Подходы к воспитанию гармоничной творческой личности в процессе занятий в творческом объединении «Венок рукоделий» (из опыта работы)
статья
Подходы к воспитанию гармоничной творческой личности в процессе занятий в творческом объединении «Венок рукоделий» (из опыта работы)
Вурста ЕН, педагог дополнительного образования МБУДО "ДДТ", г. Вельск Архангельской обл.
Одна из главных задач дополнительного образования детей в условиях современной жизни - воспитание гармоничной творческой личности.
Важным фактором воспитания творческого ребенка является воспитание мотивации. Детям очень нравится заниматься декоративно-прикладным творчеством, им нравится создавать вещи своими руками. Такие занятия не только увлекательны, но и очень полезны для общего развития детей, они воспитывают такие качества как усидчивость, терпение, сосредоточенность, умение доводить начатое дело до конца.
Я являюсь руководителем объединения «Венок рукоделий».
На моих занятиях учащиеся осваивают такие виды творчества, как вышивка лентами, бисероплетение, скрапбукинг, свифт-дизайн, получают широкую информацию о данном виде рукоделия и направлениях развития творчества. В первый год обучения делаем различные шкатулки, альбомы, цветы, топиарии, букеты из конфет и шьем простейшие игрушки, второй год обучения - углубленное изучение понравившегося вида рукоделия по выбору учащихся.
На занятиях стараюсь создать доверительную и спокойную обстановку, что способствует желанию заниматься и вызывает интерес к творчеству. Для того чтобы вызвать заинтересованность к предстоящей работе, использую различные наглядные пособия (папки с образцами, таблицы по основным стежкам, схемы, книги, журналы), интернет. У нас создана группа «В Контакте», где мы делимся информацией, фотографиями и собираем понравившиеся идеи. Чтобы избежать однообразия на моих занятиях применяю творческие задания, к выбору заданий подхожу дифференцировано. Ведь каждый ребенок имеет различный темп обучения, некоторым советую не слишком сложную поделку, для того чтобы ребенок не утратил интереса.
Рекомендую им по-разному оформлять свои работы, чтобы изделия не повторялись, и были в единственном экземпляре. Всегда использую метод поощрения, во время контроля только похвала, даже если работа выполнена не совсем правильно. После похвалы указать на то, что нужно исправить и как это сделать. Стараюсь, чтобы работы, сделанные ими, имели практическое значение (например: не просто цветы из ткани, а броши, заколки, подхваты для штор).
Учу их правильному сочетанию цветов в изделии. Для этого провожу упражнения по цветовой таблице, говорю о теплых и холодных, контрастных и гармоничных цветах. Вместе подбираем ткани. Пока не найдем удачное сочетание. Это развивает композиционные способности, воспитывает чувство цвета, эстетический вкус.
На занятиях делаем много подарков, обсуждаем и выбираем, чем можно порадовать маму, бабушку и родных, чтобы подарок был приятен, этим воспитываю заботливое отношение к близким людям.
Также делаем и коллективные поделки для выставок. Дети к таким работам проявляют меньше интереса, так как они делают их не для себя, и моя задача - развить интерес и убедить в необходимости общественной значимости любой работы. Для выставочной работы требуется гораздо больше времени и труда, поэтому мы работаем по группам и делим работу на несколько занятий. При такой форме занятий дети не устают и не теряют интереса к творчеству, формируется доброжелательное отношение к товарищам по совместной работе, воспитывается любовь к труду, дисциплинированность, ответственность за конечный результат, стремление делать работу лучше, развивается художественный вкус.
Жаль, что с загруженностью в школе, у старших школьников мало времени остается на посещение кружков. Но вот здесь то и проявляется их трудоспособность и организованность. Обычно эти дети все успевают, и учатся хорошо, и еще секции посещают. Они уже обладают определенными навыками и умениями, они обдуманнее относятся к заданиям. И если младшие учащиеся задаются вопросом: «Как быстро я сделаю ту или иную вещь?», не задумываясь над качеством изделия, то старшие девочки уже стремятся выполнить свое изделие качественно, вкладывая в него усердие и аккуратность. Почти с каждым провожу индивидуальную работу, предоставляю им самостоятельность, учитываю их интересы, кто–то любит шить, а кто-то делать открытки, творить из бумаги или ткани.
Марина любит поделки из бумаги, открытки, альбомы. Оля шьет замечательные игрушки, в этом году она является обладателем денежного гранта главы МО «Вельский муниципальный район» одаренным детям. Настя в прошлом году являлась стипендиатом главы МО «Вельское» одаренным детям, она сама рисует и создает выкройки кукол, очень творческая девочка. Катя делает интерьерные поделки для своего дома, сейчас Катя заканчивает 11 класс и является выпускницей ДДТ. Вера, Катя, Даяна и Кирилл еще только учатся творить.
Создание красивых вещей - процесс творческий. А творчество основывается на мастерстве, мастерство оттачивается на занятиях. Важно только вовремя их научить, помочь раскрыть им свои способности, поверить в себя. И тогда мы уже разрабатываем свои схемы, выкройки кукол, вносим в поделки свои новые идеи. И вот такие прекрасные творения представляем на выставках.
Большое внимание в образовательном процессе я уделяю проектно-исследовательской работе. Участие в проектной деятельности помогает учащимся учиться осмысленно выбирать тему, ставить правильно цель, выстраивать конкретные задачи, самостоятельно анализировать, развивать практичную направленность и инициативность, приучает их мыслить творчески. А опыт выступления позволяет приобрести уверенность в себе, формирует самооценку, уверенность в своих силах, в собственной успешности, что пригодится им в дальнейшей жизни.
Также использую в своей работе практику проведения мастер-классов «дети–детям», где сами дети делятся своим опытом со своими сверстниками. Чтобы провести такой мастер-класс, необходимо серьезно подготовится, разработать последовательность изготовления поделки, подобрать материал, инструменты, составить инструкционно-технологическую карту. Такой вид деятельности помогает подростку адаптироваться, самоутвердится, поделится своим опытом и умениями, как мы видим из фотографий, не только с детьми, но и с педагогами. В процессе совместной работы дети знакомятся и общаются между собой, ждут новых встреч.
Итогом работы является участие в выставках регионального, российского, международного уровня. Мы участвовали в фестивалях и выставках декоративно-прикладного творчества проводимых не только в Вельске, но и в других городах и странах - Плесецк, Няндома, Коряжма, Казань, Санкт-Петербург, Москва, Рим (Италия), Минск (Белоруссия). Мои девочки являются неоднократными победителями проектно-исследовательской конференции «Я познаю мир…», выставках «Переплет», «Остров на Петроградской», «Спасибо за мир» и международных фестивалей «Славянские встречи», «Слияние культур», «Палитра мира», «Веселая матрешка».
В путешествиях вырабатывается умение общаться и знакомится с незнакомыми людьми, обязательно употребляя вежливые слова. Они знают, как вести себя в поезде, как красиво одеться на фестиваль, в театр. Обязательно напоминаю, что нужно сразу позвонить маме, как только доехали до места. В поездках проявляется и самостоятельность - правильно уложить вещи, тратить деньги, покупать подарки близким. Знакомя их с архитектурой города, расширяем их кругозор, учим их внимательнее видеть и слышать, творчески относиться к тому миру, в котором они живут. Всегда обсуждаем увиденное после спектакля, экскурсии и др. А сколько теплых и положительных эмоций они получают во время путешествий!
Случай из путешествия в Санкт-Петербург: девочки 5 класс, спрашиваю их интересы - магазины, Макдональс, кино, театр. Предлагаю музей Фаберже, говорят - там скучно, но этот музей мы все же посетили по моему настоянию. Во время интереснейшей экскурсии и прекраснейших экспонатов, я наблюдала за ними и видела их лица, радость и восторг. Думаю, что посещение этого музея красоты надолго останется в их памяти. В такие моменты и воспитываем в наших детях чувствовать прекрасное.
Огромную роль в воспитании творческой личности играет творческий потенциал педагога, я тоже учусь вместе с ними, изучаю новые виды рукоделий и внедряю их в обучение. Дети видят мои работы не только в кабинете, но и на выставках. Творческую личность может вырастить только творческий педагог.
Опыт работы показывает, что с детьми надо творить, фантазировать, придумывать что-то новое. Надо принимать ребенка таким, какой он есть, сохранять доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог выражать свои желания и фантазию. Гармоничная творческая личность начинается с воспитания эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности, нравственного, трудового воспитания, которое я и стараюсь привить детям в процессе обучения на занятиях «Венок рукоделий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vursta_en_-_podhody_k_vospitaniyu_garmonichnoy_tvorcheskoy_lichnosti.docx | 51.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подходы к воспитанию гармоничной творческой личности в процессе занятий в творческом объединении «Венок рукоделий» (из опыта работы)
Вурста ЕН, педагог дополнительного образования МБУДО "ДДТ", г. Вельск Архангельской обл.
Одна из главных задач дополнительного образования детей в условиях современной жизни - воспитание гармоничной творческой личности.
Важным фактором воспитания творческого ребенка является воспитание мотивации. Детям очень нравится заниматься декоративно-прикладным творчеством, им нравится создавать вещи своими руками. Такие занятия не только увлекательны, но и очень полезны для общего развития детей, они воспитывают такие качества как усидчивость, терпение, сосредоточенность, умение доводить начатое дело до конца.
Я являюсь руководителем объединения «Венок рукоделий».
На моих занятиях учащиеся осваивают такие виды творчества, как вышивка лентами, бисероплетение, скрапбукинг, свифт-дизайн, получают широкую информацию о данном виде рукоделия и направлениях развития творчества. В первый год обучения делаем различные шкатулки, альбомы, цветы, топиарии, букеты из конфет и шьем простейшие игрушки, второй год обучения - углубленное изучение понравившегося вида рукоделия по выбору учащихся.
На занятиях стараюсь создать доверительную и спокойную обстановку, что способствует желанию заниматься и вызывает интерес к творчеству. Для того чтобы вызвать заинтересованность к предстоящей работе, использую различные наглядные пособия (папки с образцами, таблицы по основным стежкам, схемы, книги, журналы), интернет. У нас создана группа «В Контакте», где мы делимся информацией, фотографиями и собираем понравившиеся идеи. Чтобы избежать однообразия на моих занятиях применяю творческие задания, к выбору заданий подхожу дифференцировано. Ведь каждый ребенок имеет различный темп обучения, некоторым советую не слишком сложную поделку, для того чтобы ребенок не утратил интереса.
Рекомендую им по-разному оформлять свои работы, чтобы изделия не повторялись, и были в единственном экземпляре. Всегда использую метод поощрения, во время контроля только похвала, даже если работа выполнена не совсем правильно. После похвалы указать на то, что нужно исправить и как это сделать. Стараюсь, чтобы работы, сделанные ими, имели практическое значение (например: не просто цветы из ткани, а броши, заколки, подхваты для штор).
Учу их правильному сочетанию цветов в изделии. Для этого провожу упражнения по цветовой таблице, говорю о теплых и холодных, контрастных и гармоничных цветах. Вместе подбираем ткани. Пока не найдем удачное сочетание. Это развивает композиционные способности, воспитывает чувство цвета, эстетический вкус.
На занятиях делаем много подарков, обсуждаем и выбираем, чем можно порадовать маму, бабушку и родных, чтобы подарок был приятен, этим воспитываю заботливое отношение к близким людям.
Также делаем и коллективные поделки для выставок. Дети к таким работам проявляют меньше интереса, так как они делают их не для себя, и моя задача - развить интерес и убедить в необходимости общественной значимости любой работы. Для выставочной работы требуется гораздо больше времени и труда, поэтому мы работаем по группам и делим работу на несколько занятий. При такой форме занятий дети не устают и не теряют интереса к творчеству, формируется доброжелательное отношение к товарищам по совместной работе, воспитывается любовь к труду, дисциплинированность, ответственность за конечный результат, стремление делать работу лучше, развивается художественный вкус.
Жаль, что с загруженностью в школе, у старших школьников мало времени остается на посещение кружков. Но вот здесь то и проявляется их трудоспособность и организованность. Обычно эти дети все успевают, и учатся хорошо, и еще секции посещают. Они уже обладают определенными навыками и умениями, они обдуманнее относятся к заданиям. И если младшие учащиеся задаются вопросом: «Как быстро я сделаю ту или иную вещь?», не задумываясь над качеством изделия, то старшие девочки уже стремятся выполнить свое изделие качественно, вкладывая в него усердие и аккуратность. Почти с каждым провожу индивидуальную работу, предоставляю им самостоятельность, учитываю их интересы, кто–то любит шить, а кто-то делать открытки, творить из бумаги или ткани.
Марина любит поделки из бумаги, открытки, альбомы. Оля шьет замечательные игрушки, в этом году она является обладателем денежного гранта главы МО «Вельский муниципальный район» одаренным детям. Настя в прошлом году являлась стипендиатом главы МО «Вельское» одаренным детям, она сама рисует и создает выкройки кукол, очень творческая девочка. Катя делает интерьерные поделки для своего дома, сейчас Катя заканчивает 11 класс и является выпускницей ДДТ. Вера, Катя, Даяна и Кирилл еще только учатся творить.
Создание красивых вещей - процесс творческий. А творчество основывается на мастерстве, мастерство оттачивается на занятиях. Важно только вовремя их научить, помочь раскрыть им свои способности, поверить в себя. И тогда мы уже разрабатываем свои схемы, выкройки кукол, вносим в поделки свои новые идеи. И вот такие прекрасные творения представляем на выставках.
Большое внимание в образовательном процессе я уделяю проектно-исследовательской работе. Участие в проектной деятельности помогает учащимся учиться осмысленно выбирать тему, ставить правильно цель, выстраивать конкретные задачи, самостоятельно анализировать, развивать практичную направленность и инициативность, приучает их мыслить творчески. А опыт выступления позволяет приобрести уверенность в себе, формирует самооценку, уверенность в своих силах, в собственной успешности, что пригодится им в дальнейшей жизни.
Также использую в своей работе практику проведения мастер-классов «дети–детям», где сами дети делятся своим опытом со своими сверстниками. Чтобы провести такой мастер-класс, необходимо серьезно подготовится, разработать последовательность изготовления поделки, подобрать материал, инструменты, составить инструкционно-технологическую карту. Такой вид деятельности помогает подростку адаптироваться, самоутвердится, поделится своим опытом и умениями, как мы видим из фотографий, не только с детьми, но и с педагогами. В процессе совместной работы дети знакомятся и общаются между собой, ждут новых встреч.
Итогом работы является участие в выставках регионального, российского, международного уровня. Мы участвовали в фестивалях и выставках декоративно-прикладного творчества проводимых не только в Вельске, но и в других городах и странах - Плесецк, Няндома, Коряжма, Казань, Санкт-Петербург, Москва, Рим (Италия), Минск (Белоруссия). Мои девочки являются неоднократными победителями проектно-исследовательской конференции «Я познаю мир…», выставках «Переплет», «Остров на Петроградской», «Спасибо за мир» и международных фестивалей «Славянские встречи», «Слияние культур», «Палитра мира», «Веселая матрешка».
В путешествиях вырабатывается умение общаться и знакомится с незнакомыми людьми, обязательно употребляя вежливые слова. Они знают, как вести себя в поезде, как красиво одеться на фестиваль, в театр. Обязательно напоминаю, что нужно сразу позвонить маме, как только доехали до места. В поездках проявляется и самостоятельность - правильно уложить вещи, тратить деньги, покупать подарки близким. Знакомя их с архитектурой города, расширяем их кругозор, учим их внимательнее видеть и слышать, творчески относиться к тому миру, в котором они живут. Всегда обсуждаем увиденное после спектакля, экскурсии и др. А сколько теплых и положительных эмоций они получают во время путешествий!
Случай из путешествия в Санкт-Петербург: девочки 5 класс, спрашиваю их интересы - магазины, Макдональс, кино, театр. Предлагаю музей Фаберже, говорят - там скучно, но этот музей мы все же посетили по моему настоянию. Во время интереснейшей экскурсии и прекраснейших экспонатов, я наблюдала за ними и видела их лица, радость и восторг. Думаю, что посещение этого музея красоты надолго останется в их памяти. В такие моменты и воспитываем в наших детях чувствовать прекрасное.
Огромную роль в воспитании творческой личности играет творческий потенциал педагога, я тоже учусь вместе с ними, изучаю новые виды рукоделий и внедряю их в обучение. Дети видят мои работы не только в кабинете, но и на выставках. Творческую личность может вырастить только творческий педагог.
Опыт работы показывает, что с детьми надо творить, фантазировать, придумывать что-то новое. Надо принимать ребенка таким, какой он есть, сохранять доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог выражать свои желания и фантазию. Гармоничная творческая личность начинается с воспитания эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности, нравственного, трудового воспитания, которое я и стараюсь привить детям в процессе обучения на занятиях «Венок рукоделий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческой личности в процессе обучения»
Инновационный педагогический проект для участия в профессиональном конкурсе "Учитель года"...
Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях бисероплетениемв детском объединении "Рукодельница" МОАУ ДОД "Станция юных техников г. Кирова"
В статье показана деятельность руководителя детского объединения «Рукодельница» по развитию творческих способностей воспитанников. Раскрываются основы содержания программы, эффективные приемы и методы...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
Подробные методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на занятиях в радиотехническом объединении....
Технологический подход в обучении. Анализ обобщенных педагогических технологий, направленных на развитие творческой личности обучающихся
Развитие творческих способностей ребенка было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Активизация творческой познавательной деятельности обучащихся зависит в большой степени о...
Из опыта работы "Система творческих заданий как основа формирования качеств творческой личности"
В работе представлена система творческих заданий по музыке, используемых в урочное и внеурочное время с целью развития творческого потенциала учащихся и формирования качеств творческой личности. Залог...
Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях в кулинарных объединения
В 2015-2016 учебном году прошла адаптацию программа объединения художественной направленности для школьников младшего звена "Маленький гурман". Вот чему они научились!...
«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»
Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружа...
- Мне нравится (1)