Конспект урока по литературе 8 класс "Береги честь смолоду"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr.uroka_na_23.10.2019_g.docx | 567.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 8 классе 23.10.2019 г. ( в рамках районного МО учителей русского языка и литературы учителя МБОУ КСОШ № 3 им. А.П.Дубинца Олейниковой Н.И.).
Тема урока.Духовное становление Петра Гринева. Проблема чести в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»». Актуально ли сейчас пушкинское понимание «чести»?
Цели:
Обучающие:
- проследить по тексту путь духовного становления Гринева;
- пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства;
- обучить сравнительной характеристике героев;
Развивающие:
- развить у учащихся навыки работы по вариантам;
- дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;
- совершенствовать у учащихся умения и навыки аналитической работы с художественным текстом в режиме учебного диалога.
Воспитательные:
- воспитывать в школьниках такие понятия, как честь и достоинство, показать, что эти понятия общечеловеческие, вневременные.
Оборудование: текст романа, презентация.
Тип урока: урок обобщения полученных знаний.
Форма урока: урок – исследование.
Словарная работа: честь,бесчестие. Повторение теории литературы:эпиграф,антитеза.
Береги честь смолоду…
Пословица
Ход урока:
1Формирование положительного настроя: звучит песня «Честь имею».
2.Словарная работа.
-Скажите,о мы сегодня поведём разговор?Что будет в центре нашего внимания?(ученики отвечают).
-Так что же такое ЧЕСТЬ(ответы учеников,+индивидуальные выступления .
-1.(Были времена,когда понятие чести было важнейшим понятием жизни.В 18-19 веке дворяне это понятие ставили выше присяги царю и Отечеству.Когда на допросе декабристов братьев Раевских царь упрекнул,что не донесли ему о восстании,сказав при этом: «Где же ваша присяга?»На это Раевский ответил: «Государь!Честь дороже присяги:Нарушив первую,человек не может существовать,тогда,как без второй он может обойтись».Это в то время появилось выражение: «Слава-Отечеству,верность-царю,честь-никому!»Не случайно офицер русской армии,уходя и прощаясь,говорил: «Честь имею!».)
-2.Мне стало интересно,откуда взялось это слово,и я заглянул в этимологический словарь.ЧЕСТЬ-общеславянское по присхождению слово,образовано с помощью суффикса-ть- от чъсти.Однокоренные слова-честный,чествовать,честолюбие,почитать,чтить.
-3.А я обратилась к Толковому словарю.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:
1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.
2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.
3. Высокое звание, чин.
4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.
5. Оказание почтения, почёта.
-Учитель:с какими словами слово ЧЕСТЬ связало свою судьбу?(беречь,хранить,не запятнать,дорожить честью,принять с честью)
-Какие пословицы вы нашли о чести?(Честь лучше богатства.Честь дороже жизни.Всякому своя честь дорога.Не кусок пирога,а честь дорога.Где честь,там и правда.
-Атеперь откроем страницы бессмертного романа и прочитаем эпиграф(«Береги честь смолоду»)На чём заостряет внимание читателя Пушкин?(что главное с молодых лет сохранить свою честь)
- Исходя из названия темы урока- исследования, давайте определим цели нашей сегодняшней работы (мы должны проследить путь духовного развития главного героя, исследовать такие понятия как благородство, честь, выяснить, являются ли они принадлежность какого- либо определенного социального слоя и времени или это вневременные и внеклассовые понятия, воспитывать в себе честь и благородство)
- Такая форма урока и обозначенные цели требуют от нас определения вопроса и проблемы урока:
Главный вопрос нашего урока : «Как определял Пушкин понятие чести и насколько актуальна эта проблема для нынешнего поколения? »
Проблема урока: «На примере поведения героев доказать, что понятие «честь» - это не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое, не подвластное влиянию времени качество настоящей личности?»
3. Работа с текстом
—Откроем страницы бессмертного романа и прочитаем эпиграф.(Береги честь смолоду).На чём заостряет внимание читателя Пушкин?(Главное:с молодых лет сохранить свою честь,не запятнать своё имя).
-Где в 1-ой гл.звучит это пословица.как напутствие?(когда отец отправляет Петрушу на службу)Давайте зачитаем эти строки.
-Береги честь смолоду-эти слова будут эпиграфом и нашего урока.
-А как поначалу понимает слово честь наш юный герой?Зачитаем эти строки.
-Почему?(Петруша ещё слишком молод,никогда не принимал самотоятельно решение,не сталкивался с проблемами.Понимание чести ещё не сформировано).
-И вот первое в жизни испытание.Долг Зурину и принятие решения.(ученики инсценируют диалог Гринёва и Савельича)
-_Как поступил Гринёв?Как Зурин поступил с Гринёвым?(Петруша велит отдать долг,это дело его чести,он обещал,значит своё слово надо сдержать,а Зурин поступил бесчестно.ведь он видел.что перед ним мальчик,напоил его,вовлёк в азартную игру,пообещал,что с долгос можно не торпиться,а сам наутро прислал за деньгами)
-Как называется приём противопоставления в литературе(антитеза).Что противопоставлено?(Честь и бесчестие).
-Какая пословица подойдёт к прочитанному эпизоду?(всякому своя честь дорога).(Ученики делают запись в тетрадь:Возвращение долга Зурину).
-Но можно ли в 1ой гл.увидеть,что Пётр –добрый,сердечный человек,что ему стыдно за свой поступок?Зачитаем,что пишет Пушкин.(просит прощения у Савельича).
-Как развиваются события дальше(краткий пересказ главы «Вожатый».
-Инсценировка(про заячий тулупчик).-Почему Гринёв груб с Савельичем?(он хочет ощутить себя взрослым.Он говорит осебе: «Я хотел вырваться на волю,доказать ,что я не ребёнок»).
-Запись в тетради:Благодарность за спасение.
-Какую пословицу можно взять в качестве эпиграфа к данному эпизоду?(Честь дороже богатства).
-Мы рассмотрели 2 эпизода.В чём их сходство и различие?(Гринёв отдаёт долг другому человеку,требуя необходимое у Савельича.Савельич возмущается.Различие:в 1 ом случае Петру стыдно,он раскаивается,просит прощения у Савельича.во 2 ом случае Гринёв благодарит Вожатого.Платит добром за добро.)
-Какой сделаем вывод?(Личность Гринёва развивается).
В течение урока вычерчивается в тетрадях и на доске следующая схема взросления гл.героя.
6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.
5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.
4) Отказ присягнуть бунтовщику.
3) Поединок за честь девушки.
2) Благодарность за спасение.
1) Уплата долга за проигрыш
— Расскажите о жизни Гринёва в Белогорской крепости. Что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова?(Ответ учащегося.)
Вывод. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая.
3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
4. Сравнительная характеристика героев.
- Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем? Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.
- Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие? Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было слушать о них плохое.
Работа по вариантам
- Как соотносятся друг с другом Гринёв и Швабрин в системе персонажей?
Они противопоставлены.
- Сейчас мы составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина и посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести.
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина (cм. Приложение)
Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.
Разное
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
1. Отношение к семье капитана Миронова | С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй. | Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету. |
2. Поведение на поединке | Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. | Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича. |
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами | Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.(зачитать эпизод) | Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу. |
4. Отношение к Маше Мироновой | Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство. | Описывает Машу “совершенною дурочкою”, клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву. |
5. Поведение с Пугачёвым | Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.(зачитать эпизод). | Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение. |
- Какой вывод мы можем сделать о понятиях чести у одного и у другого?
У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Постепенно он восходит к высшему проявлению чести — самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет. Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже.
-Ученик читает стихотворение С.Маршака.Честный золото не купит,Честный чести не уступит.Честь нужна ему,как свет.Рад продать её бесчестный.но.как всякому известно:у бесчестных чести нет.
5. Биографическая справка
«Береги честь смолоду»- это выражение жизненного кредо самого Пушкина. Когда автор заканчивает произведение, он ставит дату и подпись. Роман «Капитанская дочка »была опубликован в журнале «Современник»(19 октября 1836 ). Это итоговое произведение Пушкина. Через несколько месяцев он погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени. Он нам оставил завещание- последний роман. Он как исповедь, обращен к новому поколению. Пушкин в первичном замысле хотел продолжить записки Гринева обращением своего героя к внуку.
Послушайте предисловие(оно так и не было включено в произведение)
«Любезный внук мой Петруша!
Часто рассказывал я тебе некоторые происшествия моей жизни, и замечал, что ты всегда слушал меня со вниманием, несмотря на то, что случалось мне может быть в сотый раз пересказывать одно. На некоторые вопросы я никогда тебе не отвечал, обещая со временем удовлетворить твоему любопытству. Ныне решился я исполнить мое обещание. Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что, несмотря на твои проказы, я все полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею. Конечно, твой батюшка никогда не причинял мне таких огорчений, какие терпели от тебя твои родители. Он всегда вел себя порядочно и добронравно, и всего бы лучше было, если б ты на него походил. Но ты уродился не в него, а в дедушку, и по-моему это еще не беда. Ты увидишь, что завлеченный пылкостию моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и слава богу дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце твоем два прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство» (Пушкин, т. 8, с. 927).
БЛАГОРОДСТВО - высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честью.
Обсуждение «Завещания П.А.Гринева внуку».
Можем ли мы считать это письмо завещанием Пушкина нам, живущим в 21-м веке?
О чем говорит нам писатель? Перекликается ли это завещание с эпиграфом к роману, с эпиграфами урока? (вписывание авторов эпиграфов, возвращение к вопросу урока)
- Как вы думаете, «честь» - качество сугубо дворянское или общечеловеческое?
-Нужна ли честь современному человеку?
Вывод. В нашем современном мире, в котором мы живем, к сожалению, эти понятия утратили ценность, стали почему-то несовременными. Но ведь если не лукавить, хотелось ли вам, юноши, иметь такого надежного друга, как Петр Гринев, надежного и честного.
А девушки, я уверена, мечтают иметь в будущем такого мужа и отца своим детям.
- Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком?(того,кто сохраняет в себе верность любви,долгу,у кого слово с делом не расходится,кто правдив всегда и со всеми.).
Вывод. Сегодня на уроке мы исследовали и доказали, что «честь» - качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое, оно не подвластно времени (возвращение к проблеме).И понятия «честь» и «благородство» в современном мире никто не отменял.
6.Рефлексия
- С каким пониманием слова «честь» вы подошли к концу урока?
- Чем лично для вас является это понятие?
7. Итог урока
Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к эпиграфу урока. В процессе работы мы сделали вывод, что такие понятия, как честь, благородство являются общечеловеческими добродетелями, и они не подвластны влиянию времени и политических режимов.
Индивидуальное зад.ученика (читает подобранное стихотворение):
Мой друг.чем сердце твоё бьётся?
О чём грустишь?О чём мечтаешь?
Как своё счастье понимаешь?
Как в суете различных отношений
На перекрёстке разных мнений
В общество сумел вписаться
Да так,чтоб и собой остаться.
На свете можно жить пристойно
И вроде бы чего-то стоить.
Главное ж,сохранить суметь
Ту самую,людскую честь!(Н.Таранцов).
8. Домашнее задание. Дать краткие письменные ответы на вопросы:
1 Что такое «честь» в моем понимании?- 1-й вариант
2 Актуально ли сейчас понятие «честь»? Да. Нет. Почему?
3.Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина
Общее
Разное
Критерий сравнения | Гринев | Швабрин |
1. Отношение к семье капитана Миронова | ||
2. Поведение на поединке | ||
3. Повед. во время захвата крепости пугачевцами | ||
4. Отношение к Маше Мироновой | ||
5.Повед.с Пугачёвым |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Презентация к открытому уроку по теме «Береги честь смолоду»
Презентация на основе писем Д.С.Лихачева....
Конспект урока с презентацией: "Тема чести в лирике В. С. Высоцкого"
Предлагаемый вниманию урок разработан для 11 класса в рамках общей темы "Лирика В. С. Высоцкого". В основе урока комплексный анализ одного стихотворения поэта, что способствует развитию инте...
Конспект урока по литературе_"Береги честь смолоду"
Конспект урока...
"Авторская разработка интегрированного урока по теме"Береги честь смолоду"
Данный урок совмещает в себе две дисциплины :литературу и обществознание....