урок
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: литература
Класс: 5
Авторы УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. Часть 1. –М: Просвещение 2013.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. Часть 2. –М: Просвещение 2013.
Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Деятельностные: создать условия для усвоения темы, развивать мышление к усвоению новых способов деятельности, развивать мыслительные операции школьников;
формировать способности к восприятию нового знания, систематизировать и обобщать знания как средства для построения нового способа действия.
Содержательные: вспомнить жанр сказки и виды сказок, определить отличие фольклорной сказки от литературной; познакомиться с биографией А. Погорельского и его сказкой « Чёрная курица, или Подземные жители».
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность, психологический настрой | -Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь сядут те ребята, которые знают, что такое сказка? - У нас есть ребята, которые забыли, что такое сказка, давайте им поможем вспомнить. | Подготовка класса к работе. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Посмотрите на доску и прочитайте, что написано: «Царь с царицею простился В путь-дорогу снарядился….» - Откуда взяты эти строчки? «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» -Давайте вспомним виды сказок. Составление кластера «Виды сказок» (Волшебные, бытовые, о животных) | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся заполняют кластер. | Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
Постановка учебной задачи Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации | Проблемная ситуация -Назовите мне сказки, которые мы прочитали на уроках литературы? -А чем отличаются, прочитанные нами сказки? -Откройте учебник на стр. 315 и найдите в содержании сказку «Царевна-лягушка». Кто автор сказки? (Он не известен) Почему? (Это сказка русская народная). -Найдите сказку «Спящая царевна». Кто её автор? (В.Жуковский) -Чем отличается эти сказки? (Одна фольклорная, а другая литературная -у неё есть автор.) -Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Давайте выявим основные признаки фольклорной сказки и литературной. Для этого поработаем в парах и заполним небольшую таблицу. Физминутка. Назовите любимого героя из сказок. | Ставят цели, формулируют тему урока. Литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» Заполняют таблицу, делают вывод. | Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | -Ребята, а что вы знаете об Антонии Погорельском? Рассказ учителя об А. Погорельском. | Учащиеся пытаются ответить, но с этим автором они не знакомились в нач. классах. | Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися Нового материала | -Назовите настоящее имя Погорельского? -Что такое псевдоним? - Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский? -Кому посвятил свою сказку? | Учащиеся отвечают на вопросы. | Анализ, обобщение, классификация (П); Подведение под понятие (П); Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: совершенствовать умение слушать и работать со словами | Чтение учителя до слов «Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих» (с. 121). (Некоторые слова учитель комментирует) | Учащиеся слушают чтение учителя и подчеркивают слова, с которыми они не знакомы. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Самоопределение (Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Рефлексия. Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся 1)Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок особенно его беспокоил: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории, а он не знал еще ни одного слова!» (с. 140), подчеркивая непонятные слова и выражения. 3)Нарисовать иллюстрацию к прочитанному. | Сегодня на уроке: Мне было интересно… Я узнал(а)… Мне было трудно… Я буду дальше работать.. Учащиеся записывают д/з | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Смыслообразование (Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |
По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.
Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад.
Кто же такой этот человек?
Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф был внуком регистрового казака Григория Розума, сыном последнего украинского гетмана, влиятельным екатерининским вельможей и виднейшим российским масоном.
Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя, находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему — Алексею — граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.
Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу.
Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.
В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.
В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, — а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А. Крылову и прочим литераторам "дружеской артели" и одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". Был дружен с Александром Сергеевичем Пушкиным, который очень ценил его добрую душу.
Наступил 1812 год, и Антоний Погорельский воевал против Наполеона штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть храбрым боевым офицером ему не помешала даже его хромота.
Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий — надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.
Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и — всего более — воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.
Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" он опубликовал — под псевдонимом "Антоний Погорельский" — "Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет книга "Двойник, или Мои вечера в Малороссии", сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, а потом к творческому багажу добавится и роман “Монастырка”.
Литературное наследие писателя невелико, однако и оно едва изучено. Архив его почти бесследно исчез, беспечно предоставленный писателем воле судьбы и игре случая. В последние годы жизни, совершенно оставив литературную деятельность, равнодушный к писательской славе, Погорельский мало о нём заботился. Как утверждает легенда, управляющий его имением, страстный гурман, извёл бумаги своего патрона на любимое кушанье – котлеты в папильотках. (Папильотка — бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят, индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет при их зажаривании. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой))
Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.
Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения "грудной болезни" (ишемическая болезнь сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.
Племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...