Художественный образ героического подвига в стихотворении Лермонтова «Бородино»
презентация к уроку по литературе (5 класс)
Урок по теме «Художественный образ героического подвига в стихотворении Лермонтова «Бородино»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borodino.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Художественный образ героического подвига в стихотворении Лермонтова «Бородино»
Цели урока:
1. Образовательные:
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы:
.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательный интерес обучающихся
- расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
3. Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
- воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Что мы изучали на прошлом уроке?
Кто написал стихотворение «Бородино»?
Какому историческому событию посвящено стихотворение «Бородино»? (слайд1-2)
Слово учителя:
- Да, ребята, это история нашей страны, нашего народа, мы должны знать ее. Сегодня на уроке мы с Вами совершим путешествие на знаменитое Бородинское поле. А лучше узнать об этом нам поможет М.Ю.Лермонтов и его замечательное стихотворение.
2. Историческая справка. Сообщение учителя.
12 июня 1812 года огромная армия французов вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 124 км от Москвы, произошло главное сражение Отечественной войны.
Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов.
Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы.
Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага. «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу» – таков был приказ. Потери русских составили 45 тысяч человек. Французы потеряли от 50 до 58 тысяч. В резерве русских сохранилось не более 5 тысяч, а у французов – вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было бессильным. Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило дух наполеоновской армии, пошатнуло её уверенность в победе. И прав был генерал Ермолов, говоря: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».
История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.(3-15 слайды)
3. Словарная работа.
В стихотворении встречается очень много трудных, незнакомых слов. Давайте вспомним и посмотрим какие.
Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя.
Мусью – сударь, господин (обращение к французу).
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.
Лафет – Боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
Бивак – стоянка войск под открытым небом.
Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи.
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки.
Улан, драгун – солдаты конных полков.
Басурманы – люди другой веры, иноземцы, враги.
Мы с вами ходили в музей на выставку «Героям Отечественной войны посвящается…». Вспомните, что вы там видели.(16-26 слайды)
Ребята , мы с вами ходили в музей. Давайте вспомним, что мы там видели. (27-34 слайды)
4. Физкультминутка.
Сейчас мы немножко отдохнем и будем разгадывать кроссворд.
- Кто написал стихотворение «Бородино»?
- Как звали главнокомандующего русской армии?
- Оружие из булатной стали?
- Кто напал на Россию?
- Кто победил в этом сражении?
- Где произошло главное сражение?
- Кто был главнокомандующим французской армии?
- Как называлась стоянка войск под открытым небом? (35 слайд)
5. Инсценирование диалога старого и молодого солдата.
- Итак, ребята, представьте, что мы попали в далёкое прошлое, в1812 год.
(Выходят два ученика и читают диалог “Скажи-ка, дядя ...” до слов: “Не отдали б Москвы”)
6. Работа с текстом стихотворения.
-Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
-Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Вопросы и задания:
1. От чьего имени ведется рассказ?
От лица старого солдата, который был участником сражения.
2. Каким Вы его представляете, судя по портрету?
Храбрый, бравый воин, о чем говорят ордена на груди.
3. С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения?
С богатырями. (36-38 слайды)
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
Вопросы и задания:
Какое настроение было у солдат во время отступления?
Им «досадно было, боя ждали, ворчали старики».
Солдаты рвутся в бой, они хотят расправы с врагом.(39-40 слайды)
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Вопросы и задания:
- И вот мы на поле боя в с. Бородино!
- Какое орудие используют русские солдаты в бою?
- Пушка, в стихотворении много раз о ней говорится
-Что чувствовал солдат, когда готовил свою пушку к бою?
-“Забил снаряд я в пушку туго…/ За Родину свою!”(41-43 слайды)
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Вопросы и задания:
Почему рассказчик удивляется, что прошли два дня, а бой не начинается?
Он не понимает, почему тянут время. Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. Поэт показывает, что все участники сражения без исключения объединены этим чувством - защищать свою Родину до последней капли крови.(44-45 слайды)
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Вопросы и задания:
Лагерь был, тих. Солдаты к предстоящему бою относятся по - деловому, спокойно. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем.
- А почему ликовал француз?
- Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее.(46-47 слайды)
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Вопросы и задания:
И вот наступает утро. Солдаты уже в строю. Перед нами полковник, который обходит строй.
- Что мы о нём знаем?
- “Полковник наш рожден был хватом”
- Что означают эти слова “рожден был хватом”?
- Cильным, смелым, отважным, ловким.
Как вы понимаете, словосочетание “Отец солдатам”?
По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой.(48-50 сдайды)
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,….
……..Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Вопросы и задания:
Солдаты дождались боя. Какое у них настроение?
Героическое. Для всех главное одно - победа.(51-55 слайды)
7. Вывод:
В своем стихотворении М.Ю.Лермонтов показал любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны 1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый трудный момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.(57 слайды)
А сейчас посмотрите какие еще есть музеи, посвященные бородинскому сражению.(58-63 слайды)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"
Разработка урока по литературе в 6 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....
Стихотворение Лермонтова "Бородино" (компьютерная презентация)
Данная презентация содержит несколько разделов:1. Историческая справка (коротко о Бородинском сражении)2. Словарь терминов к стихотворению.3. Текст стихотворения.4. Вопросы и задания.Все разделы сопро...
интегрированный урок истории и литературы по стихотворению Лермонтова "Бородино"
Интегрированный урок (пара) в 5 классе, сопровождающийся презентацией, содержит историческую основу произведения, обучение анализу текста. Урок представлен в виде технологической карты....
Урок по литературе в 5 классе. Тема: Содержание и художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова....
открытый урок по литературе " Герои земли русской" по стихотворению Лермонтова " Бородино"
урок по ФГОС, с использованием разных технологий...
открытый урок по литературе " Герои земли русской" по стихотворению Лермонтова " Бородино"
урок литературы по стихотворению Лермонтова " Бородино" содержит разные виды работ учащихся...