Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления «ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО НРАВСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО НАД ЧЕЛЯДЬЮ.»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Винокурова Елена Александровна

1.Рассмотреть понятие «нравственное превосходство», выявить приемы, используемые Тургеневым, для передачи психологического состояния героя.

2.    Развить умения работать с информацией: собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности и т.д.

3.    Воспитать сочувствие к страдающему человеку, умение видеть и понимать чужую боль.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Мачулинская ОШ

Урок по литературе в 5 классе

с применением технологии критического мышления

«ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО  НРАВСТВЕННОЕ  ПРЕВОСХОДСТВО  НАД  ЧЕЛЯДЬЮ.»

Предмет: литература

Класс:5

Уровень: базовый

Тема: ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА,ЕГО  НРАВСТВЕННОЕ  ПРЕВОСХОДСТВО  НАД  ЧЕЛЯДЬЮ.

Цель: обеспечить постижение обучающимися нравственного превосходства главного героя, его трудолюбия, широту души, чувства собственного достоинства.

Задачи:

1.    Рассмотреть понятие «нравственное превосходство», выявить приемы, используемые Тургеневым, для передачи психологического состояния героя.

2.    Развить умения работать с информацией: собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности и т.д.

3.    Воспитать сочувствие к страдающему человеку, умение видеть и понимать чужую боль.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Основное содержание:

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Термины и понятия:

  • Психологизм
  • Портрет
  • Пейзаж
  • Интерьер
  • Образная система

Планируемые результаты

Личностные :

  • Умение находить причинно-следственные связи между поступками людей и побуждениями к ним.
  • Умение разбираться в сложности и противоречивости духовного мира человека.
  • Понимание необходимости прогнозировать результаты своих действий.

Метапредметные

Познавательные:

  • Умение выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять.
  • Умение анализировать художественный текст, работать с информацией; смысловое чтение.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные :

  • умение планировать свою работу;
  • умение делать выводы;
  • овладение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе;
  • находить общее решение и разрешать конфликты;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение доказывать свою точку зрения.

Предметные

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

умение выявлять авторское отношение и приемы передачи психологического состояния героев произведения,

умение анализировать художественное произведение;

умение находить, называть и характеризовать приёмы изображенияпсихологического состояния персонажа.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • умение выделять социальные, психологические и морально-этические идеи произведения;
  • понимание гуманистических идей Тургенева, его сочувствие к страдающим людям;
  • умение разбираться в противоречивости духовного мира литературного героя.

В эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
  • эстетическое восприятие произведений литературы;

понимание русского слова в его эстетической функции.

Организация образовательного пространства

  • Межпредметные связи: литература – психология – информатика
  • Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г),  индивидуальная (И).

Ход урока

«Из...всей ...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…Славный он был мужик» И.С.Тургенев «Муму»

I.Орг.момент(2 мин.)

II. Словарная работа(2 мин.)

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек,этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качествв самом себе.

Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.

Стадия вызова.

Вступительное слово учителя(3 мин.)

-Что ты хочешь? Ответь,-

жизнь спросила меня.

Или что-то иметь, или что-то понять.

Нет, я злато менять,

Не желаю на медь

Мне важнее понять, а не что-то

Иметь

Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли

Щедрый дар любоваться

Всем богатством земли.

Научи беспристрастью,

От бесстрастья уволь

И людское участье ощутить мне позволь

Мне понять бы, постичь бы

И в грозу и в тиши

Красоту и величье человечьей души

Не пройти бы мне мимо

Окон, ждущих меня,

Не принять струйки дыма за сиянье огня.

Мне б у самых счастливых мудрость их перенять

Вот судьба что пошли мне -уменье понять.

Лишь такому богатству нет на свете цены.

Дай мне дар докопаться до любой глубины.

Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов.Термины и понятия:

  • Психологизм-углубленное изображение психических, душевных переживаний.
  • Портрет-художественное изображение, образ литературного героя.
  • Пейзаж-описание природы в литературном произведении.
  • Интерьер-(от франц. interieur - внутренний),изображение внутренней части помещения.
  • Образная система-это совокупность литературных героев в худ. произведении, их взаимодействие,взаимосвязь между собой и роль в раскрытии авторского замысла.Ведь каждый герой,он же образ, в произведении стоит не обособленно,а связан сюжетными линиями с другими образами,(героями).Вот это и есть система образов.
  • Нравственность- внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова, хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами.

Достоинство-это положительные моральные качества в человеке.

Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.

Работать сегодня будем по группам. Состав групп остается прежним, консультанты те же:  1 группа , 2 группа,  3 группа , 4 группа

Ш.Осмысление

Проверка домашнего задания(10 мин.)

1 группа

Прием «Толстые и тонкие» вопросы.

Кто?                               Учащиеся составляют вопросы, по                                                                                  

Как?                               прочитанному тексту. Затем отвечают

Когда?                            на них.

С чего?

Почему?

Например: - Кто из героев вам запомнился больше всего?

- Как вы думаете, кто убил «Муму»?

2 группа

Найдите ошибку в тексте (Прием «лови ошибку»)

«В одной из отдаленных улиц Петербурга, в белом доме с белыми колонами,антресолью и новеньким балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленнойдворней.

«На другой день барыня выслала Степану целковый. Она его жаловала как верного исильного сторожа»

«Да помилуйте, Гаврила Андреевич, ведь он меня убьет, ей Богу убьет- говорит Татьяна.»

3 группа

Инсценировать эпизод ( Разговор с Татьяной о замужестве )

4 группа

 Прием – кластер

Каким вы себе представляете главного героя?

Нарисуйте словесный портрет Герасима.

IV.Физкультминутка для глаз(2мин.)

V.Чтение эпиграфа. (10 мин.)

Беседа по вопросам:

- Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах?

Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?

(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?

(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса

- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни...)

- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)

Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.

- В чем же источник его страданий? ( В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)

- Тяжело было Герасиму в городе?

Учитель: Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...

За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)

- Как это стало известно барыне?

- Как отреагировала барыня?

- Что решила причудливая старуха?

- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?

Зачитать в тексте; « Хитрость удалась как нельзя лучше...»

И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.

Трудно далось ему это?(Горе его было так велико...)

ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом.

- Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.

- Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?

Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.

Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру ...»(2 мин.)

Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. .Если бы...

- КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?

Выборочный пересказ «В один прекрасный летний день...» (2мин)

Барыня велела прогнать собаку со двора

Чтение по ролям эпизода «Осада каморки»

-Какое решение принимает Герасим?

Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла

VI. Беседа по иллюстрации

-Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?

-Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.

Чтение заключительного эпизода

Учитель:Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему?

VII.Рефлексия(5 мин.)

-Мне больше всего удалось….

-Я могу себя похвалить за….

-Я могу похвалить одноклассников за...

VIII. Домашнее задание(2 мин.)

1вариант.Нарисовать и защитить один из наиболее понравившихся эпизодов рассказа.

2вариант.После прочтения стихотворения  нарисуйте своё представление о счастье.                        

***

Рос на пустыре цветок

Прекрасен был и одинок.

Мечтал он о семье большой

Чтоб не грустить опять весной.

Гуляя, девочка одна цветочек увидала

Ухаживать за ним одним друзей своих собрала.

Цветочек жил, старался, цвел

Но все ж из жизни он ушел.

Ребята очень горевали

Но через год, прибыв туда, цветочек увидали,

Он был прекрасней, чем тогда.

И счастью не было конца!

(стихотворение неизвестного автора)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления

Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....

Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.

Тема: ГЕРАСИМ - «САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЛИЦО…»ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО  НРАВСТВЕННОЕ  ПРЕВОСХОДСТВО  НАД  ЧЕЛЯДЬЮ....