Тема: «Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся».
методическая разработка по теме
Выступление на ШМО классных руководителей по теме: " Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО классных руководителей по теме
"Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся".
Текст выступления Кузнецовой Марии Сергеевны
учителя английского языка, зам.директора по ВР
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Развитие гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, страны. Через семью, родственников, друзей, учителей природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются не только образовательным учреждением и семьёй,
но и внешкольными учреждениями и организациями. В формировании нравственного уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
К формам взаимодействия относятся:
-участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития;
-реализация педагогической работы различных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения.
Взаимодействие школы с культурными и общественными организациями:
1. Центр духовно- нравственного воспитания:
- совместная подготовка утренников православных праздников;
- организация встреч со священнослужителями;
- экскурсии по святым местам;
- занятия в творческих объединениях;
- духовно- патриотический просветительский лекторий и др.
2. Музейно- просветительский комплекс:
- лекции на тему «История города», «История Каширского края»;
- организация встреч с ветеранами;
- посещение выставок картин;
-памятные вечера.
3. Школа искусств и детско-юношеский центр в городе:
- совместная организация родительских собраний с выставками детских работ;
-работа кружков «Школы искусств» на базе школы (фольклорный ансамбль «Веснянка»).
4. Детская и взрослая городские библиотеки:
- организация тематических вечеров;
- организация художественных чтений, праздников книги;
- литературные встречи.
Семья и школа - партнёры в создании атмосферы любви и уважения к детям, в воспитании у них высокой духовности, любви к своему Отечеству, стремление к будущему ответственному созданию семьи, рождению и воспитанию здоровых и счастливых детей. Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека. В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других. В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, осваиваются нормы практической нравственности, формируется нравственная мотивация деятельности и поведения.
Семью следует оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе идеи созидательной, гуманистической педагогики, на общих задачах человека, способного реализовать себя в последующей жизни.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Система работы с родителями (законными представителями) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основана на следующих принципах: совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения; разработка содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценка эффективности этих программ;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- родительские конференции;
- собрание - диспуты;
- родительские лектории;
- анкетирование;
- индивидуальные беседы и консультации;
- посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов,
вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Результатом взаимодействия семьи и школы должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в воспитании духовно-нравственной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:"Роль образовательного учреждения в формировании духовно-нравственной культуры, как необходимого стержня государства!"
Презентация на тему:"Роль образовательного учреждения в формировании духовно-нравственной культуры, как необходимого стержня государства!" была подготовлена мною для семинара-совещания директоров ОУ П...
" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....
" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...
Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.
Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...
Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»
Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» на 2016-2021 годы определяет систему работы образовательного учреждения по создан...
Комментарии
Я полностью с Вами согласна,
Я полностью с Вами согласна, Мария Сергеевна! На данном этапе обучения и воспитания подрастающего поколения необходимо объединять усилия всех культурно-нравственных центров и укреплять сотрудничество во благо общего дела.