Урок литературы "Курочка Ряба как носитель добра и зла в русском фольклоре".
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Данный урок может проводиться в 5 классе как итоговый после изучения произведений русского фольклора. А также в старших классах в конце учебного года в качестве урока повторения, итогового урока, чтобы показать учащимся, что их знания в теории литературы можно одинаково увлекательно применять как при изучении объёмных произведений литературы, так и перечитывая такие, казалось бы, незначительные и хорошо знакомые произведения, как сказки. Можно внести в урок элементы театра, инсценировки.
Приведен конспект урока в 5 классе. В скобках даны прозвучавшие на уроке или возможные ответы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurochka_ryaba_kak_nositel_dobra_i_zla.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы.
Данный урок может проводиться в 5 классе как итоговый урок после изучения произведений русского фольклора. А также в старших классах в конце учебного года в качестве урока повторения, итогового урока, чтобы показать учащимся, что их знания в теории литературы можно одинаково увлекательно применять как при изучении объёмных произведений литературы, так и перечитывая такие, казалось бы, незначительные и хорошо знакомые произведения, как сказки. Можно внести в урок элементы театра, инсценировки.
Приведен конспект урока в 5 классе. В скобках даны прозвучавшие на уроке или возможные ответы учащихся.
ХОД УРОКА.
Вступительная беседа с учащимися в форме фронтального опроса.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы с вами заканчиваем изучение произведений устного народного творчества. Давайте вспомним, о чем мы говорили на этих уроках.
- Как иначе можно сказать, что такое УНТ? (Фольклор, народная поэзия, народная словесность)
- С какими жанрами фольклора мы познакомились? Назовите и приведите примеры. (Малые жанры и сказки)
- На какие группы можно разделить все сказки? (Народные и литературные; народные в свою очередь на волшебные, социально-бытовые, волшебные, сказки о животных, героические. Давая ответ, ребята обязательно приводят примеры сказок)
- Какое или какие произведения фольклора понравились больше всего и почему?
Учащиеся обязательно назовут сказки, что позволяет перейти к следующему этапу урока.
- А кто из вас помнит первую сказку, с которой познакомили вас мама или бабушка? (Одной из названных, конечно, будет «Курочка Ряба»)
- Кто помнит эту сказку и расскажет её нам? (Рассказ ученика или инсценировка)
- Мы с вами знаем, вариантов одной и той же народной сказки может быть несколько. Как называется эта отличительная черта русских народных сказок? (Вариативность) Есть вариант и сказки «Курочка Ряба», послушайте его.
После прочтения учитель просит высказать свои впечатления от услышанного. (Мнения учащихся)
- Давайте мы попробуем проанализировать эту сказку, используя те знания, которые нам известны к этому времени. Во-первых, кто герои сказки и что вы можете сказать о них? (Анализируется хорошо известный укороченный вариант сказки. В старших классах это может быть полный вариант.)
- Герои - это дед и баба, курочка Ряба, мышка. Все события разворачиваются вокруг яйца. Как вы можете объяснить, что яйцо золотое? (Дорогое, ценное. Золотое яйцо - это чудо, потому что так не бывает. Яйцо – это символ жизни, из яиц многие животные родятся. Золотое как солнце, а солнце – это жизнь)
- Почему же старики захотели его разбить? (Узнать, что внутри; любопытство; не понимали его ценности; хотели приготовить поесть)
- Почему то, с чем не могли справиться люди, удалось маленькой мышке? (Для неё яйцо не представляет никакой ценности. Случайно уронила.)
- Что вы знаете о мышах? Символом чего может быть мышка в сказке? (Мыши серые, то есть посередине между чёрным и белым; живут в норках; вредят людям, живя в доме; кормятся зерном с полей или из сараев; отрицательный персонаж; живут под землёй, а это мир мёртвых, значит, как бы соединяют мир мёртвых и живых;)
- Молодцы! А какого цвета курочка? (Рябая) Что значит «рябая»? (Пёстрая)
- Правильно. В русском фольклоре рябая или пёстрая, как вы сказали, это цвета Земли и Солнца, Весны и Осени, Счастья и Несчастья. Попробуйте продолжить такие пары. (Жизнь и смерть, добро и зло)
- Что же может символизировать такая рябая курочка? (Борьбу добра и зла; Не борьбу, а их единство, ведь оба цвета в одной курочке; Курочка – это жизнь, а в ней есть и добро, и зло)
- Молодцы. Но вот что вызывает удивление. Дед и баба сами хотели разбить яйцо, почему же они плачут, когда его разбила мышка? Давайте возьмём из ваших предположений, почему яйцо золотое, вариант, что это чудо. Как бы вы объяснили, что такое чудо. (Случается редко; приносит счастье; это что-то очень хорошее; нужно беречь, а старики не сберегли, и поэтому плачут)
- Мы с вами знаем, что животные в сказках могут говорить человеческим языком. Как «говорит» курочка? (Кудахчет) Почему же люди её понимают? (Это же сказка; Древние люди могли понимать язык животных, потому что были ближе к природе, чем мы; Люди, у которых горе, могут понять того, кто хочет им помочь, на каком бы языке они ни говорили)
- Помогает ли им курочка? Почему и как? (Помогает, потому что ей жалко стариков; Сносит им обычное яичко)
- Почему же обычное, а не золотое? (Настоящее чудо может произойти в жизни человека только раз; Золотое яйцо для них бесполезное, а из обычного можно что-то приготовить; Старики были глупыми и не понимали ценности золотого яйца, зачем же им еще одно)
- Какой момент в сказке показался вам самым тревожным и почему? (Когда разбилось золотое яйцо; Не понятно, как отреагирует курочка, накажет стариков или пожалеет; Сказки всегда заканчиваются хорошо, поэтому курочка пожалела деда и бабу; Добро опять победило, значит в курочке было больше белого цвета)
- Вы большие молодцы! Спасибо вам за ваши интересные рассуждения. Вы смогли посмотреть по-новому на хорошо известную вам сказку. Дома подумайте и ответьте письменно на вопрос: «Чему может и должна научить сказка «Про курочку Ряба» маленького слушателя?
- Спасибо за урок и до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»
Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...
Викторина к уроку "Русский фольклор", 5 класс
материалы помогут разнообразить уроки,посвященные русскому фольклору...
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
Интегрированный урок "Русский фольклор" музыка-ритмика
Обобщение и углубление представлений учащихся о русском фольклоре; привитие эстетического вкуса....
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.
Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...
Русский фольклор. Малые жанры фольклора
Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 5 класс...