Реализация творческих и игровых проектов (из опыта работы)
проект по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Реализация творческих и игровых проектов
Парасотка Ольга Викторовна,
учитель русского языка и
литературы,
МАОУ «СОШ №6» г.Когалым
Ханты - Мансийский АО
Урок литературы - это не монолог, это диалог потенциальных творческих возможностей ученика и учителя, которые должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, интересными друг другу личностями.
Я стараюсь находить прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей. Это, конечно, творческие и игровые проекты. Творческий проект является продолжением урока литературы. Он развивает его тему, раздвигает его границы и выводит ученика на новый уровень читательской компетентности. Он не привнесен извне, а рожден уроком и тем состоянием души, когда хочется, чтобы «прекрасное мгновенье» было продолжено. А игра, на мой взгляд, основной вид деятельности не только младших школьников, но и детей пятых-шестых классов. Важно только, исходя из цели урока, жанра, конкретного содержания изучаемого произведения, найти нужную форму игры, органично «вплести» её в ткань урока, чтобы помочь развитию творческих способностей детей. Это, например, игра, основанная на соревновании, игра, выявляющая чуткость к слову, это драматизация, инсценирование.
Слово учителя литературы – главный его инструмент. И учить быть внимательным к слову стараюсь на каждом уроке. Изучение художественного произведения, в котором встречается много новых для учащихся слов, начинаю словарной игрой, игрой-конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто понятнее, точнее, интереснее сумеет объяснить слова.
Обогащению словарного запаса способствует изучение в пятом классе темы «Пословицы и поговорки». Задача учителя в данном случае – научить воспринимать образность пословиц и поговорок, применение их в речи. И опять без игры не обойтись, именно она позволяет создать нужные речевые ситуации на уроке. Раздаю карточки с пословицами. Провожу при изучении данной темы такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову».
Эти игры помогают показать, что многие пословицы имеют ритм, рифму. После этого мы определяем тему пословицы, а к отдельной (по выбору ученика) придумываются случаи, рассказы сказки, иллюстрированные картинками, рисунками, фотографиями. Так создаются условия для игровых и творческих проектов.
Удачной формой считаю театрализованную игру, которую можно проводить и на уроках, и во внеклассной работе. Такая игра доступна и интересна школьникам любого возраста. Ценность её в том, что она вносит в процесс познания новые ощущения, прошедшие через чувство, действие.
Сценарий – наше совместное творчество, на рождение которого может уйти месяц, иногда больше. Он создается под определенных детей и дорабатывается от репетиции к репетиции. Все сценарии написаны нами. Мы никогда не пользуемся готовыми методическими рекомендациями, потому что интонация написанного материала должна родиться в ходе работы, быть естественной и индивидуальной. Персонажи выбираются в соответствии с конкретными детьми, с учетом их потребностей, желаний, способностей.
Творческий процесс способен увлечь каждого, нужно только правильно подобрать роль для ребенка. Участвуют все, весь класс. Это очень важно. Иногда в сценарии до 20 персонажей, и каждому нужно предложить интересный материал, который подчеркнет его творческую индивидуальность.
Репетируем несколько раз, роль выстраиваем долго, понимая, что у каждого своя творческая траектория. Поэтому премьерный показ – это открытие не только для зрителя, но и для каждого участника.
Творческий проект – это желание читать, думать, спорить, анализировать. Это декорации, афиши, костюмы, грим, освещение – для тех, кто пока не представляет себя на сцене. Другие возьмутся за исполнение обязанностей режиссера, сценариста. У остальных – роли. Все главные. Иначе нельзя.
Я, как руководитель проекта, наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником. Провожу беседы и консультации с детьми, испытывающими затруднения при выполнении поставленной проблемы.
В своей практике провожу творческие зачёты, используя при этом проектную деятельность. Одним из таких примеров является зачёт после изучения темы «Басни Крылова». Учащиеся делятся на группы (по своему желанию), выбирают басню, распределяют роли, составляют сценарий, придумывают мизансцены, вводят элементы декорации, костюмов, при необходимости используют музыкальное оформление. На уроке-зачёте (за счёт урока внеклассного чтения) представляют классу плоды своего творчества, так называемый проектный продукт. Обязательным этапом является самооценка достигнутых результатов по алгоритму ученической рефлексии.
Мы, учителя русского языка и литературы, как никто другой, развиваем интеллект, креативное мышление и творческие способности наших детей, формируем художественный вкус и эстетическое чувство через сотворчество и сотрудничество способствуем созданию коллектива единомышленников. Мне кажется, что тогда наши уроки будут продолжаться всю жизнь.
Работа по созданию проектов очень интересна как для учителя так и для учащихся, но сколько она занимает сил и времени… Зато радует всегда её результат. «Начинкой» творческих проектов являются опорные схемы-конспекты, сказки для усвоения программного материала, интепретация прочитанного художественного произведения, инсценирование собственного результата творческой деятельности.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию несколько визитных карточек наших с детьми совместных проектов.
Аннотация проекта
« Школа – наш второй дом»
Творческий проект направлен на развитие творческих способностей и формирование умений формулировать, анализировать и решать проблемы, что является необходимым условием развития и социализации школьника XXI века. Проект воспитывает умение работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности. Тема проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по данным предметам, содержание проекта включает в себя следующие темы:
• «Зависимость выбора языковых средств от сферы и ситуации общения»;
• «Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств»;
• «Типы норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные)»;
• «Текстовая информация и компьютер»;
• «Технология мультимедиа»,
Конечным продуктом деятельности участников проекта будет рекламная мультимедийная презентация о школе, буклеты.
В ходе проекта учащиеся приобретут умения и качества, необходимые человеку 21 века: коммуникативные умения, умения работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество, способность действовать в интересах сообщества и др.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Нужна ли школе реклама?
Проблемные вопросы
Зачем школе реклама? Какие вопросы о школе представляют интерес с точки зрения рекламы? Какие способы лучше использовать для рекламы школы?
Учебные вопросы
Реклама - что это?
Какие особенности имеет реклама?
В чем состоит отличие рекламы от простой информации?
Визитная карточка творческого проекта
№ | Параметры характеристики проекта | Характеристика |
1. | Тема проекта | « Школа – наш второй дом» |
2. | Дидактические цели | формировать умение создавать тексты разных жанров публицистического стиля; стимулировать речемыслительную деятельность учащихся; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, воспитывать положительное отношение к учению, к учителям, развивать потребность добросовестно трудиться на уроке |
3. | Компетентности, которые формирует проект | - в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; - в сфере культурной деятельности |
4. | Тема учебной программы, соответствующая теме проекта | жанры публицистического стиля |
5. | По участию в разработке | групповой |
6. | По времени исполнения | долгосрочный |
7. | Возраст учащихся, на которых рассчитан проект |
учащиеся 8 класса |
8. | Предметные области, в рамках которых проводится проект | - литература; - русский язык; - информатика |
9. | Система оценки деятельности учащихся | - оценка руководителя проекта; - взаимооценка участников проекта |
10. | Оформление результата проекта | - творческие работы (сочинения о школе в публицистическом стиле); - рекламная мультимедийная презентация о школе; - информационный бюллетень |
Аннотация к проекту
«К познанию Пушкина»
Пушкин! Мы так привыкли к этому имени, к его поэзии, к его гению, к тому, что он - «солнце русской поэзии», к тому, что он «русский человек в его развитии» (Гоголь), что он «начало всех начал» (Горький). Его поэзия будит в нашей душе благородные чувства. Чувства и любовь к нему, к его слову.
Творчество Пушкина в школе, изучение его поэзии, приобщение к ней представляют из себя бесконечные возможности для духовного роста ученика, воспитания любви к родному слову, уважения к человеку. Ведь даже Белинский говорил о том, что поэзии Пушкина присущи «душевное здоровье», «жизнерадостность, нравственное изящество». Без понимания всего этого, по-моему, нельзя понять ни личности Пушкина, ни его поэзии.
Наша школьная программа узкая и поверхностная, поэтому данный проект предполагает более детальное знакомство с глубоким национальным характером пушкинского гения. Ведь в нашей духовной жизни наступил всеобщий упадок, кризис, когда интерес к настоящей поэзии совсем угас. А ведь Пушкин – это неотъемлемая часть великого российского наследия. Нравственная польза от этого проекта для девятиклассников , думаю, будет большая. Они попытаются по-новому осмыслить творчество поэта, поделиться своими размышлениями о нём - пусть даже навеянными хорошей книгой, глубоким исследованием, прочтением поэм и сказок.
Этот проект вернёт наших детей в библиотеку, где они познакомятся с трудами филологов, литературоведов и с их помощью найдут свою тропу к Пушкину.
Данный проект является интегрированным, так как связывает различные предметные области.
Визитная карточка творческого проекта
№ | Параметры характеристики проекта | Характеристика |
1. | Тема проекта | « К познанию Пушкина» |
2. | Дидактические цели | - рассмотреть детально детство и юношеские годы Пушкина; - изучить литературоведческие комментарии, статьи, монографии; - сравнить поэтическую образность раннего и позднего Пушкина; |
3. | Компетентности, которые формирует проект | - в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; - в сфере культурной деятельности |
4. | Основные проблемные вопросы, которые ставятся перед учащимися | - существует ли связь творчества Пушкина с творчеством современников? - в чём разногласия литературоведов в пушкинской тематике? - интересен ли Пушкин сегодня? |
5. | Основные темы самостоятельных исследований | - комментарии Пушкина к собственным произведениям; - дружеская переписка; - женские образы в лирике поэта |
5. | По участию в разработке | групповой |
6. | По времени исполнения | долгосрочный |
7. | Возраст учащихся, на которых рассчитан проект |
учащиеся 9 класса |
8. | Предметные области, в рамках которых проводится проект | - литература; - история; - музыка |
9. | Система оценки деятельности учащихся | - оценка руководителя проекта; - взаимооценка участников проекта |
10. | Оформление результата проекта | - презентация; - сочинения; - информационный бюллетень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы над творческими проектами (из опыта работы театра моды "87 плюс")
Театр моды вызывает у учеников интерес и желание совершенствоваться, стремления пополнить свои знания в профессиональном направлении. Трудолюбие и прочные знания, полученные на занятиях в театре моды,...
Системно-деятельностный подход к обучению немецкому языку через игровую технологию. Из опыта работы.
Доклад....
Физическое воспитание учащихся средствами игровой направленности. Описание опыта работы.
В условиях экстремального климата социальная и учебная деятельность школьников ограничена, ограничена и двигательная активность, имеют место значительные нервные перегрузки.Количество здоровых детей з...
Современные педагогические технологии, как средство реализации ФГОС на уроках физики. (из опыта работы)
Краткий обзор современных технологий , которыя я и применяю на уроках физики...
Роль ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках реализации государственной пррграммы "Доступная среда" ( из опыта работы)
С 2011 года в России стартовала масштабная государственная программа "Доступная среда" под девизом " Учимся жить вместе!", цель которой - создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможно...
Подходы к воспитанию гармоничной творческой личности в процессе занятий в творческом объединении «Венок рукоделий» (из опыта работы)
Подходы к воспитанию гармоничной творческой личности в процессе занятий в творческом объединении «Венок рукоделий» (из опыта работы) Вурста ЕН, педагог дополнительного образования МБУ...
Материалы 2 всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 2021. "К вопросу о реализации сетевых проектов: из опыта работы"
Сетевой воспитательный проект «Будь здоров!» объединил школы города Иркутска. Проект создан для вовлечения детей и подростков в активные занятия физической культурой и спортом, ...