Образовательный веб-квест "Счастливая семья"
план-конспект урока по литературе

Николайчук Инна Владимировна

(По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rayonnyy_konkurs.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННЫЙ КОНКУРС

«ЛУЧШИЙ УРОК ГОДА»

ВЕБ-КВЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

(http://www.inna-nikolai4uk.narod.ru)

        

Автор -          Николайчук Инна Владимировна.

Должность -   учитель русского языка и литературы.

Квалификация-    1 квалификационная категория.

Наименование учебного заведения – Муниципальная основная общеобразовательная школа № 5 г.Ярцево Смоленской области

Тема:           «Что значит счастливая семья?

(По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).

Класс – 8. Программа - Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.

Учебник - Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях под ред. Коровиной В.Я. и др. – М.: Просвещение.

Тип урока – подготовка к сочинению-рассуждению.

Форма урока – веб-квест «Счастливая семья».

Продолжительность  - 2 урока по 40 минут.

Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:

"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").

Задачи:

  • проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");
  • проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;
  • познакомиться с христианской точкой зрения на семью;
  • выявить художественно-композиционные особенности рассказов (проблематика, психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).

Оборудование: мультимедийный проектор, не менее 4-х ПК.

Технологии:

  • интернет-технология «Образовательный веб-квест»;
  • интерактивная модель обучения: работа в малых группах, экспресс-диспут, ролевая игра;
  • технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность, презентации-отчеты;
  • технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье».

АННОТАЦИЯ

Место урока в учебной программе (Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.):

Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви».

Система уроков

Тематическое содержание урока

Кол-во часов

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история упущенного счастья. Психологизм рассказа.

1

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика.

1

А.И.Куприн.   Слово   о   писателе.   Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению.

 Веб-квест «Что значит счастливая семья?» (по рассказам И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви»).

2

В основе разработки – интернет – технология «Образовательный веб-вест». Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Структура веб-квеста

Интернет – адрес проекта - http://www.inna-nikolai4uk.narod.ru

Во введении четко описаны главные роли участников квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Центральное задание - написать сочинение-рассуждение на тему "Что значит счастливая семья?" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви"). Таким образом, четко определен итоговый результат самостоятельной работы.

Рабочие материалы проекта - ссылки на ресурсы, адреса веб-страниц по теме, необходимые для выполнения задания. В качестве рабочих материалов проекта учащимся предложены тексты произведений (А.П.Чехов «О любви», А.И.Куприн «Куст сирени», И.А.Бунин «Кавказ»), отчетные карты, страницы помощи, памятки.

Ролевые группы - Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при выполнении задания (этапы). Данный квест предусматривает четыре ролевые группы: «Хранитель семейных историй», «Семейный психоаналитик», «Семейный духовник», «Пейзажист».

Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Стадия рефлексии. Составление кластера к понятию «счастье».

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

Особенности веб-квеста: богатый иллюстративный материал, четко прописанные задачи и этапы  работы для каждой ролевой группы, «рассыпанные» по страницам проекта цитаты, поэтические строки, литературоведческая терминология; наличие различных памяток: «Правила диспута», «Законы диспута», «Памятка участника диспута», «Как писать сочинение-рассуждение»; в качестве рабочих материалов проекта используются, в первую очередь, тексты произведений, а также исследовательские литературоведческие статьи (адаптированные для учащихся), видеоролики; на странице «Оценка проекта» прописаны критерии оценки выполненной работы, что стимулирует учащихся к самооценке.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Ход урока

  1. Оргмомент  - 1мин.
  2. Подготовительный этап – 3 мин.

Просмотр отрывка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

  1. Определение цели урока, формулировка учебных задач – 2 мин.

Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:

"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").

Задачи:

  • проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");
  • проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;
  • познакомиться с христианской точкой зрения на семью;
  • выявить художественно-композиционные особенности рассказов (психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).
  1. Знакомство учащихся с формой урока – 3 мин.

На данном этапе учитель знакомит учащихся с понятием веб-квест, его структурой, распределяет ролевые группы.

  1. Прохождение веб-квеста, индивидуальные и групповые консультации учителя – 20 мин.

Подробное описание, задания, вопросы, рекомендации см. на страницах веб-квеста.

Этапы работы над квестом

  • Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, материалами проекта. Учащиеся самостоятельно распределяю роли в команде.

Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

  • Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с определенной ему учителем ролевой группой, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет (по возможности). Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

  • Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством координатора веб-квеста (т.е. учителя), ощущает свою ответственность за работу.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.

  1. Презентации-отчеты групп. Выводы – 30 мин:
  • Хранители семейных историй – 5 мин.,
  • Просмотр видеоролика «Таинство брака» - 10 мин.,
  • Семейные духовники – 5 мин.,
  • Семейные психоаналитики – 5 мин.,
  • Пейзажисты – 5 мин.

На данном этапе урока учащиеся представляют результаты своей работы: отчеты, выводы, дают с позиции ролевой группы советы, рекомендации (как психоаналитики, семейные духовники), направленные на укрепление семейных отношений.

  1. Экспресс-диспут – 10 -12 мин.

На данном этапе предполагается актуализация личного субъективного опыта учащихся, поскольку вопросы экспресс-диспута обращены к ранее накопленным знаниям по данной проблеме (подробнее см. на странице веб-квеста «Экспресс-диспут»).

  Вопросы для диспута:

Хранители семейных историй - Сколько раз в жизни может любить человек?

Семейные психоаналитики - Что делает людей родными?

Семейные духовники - Что делать, если испытываешь сильные чувства к человеку, который уже состоит в браке?

Пейзажисты -  Следует ли прислушиваться к мнению других, например,  родителей, когда любишь?

  1. Рефлексия. Составление кластера – 5 мин.

Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир произведений А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина. Нам интересно было познакомиться с героями рассказов, узнать их семейные драмы, радости, переживания.

Самое ценное в жизни человека - любовь, семья, дружба. Это  главные составляющие счастья человеческого. В заключение нашей работы предлагаю составить кластер с ключевым понятием "счастье".

  1. Оценки, домашнее задание – 5 мин.

На данном этапе обращается внимание учеников на критерии выполненной работы, учитель выставляет и комментирует оценки.

Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение «Что значит счастливая семья?» (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени») (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОТЧЕТНЫЕ КАРТЫ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ

БЛАНК ОЦЕНОК УЧАЩИХСЯ

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Региональная программа формирования и развития партнерских отношений образовательного учреждения и семьи»

Данная презентация может быть использована при работе администрации образовательного учреждения и классных руководителей....

Тема: «Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся».

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: " Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся»....

Основы взаимодействия образовательной организации и семьи.

Основы взаимодействия образовательной организации и семьи. Аннотация.В статье раскрывается идея взаимодействия образовательной организации и семьи. Представлены теоретические основы и практ...

Профилактическая работа педагога-психолога образовательного учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с использованием видеоматериалов.

Орагнизация профилактическойработы педагога-психолога школы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении с использованием видеоматериалов является действ...

Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребенка.

Статья о роли и значении учителя в современном постиндустриализационном обществе и его взаимодействии с семьей ребенка, а также значении семьи в формировании начальных познавательных навыков и способн...

Работа образовательной организации с семьей ребенка с ОВЗ

Работа образовательной организации с семьей ребенка с ОВЗ...