Методическая разработка
методическая разработка по литературе

Демина Людмила Васильевна

Методическая разработка (Литературно-музыкальная композиция) посвящена 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_200_let_turgeneva.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБПОУ МО «Чеховский техникум» (СП-1)

Рекомендовано методическим объединением

преподавателей

Протокол №__от «      »_________2018г.

Методист______________/Ю.А.Попова/

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященного 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева

Рассмотрено на заседании ПЦК                            

общеобразовательных дисциплин                        

Протокол №__  от «       »_________2018г.      

Председатель предметной комиссии

_____________/Л.В.Демина/

с. Новый Быт, 2018г.

Аннотация

            9 ноября 2018 года – 200-летняя годовщина  со дня рождения русского писателя-реалиста, поэта, публициста, драматурга и переводчика, Ивана Сергеевича Тургенева. Юбилей писателя внесен в список памятных дат ЮНЕСКО и признан одним из самых значимых в календаре России на 2018год.

Творчество Тургенева стало важнейшей частью не только русской, но и мировой культуры. При жизни писатель являлся членом-корреспондентом российской Императорской академии наук, почетным доктором Оксфордского университета, почетным членом Московского университета.

Материал, представленный в данной методической разработке (литературно-музыкальная композиция) содержит интересные факты из жизни и творчества великого русского писателя.

Основной целью данного внеклассного мероприятия является расширение и углубление знаний обучающихся о жизни и творчестве И.С.Тургенева, развитие интереса к русской литературе XIX века.

Методическая разработка может быть использована как во внеклассной работе, так и при проведении занятий по дисциплине «Литература».

2

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева.

(На сцене появляются 2 ведущих) (Слайд 1. 200 лет со дня рождения И.С.Тургенева))

1 ведущий: Добрый день всем присутствующим в этом зале!

2 ведущий: Мы рады приветствовать всех вас на нашем литературно-музыкальном вечере, посвященном памяти великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

1 ведущий: 9 ноября 2018г. – исполняется 200 лет со дня рождения писателя.

2 ведущий: Иван Сергеевич Тургенев  вошел в русскую литературу как великолепный мастер слова, в совершенстве владеющий богатством русского языка, создающий изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей.

1 ведущий: Какая душевная  сила, какое мужество нужны были писателю, чтобы с такой искренностью и честностью описать свою эпоху, стремясь ни на йоту не нарушить правду жизни, принося в жертву этой правде и интересы своего класса, и собственные убеждения.

2 ведущий: На книгах этого величайшего творца воспитывались поколения лучших людей нашей страны. «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать» – таково было житейское правило, определенное самим писателем. Страдания Тургенева были отражением огромной силы чувства преданности, любви бескорыстной и красивой настолько, насколько может быть красива настоящая любовь.

 (Слайд 2. Спасское-Лутовиново)

1ведущий: Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 года в Орле в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло в поместье матери Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии.

(Слайд 3. Родители И.С.Тургенева)

2 ведущий: Вырос будущий писатель в помещичьей среде, где все, что он видел вокруг себя – и более всего побои и истязания крестьян – пробуждало в нем чувства возмущения и негодования. До конца жизни не забыл Тургенев тех «уроков», которые преподавала ему – еще мальчику – его мать, властная и жестокая крепостница Варвара Петровна Лутовинова

1 ведущий: Именно мать стала прообразом деспотичной барыни из рассказа писателя «Муму»

3

(Слайд 4. Природа)

2 ведущий: В тихие летние и осенние дни в полях, окружавших деревни и села, ходил писатель, слушал, всматривался в родные русские картины. Не раз становился он свидетелем печальной истории любви крестьянской девушки к самодовольному барскому лакею, то поразится мудрости деревенских стариков. (Слайд5. «Записки охотника») Незабываемые картины и встречи глубоко трогали сердце молодого писателя, прочно запечатлелись в его памяти, а затем воплотились в цикл талантливейших рассказов «Записки охотника».

1 ведущий: Но эта книга очень встревожила правительство, так как была наполнена духом протеста против крепостного права. «Тургенев,  - писал Белинский, - зашел  к народу с такой стороны, с какой до него  к нему еще никто не доходил».

2 ведущий: Власти стали искать повод, чтобы наказать писателя. И таким поводом стал некролог, написанный Тургеневым в 1852 в связи со смертью Н.В.Гоголя. Писателя арестовали, а затем направили административным порядком в его поместье Спасское-Лутовиново.

1 ведущий: А ведь мало кто знает, что начинал Тургенев свое творчество как поэт. Быть может, у него и  не было крупного поэтического дарования, да и сам он многие годы спустя говорил, что испытывает чувство стыда при упоминании о своей поэтической деятельности. Поэтому сам Тургенев немало способствовал своему забвению как поэта.

(Слайд 6.Портрет Тургенева)

2 ведущий: Это суровое пренебрежение к своей поэзии решительно несправедливо. Под некоторыми его стихотворениями, наверное, не отказался бы поставить свое имя ни один из прославленных поэтов. Предлагаем вашему вниманию  стихотворение И.С.Тургенева «Я шел среди высоких гор». Читает студентка 11-Т группы Ли София.

Я шел среди высоких гор,
Вдоль светлых рек и по долинам..
И все, что ни встречал мой взор,
Мне говорило об едином:
Я был любим! любим я был!
Я все другое позабыл!

Сияло небо надо мной,
Шумели листья, птицы пели…
                                                                                                                                4

И тучки резвой чередой
Куда-то весело летели…
Дышало счастьем все кругом,
Но сердце не нуждалось в нем.

Меня несла, несла волна,
Широкая, как волны моря!
В душе стояла тишина
Превыше радости и горя…
Едва себя я сознавал:
Мне целый мир принадлежал!

Зачем не умер я тогда?
Зачем потом мы оба жили?
Пришли года… прошли года —
И ничего не подарили,
Что б было слаще и ясней
Тех глупых и блаженных дней.

1ведущий: Лучше всего Ивану Сергеевичу удавались картины природы: тут уже ясно чувствуется та щемящая, меланхолическая поэзия, которая составляет главную красоту тургеневского пейзажа. (Слайд 7. Природа)

(Стихотворение «Деревня» читает студент 21-М группы Кобышев Сергей)

Люблю я вечером к деревне подъезжать,
Над старой церковью глазами провожать
Ворон играющую стаю;
Среди больших полей, заповедных лугов,
На тихих берегах заливов и прудов,
Люблю прислушиваться лаю

Собак недремлющих, мычанью тяжких стад,
Люблю заброшенный и запустелый сад
И лип незыблемые тени;
Не дрогнет воздуха стеклянная волна;
Стоишь и слушаешь – и грудь упоена
Блаженством безмятежной лени...

Задумчиво глядишь на лица мужиков –
И понимаешь их; предаться сам готов
Их бедному, простому быту...
                                                                                                                                 5

Идет к колодезю старуха за водой;
Высокий шест скрипит и гнется; чередой
Подходят лошади к корыту...

Вот песню затянул проезжий... Грустный
Но лихо вскрикнул он – и только слышен стук
Колес его телеги тряской;
Выходит девушка на низкое крыльцо –
И на зарю глядит... и круглое лицо
Зарделось алой, яркой краской.

Качаясь медленно, с пригорка, за селом,
Огромные возы спускаются гуськом
С пахучей данью пышной нивы;
За конопляником, зеленым и густым,
Бегут, одетые туманом голубым,
Степей широкие разливы.

Та степь – конца ей нет... раскинулась, лежит,
Струистый ветерок бежит, не пробежит...
Земля томится, небо млеет...
И леса длинного подернутся бока
Багрянцем золотым, и ропщет он слегка,
И утихает, и синеет...

(Слайд 8. Полина Виардо)

2 ведущий: День 1 ноября 1843 года стал незабываемым для Тургенева, его представили молодой и уже знаменитой французской певице Полине Виардо, приехавшей в Санкт-Петербург вместе с 40-летним мужем. Ивана Сергеевича рекомендовали как «великорусского помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника и … плохого стихотворца».

1 ведущий: Но, несмотря на не столь лестную характеристику как поэта, Иван Сергеевич своё творчество не забросил. Конечно жаль, что стихами он перестал увлекаться, но с того самого дня для него два слова: «писать» и любить» останутся неразрывными на всю жизнь.

2 ведущий: В первый же месяц знакомства Тургенев посвятит Виардо стихотворение «В дороге», слова которого станут известным романсом «Утро туманное» (Звучит отрывок из романса) (Слайд 9. Туман)

(Слайд 10. Тургенев и Виардо)

1 ведущий: И мало кто мог подумать тогда, что молодой писатель, ставший вскоре великим русским писателем, одним из популярнейших не только в России, но и в Европе, сохранит горячую привязанность к замужней женщине, последует за ней за границу, где, в конце концов, проведет большую часть своей жизни и лишь наездами будет бывать на родине. В одном из своих писем Тургенев сравнил себя с птицей, которая два раза в год

6

совершает перелет: весной отправляется в русскую деревню, а осенью возвращается в Париж, к ней… Знакомство с Виардо продлится всю жизнь, превратившись в одну из величайших историй любви в мире... Стихотворение в прозе «Воробей» читает Сытник Алексей 21-Т группа

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

2 ведущий: Да, жизнь писателя сложилась так, что долгие годы он вынужден был находиться вдали от любимой Родины. Но ее образ он всегда носил в своем сердце. Тургенев писал: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись». Стихотворение в прозе «Русский язык» читает Александр Таскин 11-М группа

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

1 ведущий: У Ивана Сергеевича Тургенева не будет своей семьи.

Он так и не найдет ту, которая могла бы затмить Полину Виардо, и он всю жизнь будет находиться вблизи семейства Виардо, уезжая и вновь возвращаясь, путешествуя по всей Европе вместе с ними.  За границей он станет пропагандистом русской литературы, и много сделает для того, чтобы

7

родная литература приобрела мировую известность. Кроме всего прочего, он переводит за границей Гоголя, Пушкина и других русских писателей и поэтов.

(Слайд 11. Тургенев)

2 ведущий: Гуманен, добр талант Ивана Тургенева. В нем преобладает «начало любви и света». Его произведения исполнены высокой нравственной чистоты, искреннего глубокого чувства.  

(Слайд 12. Книги И.С.Тургенева)

1 ведущий: Тургенев – певец прекрасной человеческой любви. Он создал очаровательные женские образы, вошедшие в золотой фонд русской литературы под романтическим названием «тургеневских девушек»: самоотверженных, искренних, решительных, не боящихся любить...

2 ведущий: С трепетом и благоговением следит он за тем, как в сердцах его героев пробуждается, расправляет первые лепестки молодое, чудесное чувство. Этому посвящены такие его произведения, как: «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды».

1 ведущий: Стихотворение в прозе «Путь к любви» читает Филимоненков Георгий

Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, — даже презрение.

Да, все чувства… исключая одного: благодарности.

Благодарность — долг; всякий честный человек плотит свои долги… но любовь — не деньги.

2 ведущий: Тургенев был образованнейшим человеком. В свое время он окончил философский факультет Петербургского университета. Затем продолжил образование за границей, в Берлинском университете изучал философию, историю, древние языки.

1ведущий: Кстати, на рубеже XIX и ХХ веков ученые-физиологи пытались разгадать тайны гениальности, изучая мозг великих людей - измеряя объем, взвешивая, подсчитывая число извилин. Так выяснилось, что среди гениальных личностей самым большим мозгом обладал Иван Сергеевич Тургенев: его мозг весил 2кг.12 граммов, что почти на 600 граммов больше среднего веса.
2 ведущий: «Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество», - писал о Тургеневе критик Добролюбов. С присущей ему проницательностью писатель понял, что дворянство уходит с общественной арены, уступая место новым героям времени. Грустный привет прошлому шлет он в романе «Дворянское гнездо».

8

(Слайд 13. Книги «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Накануне»)

1 ведущий: Но его взор уже был устремлен к новым людям. Ярким представителем таких людей и стал нигилист Евгений Базаров из известного романа Тургенева «Отцы и дети». Это произведение наделало много шуму, разговоров и споров после своего выхода в свет.

2 ведущий: Решительные, героические натуры «новых людей» изображены Тургеневым и в романе «Накануне»

(Слайд 14. Стихотворения в прозе)

1 ведущий: Стихотворения в прозе, некоторые из которых уже были представлены сегодня вашему вниманию, стали итоговым произведением И.С.Тургенева. Они проводят нас по всем темам творчества писателя.

2 ведущий: Здесь и утверждение духовного величия русского народа, вера в его славное будущее, и преклонение перед силой красоты и искусства, и гимн всепоглощающей любви, а также мотивы грусти о прошедшем и неотвратимости смерти.

1 ведущий: Стихотворение в прозе «Нищий» читает Манченко Дмитрий 11-М группа

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

(Слайд 15. Тургенев)

2 ведущий: В последние годы жизни Тургенев был тяжело болен.

У него обнаружится рак спинного мозга. Болезнь приковала его к постели, но, превозмогая адскую боль, он продолжает писать во Франции, в Буживале,

9

и диктовать Полине Виардо свои последние произведения.

(Слайд 16. Спасское-Лутовиново. Дуб)

1 ведущий: Он часто мечтал вернуться в Россию, но, к сожалению, неизлечимый недуг не давал возможности отправиться в такое далекое путешествие. Но как Иван Сергеевич страдал, что не может увидеть любимых мест! Сбывались его давние предчувствия. 30 мая 1882 года Тургенев писал своему другу Полонскому, отъезжавшему в гостеприимное Спасское... «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу...»

2 ведущий: Стихотворение «Старуха» читает Киров Семен 21-Т группа

Я шел по широкому полю, один.
И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною… Кто-то шел по моему следу.
Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.
Я подошел к ней… Она остановилась.
— Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?
Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.
Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц… из чего я заключил, что она слепая.
— Хочешь милостыни? — повторил я свой вопрос. — Зачем ты идешь за мною? — Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.
Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.
И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.
«Опять эта женщина! — подумалось мне. — Что она ко мне пристала? — Но я тут же мысленно прибавил: — Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».
Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.
Однако я продолжаю идти… Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится… какая-то яма… «Могила! — сверкнуло у меня в голове. — Вот куда она толкает меня!»
                                                                                                                                 10

Я круто поворачиваю назад… Старуха опять передо мною… но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами… глазами хищной птицы… Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам… Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик…
«Ах! — думаю я… — эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»
«Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.
Я иду проворно… Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко… И впереди опять темнеет яма.
Я опять поворачиваю в другую сторону… И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.
И куда я ни мечусь, как заяц на угонках… всё то же, то же!
«Стой! — думаю я. — Обману ж я ее! Не пойду я никуда!» — и я мгновенно сажусь на землю.
Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.
И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!
Боже! Я оглядываюсь назад… Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой…
— Не уйдешь!

(Слайд 17. Памятник писателю)

  1 ведущий:  3 сентября 1883 года Иван Сергеевич Тургенев умер в Буживале, в пригороде Парижа. За несколько дней до кончины он завещал похоронить себя на Волковом кладбище в Петербурге. Прощаться на вокзале в Париже и на похороны писателя в Петербурге придет огромное количество людей, знавших и любивших Ивана Тургенева.

(Музыка «Лунная соната)

2 ведущий: Пройдут годы, десятилетия. Новые поколения населят землю. Они по-новому прочтут, по-новому поймут творчество Тургенева.  «Я глубоко убежден, - писал А.П. Чехов, - что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, пока существует русский язык и русский народ, Тургенева не забудут».

1 ведущий: На этом наше мероприятие, посвященное памяти И.С.Тургенева подошло к концу. Спасибо за внимание! (Слайд 18. Спасибо за внимание!)


                                                                                                                           11

Список используемых источников

  1. Литература: учебник для студентов учреждений среднего проф. образования/ Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова и др. – 12-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 656 с.
  2. Тургенев И.С. Ася. Первая любовь. Вешние воды: повести/ - Москва: Издательство АСТ, 2018. – 378.
  3. Тургенев И.С. Дым; Новь; Вешние воды; Стихотворения в прозе. М.: Худож.лит., 1981. – 608с.
  4. http//interesnyefakty.org
  5. http//wikipedia.org
  6. http//tyrgenev.org.ru

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...