из архивных  документов.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Сообщение темы и целей урока:

-Назовите основное историческое сообщение, которое использует А.С. Пушкин в творчестве «Капитанская дочка»?

-Кто был предводитель  восстания?

-Скажите на самом ли деле в России было пугачевское восстание?

-Назовите век, год, правление какого монарха было в это время?

-Верно, восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева     была во время  правления Екатерины II в 1773 – 1774 годы. И именно оно легло в основу повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».  И поэтому тема нашего урока «Изображение народной войны и ее вождя. Образ Е.И.Пугачева». Слайд № 2

-И сейчас на нашем уроке перед нами стоят следующие цели:  (показ слайда № 3 – 1 и 2 цели)

  1. Вступительное слово учителя истории:

- А, чтобы лучше разобраться в повести А.С. Пушкина, давайте окунемся историческую эпоху правления Екатерины II.

 ( Слайд № 4 и пояснения учителя истории.)

- Давайте рассмотрим образ Е.И. Пугачева, как исторического деятеля.

(Слайд «Портрет Е.И. Пугачева» № 5)

  1. Сообщения учащихся о жизни и деятельности Е.И. Пугачева.                    
  2. Объяснение учителя истории (учащиеся тезисы записывают  в тетради):
  • Образ Пугачева как исторического деятеля;
  • Изображение пугачевского восстания и его исход.

                    (объяснение сопровождается слайдами на экране №6,7)

        - А сейчас давайте рассмотрим образ Е.И.Пугачева, изображение  восстания в повести «Капитанская дочка».

       3. Работа  над образом Е.И. Пугачева. Беседа:

  • Когда мы впервые встречаемся с образом Пугачева в повести «Капитанская дочка».
  • Верно, в главе «Вожатый». Давайте зачитаем описание внешности Пугачева в этой главе. (зачитывание с 112).
  • Давайте рассмотрим речь Е. Пугачева, чем она насыщена, какими жанрами?
  • Конечно,  он много употребляет пословиц, поговорок, фразеологизмов. О чем это говорит? С кем это его больше сближает?
  • Анализируя этот эпизод скажите, выбрав из текста, как его показывает Гринев? (вожатый, бродяга)
  • А как к нему относится Савельич? Как он его называет? Давайте зачитаем эпизод «уезда Гринева из гостиницы» (зачитываем с 114)
  • Далее, но уже заочно и уже с другим человеком мы знакомимся в главе «Пугачевщина». С чего начинается эта глава?
  • Мы рассмотрим пугачевское восстание с исторической стороны, давайте прочтем, как же это  восстание, точнее его начало, описывает А.С. Пушкин (зачитываем с 139 – 140)
  • Каким описывает его писатель?
  • Откуда мы узнаем о нападении Пугачева?
  • Каким и как нам его описывает А.С. Пушкин в письме? Как его называет  генерал, а следовательно и правительственные,  дворянские круги? (зачитываем письмо с 140 – 141)
  • Естественно, после письма обитатели Белгородской крепости высказывают свое мнение, обсуждают личность и действия Е. Пугачева.

-Ребята, найдите в тексте и скажите, как о нем отзывается:

а) комендантша – Василиса Егоровна?

 (мошенник, собачий сын, разбойник)

б) комендант – Иван Кузьмич? (злодей)

в) Швабрин? (он в самом деле силен)

-В каком из  диалогов мы еще встречаем и отзыв Ивана Кузьмича о Пугачеве? При каких обстоятельствах? Как он еще его называет? (вор, самозванец)

-Как сам себя называет Е.И. Пугачев? (государь, Петр III)

-Объединив все мнения, какой вывод мы можем сделать? (слайд № 8)

-Меняется ли их мнение, взгляды на протяжении повести? Если да, то чьи?

-Когда, при каких обстоятельствах происходит вторая встреча Гринева и Пугачева? В какой главе? ( гл «Приступ»)

-Что в ней происходит? Узнал ли Гринев  Пугачева?.

-Какое основное событие мы  наблюдаем в этой главе?

-Верно, мы знакомимся  с действиями восстания и взятия крепости (зачитываю с 152 – 153)

-Как в этой главе автор описывает Пугачева? Какие его качества показывает?

-После помилования какие отношения связывают П. Гринева и

Е Пугачева? В чем они проявлялись?

-Какие качества Пугачева мы здесь наблюдаем?

-На протяжении всей повести только  однажды мы встречаемся с откровениями Е. Пугачева. В чем оно состоит и с кем?

 (зачитывают с 183 – 184,  гл «Мятежная слобода»)

-Встречаемся ли мы еще с образом Е.И. Пугачева в повести далее?

-Опираясь на исторические сведения и описание Пугачева  в повести, давайте опишем его русский национальный характер

 (после их названия слайд № 9) – запись в тетрадь

  1. ум, сметливость;
  2. широта натуры;
  3. способность совершать благородные поступки;
  4. смелость, отвага;
  5. сила, мотив богатырства; (близость к народу)
  6. память на добро, милосердие;
  7. свободолюбие

4. Обобщение учителя:

- Прототип пушкинского Пугачева – реальное историческое лицо. Несмотря на свою  реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в повести возникает  тревожная, загадочная атмосфера. Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив: в нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота. Он постоянно  перевоплощается, как бы  ускользая от однозначных определений. Пугачев одновременно реален и  фантастичен, он – звено,  соединяющее Гринева с миром таинственного и загадочного: с судьбой и историей.

- Несмотря на такую разноплановость  в Пугачеве проявляются некоторые  романтические черты:

 (показ слайда № 10) запись тезисов в тетради

  1. одиночество;
  2. демонизм (романтический злодей);
  3. портретные черты: «сверкающие, ястребиные глаза», «широкий кулак» и т.д.
  4. народность образа, обращение к фольклору;
  5. милосердие (роль в эпизоде с сиротой)
  6. свободолюбие и независимость.

- Несмотря на разную характеристику Пугачева, народ  любил его,  прислушивался, доверял, шел за ним,  превозносил и посвящал ему  песни, предания; особенно после его казни:

        Нет больше народного заступника.

        Емельян, ты,  наш родной батюшка!

        На кого ты нас покинул?

        Красно солнышко закатилось …

        Как остались мы¸ сироты горемычны,

        Некому за нас заступиться,

        Крепку думушку за нас раздумать …

- В ходе сегодняшнего урока, я думаю, вы смогли рассмотреть образ Е.И. Пугачева с разных сторон. Поэтому вам д/з будет следующее:

 (показ слайда № 11)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

        Написать сочинение  на тему: «Кто для меня Пугачев: народный  предводитель или злостный мошенник и вор?»

V. ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  УРОКА.  ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и литературе по теме: "Коллективизация в СССР"

Интегрированный урок по истории и литературе с элементами регионального компонента по теме: «Коллективизация в СССР» (Планируемый урок в 11 классе)   ...

Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".

Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....

Интегрированный урок по истории и литературе "И грянул бой, Полтавский бой"

Интегрированный урок по истории и литературе по теме "Перелом в Северной войне".  На уроке учащиеся знакомятся с историческим и поэтическим описанием Полтавской битвы, учатся анализировать, размы...

Интегрированный урок по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачёва", 8 класс

Данный урок поможет учащимся сопоставить образ Емельяна Пугачёва в истории и повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....

интегрированный урок по истории и литературе

Интегрированный урок по истории и литературе "Владимир Маяковский "Хорошее отношение к лошадям" Два взгляда на мир..." был проведен в рамках районного конкурса уроков, посвященных году Литературы....

Интегрированный урок по истории и литературе: «Полтавская битва глазами историков и литераторов» 7 класс

Интегрированный урок по истории и литературе:«Полтавская битва глазами историков и литераторов» с использованием презентации....

Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"

В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...