Спешите делать добрые дела. А.Платонов "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
На уроке мы будем говорить об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platonov._yushka._speshite_delat_dobrye_dela.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План открытого урока в 7 классе
«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П.Платонова «Юшка».
Обучающая: развивать навыки анализа литературного произведения
Развивающая: формировать толерантное отношение к окружающим, помочь ребятам обнаружить противоречие между видимой внешностью и сущностью героя
Воспитательная: показать детям ценность жизни человеческой.
Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может…..? (совершить зла)
Ю.Никулин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
Ребята, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдём в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ «Юшка».
Тема урока: «Спешите делать добрые дела»
А цель попробуйте сформулировать самостоятельно.
3. Проверка Д\З.
1. Проверить составленные тесты.
2. Что мы узнали о внешности героя, его занятии.
Рассказ ученика по таблице.
Видимость | Сущность |
- в руках у него было мало силы; - старый человек; - внешне неприметен; - мал ростом и худ; - сморщенное лицо с редкими волосами. | - Тяжело болен (туберкулёзом); - Не так уж стар, скорее слаб, болен – кажется старше; - Не любил «выделяться»; - Сутулился ещё – привычка «спрятаться» от людей; - Мало ел, собирал деньги, чтобы поддерживать приёмную дочь («стол без чаю и сахару»); |
- Главное, глаза - белые глаза, как у слепца, в них слёзы. | |
- одежда: много лет одно и то же, без смены; - работа подручного у главного кузнеца; - первым приходит на работу и последним покидает её. | - Купить не на что, да и – незачем, он же Юшка; - Незначительная, незаметная, малооплачиваемая, но необходимая; - Необыкновенная честность, порядочность – сделать до конца всё, что сказали, и сделать хорошо. |
Работа с портретом.
- Осталась незаполненной 2 строчка. Есть хорошее выражение: Слепец со зрячим сердцем – зрячие со слепыми сердцами. О ком так можно сказать?
Ответ: Слёзы в глазах Юшки – это плачет его душа. Но он никому не жалуется, никого не обижает. Наоборот, его все обижают. Запись в тетрадь: Глаза – зеркало души. Значит, это плачет его душа.
4. Новая тема.
Анализ взаимоотношений детей и взрослых.
Как к Юшке относятся дети? Проверка группового задания задания.
1 группа готовит о детях, 2 – готовит о Юшке.
Дети | Юшка |
…переставали играть, бежали, кричали …поднимали ветки и бросали… …снова бросали, трогали и толкали …опять толкали и кидали комья земли …сильнее толкали… кричали вокруг Юшки …делали слишком больно РАДОВАЛИСЬ | …ничего не отвечал и не обижался …шёл тихо и не закрывал лицо …шёл и молчал …не трогал и не отвечал …говорил РАДОВАЛСЯ |
Антитеза в поведении героев.
Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый – РАДОВАЛИСЬ. Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей и Юшки.
- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его…)
- Каким предстаёт перед вами Юшка? А дети?
Дети | Юшка |
Злые, жестокие, грубые. | Добрый, терпеливый. |
- Внимание! А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя незримым свидетелем того, как «…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него». Как бы поступили вы?
- А как относились взрослые к Юшке? (Плохо. Они очень жестокие люди)
- Почему Юшка не обижался на взрослых? (Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое).
Счастливые мгновения в жизни Юшки. (использование дублёра)
О счастливых мгновениях жизни с нами поговорит Ямаева Мария.
- А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки? (Это минуты, проведённые на природе).
Выразительное чтение отрывка учеником. Показ слайдов. Вопросы ученика.
- Что нового мы узнаём о Юшке? (очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой)
- Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? (Олицетворения – рождающиеся, умирающие, бормочущие; эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух).
- Как часто бывал наедине с природой? (Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учёбу)
- Каким здесь показан Юшка? (добрый, жалостливый, бескорыстный, заботливый, чуткий к чужому несчастью человек)
Последний год Юшки.
- Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший? (Весёлому прохожему)
-Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?
Прохожий | Юшка |
Толкнул Юшку и ушёл домой пить чай. | Упал и более не шевелился. |
Каким предстаёт прохожий? | Каким предстаёт Юшка? |
Жестокий и чёрствый человек. Даже зверь. | Жил тихо и умер тихо, незаметно. |
Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек.
Зачитывается сцена похорон. (Музыка)
- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? (Потому, что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело – творить добро)
-Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача?
Ответ: Глаза. Она видела перед собой пример великодушия, отеческой заботы, самопожертвования. Этим примером был Ефим Дмитриевич, душа которого переполнена состраданием, заботой о тех, кто, по его мнению, больше нуждался в них, чем он сам.
5. Домашнее задание.
Написать письмо-покаяние Юшке от лица односельчан.
6. Подведение итога. Составим синквейн.
Юшка
добрый, заботливый, чуткий
любит, заботится, помогает
он страдал на земле
Милосердие.
7. Обращение к эпиграфу:
Закончите слова Ю.Никулина «…. совершить зла».
8. Сообщение о Ксении Петербургской.
9. Встреча с соцработниками.
10. Стихотворение А.Я. Яшина «Спешите делать добрые дела»
11. Подарок гостям – открытки с высказываниями известных марийских писателей, поэтов, актёров о доброте.
- Откуда в нас такая доброта? Валентин Колумб.
- Без доброго дела не может быть радости, душевной чистоты. Ким Васин, Александр Александров.
- Доброту в землю не спрячешь. Альбертина Иванова.
- Доброта к доброте тянется. Альбертина Иванова.
- Человек бесследно не проходит, доброе сердце всегда памятно. Альбертина Иванова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...
Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."
Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела». Цели: 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...
Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".
Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...
Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"
Урок доброты, посвященный 80-летию со дня рождения Ш.А. Амонашвили в 8 классе “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой) Цель урока ...
Социально-педагогический проект "Спешите делать добрые дела"
Весенняя Неделя Добра – ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля. Общероссийская программа мероприятий Весенней Не...
Классный час "Спешите делать добрые дела!"
Классный час для учащихся 5-6 классов разработан в соавторстве с Папко П. и Шутовой Е.В....
Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"
Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....