"Авторская разработка интегрированного урока по теме"Береги честь смолоду"
план-конспект урока (8 класс)

Калугина Татьяна Владимировна

Данный урок совмещает в себе две дисциплины :литературу и обществознание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Авторская разработка интегрированного урока «Береги честь смолоду»

Тип урока:.урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Форма урока:урок смешанного типа.

Методы: эвристический, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Модель обучения: базовая (8 класс – 2 часа литературы в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 200 с., в соответствии с требованиями ФГОС общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.

УМК: учебник «Литература. 8 класс». Авторы:Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, Москва «Русское слово - учебник», 2012 г.

Цель урока: формировать читательскую компетенцию через тренинг в определении проблемы, идеи, находящих отражение в

Задачи урока:

Образовательные:

  • обучение элементам анализа ;
  • обучение нахождению «художественных деталей, средств художественной выразительности;
  • выявить лексическое значение слов «            ».  

Развивающие:

  • развитие логики;
  • развитие умение анализировать прочитанное;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • развитие речи;
  • развитие читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать тему и цель урока;
  • развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

  • воспитание милосердия, доброты, умения сострадать;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

Метапредметные: ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • использование ЭОР;
  • рабочий лист;

Структура урока:

  • Самоопределение деятельности.
  • Постановка учебной проблемы.
  • Актуализация опорных знаний.
  • Открытие новых знаний и первичное закрепление.
  • Физ. минутка.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Закрепление изученного материала.
  • Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  • Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Используемые Интернет-ресурсы: 

Технологическая карта конструирования урока.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

I.Самоопределение деятельности1

 минута стадия «вызов»

II. Постановка учебной проблемы.

2 минуты

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Сегодня у вас необычный урок, вы будете работать в парах и в группах. На столах лежат у вас памятки «Как работать в группе». Соблюдайте правила. 

Учитель: Послушайте стихотворение.

Что может быть честнее
Слова чести!
Я большим поручиться не могу.
Я честь не меньше жизни берегу, 
А коль погибну – 
Только с честью вместе!

Учитель: какое слово больше всего повторялось в данном стихотворении? (честь)

Учитель: А  можете объяснить, что такое «честь»? (варианты ответов)

Учитель: Давайте составим кластер ( слова или предложения, выражающие идей, факты, образы, подходящие для данной темы)   какие ассоциации со словом честь у вас возникают  ????

Подготовка обучающихся к работе на уроке.

Делятся с друг другом личным опытом, ведут диалог с учителем.

               честь

Настрой на изучение нового материала.

II. Постановка учебной проблемы.

4 минуты

Выявление места и причины затруднения постановка цели деятельности.

5 минут

Обеспечение осознанного восприятия темы.

Учитель: Скажите мне , пожалуйста, а в каком произведении литературы мы с вами можем встретить все эти слова, честь, достоинство???( «Капитанская дочка»)

Учитель: А помните ли эпиграф, который помещён перед повестью?

Учитель: Как, по-вашему, может быть сформулирована тема сегодняшнего урока?

 Учитель: Запишем тему занятия в тетрадь. «Береги честь смолоду…»

Учитель: Ребята, скажите,  а на каком уроке вы тоже знакомились с этими понятиями? (обществознание)

Учитель: Ребята, предлагаю вам вспомнить содержание повести «Капитанская дочка», а также познакомиться с высказываниями А.С.Пушкина. Вы должны вставить нужное слово.( демонстрация презентации).

Учитель:  Какие слова получились? ( долг, совесть, благородство, достоинство,,, честь). (ПРИКЛЕИВАЕМ К ДОСКЕ ЭТИ ПОНЯТИЯ) . У нас  есть обществоведческие термины и есть произведение «Капитанская дочка»

Учитель:   Исходя из этого,  попробуйте определить цели сегодняшнего  урока. Чему вы должны научиться?

Учитель: Какие цели  вы определите для себя?

Запишите, в своем листке самооценки , какую цель вы ставите перед собой на данном этапе урока?

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием. Оцените себя и запишите в лист самооценки

Обучающиеся дают толкования неизвестным словам, определяют тему и цель урока. Работают с текстом повести по презентации.( цель: познакомиться с понятиями совесть, честь, достоинство ,  научиться работать с этими понятиями на примере  произведения Пушкина на примере героя Гринёва)

Задание 1

Записи в тетради. Усвоение значений новых слов.

III.Актуализация опорных знаний.

15-20 минут

Построение проекта выхода из затруднения(открытие нового знания)

и первичное закрепление

Первичная проверка понимания

Включение в систему знаний и повторение

10 минут

Актуализация знаний учащихся

Учитель ОБ: А теперь предлагаю вам поработать с данными понятиями в паре. Ознакомьтесь самостоятельно  с теоретическим материалом. Перед вами вопросы, на которые вам необходимо дать ответ. Обсудите в парах. Охарактеризуйте каждое определение одним предложением. Приступайте.

Учитель ОБ.: Давайте послушаем ваши ответы, что у вас получилось? ( учащиеся дают характеристику каждому определению одним предложением. После каждого объяснения ПОЯВЛЯЕТСЯ СЛАЙД С ДАННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ)

Учитель ОБ.: Сравнить ваши записи С ЭТАЛОНОМ.

Учитель ОБ.: А что объединяет эти понятия?( нравственные ценности).Молодцы. Оцените себя и запишите в лист самооценки.

Учитель ОБ.: Приведите примеры из жизни, раскрывающие суть этих понятий. Поработайте в группе. Каждый из вас получает слово .(учитель раздаёт карточки с ключевыми понятиями «честь», «совесть», «долг», «благородство»,»достоинство»)

Учитель ОБ.: У вас есть 2 минуты на обсуждение. Выберите того, кто будет давать ответ.

Учитель: Пожалуйста, мы вас слушаем. ( дети приводят примеры из жизни)…… Оцените себя и запишите в лист самооценки.

Учитель: И в эпиграфе и в завете отца Пушкин обращается к нравственным категориям: совесть, честь, достоинство и  благородство и говорит, что выполнение долга для него старика Гринева, это выполнение дворянского долга. Он учит сына не гнаться за карьерой, а выполнять честно свой воинский долг. Эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь.

 Учитель: Вопросы чести , совести, благородства, достоинства, долга  заставляют нас рассуждать о двух героях, сравнивать их.
Сравнить – значит рассмотреть их с какой-то общей точки зрения, чтобы выявить черты сходства и различия
.

Учитель: Кого мы будем сравнивать? ( Гринёва и Швабрина)

Учитель: Займемся анализом повести.  Сравните героев по предложенным вопросам, заполните таблицу.

 группы – понятие «совесть», «достоинство», «благородство», «долг», «честь»

Вопросы

Пётр Гринёв

Алексей Швабрин

1.Как проявляется/ не проявляется данное качество у героя, в какой ситуации?

2. Приведите  цитаты из текста.

Учитель: Группы готовы? Пожалуйста, группа  1, которая обсуждала  понятие «благородство». Благородство - высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честностью.

Расскажите , что у вас получилось? Ваши цитаты?!!!( возвращает долг Зурину,  поступает по-человечески с вожатым, награждает его, разговаривает с ним как с человеком, с братом, а не с пьяницей, дарит ему тулуп, не оставляет Савельича, когда того поймали бунтовщики ; бросается на помощь коменданту, когда того окружили злодеи , заступается за любимую девушку, не имея опыта проведения в дуэли, благородство проявляется в выполнении долга, в чувстве собственного достоинства. Швабрин (очерняет любимую девушку в глазах Гринёва, неблагородно ведёт себя на дуэли, нарушает присягу, с каждым действием опускается всё ниже и ниже).  А ШВАБРИН?

Учитель: Группы готовы? Пожалуйста, группа  2, которая обсуждала  понятие «достоинство». Достоинство – это самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей (как я думаю о себе).

 Расскажите , что у вас получилось?(оставался верен присяге, не признал Пугачева, во всех беседах с Пугачёвым ведёт себя достойно: не унижается, не пресмыкается перед ним, отправляется в крепость из Оренбурга, чтобы спасти Машу. . А ШВАБРИН?

Учитель: Группы готовы? Пожалуйста, группа  3, которая обсуждала  понятие «совесть». Совесть – это способность человека к моральному самоконтролю (внутренние силы, не дающие человеку сделать зло и несправедливость); чувство нравственной ответственности за своё поведение, поступки перед обществом

 Расскажите , что у вас получилось?(сделав шаг навстречу»мужику» Гринев поступил по-совести, наградив его тулупом ; когда проиграл 100 рублей и мучился, что обидел Савельича; не стал вмешивать имя Маши, чтоб ы её не трогали и не возили на допрос. . А ШВАБРИН?

Учитель: Группы готовы? Пожалуйста, группа  4, которая обсуждала  понятие «долг». Долг-то же, что и обязанность. Расскажите , что у вас получилось? ( воинский долг – служение тому, кому присягал; во время беседы с Пугачёвым «или ты не веришь, что я великий государь?...чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческой …»; готов был умереть вместе с капитаном Мироновым; общественный долг – помощь Маше

Учитель: Группы готовы? Пожалуйста, группа  5, которая обсуждала  понятие «честь».  Честь – это осознания индивидом своего общественного значения   ( как думают обо мне). Расскажите , что у вас получилось?( завет отца; когда Пугачёв помогает освободить Машу , Гринёв , хоть и благодарен ему, но « не требуй от меня того, что противно чести моей и христианской совести», вступается за честь Маши и выходит на дуэль;  честно ведёт себя на допросе. А ШВАБРИН?

Учитель: (если будут совпадения, то спросить: Почему так получилось, что у вас одинаковые примеры и со словом…честь и совесть?; если не будет совпадений, то спросить : А можно ли один и тот же пример отнести и к долгу, и к совести, и к чести?.

Учитель: Почему?  (Потому что эти понятия тесно связаны между собой)
Молодцы, вы справились с заданием. Оцените себя и запишите в лист самооценки.

Обучающиеся размышляют над такими вопросами морали и поведения, как благородство, чувство чести, собственного достоинства, совести. Анализируют, сравнивают с эталоном.


Задание 2

Задание 3

Задание 4

Записи в тетради. Усвоение значений новых слов.

Записи в тетради. Усвоение значений новых слов. Осмысление текста.

Записи в листах самооценки.

Физминутка.

2 минута

Рефлексивно-оценочный этап.

4 минуты

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Индивидуальная работа

Демонстрация физкультминутки.

Учитель: Хорошо, отдохнули, продолжаем урок. Скажите, нужны ли эти понятия сегодня? (дети рассуждают).

Учитель: Предлагаю вам сформулировать для себя правила, которые нужны нам, чтобы стать нравственными людьми, такими же ,  как Пётр Гринёв – главный герой повести.( Дети работают в группе, потом один из группы выходит и приклеивает правила)

Учитель:  эти правила…… честь сохранять незапятнанной…)

Учитель: Предлагаю вернуться к теме нашего урока. Какая тема нашего урока? « Береги честь смолоду….» А почему мы тогда рассуждали о совести, долге и благородстве???? (они взаимосвязаны). Какую основную цель мы ставили в начале урока? Кто может объяснить смысл этой пословицы.
Беречь честь смолоду – значит делать и поступать только так, что б потом за твои дела и поступки плохого не мог сказать никто. Если за новой одеждой не ухаживать, она быстро превратиться в тряпьё. Если в юности ты не понимаешь, что такое честь и позволяешь унижать себя или унижаешь других, т. е. поступаешь бесчестно, то вряд ли это можно будет исправить в будущем. 

Учитель: Посмотрите в свои листы самооценки. Каждый из вас ставил для себя цель, отметьте, что узнали, чему научились? ( слушаем ответы 2-3 человек)

Домашнее задание дифференцировано. Вы можете:

1.Написать сочинеие.

2. Создать кластер.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

Выполняют действия, заданные учителем. Заполняют лист самооценки.

-

Выбирают и записывают домашнее задание.

 

физический и психологический отдых детей, настрой на последующую работу.

Домашняя работа, выполненная в тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"

Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....

Авторская разработка интегрированного урока английского и математики

Данный материал можно использовать на уроке в 6 классе по темам "Умножение дробей" и "Знакомство с культурой и традициеё Англии"...

Презентация к открытому уроку по теме «Береги честь смолоду»

Презентация на основе писем Д.С.Лихачева....

Разработка урока по литературе в 8 классе по теме «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тема: Обобщающий урок «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»Цель: обобщить и систематизировать знания по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка...