Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.
план-конспект урока (8 класс) на тему
Данная разработка может быть использована как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы "Классицизм 18 века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moler.zip | 14.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе
Тема : «Мещанин во дворянстве»-комедия эпохи классицизма
Цель: Проанализировать особенности жанра , композиции, систему образов, художественных приемов в комедии Мольера. Обобщить знания о классицизме; воспитывать интерес к драматургическим произведениям, театральному искусству, творчеству Мольера. Развивать монологическую речь, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование к уроку:
- портрет Мольера
-иллюстрации к пьесе
- афиша
- музыкальное сопровождение к уроку (Штраус сюита «Мещанин во дворянстве»)
Ход урока
Слово учителя (звучит музыка)
Ребята, попробуйте прислушаться к звукам музыки, и они расскажут вам о том, как жила Франция 17 века. Обратите внимание на иллюстрации и представьте себе роскошный дворец, богатых господ в пышных париках, великолепные наряды дам и особого покроя костюмы кавалеров.
-Появляются две девушки в пышных платьях того времени, разговаривающие между собой на французском языке.
Учитель просит прислушаться присутствующих к их диалогу.
Учитель: Надеюсь, что вы поняли , о чем разговаривают эти две прекрасные дамы-сегодня в театре идет пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве». И наш сегодняшний урок-это тоже маленький театр, где мы будем играть, беседовать об увиденном и услышанном, учиться искусству слова у великого драматурга.
В тетради ребята записывают тему урока и эпиграф
Учитель : Т.к. с биографией Мольера мы знакомились на пошлых уроках, то сегодня всецело будем говорить о пьесе.
? Дайте определение слову «пьеса».
? Вспомните, когда анализируем произведение, какие составляющие рассматриваем (по ходу ответов ребят, на доске появляется схема)
- литературное направление
-жанр
-композиция
-сюжет
-конфликт
-герои
-тема, идея
-смысл названия
? С чего следует начинать (с литературного направления).
? Назовите, какое литературное направление господствовало во Франции в 17 веке (классицизм).
? Дайте определение этому понятию
? Назовите основные черты классицизма (по ходу ответов учащихся учитель открывает черты классицизма, написанные на доске, но закрытые от учащихся).
а) культ разума;
б) деление на три стиля литературных жанров;
в) деление герое на отрицательных и положительных;
Продолжаем работу над пьесой (групповая работа).
Каждая группа по жребию выбирает задание (см. приложение 1):
Общее задание – определить характерные черты классицизма и особенности драматургии Мольера по конкретному вопросу (ребята в группах работают в течение 10 минут)
Выступление групп, защита работ.
Учитель подводит итог работы:
«Мещанин во дворянстве» - это классическая комедия. Новое, что внес Мольер-комедия-балет, название пьесы отражает тематику произведения, комедия состоит из 5 действий – как в классической комедии, есть две сюжетные линии, любовный и социальный конфликт, идея комедии заключена в словах Клеонта, которые используются на уроке в качестве эпиграфа.
Учитель обращает внимание учащихся на цветок, на котором остался не разобран один лепесток с героями пьесы. Ребятам предлагается изучить афишу к пьесе.
? Выполняется ли требование классицизма в комедии по делению героев на положительных и отрицательных. (рассуждая, ребята говорят о том, что у каждого героя есть как +, так и – черты).
? К каким героям можно отнести господина Журдена
(учитель слушает ответы учеников, после чего предлагает познакомиться с героем поближе, чтобы ярче представить этот персонаж)
Встречайте, господин Журден и учитель философии
В класс входят два ученика, один из которых одет в черную мантию - учитель философии, другой - господин Журден в цветном костюме. Ребята разыгрывают сценку из комедии - урок философии.
? Какие качества характера Журдена высмеивает Мольер в этом эпизоде
Работа в группах (ученики получают задание проанализировать эпизод и ответить на вопрос «Каким предстает Журден») (см. приложение 2)
Заслушиваются ответы ребят.
Учитель подводит итог работы по образу Журдена.
В господине Журдене мы видим не только отрицательные черты, но и много хороших качеств, отличающих его от других героев он великодушен, добр, стремится к образованию, изысканности, галантности, он наивен, доверчив, очень любит свою дочь и желает видеть ее счастливой.
Данные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что строгие рамки классицизма не смогли удержать Мольера от реального изображения действительности.
Учитель Ребята, сегодня мы с вами провели большую работу - повторили теорию литературы, проанализировали пьесу, учились работать в группе.
? Удалось ли нам сегодня погрузиться в эпоху классицизма.
(ребята делятся впечатлениями от урока)
Звучит музыка, опять слышится французская речь - две дамы делятся впечатлениями от увиденной пьесы и потом , обращаясь к классу, рекомендуют ее посмотреть при случае в театре.
Домашнее задание написать сочинение-миниатюру
«Актуальность комедии Мольера»
Приложения к уроку
Приложение 1 (задания для групповой работы)
1 группа (Определите жанр пьесы Мольера, ответьте на вопрос «Что нового внес автор в свое произведение»)
2группа (Подумайте, в чем смысл названия пьесы, как это название отражает тему всего произведения)
3группа (Расскажите об особенностях композиции и сюжета пьесы)
4 группа (Определите основной конфликт и проблематику пьесы, обозначьте основные проблемы, поднятые в произведении)
Приложение 2
1 группа Действие 2, явление 9
Действие 3, явление 1
2 группа Действие 3, явление 4
Действие 3, явление 6
3 группа Действие 3, явление 12
Действие 3, явление 15
4 группа Действие 4, явление 5
Действие 5, явление 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по литературе "И некому было крикнуть о помощи..." Ю.П. Казаков "Тихое утро"
Разработка открытого урока.Цель: воспитание нравственных качеств учащихся, таких как добро, сопереживание, смелость, любовь и уважение к человеку, сострадание.Проектная работа детей - создание презент...
Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....
Разработка открытого урока по литературе в 7 классе "А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка" "
Разработа урока по литературе 7 класс. Внеклассное чтение А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка"...
Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни
Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....
Методическая разработка открытого урока по литературе Что такое чуткость сердца? «… точно мне содрали кожу с сердца…» (по повести М. Горького «Детство»)
Методическая разработка урока литературы по произведению М Горького "Детство"...
Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."
Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....
Разработка открытого урока по литературе на тему "Человек и природа в произведении В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка открытого урока по литературе...
- Мне нравится (1)