урок литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

конспект урока литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

  Тема урока: «С Пушкиным по следам Пугачева»

(Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

  Цели урока:

  - познакомить  с историей создания повести, проанализировать  причины обращения Пушкина к теме пугачевского восстания;  вспомнить исторические события восстания Емельяна Пугачева;

- воспитывать интерес  к литературе, к творчеству А.С.Пушкина,  чувство патриотизма,   любовь к истории нашего народа;

- развивать монологическую речь, умение вести диалог, сопоставлять явления и исторические факты;  развивать память, аналитические способности.

Оборудование: Портреты писателя и исторических лиц,  карта, музыкальное сопровождение, рабочий лист, презентация «С Пушкиным по следам Пугачева» (Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

                                                                                               (Слайд 1)

                                            …Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный.

 А.С.Пушкин

                                                                                                  (Слайд 2)

                                               Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

   Пушкин приходит к нам с раннего детства – веселым, лукавым и добрым сказочником. Проникает в душу своим незатейливым  стихом и напевом. И остается от этого на всю жизнь теплое воспоминание, как о ласковой материнской руке. Мы стали заново открывать Пушкина, читать и перечитывать его. Он словно сошел с пьедестала и стал чуть ли не для каждого «своим Александром Сергеевичем», с которым можно потолковать по душам, ему можно  исповедаться и  заслушаться «божественным глаголом».

   Мир Пушкина – лирический, духовный, интеллектуальный – бесконечен. Горизонты его вселенной неизменно расширяются, когда пробуешь их достичь.

                                                                                                (Слайд 3)

   И мы совершим путешествие в мир Пушкина.              (Слайд 4)

   - Какие произведения  Пушкина произвели на вас наиболее сильное впечатление?

2. Пушкин – историк.

   А) Учитель: Пушкин первый и, в сущности, единственный у нас феномен: поэт – историк. Для Пушкина историзм – средство разобраться в настоящем, понять, «куда влечет нас рок событий». Поражаешься, как много у него произведений исторического звучания. Вся наша история проходит перед читателем Пушкина: Русь древнейшая, старинная открывается нам в «Песне о вещем Олеге», в «Вадиме», в сказках; восстание Пугачева – в «Капитанской  дочке»; война 1812 года, история декабризма – в целом ряде стихотворений, эпиграмм. Повесть «Капитанская дочка» зовет к путешествию в далекий XVIII век, вошедший в историю как век войн и дворцовых переворотов.

                                                                                     (Слайд 5)              

Б)-  С именем какого правителя связано восстание Пугачева?

 - Чем знаменито правление Екатерины II?                    (Слайд 6)

Ученик: С именем Екатерины Великой связаны годы могущества Российского государства, присоединения Крыма, Северного Причерноморья, Восточной Грузии, Белоруссии, Правобережной Украины, части Прибалтики. Русское военное искусство получило международное признание. Екатерина II , считавшая себя ученицей Вольтера, придерживалась взглядов умеренных просветителей. Идеи просвещения использовали многие монархи Европы, считавшие первоочередной задачей распространение среди народа просвещения и научных знаний, поощрение литературы, искусства, принятие законов во благо всех подданных. Правление Екатерины называют «золотым веком» русского дворянства. Однако именно в годы просвещенного абсолютизма Екатерины Великой происходит самое крупное социальное потрясение XVIII в. - восстание под предводительством Пугачева.

 В) Личность Пугачева.                                                      

Давайте обратимся к личности руководителя восстания - Емельяну Ивановичу Пугачеву.                                                             (Слайд 7)

- Что вы помните из истории о личности Пугачева?

Ученик:  Емельян Иванович Пугачев (1742— 1775) был родом из простых казаков станицы Зимовейской на Дону.  Юношей он помогал отцу обрабатывать пашню. Затем в составе казачьего отряда участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже в русско-турецкой войне      1768—1774 гг., где приобрел богатый боевой опыт. Особенно хорошо он знал артиллерийское дело. Отпущенный из армии по болезни, Пугачев испытал немало превратностей судьбы, его неоднократно арестовывали, он бежал и скрывался. Смелый, умный, он обладал   немалыми   авантюристическими наклонностям.
Г) Задание: Давайте посмотрим, как Пушкин описывает Пугачева в «Истории Пугачевского бунта».        

Работа с рабочим листом «Портрет Пугачева».

(Чтение учащимися отрывка)

Учитель: В портрете Пугачева Пушкин опирается на самые существенные детали, которые говорят о внешнем облике вождя восстания. Но эти детали становятся необыкновенно выразительными, запоминающимися; они дают представление не только о внешнем, но и о внутреннем облике Емельяна Пугачева.        

- Какими чертами должен обладать человек, возглавивший самое крупное восстание XVIII в.?  (Смелый, умный, обладавший немалыми авантюристическими наклонностями и  богатым жизненным опытом, хороший военачальник).

3. Причины восстания.

А )- Вспомните, каковы  основные причины восстания под предводительством Пугачева?

  • Что такое крепостное право (или кто такой крепостной крестьянин)?

Ученик: В течение десятилетий правления просвещенной императрицы крепостное право в своем развитии достигло апогея. Такое в истории случается нередко: личные взгляды монарха не совпадают со взглядами социальных сил, от которых зависит судьба трона. Политика Екатерины II была направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы. На протяжении царствования Екатерины II интенсивно росли повинности крестьян в пользу помещика.                        (Слайд 8)

Б) Состав участников восстания.

-Какие слои населения участвовали в восстании? (Казаки, крестьянство, рабочие мануфактуры, представители нерусских народов).

Ученик: Как и во время событий Смуты начала XVII в.,  восстаний С. Разина и К. Булавина, зачинщиками и главными действующими лицами  были казаки. В течение многих лет правительство вело наступление на казачьи привилегии: объявило казенной монополией лов рыбы и добычу соли, стало назначать войскового атамана (прежде выборного), посылала карательные отряды против недовольных. В 1772 году 85 зачинщиков сосланы в Сибирь, войсковой круг уничтожен. Наряду с казаками в восстании приняли участие и другие группы населения, каждая из которых преследовала собственные цели. В первую очередь это, конечно, крестьяне,  боровшиеся против крепостного права;  затем представители нерусских народов Поволжья (башкиры, татары, калмыки),  борьба которых носила национально-освободительный   характер; и, наконец,   часть заводских рабочих Урала, чьи цели практически не отличались от  целей крестьян.

В)   Особенности    восстания.

Ученик: От предшествующих    восстаний его отличает массовость, большая организованность, более четко выраженные цели. Провозгласив   себя чудом спасшимся от  руки убийц      императором Петром III,     донской  казак  Емельян Пугачев    подписывал указы, манифесты от царского имени.   Достаточно  познакомиться    хотя бы с одним     манифестом   самозванца,  чтобы  понять, что они содержали как раз то,   чего ждали  крестьяне от доброго царя-батюшки.

Г)   Работа с документом «МАНИФЕСТ  Е. И. ПУГАЧЕВА 28 ИЮЛЯ 1774 г.»   (Чтение и обсуждение)

4. Значение крестьянской войны.

Ученик:  Крестьянская война — сложное явление, исключающее однозначную оценку. С одной стороны, это форма протеста трудового народа против крепостнического режима и бесправия. Но, с другой стороны, борьба за лучшую долю оказалась во власти стихии и приобрела кровавый характер — она стоила огромных человеческих жертв и страданий. Кроме того, крестьянская война нанесла ущерб хозяйству страны. Надо учитывать и третий аспект крестьянской войны — ее  бесперспективность как в военном, так и в социально-политическом отношении.  Ожесточенность и массовость восстания показали правящим кругам, что ситуация в стране требует перемен. Следствием Крестьянской войны стали новые реформы, укрепившие положение дворян, того строя, против которого направлялось народное возмущение. Недаром век Екатерины II называют «Золотым веком русского дворянства».  Наконец, память о пугачевщине прочно вошла в сознание низов  и правящих слоев. Пугачевщины стремились избежать декабристы в 1825 г. О ней же вспоминали сподвижники Александра II, принимая в 1861 г. историческое решение об отмене крепостного права.

В народном сознании восстание отразилось в песнях, сказаниях, легендах, литературных произведениях.

5. Причины создания «Истории Пугачевского бунта».

  Учитель:  Пушкин тоже обратился к теме пугачевского восстания. Что подтолкнуло его к теме крестьянского бунта, потрясшего Россию за 60 лет до этого? Давно прошедшие времена! Пушкин начал интересоваться личностью Пугачева еще во время михайловской ссылки, в 1824 году. В 1825 году вспыхивает восстание декабристов на Сенатской площади. Декабристы, выступающие за отмену крепостного права,  потерпели поражение.

  1. Весть об этом взволновала Пушкина, ведь в восстании принимали участие его близкие друзья  – Пущин, Кюхельбейкер, Рылеев и другие. Это были лучшие сыны России – самые благородные,  самоотверженные.
  2. Подобное поражение потерпел кровавый бунт военных поселенцев в Старой Руссе в начале 30-х годов ХIХ века.             (Слайд 9)

Почему же потерпели крушение восстание декабристов и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? И можно ли наметить иные, более верные пути к благоденствию России? Видимо, об этом задумывался автор «Капитанской дочки», когда приступал к ее созданию. Тему Пугачевского бунта Пушкин решает в двух планах:  в качестве историка в «Истории Пугачева» и в качестве писателя в «Капитанской дочке».

6. Работа над историей Пугачевского бунта.

   А) Ученик: Сначала было создано произведение историческое. Пугачев скрупулезно собирал факты и свидетельства для этого труда. Хотя  тема восстания была в то время под запретом, Пушкин сумел обойти все препятствия, он изучал книги и статьи  о Пугачеве, архивные материалы. В 1833 году Пушкин едет туда, где 60 лет тому назад бушевало восстание. Путешествие было длительным – с 17 августа по конец ноября. Он побывал в Казани, Оренбурге, Уральске. Поездка дала много интересного. Пушкин записал беседы со стариками, немногими оставшимися в живых очевидцами восстания, а также с теми, кто слышал о Пугачеве рассказы «старшего поколения» .  Пушкин понимает, что в памяти народа Пугачев жив, даже царский ореол вокруг его имени не развеялся за 60 лет.

                                                                                        (Слайд 10)

Б) Пушкин хочет говорить языком самой истории.

Ученик: Он приводит факты и свидетельства, порой противоречивые,  освещающие события с разных сторон. Пусть читатель делает выводы сам, пусть размышляет над фактами. Нередко можно встретить мнение, что «История Пугачева» проникнута сочувствием поэта к главарю повстанцев, что он хотел разоблачить бытовавшее о Пугачеве представление как о бесчеловечном злодее и разбойнике. По отношению к «Капитанской дочке» это, пожалуй, и справедливо, а вот к «Истории Пугачева» — нет.

   Пушкин не идеализирует историческое лицо, он приводит в своей книге страшные факты, говорящие о жестокости Пугачева и его окружения, о зверствах, ими чинимых. Тщательно он собирает и приводит факты  жестоких действий  правительственных войск, подавлявших мятежников. Кровь тут, кровь там. Жертвы и зверства и с одной и с другой стороны, реки крови народной. Тысячи и тысячи убитых, повешенных, замученных.

    Пушкин   говорит: « Вскоре  настала   весенняя   оттепель;   реки   вскрылись, и тела убитых под Татищевой поплыли мимо крепостей.   Жены  и  матери   стояли   у   берега,   стараясь узнать между ними своих мужей и сыновей. В Озерной   старая казачка   каждый  день   бродила над Яиком, клюкою пригребая к берегу плывущие трупы и приговаривая:   «Не ты ли, мое детище? Не ты  ли,  мой  Степушка?   Не  твои  ли  черные  кудри свежа  вода   моет?»  И  видя   лицо  незнакомое,   тихо отталкивала труп».

Итогом восстания стали страдания и  огромные человеческие жертвы.

   Пушкин показывает, что Пугачев принимает свои решения часто под властью обстоятельств, под давлением окружающих его казацких старшин. Пугачев не был самовластен.  И вот Пугачев пойман.

 В) - Ребята, давайте прочитаем, как об этом пишет Пушкин. (Работа с рабочим  листом).

   Г) Учитель: Восстание было подавлено. Пугачев четвертован. «Народ живо еще помнит кровавую пору, которую прозвал он пугачевщиной.

   23  ноября 1834 года «История пугачевского бунта» вышла в свет, а 19 октября 1836 г. была закончена повесть «Капитанская дочка», посвященная событиям восстания.                                                   ( Слайд 11)

  7. Итог урока. Значение « Истории пугачевского бунта» и «Капитанской дочки».

  - В чем значение этого исторического труда великого поэта России?

   Труд Пушкина – историка и автора «Капитанской дочки» - был огромным. Свои творческим воображением великий художник слова восполнил то, что скупо изложено в документах, что недосказано в воспоминаниях. Он воспроизводит давно ушедшую жизнь, характеры людей, создает увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого.

   В «Истории Пугачевского бунта» автор обращается к прошлому, а в «Капитанской дочке» - к будущему. Написав «Историю Пугачевского бунта», Пушкин не упустил «случая, чтобы сделать добро». Научный труд стал основанием исторической повести,  в которой социальные проблемы и сами события отступают на второй план,  ибо писателя в первую очередь интересуют люди – их  характеры, их представления о вечных ценностях – о Боге, добре и зле, долге, чести, совести, о смысле жизни.

   «Капитанская дочка» одновременно является и историческим произведением,  и откликом на современную писателю действительность, и духовным завещанием для нас – тех, кто будет жить после него.                                                                              (Слайд 12)

8. Домашнее задание:

1.Чем был вызван интерес А.С.Пушкина к истории Пугачевского восстания?

2. Рассказать о первой встрече Пугачева с Гриневым. Найти  описание  внешности Пугачева.

3. Сравнить изображение бурана в «Капитанской дочке» с метелью из повести «Метель».

9. Приложение. (См. ниже)

Рабочий лист по теме «С Пушкиным по следам Пугачева»

(Историческая основа написания повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Задание №1

1. Прочитайте описание портрета Емельяна Пугачева из «Истории Пугачевского бунта».

Портрет Пугачева: «Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы темно-русые, имел бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышибен еще в ребячестве, в кулачном бою. На виску - белое пятно, а на обеих грудях знаки, после болезни, называемой черною немочью».  (А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта»)

 2.Какими чертами должен обладать человек, возглавивший самое крупное восстание XVIII века?

                                                 Задание №2.

Проследите по карте районы действия восставших.

                                                     

Задание №3.

Прочитайте воспоминания Пушкина.

«Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев,  и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою».

Задание №4.

Пугачев пойман.

1. Прочитайте по ролям отрывок из «Истории Пугачевского бунта»

 Пугачев не имел средств выбраться из сетей, его стесняющих. Его сообщники, с одной стороны, видя неминуемую гибель, а с другой — надежду на прощение, стали сговариваться и решились выдать его правительству.

 «Что же? — сказал, Пугачев,— вы хотите изменить своему государю?»

 — «Что делать!» —отвечали казаки и вдруг на него кинулись. Пугачев успел от них отбиться. Они отступили на несколько шагов. «Я давно видел вашу измену»,— сказал Пугачев и, подозвав своего любимца казака Творогова , протянул ему свои руки и сказал: «Вяжи!».

Маврин допросил самозванца. Пугачев с первого слова открылся ему. «Богу было угодно,— сказал он,— наказать Россию через мое окаянство». Велено было жителям собраться на городскую площадь; туда приведены были и бунтовщики, содержавшиеся в оковах. Маврин вывел Пугачева и показал его народу. Все узнали его; бунтовщики притупили головы.  Пугачев громко стал их уличать и сказал: «Вы погубили меня; вы несколько дней сряду меня упрашивали принять на себя имя покойного великого государя; я долго отрицался, а когда и согласился, то всё, что ни делал, было с вашей воли и согласия; вы же поступали часто без ведома моего и даже вопреки моей воле». Бунтовщики не отвечали ни слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...

Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)...

Раздаточный дидактический материал к урокам литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Раздаточный дидактический материал к урокам литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" можно использовать в качестве проверочной работы или домашнего задания....

Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»

Данный материал может быть использован на уроке литературы при изучении повести В.Распутина «Уроки французского»....