Рефлексия учащихся 10 класса после изучения трагедий А. С.Пушкина
проект по литературе (10 класс)
Материал разработан в качестве рефлексии десятиклассников при изучении творчества А.С.Пушкина , в частности, его трагедий. Можно использовать при организации пушкинского вечера, литературной гостинной. Можно представить как проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
По трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»
Трек №1 отрывок из оперы «Фауст» «Люди гибнут за металл»
Расстановка декораций: ширма делит сцену на две части (половина скупого отца в полном запустении, ободранное кресло, отец в лохмотьях, с клюкой сидит на кресле перед сундуком; и половина молодого рыцаря, его можно облачить в модную современную одежду, вместо рыцарского шлема – мотоциклетный)
Трек №2 отрывок из оперы «Скупой рыцарь»
Герои как бы ведут диалог, на самом деле не слышат друг друга.
Отец
Как молодой повеса ждет свиданья
С какой-нибудь развратницей лукавой
Иль дурой, им обманутой, так я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.
Сын
Пробит насквозь, испорчен. Невозможно
Его надеть. Достать мне надо новый.
Какой удар! проклятый граф Делорж!
А все ж он не в убытке;
Его нагрудник цел венецианский,
А грудь своя: гроша ему не стоит;
Другой себе не станет покупать.
Отец
Счастливый день! могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук еще неполный)
Горсть золота накопленного всыпать.
Не много, кажется, но понемногу
Сокровища растут.
Сын
Зачем с него не снял я шлема тут же!
А снял бы я, когда б не было стыдно
Мне дам и герцога. Проклятый граф!
Он лучше бы мне голову пробил.
И платье нужно мне. В последний раз
Все рыцари сидели тут в атласе
Да бархате; я в латах был один
За герцогским столом. Отговорился
Я тем, что на турнир попал случайно.
А нынче что скажу? О бедность, бедность!
Отец
Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу,
И гордый холм возвысился — и царь
Мог с вышины с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли.
Так я, по горсти бедной принося
Привычну дань мою сюда в подвал,
Вознес мой холм — и с высоты его
Могу взирать на все, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу;
Сын
О бедность, бедность!
Как унижает сердце нам она!
Когда Делорж копьем своим тяжелым
Пробил мне шлем и мимо проскакал,
А я с открытой головой пришпорил
Эмира моего, помчался вихрем
И бросил графа на двадцать шагов,
Как маленького пажа; как все дамы
Привстали с мест, когда сама Клотильда,
Закрыв лицо, невольно закричала,
И славили герольды мой удар, —
Тогда никто не думал о причине
И храбрости моей и силы дивной!
Взбесился я за поврежденный шлем,
Геройству что виною было? — скупость.
Да! заразиться здесь не трудно ею
Под кровлею одной с моим отцом.
Отец
Я каждый раз, когда хочу сундук
Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.
Не страх (о нет! кого бояться мне?
При мне мой меч: за злато отвечает
Честной булат), но сердце мне теснит
Какое-то неведомое чувство...
Нас уверяют медики: есть люди,
В убийстве находящие приятность.
Когда я ключ в замок влагаю, то же
Я чувствую, что чувствовать должны
Они, вонзая в жертву нож: приятно
И страшно вместе.(Отпирает сундук.)
Вот мое блаженство!(Всыпает деньги.)
Сын
Деньги? — деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
О! мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ; и сам им служит.
И как же служит? как алжирский раб,
Как пес цепной. В нетопленной конуре
Живет, пьет воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, все бегает да лает.
А золото спокойно в сундуках
Лежит себе.
Отец
Я царствую!.. Какой волшебный блеск!
Послушна мне, сильна моя держава;
В ней счастие, в ней честь моя и слава!
Я царствую... но кто вослед за мной
Приимет власть над нею? Мой наследник!
Безумец, расточитель молодой,
Развратников разгульных собеседник!
Едва умру, он, он! сойдет сюда
Под эти мирные, немые своды
С толпой ласкателей, придворных жадных.
Украв ключи у трупа моего,
Он сундуки со смехом отопрет.
И потекут сокровища мои
В атласные диравые карманы.
Он разобьет священные сосуды,
Он грязь елеем царским напоит —
Он расточит... А по какому праву?
Сын
А что если…
В стакан воды подлить... трех капель будет,
Ни вкуса в них, ни цвета не заметно;
А человек без рези в животе,
Без тошноты, без боли умирает.
О, чёрт!
Вот до чего меня доводит
Отца родного скупость!
Отец
О, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне!..
Сын
Ужасный век!
Отец
Ужасные сердца!
Трек №3 отрывок из оперы «Фауст» «Люди гибнут за металл»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/16/picture-165277-1355665996.jpg)
Тестирование ( 8 класс) после изучения творчества М.Ю.Лермонтова
►Блиц-опрос►Вопросы по теории литературы►Тестирование( 8 класс) после изучения творчества М.Ю.Лермонтова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-165831-1387074077.jpg)
Тест для контроля за знаниями учащихся 5 класса после изучения темы "Глагол"
Личные окончания глаголов и суффиксы прошедшего времени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-218826-1363707630.jpg)
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/09/picture-455858-1402340973.jpg)
Презентация к уроку литературы в 8 классе по изучению трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетта"
Презентация содержит слайды с изображением портрета драматурга, фотографией Мемориального шекспировского театра в Стратфорде, кадрами из экранизаций трагедии "Ромео и Джульетта" 1968г и 1996г...
«Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения биографии А.С.Пушкина»
Работа посвящена развитию творческих способностей учащихся при изучении биографических сведений...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-138314-1352200570.jpg)
"Мир А.С.Пушкина". Учебный материал по литературе для 8-9 классов при изучении биографии и творчества Пушкина.
Иллюстративный материал к урокам с кратким комментарием....
Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)
Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)...