Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
рабочая программа по литературе (9 класс)

Лягоскина Нина Петровна

Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе 5--11 классов (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа издана издательством «Просвещение» в 2016 году к линии учебников по литературе для 9 класса в двух частях под редакцией В. Я. Коровиной. Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений:

с дизартрией разной степени выраженности;

со смешанной формой дисграфии;

со смешанной формой дислексии;

с дизорфографией разной степени выраженности;

с заиканием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature._9_klass.docx84.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №3

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

         

Рабочая программа

по литературе

на 2019-2020 учебный год

9 класс (по ФГОС) коррекционной школы

3 часа в неделю (всего 103 часа)

Уровень образования: основное общее образование

                                         

                       Составитель

                                                                    учитель русского языка и литературы Лягоскина Н.П.

                               

Санкт–Петербург


  1. Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, ,4утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • АООП ООО школы;
  • Учебный план ГБОУ школы №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 уч. год;
  • Годовой календарный график ГБОУ школы №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 уч. год;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе 5--11 классов (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа издана издательством «Просвещение» в 2016 году  к линии учебников по литературе для 9 класса в двух частях  под редакцией В. Я. Коровиной.

Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений:

  • с дизартрией разной степени выраженности;
  • со смешанной формой дисграфии;
  • со смешанной формой дислексии;
  • с дизорфографией разной степени выраженности;
  • с заиканием.

 Для данной группы детей характерно общее недоразвитие речи II-III уровня речевого развития или лексико-грамматическое недоразвитие речи, которые, как правило, сочетаются с неполноценным развитием или функционированием сложно организованных и взаимосвязанных между собой психических функций.

Недостаточная языковая компетентность проявляется в виде несовершенства смыслового и звукового оформления речевого высказывания, бедности словарного запаса, частых замен и смешений слов из-за неправильного понимания их значений,  затруднениях при анализе и  обобщении языковых единиц. Наблюдается искажение словообразовательных моделей литературного языка. Нарушаются нормы управления и согласования, не соблюдаются грамматические закономерности построения фразы. Стойким, типичным элементом недоразвития речи являются проблемы самостоятельного оформления связной речи.

Навык чтения часто недостаточно автоматизирован, в редких случаях не сформирован. Характерна низкая скорость чтения, пропуски коротких слов, нарушение структуры отдельных лексических единиц. Неправильная догадка приводит к заменам, смешениям лексем по близости значения и/или по схожести звукослогового состава, к искажению окончаний. Особую трудность для учащихся школы V вида представляет выразительное чтение, соблюдение орфоэпических норм, расстановка словесного и логического ударения. Понимание прочитанного неполное, плохо дифференцированное. Низкая наблюдательность к языковым явлениям, недостаточная способность к запоминанию языкового материала приводят к нарушению целостности текста, пропускам логических звеньев, невозможности удержать в памяти детали, важные для понимания скрытых смыслов, восприятия контекста. Трудности переключения внимания, недостаточный уровень самоконтроля, повышенная психическая  истощаемость, неумение проявить волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности, а также низкий уровень произвольной деятельности в целом усугубляют указанные проблемы. Вследствие этого содержание прочитанного передаётся сжато, с искажениями, а обучение грамотному анализу  художественного произведения, развитие потребности в чтении книг представляется возможным только в условиях специально организованного коррекционного обучения.

Используемый УМК наиболее полно соответствует особым образовательным потребностям детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также позволяет изменять содержание и порядок изучения предложенного литературного материала, подстраивать отдельные разделы программы, методы преподавания и систему оценки в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой и степенью выраженности нарушения развития, исходя из результатов психолого-медико-педагогической диагностики.

Главная идея данной рабочей программы  – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания произведений. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным  произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения  их художественного  качества  и стали  достоянием  отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и  в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические  идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст является важным средством для подготовки детей к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

В программе соблюдена системная направленность: изучение литературы  ведётся от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе  19, 20 веков. Концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях кнкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. 

Для реализации поставленных целей особое внимание уделяется коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса. На уроках осуществляется выбор оптимальных технологий, методов и приёмов обучения ребёнка  с речевым недоразвитием в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы,  является не только источником информации, но и образцом для будущего устного высказывания школьника, что является особенно актуальным для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Особое внимание к совершенствованию речи учащихся, систематическая коррекционно-развивающая работа со школьниками на всех этапах изучения литературы  — это специфические черты учебно-воспитательного процесса в речевой школе.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении литературе.

Большое внимание уделено формированию и развитию основ читательской компетенции:

  1. обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;
  2. научатся понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
  3. будут использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, поиск необходимых сведений в разнообразных источниках, включая СМИ и ресурсы Интернета.

 

Курс литературы  в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по усвоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:

  • осознанное чтение произведений разных жанров;
  •  выразительное чтение художественного текста;
  •  различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами       комментария, с творческими заданиями);
  •  ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворений и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  •  целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

Лексика и синтаксис литературного языка прошлых веков трудна для понимания и усвоения детьми с ТНР, что ведёт к сложностям восприятия литературного текста и понимания произведения в целом, поэтому ряд наиболее сложных произведений изучается с использованием современных информационных технологий и коррекционных методов работы.

Содержание учебного предмета

             

Скорректированная рабочая программа        

Темы

Количество часов

Введение

1

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

4

Русская литература 18 века . Классицизм. Сентиментализм. М. В. Ломоносов,Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин

12

Романтизм. Романтическая лирика начала 19 в. (К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский)

2

Русская литература 19 в. В. А. Жуковский

3

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

9

А.С.Пушкин. Лирика. Роман «Евгений Онегин»

18

М.Ю. Лермонтов. Лирика. Роман «Герой нашего времени»

14

Поэты пушкинской поры

2

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»

15

Поэзия военных лет

2

Ф.М. Достоевский. Роман «Белые ночи»

6

Литература наших дней

1

В том числе:

Сочинение

6

Письменная работа

4

Проверочная работа

3

                                                                          Всего: 103 часа                            

 

п/п

Тема урока

Планируемые предметные результаты обучения (по разделу или теме)

Контроль

Дом.задание

Дата

I четверть (24 час.)

Введение (1 час.)

1

Литература и её роль в духовной жизни человека. Литература как искусство слова

Расскажут о прочитанном летом, выскажут своё мнение о роли литературы в духовной жизни человека, о её воздействии на жизнь и взгляды человека.

Подготовить сообщение о прочитанном летом

Древнерусская литература (3 час.)

2

О древнерусской литературе «Слово о полку Игореве…» - величайший памятник литературы Руси. Вступление. Часть I. Герой и события.

Открытие «Слова...», его издание и изучение. Узнают о времени создания "Слова…" и авторстве. Познакомятся с исторической основой памятника, его сюжетом, жанром и композицией.

Перечитать I часть. Устное  сочинение на тему: «Каким вы  представляете себе  автора «Слова»?

3

«Слово о полку Игореве…». Часть II. Раздумья о судьбах Родины.

Научатся понимать: в чём заключается патриотизм произведения, какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины в произведении; уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения

Перечитать II часть. Пересказ прочитанного.

4

«Слово о полку Игореве…». Часть III. Плач Ярославны. Образ автора.

Научатся характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения

Перечитать III часть. Выучить вступление или плач Ярославны. Подготовиться к сочинению. Темы: «Какую обложку  к книге, где напечатано «Слово…»  я бы  нарисовал»;  «Образ Русской Земли на страницах «Слова…»

5

Сочинение по «Слову о полку Игореве»

Обсуждение выбранных тем сочинения. Написание сочинения.

Сочинение


Из русской литературы XVIII века (12 час.)

6

О русской литературе XIII века. Классицизм в мировом искусстве. М. В. Ломоносов: жизнь и творчество.

Знать: признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую характеристику литературы 18 в.;
понимать: роль литературы 18 века в последующем развитии культурных традиций; уметь: сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

7

М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия…».

Знать: факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности оды как жанра лирической поэзии; понимать: идейно-художественный смысл оды, восторженное отношение к тайнам природы; уметь: выразительно читать, выявлять авторскую позицию

Выразительное чтение, Ответить на вопросы на с.60 (развиваем дар слова)

8

Г. Р. Державин. Судьба и поэзия. Ода как жанр лирической поэзии.

Знать: факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина; понимать: особенности поэзии Державина, в чём он отходит от канонов классицизма, какую роль отводит поэту и поэзии;
уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

9

Чтение стихотворений Г. Р. Державина. «Властителям и судиям», «Памятник».

Научатся определять место стихотворения в творческой эволюции поэта; понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии

Чтение наизусть на выбор.

10

Н. М. Карамзин. Слово о писателе.

Знать: основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», сюжет произведения;
понимать: противоречивые характеры героев и способы их психологической характеристики

Пересказ биографии поэта.

11

Н. М. Карамзин. «История государства российского» (комментированное чтение).

Познакомятся с произведением "История государства российского…" Расширят кругозор, усовершенствуют знания

Составить подробный план.

12

Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Характеристика Лизы.

Знать: содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма; понимать: проблематику произведения, роль пейзажа и рассказчика в повести «Бедная Лиза»;

Подобрать цитаты к характеристике Лизы.

13

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Характеристика Эраста.

Знать главных героев повести, прочувствовать внимание писателя к внутреннему миру героя, его поступкам, характеру

Подобрать цитаты к характеристике Эраста.

14

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Комментированное чтение.

Научатся определять роль пейзажа в развитии сюжета повести.
Почему картины природы можно назвать «пейзажем души»?
Каким  предстаёт рассказчик в повести?
Как автор добивается достоверности повествования?

Составить вопросы .

15

Письменная работа по повести «Бедная Лиза».

Призрак счастья» в повести Н.М. Карамзина.
Главные герои повести

Письменная работа

Выбрать для чтения в классе стихи Карамзина.

16

Н. М. Карамзин. «Осень».

Познакомятся с поэтическим творчеством поэта, научатся воспринимать прекрасное в поэзии, выразительно читать, высказывать своё мнение

Выучить наизусть.

17

Итоговый урок по разделу «Древнерусская литература. Литература 18 века».

Ответы на вопросы викторины

Тест

Прочитать рассказ «Наталья, боярская дочь».

Из литературы XIX века (5 час.)

18

Шедевры русской литературы XIX века. Романтизм в России. Характеристика литературного направления.

Познакомятся с новым пониманием человека в его связях с национальной историей. Осмысление ценностей европейской и мировой культуры. Узнают о  романтизме как литературном направлении. Воплощение в литературе романтических ценностей.

Пересказ статьи, с.104 - 110

19

В. А. Жуковский: жизнь и творчество (обзор).

Знать: факты жизни и творчества В.А. Жуковского;
понимать: поэтический текст; символический смысл стихотворений;
уметь: выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст

Подбор материала о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

20

В. А. Жуковский. «Светлана». Жанр баллады.

Знать: жанровые особенности баллады, сюжет произведения; понимать: романтический характер баллады; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; приводить доказательства

Составить план баллады.

21

В. А. Жуковский. «Светлана». Характеристика главной героини.

Прочувствуют, что нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам

Ответить на вопросы, с.138.

22

В. А. Жуковский. «Море», «Неотразимое».

Научатся определять черты романтизма в лирике В.А. Жуковского, взаимосвязь человека и природы, соотношение мечты и действительности в стихотворении «Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Найдут границы выразимого.

Подготовить рассказ об А.С. Грибоедове.

А. С. Грибоедов (9 час.)

23

Жизнь и творчество (обзор).

Знать: основные факты жизни и творчества А.С. Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума»;
понимать, в чём заключается неповторимое идейно-художественное своеобразие личности А.С. Грибоедова.

Перечитать I действие комедии

24

О комедии «Горе от ума». Сюжет и жанр. Знакомство с главными героями комедии. Действие I

Знать: литературоведческие понятия, (комедия, конфликт, интрига, сюжет), текст комедии, действующих лиц; понимать: природу общественной комедии, условность «разговорного стиха»; уметь: выразительно читать монологи, комментировать, воспринимать и анализировать текст комедии;

Дочитать комедию до конца

II четверть (23 час.)

25

А. С. Грибоедов.

 «Горе от ума». «К вам Александр Андреевич Чацкий». Образ Чацкого.

Научатся выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику. .Познакомятся со спецификой жанра комедии, искусством  построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт)

Перечитать II действие. Цитаты к характеристике Чацкого.

26

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия.

Научатся обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты; выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего»

Перечитать III действие. Выучить наизусть монолог Фамусова или Чацкого.

27

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». «Можно ль против всех!». Анализ III действия

Знать понятия: кульминация, конфликт, внесценические персонажи;
понимать значение сцены бала в развитии конфликта; приёмы создания коллективной характеристики фамусовского общества; развёрнуто обосновывать свою точку зрения

Цитаты к характеристике Фамусова. Перечитать IV действие.

28

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». «Не образумлюсь…виноват…». Анализ IV действия

Знать: текст комедии; определение развязки действия, открытого финала; понимать: смысл названия, нравственно-философское звучание комедии; уметь: определять основные конфликты; развёрнуто обосновывать суждения; объяснять понятие открытого финала

Цитаты к характеристике Молчалина.

29

Образ Молчалина в комедии.

Научатся производить анализ диалога Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала

Цитаты к характеристике «фамусовского общества».

30

«Фамусовское общество в комедии».

Научатся приёмам создания коллективной характеристики фамусовского общества;
анализировать эпизод произведения, аргументировать, развёрнуто обосновывать свою точку зрения

Рассказ о «Фамусовском обществе»

31

А. С. Грибоедов «Горе от ума». Смысл названия комедии.

Ответить на вопросы: в чем горе, которое приносит Чацкому ум; в чём драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии «открытым»?

Подготовиться к  сочинению по комедии «Горе от ума»

32

Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Ответы на вопросы, обсуждение выбранных тем, написание сочинения.

Сочинение

Дописать сочинение.

33

Просмотр спектакля «Горе от ума».

Просмотр спектакля «Горе от ума».

Письменный анализ эпизода.

34

И. А. Гончаров. «Мильон  терзаний». Обучение  конспектированию.

Знать: текст статьи Гончарова; понимать: концепцию критической статьи; научатся работать с текстом критической статьи, определяя её концепцию; составлять тезисный план и конспект статьи

Закончить конспект  статьи.

35

Проверочная работа по теме «Творчество А. С. Грибоедова»

Научатся применять на практике полученные знания, работать с раздаточным материалом, систематизировать знания

Проверочная работа


А.С. Пушкин( 18 час.)

36

«Вся жизнь один чудесный миг». Жизнь и творчество А.С. Пушкина.

Научатся пересказывать прочитанный материал,  обосновывать тему материала, читать по памяти стихотворения поэта, выражать свою точку зрения.

Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни поэта? Выборочный пересказ статьи учебника.

37

«И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

Научатся выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения; выявлять общие мотивы и темы

Прочитать стихотворения «К Чаадаеву» (наизусть), «К морю», «Анчар». Ответить на вопрос: почему тема свободы была так важна для Пушкина?

38

«Пока свободою горим...» Развитие темы свободы в лирике А.С. Пушкина

Узнают, какое воплощение в стихах А.С. Пушкина нашла тема свободы;
понимать: идейно-художественное своеобразие вольнолюбивой лирики А.С. Пушкина;
уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения

Подготовить рассказ о друзьях Пушкина (Дельвиге, Кюхельбекере, Пущине, Данзасе), подобрать стихотворные послания, адресованные друзьям.

39

«Друзья мои, прекрасен наш союз!» Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

Знать? как развивалась тема дружбы в лирике Пушкина; адресатов дружеской лирики;
понимать: образную природу стихотворений о дружбе, нравственную основу лирики;
уметь: воспринимать и анализировать стихотворения, выражать своё отношение к прочитанному,

Ответить на вопросы: каково отношение Пушкина к лицейским друзьям; что общего в судьбах А.А. Дельвига, И.И. Пущина, В. Кюхельбекера, А.С. Пушкина?

40

«Я вас любил...» Любовная лирика поэта

Узнают адресатов любовной лирики, понимать: образно-
стилистическое богатство любовной лирики Пушкина;

Продолжить фразу: «Любовь для Пушкина это ...»

41

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Философская лирика А.С. Пушкина. Раздумья А.С. Пушкина о смысле жизни в стихотворениях «Бесы», «Осень».

Знать: философские мотивы в лирике Пушкина; понимать: образно-стилистическое богатство лирики Пушкина, философские раздумья о смысле жизни и мире. Воспринимать и анализировать стихотворения.

Подготовить выразительное чтение стихотворений (по выбору наизусть): «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

42

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

Знать: время создания стихотворений; особенности эпохи; понимать: идейное содержание стихотворений о назначении поэта и поэзии, их религиозно-светский смысл.

Какой смысл имеет эпиграф к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»?

43

Письменный анализ стихотворения.

Научатся разъяснять смысл текста; соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом; аргументировать свою точку зрения; находить ключевой образ-переживание; редактировать текст сочинения

Письменная работа

Прочитать поэму «Цыганы».

44

«И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». Поэма «Цыганы»

Знать: признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки; время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы; понимать: идейно-художественные особенности поэмы

Прочитать «Моцарт и Сальери», статью учебника.

45

«Моцарт и Сальери»: два музыканта две судьбы. Спор о сущности творчества в «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери»

Научатся давать  определение трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии «Моцарт и Сальери», содержание произведения; понимать: идейно-художественное своеобразие пьесы, символический смысл образов

Ответить на вопросы: почему «гений и злодейство две вещи несовместные»?

Как вы думаете, неизбежен ли конфликт Сальери и Моцарта? Что стоит за ним, только ли банальная зависть?

46

Проверочная работа по лирике А.С. Пушкина.

Научатся разъяснять смысл текста; соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом; аргументировать свою точку зрения; находить ключевой образ-переживание; редактировать текст сочинения

Тест

Перечитать роман «Евгений Онегин»

47

Анализ проверочной работы

Выслушают замечания, выяснят непонятное, выполнят работу над ошибками.

Доделать работу над ошибками


III четверть(30час.)

48

«Собранье пестрых глав».

Творческая история романа «Евгений Онегин»

Знать: творческую историю романа; что такое роман в стихах; реализм как литературное направление; понимать: жанровые особенности романа в стихах;
уметь: выразительно читать, строить устные высказывания

Перечитать 1 главу, выразительное чтение наизусть 1,2 строфы романа

49

«И жить торопится, и чувствовать спешит». Онегин и столичное дворянство

Знать наизусть строфы 1,2 первой главы; понимать: что такое тип «лишнего человека», причины «хандры» героя; уметь: давать характеристику герою, выразительно читать; развёрнуто обосновывать суждения; сопоставлять персонажей; выявлять типические черты, присущие главному герою

Перечитать 2 и 5 главы, письменно ответить на вопрос «Согласны ли вы с мнением критика Белинского, назвавшего Онегина «эгоистом поневоле», «лишним человеком»?

50

«И в голос все решили так, что он опаснейший чудак!» Онегин и поместное дворянство

Ответят на вопрос: какое воплощение нашёл тип «лишнего человека» в отечественной литературе, содержание глав;
уметь: выявлять типическое и индивидуальное в судьбе героя, давать характеристику,

Перечитать главы 2,3. Ответить на вопрос: к каким жизненным выводам приходит Евгений Онегин?

51

«От делать нечего друзья». Онегин и Ленский

Научатся понимать: нравственно-философскую проблематику романа; уметь: давать характеристику литературному герою, использовать в ответе оценку В.[".Белинским художественных открытий А.С. Пушкина

Письменный ответ на вопрос «Прав ли Белинский, писавший о Ленском, что «это был... романтик, и больше ничего»? Подобрать цитаты, характеризующие Ольгу и Татьяну

52

«Татьяна, русская душою...» Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга

Научатся видеть авторское отношение к Татьяне, Ольге; оценку образа Татьяны В.Г. Белинским; понимать: почему Татьяна является «милым идеалом» Пушкина; уметь: давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания

Ответить на вопросы: какую характеристику даёт Пушкин Татьяне во 2 главе; как раскрывается «русская душа» героини в 4 - 10 строфах 5 главы?

53

«Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас». Татьяна и Онегин

Научатся сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания на основе; выявлять авторское отношение к героям

Выучить наизусть письмо Татьяны (девочки) и письмо Онегина (мальчики);

54

«...Мы неугомонно хлопочем, судим обо всём...» Образ автора в романе

Научатся понимать, в чём заключается реализм и энциклопедизм романа; уметь: различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, оценивать роль лирических отступлений в понимании смысла романа

Как Пушкин в лирических отступлениях показывает своё отношение к Онегину, Татьяне, Ленскому?

55

Классное сочинение по

роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Научатся обосновывать выбор темы, подбирать и использовать цитаты из произведения, составлять план, следовать ему, анализировать произведение, высказывать свою точку зрения

 

56

Классное сочинение по

роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение

Прочитать повесть А.С. Пушкина «Метель»

57

Вн. Чт. Повесть «Метель» как романтическое произведение автора

Научатся определять романтические мотивы в романе, необычность судьбы героев, чистоту отношений героев.

Прочитать по учебнику биографию М.Ю. Лермонтова, выучить наизусть стихотворение «Смерть Поэта».

М.Ю. Лермонтов (14 час.)

58

«Он хочет жить ценою муки...» Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Знать: основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики;

Ответить на вопросы:

что вы знаете о времени Пушкина и Лермонтова; в каких произведениях, которые вы изучили ранее, Лермонтов рассказал о своём времени?

59

«Я к одиночеству привык...» Тема

одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Научатся понимать, что такое «мотив», лирический герой, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики; понимать: идейный смысл стихотворения.

Ответить на вопросы: почему мотив одиночества стал основным в лирике; выразительное чтение стихотворений «Дума»

60

«Печально я гляжу на наше поколенье...» (раздумья о судьбе «людей 30-х г.г.» в лирике М.Ю. Лермонтова)

Знать: время создания стихотворения, художественное своеобразие, жанровые особенности; понимать: идейный смысл стихотворения, уметь: анализировать стихотворение.

Письменный ответ на вопрос «В чём причина духовной опустошённости человека лермонтовского поколения?»

61

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина»

Раздумья Лермонтова о судьбе России в стихотворении «Родина»

Письменная работа

Выучить наизусть одно из стихотворений о любви: «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет».

62

«Всякий плакал, кто любил...» Тема любви в лирике Лермонтова

Знать: тексты стихотворений Лермонтова, адресатов любовной лирики; понимать: идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства; уметь: выразительно читать стихотворения наизусть.

Выразительное чтение стихотворений «Есть речи значенье»,

«Пророк».

63

«Из пламени и света рождённое слово».

Тема поэта и поэзии в лирике

Знать: тексты стихотворений, их художественные особенности; историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк»; понимать: идейный смысл стихотворений.

Прочитать по учебнику материал о романе «Герой нашего времени».

64

«Лермонтов - прозаик это чудо» (Л.Н. Толстой). «Герой нашего времени» - первый психологический роман

Знать: теоретические понятия: роман, психологический роман; проблематику и особенности композиции романа; уметь: выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа

Перечитать повесть «Бэла» и составить её план. Подготовить выборочный пересказ

эпизодов повести «Похищение Бэлы», «Гибель Бэлы»,

65

Печорин и «горцы»

Прочитают текст повести,  научатся

понимать: художественное своеобразие повести; различать героя, повествователя и автора в повести «Бэла»; определять жанр повести и её художественные особенности.

Прочитать повесть «Максим Максимыч», подготовить выборочный пересказ «Портрет Печорина в описании странствующего офицера», «Сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем».

66

Печорин и Максим Максимыч

Развитие образа Печорина в романе. Психологический портрет главного героя как способ раскрытия «внутреннего человека»

В чём, по вашему мнению, виноват Печорин перед бедным штабс-капитаном? Что изменилось в герое со времени отъезда его из крепости? Перечитать повесть «Тамань»,

67

Печорин в обществе «честных контрабандистов»

Углубление образа главного героя романа в повести «Тамань». Печорин и «ундина». Эмоциональная насыщенность, живописность повести.1

Почему Печорин называет контрабандистов «честными», а их жизнь «мирным кругом»?

 Прочитать повесть «Княжна Мери», составить характеристику Грушницкого

68

Печорин и «водяное общество»

Знать: понятие «двойник», содержание повести;

понимать: способы создания образа главного героя через самооценку; уметь: составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет.

Ответить на вопросы: что побудило Печорина отказаться от лучшей поло-

вины души, сделаться «нравственным калекой»; почему Печорин отверг «тихие радости и спокойствие душевное»? Перечитать повесть «Фаталист», подробный пересказ

69

Можно ли назвать Печорина фаталистом?

Уметь: развёрнуто обосновывать суждения; создавать характеристику героя на основе текста повести; делать выводы и обобщения.

Ответить на вопрос: как Лермонтов отвечает на основной философский вопрос «Свободен ли человек, или его судьба предопределена заранее?» Прочитать отрывки из статьи Белинского о романе Лермонтова

70

Художественные особенности романа. Жанр и композиция

Знать: художественное своеобразие романа, понимать: значение романа в истории русской литературы; уметь: находить необходимый материал

для характеристики героя в тексте критической статьи; приводить доказательства; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять художественные особенности романа; находить черты романтизма и реализма.

Составить тезисный план сочинения на тему «Драма незаурядной личности в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

71

Создание черновика сочинения «Драма незаурядной личности в романе»

Знать: текст романа, психологические особенности образа Печорина;

уметь: составлять тезисный план сочинения; подбирать необходимые цитаты; приводить доказательства в соответствии с темой сочинения; писать вступление и заключение.

Написать черновой вариант сочинения

72

Сочинение по роману «Герой нашего времени»

Написание сочинения.

Сочинение

Поэты пушкинской поры (2 час.)

73

К.Н. Батюшков. «Философ резвый и пиит...»

Знать: основные факты жизни и особенности творчества Батюшкова, текст стихотворения; понимать: идейный смысл стихотворения, уметь выразительно читать стихотворение.

Подготовить сообщение об А.В. Кольцове, выразительно читать стихотворения «Не шуми ты, рожь...», «Разлука», «Лес»

74

А.В. Кольцов. «Истинный, неподдельный народный талант»

Знать: основные факты жизни и особенности творчества Кольцова; тексты стихотворений; понимать: идейный смысл стихотворения, анализировать по опорным вопросам; выявлять характерные особенности стихотворений.

Прочитать по учебнику статью о творческом пути Гоголя

Н.В. Гоголь (15 час.)

75

Жизненный и творческий путь Гоголя

Знать: основные факты жизненного и творческого пути писателя:

уметь: сопоставлять портреты писателя и развёрнуто обосновывать суждения; формулировать свою точку зрения.

Подготовить рассказ об истории создания поэмы «Мёртвые души», прочитать 1 главу поэмы

76

«Вся Русь явится в нем!» Первоначальный замысел и идея Гоголя

Знать: историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию; понимать: особенности жанра, художественного осмысления действительности, реалистической манеры писателя.

Чтение глав 2, 3; заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» по разделам: значение говорящей фамилии, внешность, дом и постройки, положение крестьян, отношение к предложению Чичикова (Манилов)

77

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Манилов

Знать: текст поэмы;

понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения.

Прочитать главы 4, 5. Продолжить заполнение таблицы подготовить рассказ-характеристику помещицы (Коробочка)

78

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Коробочка

Знать: текст поэмы;

понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять авторскую позицию.

Продолжить заполнение таблицы (Ноздрёв); подготовить рассказ-характеристику помещика Ноздрёва

79

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»  Ноздрёв

Знать: текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа, развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля.

Перечитать главу 6, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» (Собакевич); подготовить рассказ-характеристику Собакевича

IV четверть (23 час.)

80

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Собакевич

Знать приёмы создания образов помещиков Чичиков у Собакевича и Ноздрева. Уметь: составлять характеристику литературного персонажа, развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля.

«Сравнительная характеристика помещиков в поэме» (Плюшкин); подготовить рассказ-характеристику Плюшкина

81

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»:

Чичиков у Плюшкина

Знать эволюцию Плюшкина в замысле поэмы. Уметь: составлять характеристику литературного персонажа, развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля.

Прочитать главы 7-10.

Инд. задание: пересказать «Повесть о капитане Копейкине», картины жизни чиновников

82

«Город никак не уступал другим губернским городам»

Знать: текст поэмы вставной «Повести о капитане Копейкине»; уметь: пересказывать текст, давать обобщающую характеристику чиновникам. Мёртвые и живые души: городские чиновники.

Подготовить сообщение о чиновниках города

83

Чиновники губернского города

Понимать, каков собирательный образ чиновников; согласны ли вы с утверждением Собакевича, что здесь «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет»? Как характеризует автор взаимоотношения чиновников? Почему покупка Чичикова произвела на них столь большое впечатление?

Прочитать 11 главу, подготовить пересказ «Отцовский завет и его исполнение»

84

«Кто же он? Стало быть,  подлец?» Образ Чичикова в поэме

Знать: текст поэмы, путь Чичикова -  нового героя эпохи; понимать: художественные приёмы создания образа Чичикова; роль Чичикова в замысле поэмы; уметь: создавать характеристику героя; выборочно пересказывать текст.

Ответить письменно на вопрос «Кто же он? Стало быть, подлец?» Групповые задания:

1) подготовить сообщение об образе русского народа в поэме; 2) лирические отступления в поэме;

3) как оценил В.Г. Белинский поэму?

85

«Здесь ли не быть богатырю?»

Образ России в поэме

Поэма о величии России. Причины незавершённости поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику.

Подготовить пересказ финала поэмы. Подготовиться к сочинению

86

Образ народа в поэме

Уметь: определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию. Поэма о величии России. Образ птицы-тройки, её символический смысл.

Подготовиться к сочинению по поэме «Мёртвые души»

87

Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Написание сочинения.

Сочинение

88

Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Написание сочинения.

Прочитать «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

89

Вн. чт. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Знать: текст повести, понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа, развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля.

Подготовить сообщение о поэтах военного времени, стихотворение наизусть

90

Поэзия военных лет

Знать поэтов военной поры, их поэзию: уметь обосновывать выбор, выразительно читать.

Подготовить пересказ значимых эпизодов романа «В списках не значился»

91

Вн. чт. Военная проза. Роман Б. Васильева «В списках не значился»

Знать произведение, сюжет, тематику. Уметь давать характеристику героям произведения: оценивать их поступки и решения.

Подготовиться к сочинению - отзыву

92

Сочинение - отзыв о прочитанной книге

Написание сочинения - отзыва о прочитанной книге.

Сочинение

93

Анализ сочинения, рекомендации, работа над ошибками

Научатся адекватно оценивать написанное, исправлять речевые ошибки и недочёты. Правильно строить свою речь.

Прочитать статью учебника о Ф.М. Достоевском

Ф.М. Достоевский (6 час.)

94

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Знать: основные факты жизни Достоевского,

текст романа; уметь: анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения.

Прочитать роман «Белые ночи»

95

Тип «петербургского мечтателя» в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи»

Знать тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.

Подготовить пересказ сцены знакомства героев. Каков смысл эпиграфа, взятого из стихотворения И.С. Тургенева?

96

Роль истории в романе «Белые ночи»

Знать: Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Как образы окружающего мира помогают передать переживания Настеньки, её внутренний мир?

97

Настенька в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского

Научатся понимать, как образы окружающего мира помогают передать переживания Настеньки, её внутренний мир. Какие слова из произведения наиболее значимы для понимания образа?

Почему «Белые ночи» имеют два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя»?

98

Письменный развёрнутый ответ на вопрос героя «…неужели же могут жить под таким небом разные…люди?»

Научатся анализировать и оценивать поступки людей, высказывать свою точку зрения, делать выводы, извлекать уроки.

Письменная работа

Прочитать рассказ «Бедные люди»

99

Рассказ «Бедные люди»

Познакомятся с эпистолярным жанром, узнают об истории жизни бедных людей, о красоте человеческих отношений, о бескорыстной любви.

Подготовить пересказ (подробный)

100

Тема униженных и оскорблённых в рассказе «Бедные люди».

Узнают о жизни униженных и оскорблённых, проникнутся жалостью и сожалением, сочувствием и состраданием, восхитятся чистотой отношений между мужчиной и женщиной.

Подготовиться к литературной викторине

101

Литературная викторина

Проверят свои знания по литературе, оценят их и сделают выводы о значимости литературы в жизни человека.

102

Литература наших дней

Расскажут о произведениях наших дней, поделятся впечатлениями, посоветуют прочитать произведения современных писателей.

Рассказ

Написать рассказ «Я мечтаю о…»

103

Рассказы «Я мечтаю о…»

Проанализируют рассказы, дадут оценку, выскажут своё мнение.

Список литературы на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....

Рабочая программа учителя-дефектолога на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа разработана для обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога...

Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 10 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Главная идея данной рабочей программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественн...

Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год, 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&r...

Рабочая программа по геометрии на 2019-2020 учебный год Класс: 7-9. Атанасян

Рабочая программа по  геометрии для 7-9 классов  на 2019-2020 учебный год.  Атанасян...

Рабочая программа учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год

   Рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт работы учителя-логопеда в ДОУ, направленный на коррекцию речевого развития детей, реализуемых на основе имеющихс...