Образовательный веб-квест "Счастливая семья"
план-конспект урока по литературе
(По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnyy_konkurs.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЙОННЫЙ КОНКУРС
«ЛУЧШИЙ УРОК ГОДА»
ВЕБ-КВЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»
(http://www.inna-nikolai4uk.narod.ru)
Автор - Николайчук Инна Владимировна.
Должность - учитель русского языка и литературы.
Квалификация- 1 квалификационная категория.
Наименование учебного заведения – Муниципальная основная общеобразовательная школа № 5 г.Ярцево Смоленской области
Тема: «Что значит счастливая семья?
(По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).
Класс – 8. Программа - Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.
Учебник - Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях под ред. Коровиной В.Я. и др. – М.: Просвещение.
Тип урока – подготовка к сочинению-рассуждению.
Форма урока – веб-квест «Счастливая семья».
Продолжительность - 2 урока по 40 минут.
Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:
"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").
Задачи:
- проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");
- проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;
- познакомиться с христианской точкой зрения на семью;
- выявить художественно-композиционные особенности рассказов (проблематика, психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).
Оборудование: мультимедийный проектор, не менее 4-х ПК.
Технологии:
- интернет-технология «Образовательный веб-квест»;
- интерактивная модель обучения: работа в малых группах, экспресс-диспут, ролевая игра;
- технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность, презентации-отчеты;
- технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье».
АННОТАЦИЯ
Место урока в учебной программе (Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.):
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви».
Система уроков
Тематическое содержание урока | Кол-во часов |
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история упущенного счастья. Психологизм рассказа. | 1 |
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика. | 1 |
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | |
Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению. Веб-квест «Что значит счастливая семья?» (по рассказам И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви»). | 2 |
В основе разработки – интернет – технология «Образовательный веб-вест». Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Структура веб-квеста
Интернет – адрес проекта - http://www.inna-nikolai4uk.narod.ru
Во введении четко описаны главные роли участников квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание - написать сочинение-рассуждение на тему "Что значит счастливая семья?" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви"). Таким образом, четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
Рабочие материалы проекта - ссылки на ресурсы, адреса веб-страниц по теме, необходимые для выполнения задания. В качестве рабочих материалов проекта учащимся предложены тексты произведений (А.П.Чехов «О любви», А.И.Куприн «Куст сирени», И.А.Бунин «Кавказ»), отчетные карты, страницы помощи, памятки.
Ролевые группы - Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при выполнении задания (этапы). Данный квест предусматривает четыре ролевые группы: «Хранитель семейных историй», «Семейный психоаналитик», «Семейный духовник», «Пейзажист».
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Стадия рефлексии. Составление кластера к понятию «счастье».
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
Особенности веб-квеста: богатый иллюстративный материал, четко прописанные задачи и этапы работы для каждой ролевой группы, «рассыпанные» по страницам проекта цитаты, поэтические строки, литературоведческая терминология; наличие различных памяток: «Правила диспута», «Законы диспута», «Памятка участника диспута», «Как писать сочинение-рассуждение»; в качестве рабочих материалов проекта используются, в первую очередь, тексты произведений, а также исследовательские литературоведческие статьи (адаптированные для учащихся), видеоролики; на странице «Оценка проекта» прописаны критерии оценки выполненной работы, что стимулирует учащихся к самооценке.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока
- Оргмомент - 1мин.
- Подготовительный этап – 3 мин.
Просмотр отрывка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
- Определение цели урока, формулировка учебных задач – 2 мин.
Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:
"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").
Задачи:
- проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");
- проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;
- познакомиться с христианской точкой зрения на семью;
- выявить художественно-композиционные особенности рассказов (психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).
- Знакомство учащихся с формой урока – 3 мин.
На данном этапе учитель знакомит учащихся с понятием веб-квест, его структурой, распределяет ролевые группы.
- Прохождение веб-квеста, индивидуальные и групповые консультации учителя – 20 мин.
Подробное описание, задания, вопросы, рекомендации см. на страницах веб-квеста.
Этапы работы над квестом
- Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, материалами проекта. Учащиеся самостоятельно распределяю роли в команде.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
- Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с определенной ему учителем ролевой группой, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет (по возможности). Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
- Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством координатора веб-квеста (т.е. учителя), ощущает свою ответственность за работу.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.
- Презентации-отчеты групп. Выводы – 30 мин:
- Хранители семейных историй – 5 мин.,
- Просмотр видеоролика «Таинство брака» - 10 мин.,
- Семейные духовники – 5 мин.,
- Семейные психоаналитики – 5 мин.,
- Пейзажисты – 5 мин.
На данном этапе урока учащиеся представляют результаты своей работы: отчеты, выводы, дают с позиции ролевой группы советы, рекомендации (как психоаналитики, семейные духовники), направленные на укрепление семейных отношений.
- Экспресс-диспут – 10 -12 мин.
На данном этапе предполагается актуализация личного субъективного опыта учащихся, поскольку вопросы экспресс-диспута обращены к ранее накопленным знаниям по данной проблеме (подробнее см. на странице веб-квеста «Экспресс-диспут»).
Вопросы для диспута:
Хранители семейных историй - Сколько раз в жизни может любить человек?
Семейные психоаналитики - Что делает людей родными?
Семейные духовники - Что делать, если испытываешь сильные чувства к человеку, который уже состоит в браке?
Пейзажисты - Следует ли прислушиваться к мнению других, например, родителей, когда любишь?
- Рефлексия. Составление кластера – 5 мин.
Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир произведений А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина. Нам интересно было познакомиться с героями рассказов, узнать их семейные драмы, радости, переживания.
Самое ценное в жизни человека - любовь, семья, дружба. Это главные составляющие счастья человеческого. В заключение нашей работы предлагаю составить кластер с ключевым понятием "счастье".
- Оценки, домашнее задание – 5 мин.
На данном этапе обращается внимание учеников на критерии выполненной работы, учитель выставляет и комментирует оценки.
Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение «Что значит счастливая семья?» (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени») (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОТЧЕТНЫЕ КАРТЫ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
БЛАНК ОЦЕНОК УЧАЩИХСЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Региональная программа формирования и развития партнерских отношений образовательного учреждения и семьи»
Данная презентация может быть использована при работе администрации образовательного учреждения и классных руководителей....
Тема: «Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся».
Выступление на ШМО классных руководителей по теме: " Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся»....
Основы взаимодействия образовательной организации и семьи.
Основы взаимодействия образовательной организации и семьи. Аннотация.В статье раскрывается идея взаимодействия образовательной организации и семьи. Представлены теоретические основы и практ...
Профилактическая работа педагога-психолога образовательного учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с использованием видеоматериалов.
Орагнизация профилактическойработы педагога-психолога школы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении с использованием видеоматериалов является действ...
Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребенка.
Статья о роли и значении учителя в современном постиндустриализационном обществе и его взаимодействии с семьей ребенка, а также значении семьи в формировании начальных познавательных навыков и способн...
Работа образовательной организации с семьей ребенка с ОВЗ
Работа образовательной организации с семьей ребенка с ОВЗ...
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья написана в 2012-2013 учебном году...