интегрированный урок истории и литературы по стихотворению Лермонтова "Бородино"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Интегрированный урок (пара) в 5 классе, сопровождающийся презентацией, содержит историческую основу произведения, обучение анализу текста. Урок представлен в виде технологической карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse_avtosohranennyy.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5 классе
Дата: 11.12.12.
Учителя: Большакова Н.Ю.(литература), Эпова Т.В.(история)
Тема урока: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Историческая основа произведения.
Вид урока: интегрированный (литература и история)
Тип урока: изучение нового
Оборудование: учебник литературы (текст), портрет поэта, ноутбук, мультимедиапроектор, опорная схема («Этапы сражения»), значки для оценивания (юбилейные эмблемки и пёрышки).
Цели урока:
1). Познакомить со стихотворением Лермонтова «Бородино» и историей его создания.
2). Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, о Бородинском сражении и его роли в ходе войны.
3).Определить авторское отношение к изображённым событиям.
4). Совершенствовать умение работать с поэтическим текстом, используя начальные навыки анализа текста.
5). Развивать познавательный интерес, умение делать выводы.
6). Показать взаимосвязь литературы и истории.
7).Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за нашу историю, чувства истинного патриотизма.
Задачи урока: определить, в чём состоит историческая основа произведения; увидеть в стихотворении, как автор передаёт своё отношение к изображаемому событию.
Основной метод: метод творческого чтения
Формы работы учащихся и с учащимися:
словесное рисование, лексико-орфографическая работа, выразительное чтение фрагментов, самостоятельная работа по тексту, индивидуальная работа (сообщение), работа в парах, эвристическая беседа, работа с картой и другие.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя литературы | Деятельность учителя истории | Деятельность учащихся | Сопро- вождение (слайды и другое) |
Оргмомент | Проверка готовности к уроку, перекличка, сообщение о системе оценивания: за каждый правильный ответ – жетон (от учителя истории – эмблемка юбилейной даты 200-летия победы в 1812 году, от учителя литературы – пёрышко) | Демонстрация готовности к уроку | ||
Актуализация | - Ребята, у вас на столах учебники литературы, а занимаемся мы в кабинете истории и вместе с учителем истории. Обратите внимание на слайд. Чей портрет вы видите? О чём вам говорят даты 1812-2012? Запишите тему урока. | Наблюдают за изображением, отвечают на вопросы, записывают тему. Рассматривают эмблему, описывают изображённое на ней. | Слайд 1 Портрет М.Ю. Лермонтова. | |
Предлагает рассмотреть изображение на эмблеме. Переходит к тому, что литература тесно связана с историей, и некоторые события художественно отражаются в произведениях писателей и поэтов. | Юбилейная эмблема | |||
Опорное пов-торение | Предлагает повторить некоторые понятия: война, сражение, историческая карта | Дают толкование слов-понятий. | Слова записаны на доске | |
- А мы обратимся к поэзии. Как вы отличаете стихотворную речь от эпической? Что такое композиция? Диалог? | ||||
Углубление известных знаний | - Автор в своём творчестве неоднократно обращался к теме войны, к истории России. В частности – к теме Бородинского сражения. Почему – узнаем из сообщения Лены. После прослушивания: - В каком году было написано стихотворение? (предлагает посчитать, через сколько лет и объяснить причину написания) | Учащаяся даёт краткое сообщение о том, какие факты из его биографии повлияли на интерес к теме, с какими людьми, имеющими отношение к событию, он был знаком. Остальные слушают. Делают вывод, что к 25-летию было написано стихотворение, к юбилею битвы. | Некоторые репродукции с картин времени жизни поэта, детских лет, репродукции с изображений родных мест Лермонтова. (в учебнике и с альбома «Жизнь и биография М.Ю. Лермонтова) | |
Физкультминутка «В атаку!» - импровизация марша | ||||
Историческая справка | Демонстрирует презентацию и сообщает исторические данные об этапах Бородинского сражения, ходе боя, особенностях войск, оружия, о командовании. | Наблюдают изображения на слайдах и прослушивают сообщение учителя, включаются в попутную беседу. | Слайды 2-16 Этапы сражения – на бумаге крупно. | |
Знакомство с текстом стихотворения | - Вы узнали об исторической основе произведения. Прослушайте теперь текст и представьте всё то, что слышите. Обратите внимание на особенности речи, настроение стихотворения, авторское отношение к тому, о чём он пишет. (читает стихотворение в сопровождении слайдов к стихотворению) | Прослушивают стихотворение, наблюдают за особенностями ритма, языка произведения, определяют непонятные слова, рассматривают на слайдах иллюстрации. | Слайды 17-30 | |
Беседа по содержанию текста (осмысление) | - Понравилось стихотворение? Какие картины особенно запомнились? Как вы думаете, почему? - Что представляет собой стихотворение: диалог или монолог? Докажите. - Кто беседует? (поясняет, что «дядя» - это не родственник, это обычное обращение к человеку взрослому от лица молодого) | Высказывают свои впечатления, дают вольный пересказ эпизодов, отвечают на вопросы. | Учебник с текстом и иллюстрации к произведению | |
Лексико-орфографическая работа | Предлагает описать рассказчика. Задаёт вопросы о том, чем занимался он во время войны, как он представлен в произведении, какие детали говорят о том, что он был артиллеристом. Предлагает обратить внимание на слова, которые имеют отношение к военному делу. Даёт объяснение некоторым словам, демонстрируя слайды: редут, кивер, лафет, уланы, драгуны, артиллерист и другие | Работают по тексту с поиском деталей, занимаются словесным рисованием. | Текст, слайды 32-38 | |
Сообщает о том, эти слова называются историзмами. Предлагает подумать, почему. Просит записать слова, подчеркнуть в них безударные гласные, которые надо запомнить | Объясняют, что такое историзмы. Записывают слова в тетрадь, на доске – подчёркивают безударные гласные (по одному), в слове артиллерист – удвоенные согласные | Список слов на доске | ||
Первичное обобщение (по итогам 1 урока) | Предлагают ответить на вопрос о том, что нового узнали на уроке. Нацеливает на задачи следующего урока: практическая работа по тексту. | Сообщают о том, что познакомились со стихотворением «Бородино», исторической основой произведения, с историзмами, с фактами из биографии поэта, повлиявшими на желание создать «Бородино» | ||
Физкультминутка – «Привал» | ||||
Практическая работа с текстом (анализ некоторых художественных особенностей произведения) | 1) Раздаёт вопросы по тексту – по одному на каждую парту, даёт время для поиска ответов – через содержание, сотрудничая, обсуждая друг с другом варианты ответов. 2)Проводит опрос по заданиям, данным для самостоятельной работы. 3)Предлагает определить композицию стихотворения | 1)Работают самостоятельно в парах. 2)Отвечают по заданиям 3)Разбивают текст на части, пользуясь опорной записью с доски. | Учебник с текстом. Этапы сражения – крупно- на доске. | |
Проверяет работу учащихся по композиции текста. | Зачитывают фрагменты в соответствии с делением на части. | |||
Обобщение | Предлагает подумать над тем, что было главным на уроках, какие выводы по теме после первого знакомства с произведением можно сделать. | Делают вывод о том, что автор художественно представил Бородинское сражение в стихотворении, не отступив от исторической правды, сохранив этапы сражения, соединив и повествование, и описание. | ||
Рефлексия | Предлагают посмотреть количество набранных жетонов, выполнить самооценку из расчета: 1-2 жетона – «3», 3-4 жетона – «4», больше – «5» | Выполняют самооценку, ставят в дневники оценки. | ||
Домашнее задание | Отрывок наизусть в соответствии с делением на части | Подготовить дополнительный материал на внеклассное занятие. | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."
На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...
Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".
Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...
Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг.(разработка интегрированного урока истории и литературы для 11 класса).
интегрированный урок истории и литературы...
Интегрированный урок (история и литература) по теме: "ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX вв до н.э"
Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувс...
Интегрированный урок (французский язык + литература): Перевод стихотворения Поля Верлена «В моём сердце плачет» - Paul Verlaine "Il pleure dans mon cœur...."
Интегрированный урок по переводу стихотворения Поля Верлена «В моём сердце плачет» включает в себя предварительную работу на уроках французского языка и литературы. На уроке французского языка...
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...
Интегрированный урок история и литература Тема урока «Гроза 1812г.»
Цели урока:- образовательная - систематизировать знания учащихся и создать целостную картину событий войны 1812 года; - развивающая – способствовать развитию у учащихся логическ...
Комментарии
Интересный урок! Спасибо,
Интересный урок! Спасибо, Надежда Юрьевна
Здравствуйте, Наталия
Здравствуйте, Наталия Алексеевна!Спасибо за отклик. Если мои работы приносят пользу коллегам, значит, я не зря работаю! Вам успехов!