Рабочая программа по литературе 7 класс 2019-2020
рабочая программа по литературе (7 класс)

Ненашева Светлана Владимировна

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с:

- Приказом МО и НРФ № 1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Примерной образовательной программы основного общего образования;

- Примерной программой по литературе для основной школы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год) и программой Т.Ф. Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой.  – М.: Дрофа, 2012);

- Образовательной программой основного общего образования МБОУ Катановская СОШ на 2014 – 2019 учебный год;

- Учебным планом МБОУ Катановской СОШ на 2018-2019 уч. год;

- Учебником: Литература. 7 класс: в 2-х ч. учеб.-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 2018;

- Положением о рабочей программе учителя МБОУ Катановская СОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_literatura.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с:

- Приказом МО и НРФ № 1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Примерной образовательной программы основного общего образования;

- Примерной программой по литературе для основной школы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год) и программой Т.Ф. Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой.  – М.: Дрофа, 2012);

- Образовательной программой основного общего образования МБОУ Катановская СОШ на 2014 – 2019 учебный год;

- Учебным планом МБОУ Катановской СОШ на 2018-2019 уч. год;

- Учебником: Литература. 7 класс: в 2-х ч. учеб.-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 2018;

- Положением о рабочей программе учителя МБОУ Катановская СОШ.

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении предмета «Литература»:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы:

познавательные:

• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

ценностно-ориентационные:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;

коммуникативные:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

эстетические:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения литературы ученик должен

знать

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. сопоставлять литературные произведения;

Содержание тем курса

Роды и жанры литературы

Античная литература

Гомер.  «И л и а д а»,  «О д и с с е я»  (фрагменты).

Фольклор.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир.  «Р о м е о  и  Д ж у л ь е т т а».  С о н е т ы.

Литература XIX века

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова. Жизнь басни в хакасской литературе.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский.  «П е р ч а т к а»,  «С в е т л а н а».  

А. С. Пушкин.  «Э л е г и я»,  «К  п о р т р е т у  Ж у к о в с к о г о»,  «К***»  («Я помню чудное мгновенье...»),  «Н а  х о л м а х  Г р у з и и  л е ж и т  н о ч н а я  м г л а...»,  «Я  в а с  л ю б и л:  л ю б о в ь  е щ е  б ы т ь  м о ж е т...»,  «Т у ч а»,  «Д р у з ь я м»,  «19  о к т я б р я»  (Роняет лес багряный свой убор...»),  «М о я  э п и т а ф и я»).  Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина.

Жанры прозы А. С. Пушкина.

«П о в е с т и  Б е л к и н а»  («Барышня-крестьянка» и др.). «Д у б р о в с к и й».  

Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

М. Ю. Лермонтов.  «С м е р т ь  п о э т а»,  «Н е т,  я  н е  Б а й р о н,  я  д р у г о й...»,  «Э л е г и я»,  «С т а н с ы»,  «П е с н я»,  «Р о м а н с»,  «Д у м а»,  «М о л и т в а»  («В минуту жизни трудную...»).  «М ц ы р и».  

Н. В. Гоголь.  «Р е в и з о р».  

И. С. Тургенев.  «С в и д а н и е»,  «С т и х о т в о р е н и я  в  п р о з е»  («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.).

Н. А. Некрасов.  «Ж е л е з н а я  д о р о г а»,  «Р а з м ы ш л е н и я  у  п а р а д н о г о  п о д ъ е з д а».  Гражданская лирика Некрасова.

М. Е. Салтыков-Щедрин.  «П о в е с т ь  о  т о м,  к а к  о д и н  м у ж и к  д в у х  г е н е р а л о в  п р о к о р м и л»,  «П р е м у д р ы й  п и с к а р ь»,  «Б о г а т ы р ь».  Сатирические сказки писателя.

Н. С. Лесков.  «Л е в ш а».  

А. П. Чехов.  «Х и р у р г и я»,  «Ж а л о б н а я  к н и г а»,  «С м е р т ь  ч и н о в н и к а».  Юмористические рассказы Чехова. Юмористические рассказы И. Топоева.

Описания на страницах художественных произведений

Портрет героя в произведениях различных жанров. Портрет героя в произведениях местных писателей.

Литература XX века

Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а  ч е л о в е к у»,  «Т р у д»;  И. А. Бунин.  «И з г н а н и е»,  «У  п т и ц ы  е с т ь  г н е з д о...»; К. Д. Бальмонт.  «Б о г  с о з д а л  м и р  и з  н и ч е г о...»;  Игорь Северянин.  «Н е  з а в и д у й  д р у г у...»;  Р. Киплинг.  «Е с л и...»  (перевод С. Маршака),  «З а п о в е д ь»  (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский.  «К а к  п о с л е  м а р т о в с к и х  м е т е л е й...»,  «И ю л ь — м а к у ш к а  л е т а».  Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий.  «Г р о з а  и д е т»;  Б. Ш. Окуджава.  «А р б а т с к и й  р о м а н с»;  В. С. Высоцкий.  «Я  н е  л ю б л ю...»;  М. Карим.  «Е в р о п а — А з и я»  и др.

М. Горький.  «П е с н я  о  Б у р е в е с т н и к е»,  «С т а р у х а  И з е р г и л ь»,  «С т а р ы й  Г о д».  

В. В. Маяковский.  «Н е о б ы ч а й н о е  п р и к л ю ч е н и е,  б ы в ш е е  с  В л а д и м и р о м  М а я к о в с к и м  л е т о м  н а  д а ч е»,  «Г и м н  о б е д у».  

М. А. Булгаков.  «Р е в и з о р  с  в ы ш и б а н и е м»  (новая постановка).

К. Г. Паустовский.  «Р о ж д е н и е  р а с с к а з а».

Ф. А. Абрамов.  «О  ч е м  п л а ч у т  л о ш а д и».  

А. В. Вампилов.  «Н е с р а в н е н н ы й  Н а к о н е ч н и к о в».  

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский.  «Р а д о с т ь  т в о р ч е с т в а».

Великая Отечественная война в художественной литературе. Стихотворения о войне М. Кильчичакова. 

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея.

А. Н. Толстой.  «Р у с с к и й  х а р а к т е р».  

М. А. Шолохов.  «О н и  с р а ж а л и с ь  з а  Р о д и н у»  (фрагменты).

В. Г. Распутин.  «У р о к и  ф р а н ц у з с к о г о».  

Фантастика и ее жанры

Р. Шекли.  «З а п а х  м ы с л и».  

Детективная литература и ее жанры.Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.

А. Конан Дойл.  «П л я ш у щ и е  ч е л о в е ч к и».  

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.

Календарно-тематический план

№ п/п

           

         Тема урока

Кол

часов

Дата

Примечание

план

факт

            I четверть

Роды и жанры литературы

1

1

Жанры художественной литературы

1

03.09.

Фольклор

3

2

Жанры фольклора.

1

04.09.

3

Сатирическая драма «Барин»

1

09.09.

4

Детский фольклор

1

11.09.

Литература XIX века

30

5

Баллады В.А. Жуковского.

1

16.09.

6

Д.Г.Байрон.

1

18.09.

7

Жанровое разнообразие творчества А.С.Пушкина.

1

23.09.

8

Повесть «Барышня-крестьянка».

1

25.09.

9

Герои повести «Барышня-крестьянка».

1

30.09.

10

Роман А.Пушкина «Дубровский».

1

02.10.

11

Особенности сюжета.

1

07.10.

12

Слияние признаков любовного и социального романов.

1

19.10.

13

Герои романа и их судьбы.

1

14.10.

14

Р. р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

1

16.10.

15

М.Ю.Лермонтов. Различные жанры в творчестве поэта.

1

21.10.

16

Герой поэмы «Мцыри». Романтический сюжет и романтический герой

1

    23.10.

17

Особенности романтического пейзажа. Совершенство стиха поэта.

1

06.11.

II четверть

18

Н.В.Гоголь «Ревизор». История создания комедии.

1

11.11.

19

Городничий и чиновники города N

1

13.11.

20

Хлестаков

1

18.11.

21

Женские образы комедии

1

20.11.

22

«Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино)

1

25.11.

23

И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе»

1

27.11.

24

Н.А.Некрасов «Железная дорога». Гражданская лирика Некрасова.

1

02.12.

25

Сюжеты и композиции лироэпических произведений Некрасова и их герои.

1

04. 12.

26

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки писателя.

1

09. 12.

27

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сюжет сказки.

1

11. 12.

28

Н.С.Лесков «Левша». Сюжет и герои сказа.

1

16. 12.

29

Пафос творческого труда в произведении.

1

18. 12.

30

Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники.

1

23. 12.

31

Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

1

25. 12.

III четверть

32

А.П.Чехов «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Тоска».

1

13.01.

33

Жестокость этого мира.

1

15.01.

34

Р.р. Портрет героя в различных жанрах художественных произведений.

1

20.01.

Литература XX века

27

35

Нравственная проблематика в лирике XX века.

1

22.01.

36

Богатство и разнообразие жанров и формы стиха.

1

27.01.

37

Максим Горький. «Песня о Буревестнике» - романтическая песня-призыв.

1

29.01.

38

«Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя.

1

03.02.

39

Сказка «Старый год» и её герои. Элементы притчи в жанре сказки.

1

05. 02.

40

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение.

1

10. 02.

41

Поэт и Солнце. Мир Маяковского – мир гипербол.

1

12. 02.

42

М.А.Булгаков «Ревизор с вышибанием».

1

17. 02.

43

«Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня.

1

19. 02.

44

К.Г.Паустовский «Рождение рассказа». Поэтическая проза Паустовского.

1

26. 02.

45

Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъёма.

1

02.03.

46

Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади».

1

04.03.

47

Рыжуха и её диалог с рассказчиком-автором.

1

11.03.

48

А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников».

1

16.03

49

Наконечников, Эдуардов и другие герои.

1

18.03.

50

А.Т.Твардовский «Как после мартовских метелей», «Июль – макушка лета».

1

01.04.

IV четверть

51

Н.А.Заболоцкий «Гроза идет», Б.Окуджава «Арбатский романс», В.С.Высоцкий «Я не люблю».

1

06.04.

52

Р.р. Моё любимое стихотворение.

1

08.04.

53

Великая Отечественная война в художественной литературе. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны.

1

13.04.

54

М.А.Шолохов «Они сражались за Родину».

1

15.04.

55

Трагические события отступления армии.

1

20.04.

56

Стойкость и героизм участников сражения.

1

22.04.

57

В.Г.Распутин «Уроки французского».

1

27.04.

58

Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы.

1

29.04.

59

Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

1

04.05.

60

Р.р. Обучение анализу эпизода

1

06.05.

61

Из истории эссе.

1

11.05.

Зарубежная литература

4

62

А.Конан Дойл «Пляшущие человечки».

1

13.05.

63

Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы.

1

18.05.

64

Р.Шекли «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе.

1

20.05.

65

Рассказ «Запах мысли». Герой – Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22.

1

25.05.

Итоговые уроки

1

66

Мир литературы и богатство жанров. Обобщение.

1

27.05.

67

Тестирование.

1

29.05.

68

Рекомендации для летнего чтения

1

30.05.

Итого:

68

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105ч, в 6 классе — 105ч, в 7 классе — 70ч, в 8 классе — 70ч, в 9 классе — 105ч.
                Учебно-методический план

Класс _7

Учитель _Ненашева Светлана  Владимировна

Количество часов

Всего  _68_ часов; в неделю _2_ часа.

Плановых контрольных уроков  _3_, зачетов _-_, тестов _1_ ч.

Административных контрольных уроков  __1__ ч.

Планирование составлено на основе  программы по литературе для общеобразовательных учреждений.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Введение.

1

Фольклор.

3

Из русской литературы XIX века.

30

Из русской литературы XX века.

27

     5

Зарубежная литература.

4

     6

Итоговые уроки

3

Итого:

68

Учебно-методическое  и материально-техническое обеспечение                        

      1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений.

      2. Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006

      3. СD - ROM /Русская литература.

                             Русская литература от Нестора до Маяковского

                             Русская поэзия 17-20 вв.

                             Пушкин в зеркале двух столетий.

                             Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

  1. Презентации уроков.

               Список литературы

Для обучающихся

Учебники

Литература. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2011г.  

Для учителя

Обязательная

  1. Государственный стандарт среднего(полного)образования по литературе;

Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006

Дополнительная.

1. Н.Е.Егорова. Поурочные разработки по литературе 7 класс.

2. Т.Ф.Курдюмова. Методические рекомендации. Литература 7 класс.

3. Литература в 7 классе Урок за уроком. Турьянская Б.И.-М.: «Русское слово», 2005

4. Нестандартные уроки по литературе 5-9 класс.– В.: «Учитель», 2004

Материальная база

  • интерактивная доска;
  • мультимедиа проектор;
  •  компьютер;
  • система интерактивного голосования;
  • экран;
  • музыкальный центр;

Интернет-ресурсы

http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина

http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино

http://public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова

Стихи России - Сайт для тех, кто любит стихи от классики до современности.

http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Произведения А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова, А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека (романсы, песни)

Русская живопись - обширнейший материал о русской живописи. Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии художников и их наиболее значительные работы.

Я иду на урок литературы - материалы к урокам литературы

В мире мудрых мыслей - высказывания великих людей от древности до современности.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений

обучающихся в  7  классе

I. Оценка предметных результатов

  1. Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения. 

Оценка «4» ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний. 

Оценка «3» ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть. 

Оценка «2» ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.

Общие требования к устному ответу по литературе

1. Соответствие ответа формулировке темы. 

2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения. 

3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа. 

4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа. 

5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений. 

6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь. 

  1. Оценка  письменных работ (сочинений и изложений)

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений, а также устного ответа учащихся на уроках литературы учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки:

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 стилевых недочета.

Допускается 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом. В работе допускается не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2-2-0, 0-2-2,

1-3-0, 1-2-1,

0-4-0, 0-3-1

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но с ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом, в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4-4-0, 0-4-4,

3-5-1, 0-7-0

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических ошибок.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом, в работе допускается 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются

7-7-0

6-8-0

5-9-0

0-7-7

  1. Система оценивания тестовых заданий

Отметка «2» – от 0 до 50 %

Отметка «3» – от 51 % до 70 %

Отметка «4» – от 71 % до 85 %

Отметка «5» – от 86 % до 100

  1. Критерии оценки творческих работ и мини – исследований (проектов)

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.

        Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы учащегося теме и основной мысли;

 - полнота раскрытия тема;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

 - стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается:

-правильное оформление сносок;

-соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

- реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

-широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;

-целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета; 1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых ошибок  и до 7 грамматических ошибок.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Критерии оценки презентации учащихся

          оценка

критерии

3 балла

Работа соответствует требованиям

2  балла

В работе требуется корректировка

1 балл

Следует пересмотреть некоторые вопросы.

Баллы

  1. Название презентации.

Учащиеся  дали интересное название презентации. Оно соответствует их исследованию. Указали имена участников и руководителя. Красиво и интересно оформили первый слайд.

Учащиеся дали интересное название презентации. Оно соответствует их исследованию. Указали имена участников и руководителя.  

Учащиеся дали  название презентации. Оно соответствует их исследованию.    

  1. Цель исследования.

Учащиеся чётко определили для себя, что должны узнать. Цель исследования внесли в свою презентацию.

 Нет чёткости   в  постановке цели. Цель исследования внесли в свою презентацию.

 Цель исследования не поставлена.

  1. План работы

Учащиеся составили последовательный план работы.  Он состоит из нескольких пунктов.  В нём каждое новое действие вытекает из предыдущего.

Учащиеся составили план работы.  Но незначительно нарушили последовательность действий.

Учащиеся составили  план работы.  Но последовательность действий не получилась.

4.Подбор текстового материала

Текст соответствует теме.  Он полностью раскрывает поставленный вопрос. Изложение текста доступно и понятно для других. Объём информации оптимален для восприятия.

Текст соответствует теме.  Он полностью раскрывает поставленный вопрос.   Большой объём текста. Встречаются непонятные слова.

Текст соответствует теме. Но он  не полностью раскрывает поставленный вопрос.  Слишком большой объём текста. Изложение текста не совсем понятно.

  1. Применение в презентации  фотографий  видеозаписей, звукового сопровождения.

В презентации использовали сделанные учащимися фотографии, видеозаписи, звуковое сопровождение.

В презентации  старались использовать  сделанные учащимися фотографии, видеозаписи, звуковое сопровождение

В презентации использовали  фотографии, видеозаписи, звуковое сопровождение только из Интернета.

  1. Подбор материала к исследованию.

Для проведения исследования правильно подобрали материал, оборудование

При подборе материалов и оборудования  для исследования  значительные ошибки.

Затрудняемся в подборе материалов и оборудования для проведения исследования.

  1. Качество изготовления исследуемого объекта.

Качественно и аккуратно изготовили объект  для исследования.

При изготовлении объекта исследования допустили неаккуратность.

Объект исследования выполнен небрежно.

  1. Наличие выводов в работе.

В презентации учащимися сделаны чёткие обоснованные выводы, которые соответствуют цели исследования.

Выводы соответствуют цели, но представлены бессистемно .

Отсутствие выводов или они не связаны с целью исследования.

  1. Использование в работе художественной литературы.

В работе использовали художественные тексты: стихи, отрывки произведений, высказывания великих людей и т. д. Используемые тексты соответствуют теме. Они уместны в данном тексте.

В работе использовали художественные тексты: стихи, отрывки произведений, высказывания великих людей и т. д. Используемые тексты соответствуют теме.  

В работе использовали художественные тексты: стихи, отрывки произведений, высказывания великих людей и т. д. используемые тексты не соответствуют теме.  

  1. Используемая литература

Составили список литературы. Он соответствует требованиям.  Красиво его оформили. Соблюдены авторские права. Литература использована из разных источников справочники, энциклопедии, художественная литературе, периодическая печати; Интернет и т. д.

Составили список литературы. Он соответствует требованиям.  

Соблюдены авторские права. Источники литературы однообразны.

Составили список литературы.

9.Оформление работы.

Учащиеся подобрали макет презентации соответствующий её теме. На слайдах выделили заголовки.  Текст изложен  ясно. Он чётко прочитывается,  не сливается с фоном. Фотографии соответствуют тексту. Излишества в иллюстрациях нет. При создании презентации применяли анимацию.

Учащиеся подобрали макет презентации соответствующий её теме. На слайдах выделили заголовки.  Текст изложен ясно. Он чётко прочитывается,  не сливается с фоном. Фотографии соответствуют тексту. Излишества в иллюстрациях нет. При создании презентации применяли анимацию.

  Макет презентации  не соответствует   теме. На слайдах  не выделили заголовки.  Текст изложен  не  ясно. Он  не чётко прочитывается,   сливается с фоном. Фотографии  не соответствуют тексту. Есть излишества в иллюстрациях.  

  1. Участие членов группы в работе над презентацией.

Активное участие всех членов группы в работе.

Активное участие  в работе принимало большее количество  членов группы.

Большинство членов группы отнеслись к выполнению работы пассивно.

Итог:

Отличная работа «5» -   36 баллов

Хорошая работа  «4»  -  24-35 баллов

Удовлетворительная работа «3» -   12-23 балла

Презентация нуждается в доработке «2»  -  менее 12 баллов

II. Оценка метапредметных результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов в 5-9-х классах является результат школьного портфолио учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....

Рабочие программы 5-7 класс 2019-2020 год

Русский язык и литература...

Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 10 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Главная идея данной рабочей программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественн...

Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе 5--11 классов (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа издана издательством «Просве...

Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год

Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год...

10 класс. Рабочая программа по подготовке ЕГЭ. 2019-2020

Рабочая программа. Тематическое планирование....

9 класс. Рабочая программа по подготовке ОГЭ. 2019-2020

Рабочая программа. Тематическое планирование...