Урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по творчеству И.С. Тургенева
Тема урока: «Уроки человечности в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»
Цель урока:
- Формирование навыков исследовательской работы с текстом.
- Создание условий для коммуникативной компетенции:
- развитие умения анализировать внесюжетный элемент как один из путей постижения идейно-тематического своеобразия художественного произведения;
- совершенствование умений анализа литературного произведения;
- совершенствование навыков характеристики героя;
- развитие умений создания собственного высказывания в жанре характеристики героя;
- совершенствование навыков выразительного чтения;
- развитие способностей искать нужные цитаты.
3. Создание условий для развития творческих способностей учащихся.
4. Создание условий для развития у учащихся интереса к тексту, любви к русской прозе и творчеству русского классика И.С. Тургенева.
Тип: урок-исследование.
Технология: проблемно-поискового и дифференцированного обучения.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая работа.
Методы и приёмы:
- словесный: рассказ, беседа, сообщения учащихся;
- наглядный: текст рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», толковый словарь С.И. Ожегова и В. С. Даля; презентация к уроку;
-метод творческого чтения: устное словесное рисование, комментированное чтение, выразительное чтение по ролям;
- эвристический: аналитическая беседа, анализ текста.
Оборудование: учебники, тетради, технологическая карта урока, толковые словари, компьютер, портрет писателя, выставка книг.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя. (1 минута)
Сегодня нас ждёт интересная работа. Я надеюсь, что это будет и урок-открытие, и урок-размышление, и урок-дискуссия. Мы будем говорить о произведении, содержание которого требует большой работы мысли и сердца. Я убеждена, у каждого из вас чуткое, доброе сердце, которое не останется равнодушным к судьбам героев рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».
А эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Д.И.Фонвизина: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
-Прокомментируйте эти слова.
-Догадались, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (о милосердии и сострадании)
-Формулировка темы урока
2.Работа со словарем (1 минута)
-А что значит быть милосердным, сострадательным? (дают ответы). Давайте посмотрим в словаре значение этих слов.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
3.Определение задач урока.(1 минута)
И сегодня я помогу вам (помогите мне закончить фразы)
Увидеть (что?) (жизнь подневольного человека)
Услышать (кого?) (героев рассказа)
Проникнуться (чем?) (состраданием, сочувствием)
Итак, мы определили задачи нашего урока.
4.Работа с названием рассказа.(5 минут)
- Почему рассказ назван «Бирюк»? (так люди называют главного героя)
-Это его имя? (нет, прозвище). Согласны, что прозвище многое дает понять о человеке.
-Что же обозначает слово бирюк? Вновь обратимся к словарю.
Словарь Даля:
1.Зверь (волк-одиночка)
2.Человек, который ни с кем не общается.
-Какая антитеза заложена в толкование слова бирюк?
(ЧЕЛОВЕК-ЗВЕРЬ)
-Обратите внимание на следующий слайд. Давайте определим, какими эпитетами можно охарактеризовать волка и человека.
Зверь Человек
Хищный Справедливый
Свирепый Мудрый
Жестокий Заботливый
Злой Добрый
Беспощадный Милосердный
Кровожадный Сострадательный
- Каким мы видим Бирюка со слов Ермолая и других крестьян? Зачитайте это описание.
-Выходит, Бирюк похож на волка-одиночку, которого так ненавидят крестьяне?
-Или же он все-таки человек?
Да, действительно, о Бирюке складывается противоречивое мнение. И наша цель - узнать, каков на самом деле Бирюк, безжалостный, никому не дающий спуску, или такой же крепостной, подневольный, зависящий от прихоти барина, как и другие крепостные.
И чтобы понять, как нелегко жилось крестьянам, проникнуться жизнью крепостных, их нищенским, бесправным положением, я предлагаю совершить экскурсию в портретную галерею знаменитого русского художника Ивана Николаевича Крамского .
5.Работа с портретами.(3 минуты)
Перед вами репродукции его картин «Созерцатель», «Полесовщик»
-Всмотритесь внимательно. Какие ассоциации вызывают у вас эти крестьяне?
(«Созерцатель», 1876). В лесу, по тропинке, запорошенной снегом, меж торчащих по обе стороны оголенных деревьев и кустов идет крестьянин в рваной обтрепанной одежде. На ногах у него лапти, на голове — низко надвинутая на лоб шапка, в правой руке — мешок для подаяния. Съежившийся от холода, упрятав руки в рукава, не замечая того, что снег запорошил все складки его одежды, он погрузился в свои размышления. Взгляд его широко открытых глаз неподвижно устремлен вперед.
«Полесовщик» Этот портрет крестьянина стал наиболее значительным из всех написанных Крамским. Созданный намного позднее тургеневского «Бирюка», он удивительно напоминает героя-лесника.
Фигура крестьянина у Крамского изображена по пояс, крупным планом. Глаза холодного, стального оттенка как бы взметнулись из-под низко надвинутой на лоб шапочки. Взгляд, полный злобы, говорит о суровом и неукротимом характере этого человека.
- Какие чувства вызывают у вас крестьяне? (ответы детей)
Почувствовать и понять страдания и муки простого народа помогает нам и музыка. (Прослушивание) (1 минута)
-Что вы испытали, слушая эту музыку? Какие картины возникли в вашем воображении?
- Ребята, сегодня мы имеем возможность окунуться в эту горькую крестьянскую жизнь, поразмышлять о поступках героев, об их судьбе.
Давайте обратимся к истории мужика-вора, которая дает нам возможность поближе познакомиться с лесником. И, быть может, эта история позволит нам по-особому посмотреть на него и определить, действительно ли он жестокий, или же в нем есть сострадание и человечность.
6.Чтение эпизода поимки порубщика.(2 минуты)
Чтобы оценить действия Бирюка, давайте разделимся на две группы.
На столах у вас лежат карточки №1. В них вы увидите задания для каждого участника группы, которые вы распределите сами. Вопросы карточки помогут вам обратить внимание на важные детали, помогающие подготовить убедительный ответ на поставленный вопрос. Вы также можете воспользоваться алгоритмом при построении своего высказывания.
7.Групповая работа(5 минут)
1. Задача первой группы: убедить в бесчеловечности Бирюка.
Значит, первая группа права, ведь поэт Саади сказал: «Если человек равнодушен к страданиям других, он не заслуживает названия ЧЕЛОВЕК».
2. Задача второй группы: доказать, что Бирюк – не зверь, а человек.
8.Чтение диалога по ролям (4 минуты)
Давайте посмотрим, как же развивается дальше эта история.
-Где происходят дальнейшие события?
-Изменился ли Бирюк? (вновь дискуссия) (5 минут)
(После выступления первой группы: Вы согласны с этим? На чем основано ваше мнение?)
-Почему вдруг Бирюк пожалел вора?
-А может быть, он испугался? (глубоко в душе в нем жила человечность)
8.Итог урока.(1 минута)
Давайте вернемся к началу урока. Посмотрите, как мы охарактеризовали Бирюка раньше? Изменилось ли ваше мнение о нем? Можно ли Бирюка назвать зверем? Какие слова исключим? Добавим?
9.Заключительное слово учителя.
- Итак, И.С.Тургенев показал нам внутреннюю, духовную сущность мужика: она сильна и красива умением сострадать, понимать, прощать.
Ребята, И.С.Тургенев оставил нам в наследие книгу «Записки охотника», куда и вошла повесть «Бирюк», читая которую мы получили урок человечности. Я уверена, что таких уроков в вашей жизни будет немало.
Домашнее задание:
И сегодня мне хочется предложить вам написать первые строчки вашей книги. Я предлагаю назвать её «Записки неравнодушного человека», ведь именно такими я увидела вас на сегодняшнем уроке. Могу предложить вам возможное начало. Я уверена, что вам захочется поделиться впечатлениями о ваших ощущениях, полученных после прочтения этого произведения. И быть может, эта книга станет настольной книгой вашего класса.
Жорж Санд писала о Тургеневе: «Какая мастерская кисть!... и человек большого сердца». Пусть и у вас будет большое сердце, способное на милосердие, сострадание и любовь к ближнему.
Я благодарю вас за урок. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"
Проект урока по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс
Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...