открытый урок по литературе " Герои земли русской" по стихотворению Лермонтова " Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
урок литературы по стихотворению Лермонтова " Бородино" содержит разные виды работ учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 56.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: Герои земли русской ( по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»).
Недаром помнит вся Россия про день Бородина
М. Ю. Лермонтов
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Цели урока:
1. Образовательные:
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
2. Развивающие:
-показать отражение темы “Отечественная война 1812 года” в различных видах искусства.
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
3. Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве.
-Воспитывать любовь и уважения к великому прошлому России.
- воспитание патриотических чувств на основе произведения (литература, музыка, ИЗО).
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
1. Личностных:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
2. Метапредметных:
- регулятивных:
постановка учебной задачи; умение работать в группе;
- познавательных:
использование различных источников информации;
- коммуникативных:
умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3. Предметных:
- освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.
Виды деятельности:
-познавательная деятельность;
- беседа;
- развитие навыков выразительного чтения;
- работа с репродукциями картин;
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор; компьютер; экран,
- компьютерная презентация «Бородино»;
Музыка Чайковского « Увертюра 1812 года»
Ход урока:
- Мотивация
.Добрый день!
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
А чтоб урок пошел каждому впрок,
Активней включайся в работу, дружок! ( слайд 1)
- Актуализация знаний. ( слайд 2)
- С жизнью какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?
( Давайте вспомним и соберем корзину биографических фактов о Лермонтове)
- Посмотрите на эту иллюстрацию, что на ней изображено? ( слайд 3)
-как эта иллюстрация может быть связана с нашим уроком? ( на ней изображена битва и мы прочитали стихотворение « Бородино» ,где также рассказывается о Бородинском сражении)
- О чем повествует нам автор, о каких событиях?
- Можно ли участников этого сражения назвать героями?( Да, можно. Ведь они сражались до последнего, не жалея своей жизни)
- Как бы вы озаглавили наш Урок? ( ответы Детей)( Слайд4)
-О чем бы вы хотели поговорить на уроке ? Какие цели вы бы поставили?
( Хотелось бы поговорить о подвиге, чести и доблести русских солдат. О чувстве патриотизма. Узнать некоторые исторические сведения)
Учитель:
Сегодня мы постараемся ответить на многие вопросы, сделать выводы, поразмышлять.
В жизни каждого человека есть события, которые он помнит. Как вы думаете, в жизни страны есть такие события? А какие это события? Может ли битва при Бородино считаться таким событием? А почему? Главный вопрос, на который мы сегодня постараемся ответить:
Проблема на урок. -«Почему вся Россия «помнит про день Бородина
2. Вступительное слово учителя
Тема подвига русского народа волновала и волнует наших писателей и поэтов. Теме подвига героизму русских солдат и посвящается наш урок.
3. Литературная разминка
(Учитель читает предложения , а ученики должны подобрать подходящее по смыслу слово)
А) Закроем глаза и представим себе, что это стихотворение о страшной ____войне
Б) Оно об одном очень страшном сраженье, возьмем себя в руки и прочь все _ сомненья.
В) Мы встанем всем миром на всей территории, продолжим урок, обратимся к _ истории.
3. Организация и самоорганизация.
Слово учителя.
Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям - это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена. Произведением, описавшим события 1812 года, стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». ( слайд 5)
Стихотворение было написано в 1837 году к 25-летней годовщине Бородинского сражения
- А что вы знаете о Таком сражении?
Ваш одноклассник Эрмиль Кирилл заранее получил задание и подготовил для вас сообщение о Бородинском сражении. Давайте послушаем его. ( слайд 6-10)
Ученик: 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. . Он говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.
Во главе русской армии назначен Михаил Илларионович Кутузов, полководец, имя которого с уважением произносили по всей стране.
Михаил Илларионович принял решение найти удобную позицию для генерального сражения – 124 километра от Москвы, близ села Бородино.
. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено.
4. Словарная работа. (слайд11)
Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.
Сейчас мы будем слушать стихотворение "Бородино”.
Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, потому что прошло 200 лет с того времени.
кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;
булат – оружие булатной стали, сабля;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
улан, драгун – солдаты конных полков;
редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;
картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;
бивак – стоянка войск под открытым небом;
5. Выразительное чтение стихотворения. Давайте обратимся к тексту.
А) (Звучит торжественная увертюра “1812 год”. Музыка П.И. Чайковского).
Б)) инсценировка ( два ученика- старый солдат и молодой)
В) чтение актером или учителем ( в это время показываются иллюстрации к стихотворению)( слайд 19-27)
6. Беседа с учениками по тексту стихотворения “Бородино”. (вопросы у каждого на парте)
Спасибо большое нашим артистам Кириллу и Ивану. Текст читал артист Михаил Казаков
– Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?( чувства долга, Чувство гордости за свой народ и за свою Родину).
– О каком событии рассказывается в стихотворении?
– Какова его тема? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).
- От чьего имени ведется повествование?
-Как называет солдат своих однополчан? ( богатыри) А почему он их называет Богатыри?( отличаются силой духа)
– Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.
7. Работа в паре( составить интеллект- карту- какими качествами охарактеризуете русскую армию, приводя цитаты)
8. Физкультминутка:Потрудились-отдохнем
Встанем-глубоко вздохнем
Руки в стороны.вперед
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать
Руки вверх вам всем поднять
Плавно руки опустили
Всем улыбки подарили
9. Исследование текста
- Найдите описание боя.
_ какой был бой ? ( трудный, тяжелый)
- А какими художественными средствами достигается это?
Какие звуки помогают представить картину боя? (Как называется этот прием?)
Какая часть речи доминирует в этом эпизоде? (Глагол)
- С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат).
Назовите глаголы, которые позволяют поэту показать битву в динамике (в движении). ( Носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди)
- Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя? («звучал булат», «картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»)
-Какие художественные средства использует автор для описания тяжелого боя?
Заполнить таблицу ( Для слабых ребят, средства уже написаны)
1. сравнения: ( Носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди)
2.Эпитеты:
3. олицетворения:
4. Гипербола: « и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел»
5.Звукопись:
Исследовали текст с литературной точки зрения
Слово учителя.
После Бородинского сражения Наполеон сказал: «Еще ни в одном сражении мы не потеряли столько офицеров и генералов. Из 50 данных сражений в битве под Москвой наши войска проявили наибольшую доблесть и добились наименьшего успеха, а русские заслужили право быть непобедимыми». Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».
В самый ответственный момент нашей истории люди проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество, сумели не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.
Вернемся к проблемному вопросу
Проблема на урок . Почему вся страна помнит про день Бородина?
Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение? ( Это подвиг наших солдат в Бородинском сражении)
4. Рефлексия.
Слово учителя:
Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.
- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений? (Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу).
- Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? (Чувство гордости за свой народ и за свою Родину
- Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? (Произведения актуальны, потому что тема защиты Родины - всегда актуальная тема).
-Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?
Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? (Ответы детей).
-А если бы действительно на Россию напали враги, вы бы стали защищать свою Родину?
Действительно так. Через полтораста лет Москва снова окажется под угрозой, и потомки «богатырей», вдохновленные словами Лермонтова, отдадут свои жизни, но не подпустят врага к столице. Это солдаты, которые отдали свои жизни в борьбе с фашизмом.
Вывод:
В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.
Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!
_ Что вы сегодня узнали на уроке?
- Чтение стихотворения собственного сочинения « Думы о Лермонтове»
Составить синквейн
По теме :
Солдаты
Мужественные. Отважные
Сражаются, умирают, Защищают
Отстояли Москву от врага
Герои.
Домашнее задание:
- Отрывок наизусть ( рисунок к понравившемуся эпизоду)
- Заполнить таблицу цитатами
Карточка № 1
Качества русского солдата в стихотворении « Бородино» | |
| Уж постоим мы головою за Родину свою |
| Не смеют, что ли, командиры |
| Вам не видать таких сражений |
| Да, были люди в наше время Богатыри- не вы |
| Умрём же под Москвой… |
Тест по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»
1.Где родился М.Ю.Лермонтов?
А) в Москве
Б) в Петербурге
В) в Казани
2.В каком году написано стихотворение «Бородино»?
А)1840
Б)1837
В) 1812
3.К какой годовщине оно написано?
А ) 45-летию
Б) 5-летию
В) 25-летию
4.О каком сражении в нём рассказывается?
А) Курском
Б) Бородинском
В) Ледовом
5. Кто рассказывает о сражении?
А) Солдат- артиллерист
Б) генерал
В) молодой солдат
6.На какой день состоялось сражение?
А) на 1
Б) на 2
В) на 3
7.Продолжите строку: «У наших ушки…»
В) как лягушки
Б) на макушке
В) на верхушке
8.Чем был сражён полковник?
А) копьём
Б) булатом
В) стрелой
9. К чему были готовы русские солдаты на следующий день после сражения:
А) укреплять позиции
Б) бой затеять новый
В) отступить
10.Каким чувством проникнуто стихотворение?
А) Любовью к Родине, товарищам, гордостью за русскую армию
Б) Осуждением русской армии, оставившей Москву.
В) Гордостью за французскую армию и её главнокомандующего
Таблица №3 для учителя
Метафоры | Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел | Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв |
Сравнения | Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди | Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его |
Восклицательные предложения | Недаром помнит вся Россия про день Бородина! | помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью |
Эпитеты | Удалый бой Протяжный вой |
Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве. | 3 строфа: Мы долго молча отступали, |
Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587. | 4 строфа: И вот нашли большое поле: |
До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут. | Строфа 6: Два дня мы были в перестрелке… |
В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению | Строфа 7 Прилег вздремнуть я у лафета… |
на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение. | Строфа 8: И только небо засветилось, |
Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции. | Строфа 13: Вот смерклось. Были все готовы |
Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.
Анализ художественных средств стихотворения.
Но чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).
Карточка № 2
Сравнение | |
Метафора, Олицетворения | |
Эпитет | |
Восклицательные предложения |
Цитаты из исторической справки | Цитаты из стихотворения |
Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве. | |
Да , и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587 | |
на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение. | |
Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции. |
Цитаты из исторической справки | Цитаты из стихотворения |
Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве. | |
Да , и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587 | |
на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение. | |
Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции. |
Кто он? | Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий |
Возраст | 45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад |
Внешний облик | Седые волосы, усы, может, шрамы |
Манера держаться | Спокойно, с достоинством, гордится прошлым |
Особенности речи | Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит "я” и "мы” |
Характер | Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей |
Закрыв глаза и окунувшись в прошлое
Пытаюсь я его себе представить.
Поэта сильного и духом мощного,
Чей юбилей негоже не прославить.
Какой он наш поэт? Отважный , смелый
И с юности талантливый. Умелый.
Творенья вереницею рождая,
Души кусочек оставляя в них,
Наш Лермонтов живет, мужая.
Историю вплетая в стих.
Дуэль с Мартыновым- как глупо это!
Мгновенье – вот и нет поэта!
Сегодня 205 с рождения его,
Стихи его читаются повсюду,
От них конечно на душе светло
И грустно, откровенной буду.
И в столь короткий срок отрезок жизни
Он увенчал таким количеством стихов.
Наследие поэта так дорого Отчизне
Он – Гений фраз! Стихосложенья- Бог!
Качества русского солдата в стихотворении « Бородино» | |
1. Патриотизм | |
2.Решительность | |
| |
| |
| |
Качества русского солдата в стихотворении « Бородино» | |
1. Патриотизм | |
2.Решительность | |
| |
| |
| |
Качества русского солдата в стихотворении « Бородино» | |
1. Патриотизм | |
2.Решительность | |
3.Мужество | |
4.Гордость за солдат | |
5.Воинское братство | |
Карточка № 2
Сравнение | |
Метафора, Олицетворения | |
Эпитет | |
Восклицательные предложения |
Карточка № 2
Сравнение | |
Метафора, Олицетворения | |
Эпитет | |
Восклицательные предложения |
Карточка № 2
Сравнение | |
Метафора, Олицетворения | |
Эпитет | |
Восклицательные предложения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение Лермонтова "Бородино" (компьютерная презентация)
Данная презентация содержит несколько разделов:1. Историческая справка (коротко о Бородинском сражении)2. Словарь терминов к стихотворению.3. Текст стихотворения.4. Вопросы и задания.Все разделы сопро...
интегрированный урок истории и литературы по стихотворению Лермонтова "Бородино"
Интегрированный урок (пара) в 5 классе, сопровождающийся презентацией, содержит историческую основу произведения, обучение анализу текста. Урок представлен в виде технологической карты....
Открытый урок по литературе в 5 классе по теме:" БОРОДИНО"
Знакомство учащихся с содержанием баллады "Бородино". Развитие умения анализировать текст, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. Воспитание в растущем человеке таких духовн...
Открытый урок по литературе в 5 классе по теме:" БОРОДИНО"
Знакомство учащихся с содержанием баллады "Бородино". Развитие умения анализировать текст, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. Воспитание в растущем человеке таких духовн...
УРОК - ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "БОРОДИНО" (открытый урок по литературе в 5 классе, по уч. программе Коровиной В.Я.)
В материлае предствелны разработки к открытому уроку по литературе в рамках семинара "Современный урок: методы и технологии": конспект урока, презентация,...
открытый урок по литературе " Герои земли русской" по стихотворению Лермонтова " Бородино"
урок по ФГОС, с использованием разных технологий...
Художественный образ героического подвига в стихотворении Лермонтова «Бородино»
Урок по теме «Художественный образ героического подвига в стихотворении Лермонтова «Бородино»...