Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
рабочая программа по литературе (9 класс)
Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе 5--11 классов (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа издана издательством «Просвещение» в 2016 году к линии учебников по литературе для 9 класса в двух частях под редакцией В. Я. Коровиной. Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений:
с дизартрией разной степени выраженности;
со смешанной формой дисграфии;
со смешанной формой дислексии;
с дизорфографией разной степени выраженности;
с заиканием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature._9_klass.docx | 84.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №3
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа
по литературе
на 2019-2020 учебный год
9 класс (по ФГОС) коррекционной школы
3 часа в неделю (всего 103 часа)
Уровень образования: основное общее образование
Составитель
учитель русского языка и литературы Лягоскина Н.П.
Санкт–Петербург
- Пояснительная записка.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, ,4утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- АООП ООО школы;
- Учебный план ГБОУ школы №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 уч. год;
- Годовой календарный график ГБОУ школы №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 уч. год;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе 5--11 классов (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа издана издательством «Просвещение» в 2016 году к линии учебников по литературе для 9 класса в двух частях под редакцией В. Я. Коровиной.
Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений:
- с дизартрией разной степени выраженности;
- со смешанной формой дисграфии;
- со смешанной формой дислексии;
- с дизорфографией разной степени выраженности;
- с заиканием.
Для данной группы детей характерно общее недоразвитие речи II-III уровня речевого развития или лексико-грамматическое недоразвитие речи, которые, как правило, сочетаются с неполноценным развитием или функционированием сложно организованных и взаимосвязанных между собой психических функций.
Недостаточная языковая компетентность проявляется в виде несовершенства смыслового и звукового оформления речевого высказывания, бедности словарного запаса, частых замен и смешений слов из-за неправильного понимания их значений, затруднениях при анализе и обобщении языковых единиц. Наблюдается искажение словообразовательных моделей литературного языка. Нарушаются нормы управления и согласования, не соблюдаются грамматические закономерности построения фразы. Стойким, типичным элементом недоразвития речи являются проблемы самостоятельного оформления связной речи.
Навык чтения часто недостаточно автоматизирован, в редких случаях не сформирован. Характерна низкая скорость чтения, пропуски коротких слов, нарушение структуры отдельных лексических единиц. Неправильная догадка приводит к заменам, смешениям лексем по близости значения и/или по схожести звукослогового состава, к искажению окончаний. Особую трудность для учащихся школы V вида представляет выразительное чтение, соблюдение орфоэпических норм, расстановка словесного и логического ударения. Понимание прочитанного неполное, плохо дифференцированное. Низкая наблюдательность к языковым явлениям, недостаточная способность к запоминанию языкового материала приводят к нарушению целостности текста, пропускам логических звеньев, невозможности удержать в памяти детали, важные для понимания скрытых смыслов, восприятия контекста. Трудности переключения внимания, недостаточный уровень самоконтроля, повышенная психическая истощаемость, неумение проявить волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности, а также низкий уровень произвольной деятельности в целом усугубляют указанные проблемы. Вследствие этого содержание прочитанного передаётся сжато, с искажениями, а обучение грамотному анализу художественного произведения, развитие потребности в чтении книг представляется возможным только в условиях специально организованного коррекционного обучения.
Используемый УМК наиболее полно соответствует особым образовательным потребностям детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также позволяет изменять содержание и порядок изучения предложенного литературного материала, подстраивать отдельные разделы программы, методы преподавания и систему оценки в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой и степенью выраженности нарушения развития, исходя из результатов психолого-медико-педагогической диагностики.
Главная идея данной рабочей программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания произведений. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст является важным средством для подготовки детей к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
В программе соблюдена системная направленность: изучение литературы ведётся от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 19, 20 веков. Концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях кнкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для реализации поставленных целей особое внимание уделяется коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса. На уроках осуществляется выбор оптимальных технологий, методов и приёмов обучения ребёнка с речевым недоразвитием в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только источником информации, но и образцом для будущего устного высказывания школьника, что является особенно актуальным для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Особое внимание к совершенствованию речи учащихся, систематическая коррекционно-развивающая работа со школьниками на всех этапах изучения литературы — это специфические черты учебно-воспитательного процесса в речевой школе.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении литературе.
Большое внимание уделено формированию и развитию основ читательской компетенции:
- обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;
- научатся понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
- будут использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, поиск необходимых сведений в разнообразных источниках, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по усвоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:
- осознанное чтение произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческими заданиями);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворений и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
Лексика и синтаксис литературного языка прошлых веков трудна для понимания и усвоения детьми с ТНР, что ведёт к сложностям восприятия литературного текста и понимания произведения в целом, поэтому ряд наиболее сложных произведений изучается с использованием современных информационных технологий и коррекционных методов работы.
Содержание учебного предмета
Скорректированная рабочая программа | |
Темы | Количество часов |
Введение | 1 |
Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» | 4 |
Русская литература 18 века . Классицизм. Сентиментализм. М. В. Ломоносов,Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин | 12 |
Романтизм. Романтическая лирика начала 19 в. (К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский) | 2 |
Русская литература 19 в. В. А. Жуковский | 3 |
А. С. Грибоедов «Горе от ума» | 9 |
А.С.Пушкин. Лирика. Роман «Евгений Онегин» | 18 |
М.Ю. Лермонтов. Лирика. Роман «Герой нашего времени» | 14 |
Поэты пушкинской поры | 2 |
Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души» | 15 |
Поэзия военных лет | 2 |
Ф.М. Достоевский. Роман «Белые ночи» | 6 |
Литература наших дней | 1 |
В том числе: | |
Сочинение | 6 |
Письменная работа | 4 |
Проверочная работа | 3 |
Всего: 103 часа
№ п/п | Тема урока | Планируемые предметные результаты обучения (по разделу или теме) | Контроль | Дом.задание | Дата | |
I четверть (24 час.) | ||||||
Введение (1 час.) | ||||||
1 | Литература и её роль в духовной жизни человека. Литература как искусство слова | Расскажут о прочитанном летом, выскажут своё мнение о роли литературы в духовной жизни человека, о её воздействии на жизнь и взгляды человека. | Подготовить сообщение о прочитанном летом | |||
Древнерусская литература (3 час.) | ||||||
2 | О древнерусской литературе «Слово о полку Игореве…» - величайший памятник литературы Руси. Вступление. Часть I. Герой и события. | Открытие «Слова...», его издание и изучение. Узнают о времени создания "Слова…" и авторстве. Познакомятся с исторической основой памятника, его сюжетом, жанром и композицией. | Перечитать I часть. Устное сочинение на тему: «Каким вы представляете себе автора «Слова»? | |||
3 | «Слово о полку Игореве…». Часть II. Раздумья о судьбах Родины. | Научатся понимать: в чём заключается патриотизм произведения, какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины в произведении; уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения | Перечитать II часть. Пересказ прочитанного. | |||
4 | «Слово о полку Игореве…». Часть III. Плач Ярославны. Образ автора. | Научатся характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения | Перечитать III часть. Выучить вступление или плач Ярославны. Подготовиться к сочинению. Темы: «Какую обложку к книге, где напечатано «Слово…» я бы нарисовал»; «Образ Русской Земли на страницах «Слова…» | |||
5 | Сочинение по «Слову о полку Игореве» | Обсуждение выбранных тем сочинения. Написание сочинения. | Сочинение |
Из русской литературы XVIII века (12 час.) | |||||||
6 | О русской литературе XIII века. Классицизм в мировом искусстве. М. В. Ломоносов: жизнь и творчество. | Знать: признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую характеристику литературы 18 в.; | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. | ||||
7 | М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия…». | Знать: факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности оды как жанра лирической поэзии; понимать: идейно-художественный смысл оды, восторженное отношение к тайнам природы; уметь: выразительно читать, выявлять авторскую позицию | Выразительное чтение, Ответить на вопросы на с.60 (развиваем дар слова) | ||||
8 | Г. Р. Державин. Судьба и поэзия. Ода как жанр лирической поэзии. | Знать: факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина; понимать: особенности поэзии Державина, в чём он отходит от канонов классицизма, какую роль отводит поэту и поэзии; | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. | ||||
9 | Чтение стихотворений Г. Р. Державина. «Властителям и судиям», «Памятник». | Научатся определять место стихотворения в творческой эволюции поэта; понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии | Чтение наизусть на выбор. | ||||
10 | Н. М. Карамзин. Слово о писателе. | Знать: основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», сюжет произведения; | Пересказ биографии поэта. | ||||
11 | Н. М. Карамзин. «История государства российского» (комментированное чтение). | Познакомятся с произведением "История государства российского…" Расширят кругозор, усовершенствуют знания | Составить подробный план. | ||||
12 | Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Характеристика Лизы. | Знать: содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма; понимать: проблематику произведения, роль пейзажа и рассказчика в повести «Бедная Лиза»; | Подобрать цитаты к характеристике Лизы. | ||||
13 | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Характеристика Эраста. | Знать главных героев повести, прочувствовать внимание писателя к внутреннему миру героя, его поступкам, характеру | Подобрать цитаты к характеристике Эраста. | ||||
14 | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Комментированное чтение. | Научатся определять роль пейзажа в развитии сюжета повести. | Составить вопросы . | ||||
15 | Письменная работа по повести «Бедная Лиза». | Призрак счастья» в повести Н.М. Карамзина. | Письменная работа | Выбрать для чтения в классе стихи Карамзина. | |||
16 | Н. М. Карамзин. «Осень». | Познакомятся с поэтическим творчеством поэта, научатся воспринимать прекрасное в поэзии, выразительно читать, высказывать своё мнение | Выучить наизусть. | ||||
17 | Итоговый урок по разделу «Древнерусская литература. Литература 18 века». | Ответы на вопросы викторины | Тест | Прочитать рассказ «Наталья, боярская дочь». | |||
Из литературы XIX века (5 час.) | |||||||
18 | Шедевры русской литературы XIX века. Романтизм в России. Характеристика литературного направления. | Познакомятся с новым пониманием человека в его связях с национальной историей. Осмысление ценностей европейской и мировой культуры. Узнают о романтизме как литературном направлении. Воплощение в литературе романтических ценностей. | Пересказ статьи, с.104 - 110 | ||||
19 | В. А. Жуковский: жизнь и творчество (обзор). | Знать: факты жизни и творчества В.А. Жуковского; | Подбор материала о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. | ||||
20 | В. А. Жуковский. «Светлана». Жанр баллады. | Знать: жанровые особенности баллады, сюжет произведения; понимать: романтический характер баллады; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; приводить доказательства | Составить план баллады. | ||||
21 | В. А. Жуковский. «Светлана». Характеристика главной героини. | Прочувствуют, что нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам | Ответить на вопросы, с.138. | ||||
22 | В. А. Жуковский. «Море», «Неотразимое». | Научатся определять черты романтизма в лирике В.А. Жуковского, взаимосвязь человека и природы, соотношение мечты и действительности в стихотворении «Море». Романтический образ моря. | Подготовить рассказ об А.С. Грибоедове. | ||||
А. С. Грибоедов (9 час.) | |||||||
23 | Жизнь и творчество (обзор). | Знать: основные факты жизни и творчества А.С. Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума»; | Перечитать I действие комедии | ||||
24 | О комедии «Горе от ума». Сюжет и жанр. Знакомство с главными героями комедии. Действие I | Знать: литературоведческие понятия, (комедия, конфликт, интрига, сюжет), текст комедии, действующих лиц; понимать: природу общественной комедии, условность «разговорного стиха»; уметь: выразительно читать монологи, комментировать, воспринимать и анализировать текст комедии; | Дочитать комедию до конца | ||||
II четверть (23 час.) | |||||||
25 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». «К вам Александр Андреевич Чацкий». Образ Чацкого. | Научатся выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику. .Познакомятся со спецификой жанра комедии, искусством построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт) | Перечитать II действие. Цитаты к характеристике Чацкого. | ||||
26 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия. | Научатся обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты; выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего» | Перечитать III действие. Выучить наизусть монолог Фамусова или Чацкого. | ||||
27 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». «Можно ль против всех!». Анализ III действия | Знать понятия: кульминация, конфликт, внесценические персонажи; | Цитаты к характеристике Фамусова. Перечитать IV действие. | ||||
28 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». «Не образумлюсь…виноват…». Анализ IV действия | Знать: текст комедии; определение развязки действия, открытого финала; понимать: смысл названия, нравственно-философское звучание комедии; уметь: определять основные конфликты; развёрнуто обосновывать суждения; объяснять понятие открытого финала | Цитаты к характеристике Молчалина. | ||||
29 | Образ Молчалина в комедии. | Научатся производить анализ диалога Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала | Цитаты к характеристике «фамусовского общества». | ||||
30 | «Фамусовское общество в комедии». | Научатся приёмам создания коллективной характеристики фамусовского общества; | Рассказ о «Фамусовском обществе» | ||||
31 | А. С. Грибоедов «Горе от ума». Смысл названия комедии. | Ответить на вопросы: в чем горе, которое приносит Чацкому ум; в чём драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии «открытым»? | Подготовиться к сочинению по комедии «Горе от ума» | ||||
32 | Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | Ответы на вопросы, обсуждение выбранных тем, написание сочинения. | Сочинение | Дописать сочинение. | |||
33 | Просмотр спектакля «Горе от ума». | Просмотр спектакля «Горе от ума». | Письменный анализ эпизода. | ||||
34 | И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение конспектированию. | Знать: текст статьи Гончарова; понимать: концепцию критической статьи; научатся работать с текстом критической статьи, определяя её концепцию; составлять тезисный план и конспект статьи | Закончить конспект статьи. | ||||
35 | Проверочная работа по теме «Творчество А. С. Грибоедова» | Научатся применять на практике полученные знания, работать с раздаточным материалом, систематизировать знания | Проверочная работа |
А.С. Пушкин( 18 час.) | ||||||
36 | «Вся жизнь один чудесный миг». Жизнь и творчество А.С. Пушкина. | Научатся пересказывать прочитанный материал, обосновывать тему материала, читать по памяти стихотворения поэта, выражать свою точку зрения. | Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни поэта? Выборочный пересказ статьи учебника. | |||
37 | «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Основные мотивы лирики А.С. Пушкина | Научатся выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения; выявлять общие мотивы и темы | Прочитать стихотворения «К Чаадаеву» (наизусть), «К морю», «Анчар». Ответить на вопрос: почему тема свободы была так важна для Пушкина? | |||
38 | «Пока свободою горим...» Развитие темы свободы в лирике А.С. Пушкина | Узнают, какое воплощение в стихах А.С. Пушкина нашла тема свободы; | Подготовить рассказ о друзьях Пушкина (Дельвиге, Кюхельбекере, Пущине, Данзасе), подобрать стихотворные послания, адресованные друзьям. | |||
39 | «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина | Знать? как развивалась тема дружбы в лирике Пушкина; адресатов дружеской лирики; | Ответить на вопросы: каково отношение Пушкина к лицейским друзьям; что общего в судьбах А.А. Дельвига, И.И. Пущина, В. Кюхельбекера, А.С. Пушкина? | |||
40 | «Я вас любил...» Любовная лирика поэта | Узнают адресатов любовной лирики, понимать: образно- | Продолжить фразу: «Любовь для Пушкина это ...» | |||
41 | «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Философская лирика А.С. Пушкина. Раздумья А.С. Пушкина о смысле жизни в стихотворениях «Бесы», «Осень». | Знать: философские мотивы в лирике Пушкина; понимать: образно-стилистическое богатство лирики Пушкина, философские раздумья о смысле жизни и мире. Воспринимать и анализировать стихотворения. | Подготовить выразительное чтение стихотворений (по выбору наизусть): «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». | |||
42 | «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина | Знать: время создания стихотворений; особенности эпохи; понимать: идейное содержание стихотворений о назначении поэта и поэзии, их религиозно-светский смысл. | Какой смысл имеет эпиграф к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»? | |||
43 | Письменный анализ стихотворения. | Научатся разъяснять смысл текста; соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом; аргументировать свою точку зрения; находить ключевой образ-переживание; редактировать текст сочинения | Письменная работа | Прочитать поэму «Цыганы». | ||
44 | «И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». Поэма «Цыганы» | Знать: признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки; время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы; понимать: идейно-художественные особенности поэмы | Прочитать «Моцарт и Сальери», статью учебника. | |||
45 | «Моцарт и Сальери»: два музыканта две судьбы. Спор о сущности творчества в «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» | Научатся давать определение трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии «Моцарт и Сальери», содержание произведения; понимать: идейно-художественное своеобразие пьесы, символический смысл образов | Ответить на вопросы: почему «гений и злодейство две вещи несовместные»? Как вы думаете, неизбежен ли конфликт Сальери и Моцарта? Что стоит за ним, только ли банальная зависть? | |||
46 | Проверочная работа по лирике А.С. Пушкина. | Научатся разъяснять смысл текста; соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом; аргументировать свою точку зрения; находить ключевой образ-переживание; редактировать текст сочинения | Тест | Перечитать роман «Евгений Онегин» | ||
47 | Анализ проверочной работы | Выслушают замечания, выяснят непонятное, выполнят работу над ошибками. | Доделать работу над ошибками |
III четверть(30час.) | |||||||
48 | «Собранье пестрых глав». Творческая история романа «Евгений Онегин» | Знать: творческую историю романа; что такое роман в стихах; реализм как литературное направление; понимать: жанровые особенности романа в стихах; | Перечитать 1 главу, выразительное чтение наизусть 1,2 строфы романа | ||||
49 | «И жить торопится, и чувствовать спешит». Онегин и столичное дворянство | Знать наизусть строфы 1,2 первой главы; понимать: что такое тип «лишнего человека», причины «хандры» героя; уметь: давать характеристику герою, выразительно читать; развёрнуто обосновывать суждения; сопоставлять персонажей; выявлять типические черты, присущие главному герою | Перечитать 2 и 5 главы, письменно ответить на вопрос «Согласны ли вы с мнением критика Белинского, назвавшего Онегина «эгоистом поневоле», «лишним человеком»? | ||||
50 | «И в голос все решили так, что он опаснейший чудак!» Онегин и поместное дворянство | Ответят на вопрос: какое воплощение нашёл тип «лишнего человека» в отечественной литературе, содержание глав; | Перечитать главы 2,3. Ответить на вопрос: к каким жизненным выводам приходит Евгений Онегин? | ||||
51 | «От делать нечего друзья». Онегин и Ленский | Научатся понимать: нравственно-философскую проблематику романа; уметь: давать характеристику литературному герою, использовать в ответе оценку В.[".Белинским художественных открытий А.С. Пушкина | Письменный ответ на вопрос «Прав ли Белинский, писавший о Ленском, что «это был... романтик, и больше ничего»? Подобрать цитаты, характеризующие Ольгу и Татьяну | ||||
52 | «Татьяна, русская душою...» Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга | Научатся видеть авторское отношение к Татьяне, Ольге; оценку образа Татьяны В.Г. Белинским; понимать: почему Татьяна является «милым идеалом» Пушкина; уметь: давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания | Ответить на вопросы: какую характеристику даёт Пушкин Татьяне во 2 главе; как раскрывается «русская душа» героини в 4 - 10 строфах 5 главы? | ||||
53 | «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас». Татьяна и Онегин | Научатся сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания на основе; выявлять авторское отношение к героям | Выучить наизусть письмо Татьяны (девочки) и письмо Онегина (мальчики); | ||||
54 | «...Мы неугомонно хлопочем, судим обо всём...» Образ автора в романе | Научатся понимать, в чём заключается реализм и энциклопедизм романа; уметь: различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, оценивать роль лирических отступлений в понимании смысла романа | Как Пушкин в лирических отступлениях показывает своё отношение к Онегину, Татьяне, Ленскому? | ||||
55 | Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Научатся обосновывать выбор темы, подбирать и использовать цитаты из произведения, составлять план, следовать ему, анализировать произведение, высказывать свою точку зрения
| |||||
56 | Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Сочинение | Прочитать повесть А.С. Пушкина «Метель» | ||||
57 | Вн. Чт. Повесть «Метель» как романтическое произведение автора | Научатся определять романтические мотивы в романе, необычность судьбы героев, чистоту отношений героев. | Прочитать по учебнику биографию М.Ю. Лермонтова, выучить наизусть стихотворение «Смерть Поэта». | ||||
М.Ю. Лермонтов (14 час.) | |||||||
58 | «Он хочет жить ценою муки...» Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова | Знать: основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики; | Ответить на вопросы: что вы знаете о времени Пушкина и Лермонтова; в каких произведениях, которые вы изучили ранее, Лермонтов рассказал о своём времени? | ||||
59 | «Я к одиночеству привык...» Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова | Научатся понимать, что такое «мотив», лирический герой, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики; понимать: идейный смысл стихотворения. | Ответить на вопросы: почему мотив одиночества стал основным в лирике; выразительное чтение стихотворений «Дума» | ||||
60 | «Печально я гляжу на наше поколенье...» (раздумья о судьбе «людей 30-х г.г.» в лирике М.Ю. Лермонтова) | Знать: время создания стихотворения, художественное своеобразие, жанровые особенности; понимать: идейный смысл стихотворения, уметь: анализировать стихотворение. | Письменный ответ на вопрос «В чём причина духовной опустошённости человека лермонтовского поколения?» | ||||
61 | Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» | Раздумья Лермонтова о судьбе России в стихотворении «Родина» | Письменная работа | Выучить наизусть одно из стихотворений о любви: «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет». | |||
62 | «Всякий плакал, кто любил...» Тема любви в лирике Лермонтова | Знать: тексты стихотворений Лермонтова, адресатов любовной лирики; понимать: идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства; уметь: выразительно читать стихотворения наизусть. | Выразительное чтение стихотворений «Есть речи значенье», «Пророк». | ||||
63 | «Из пламени и света рождённое слово». Тема поэта и поэзии в лирике | Знать: тексты стихотворений, их художественные особенности; историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк»; понимать: идейный смысл стихотворений. | Прочитать по учебнику материал о романе «Герой нашего времени». | ||||
64 | «Лермонтов - прозаик это чудо» (Л.Н. Толстой). «Герой нашего времени» - первый психологический роман | Знать: теоретические понятия: роман, психологический роман; проблематику и особенности композиции романа; уметь: выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа | Перечитать повесть «Бэла» и составить её план. Подготовить выборочный пересказ эпизодов повести «Похищение Бэлы», «Гибель Бэлы», | ||||
65 | Печорин и «горцы» | Прочитают текст повести, научатся понимать: художественное своеобразие повести; различать героя, повествователя и автора в повести «Бэла»; определять жанр повести и её художественные особенности. | Прочитать повесть «Максим Максимыч», подготовить выборочный пересказ «Портрет Печорина в описании странствующего офицера», «Сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем». | ||||
66 | Печорин и Максим Максимыч | Развитие образа Печорина в романе. Психологический портрет главного героя как способ раскрытия «внутреннего человека» | В чём, по вашему мнению, виноват Печорин перед бедным штабс-капитаном? Что изменилось в герое со времени отъезда его из крепости? Перечитать повесть «Тамань», | ||||
67 | Печорин в обществе «честных контрабандистов» | Углубление образа главного героя романа в повести «Тамань». Печорин и «ундина». Эмоциональная насыщенность, живописность повести.1 | Почему Печорин называет контрабандистов «честными», а их жизнь «мирным кругом»? Прочитать повесть «Княжна Мери», составить характеристику Грушницкого | ||||
68 | Печорин и «водяное общество» | Знать: понятие «двойник», содержание повести; понимать: способы создания образа главного героя через самооценку; уметь: составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет. | Ответить на вопросы: что побудило Печорина отказаться от лучшей поло- вины души, сделаться «нравственным калекой»; почему Печорин отверг «тихие радости и спокойствие душевное»? Перечитать повесть «Фаталист», подробный пересказ | ||||
69 | Можно ли назвать Печорина фаталистом? | Уметь: развёрнуто обосновывать суждения; создавать характеристику героя на основе текста повести; делать выводы и обобщения. | Ответить на вопрос: как Лермонтов отвечает на основной философский вопрос «Свободен ли человек, или его судьба предопределена заранее?» Прочитать отрывки из статьи Белинского о романе Лермонтова | ||||
70 | Художественные особенности романа. Жанр и композиция | Знать: художественное своеобразие романа, понимать: значение романа в истории русской литературы; уметь: находить необходимый материал для характеристики героя в тексте критической статьи; приводить доказательства; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять художественные особенности романа; находить черты романтизма и реализма. | Составить тезисный план сочинения на тему «Драма незаурядной личности в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | ||||
71 | Создание черновика сочинения «Драма незаурядной личности в романе» | Знать: текст романа, психологические особенности образа Печорина; уметь: составлять тезисный план сочинения; подбирать необходимые цитаты; приводить доказательства в соответствии с темой сочинения; писать вступление и заключение. | Написать черновой вариант сочинения | ||||
72 | Сочинение по роману «Герой нашего времени» | Написание сочинения. | Сочинение | ||||
Поэты пушкинской поры (2 час.) | |||||||
73 | К.Н. Батюшков. «Философ резвый и пиит...» | Знать: основные факты жизни и особенности творчества Батюшкова, текст стихотворения; понимать: идейный смысл стихотворения, уметь выразительно читать стихотворение. | Подготовить сообщение об А.В. Кольцове, выразительно читать стихотворения «Не шуми ты, рожь...», «Разлука», «Лес» | ||||
74 | А.В. Кольцов. «Истинный, неподдельный народный талант» | Знать: основные факты жизни и особенности творчества Кольцова; тексты стихотворений; понимать: идейный смысл стихотворения, анализировать по опорным вопросам; выявлять характерные особенности стихотворений. | Прочитать по учебнику статью о творческом пути Гоголя | ||||
Н.В. Гоголь (15 час.) | |||||||
75 | Жизненный и творческий путь Гоголя | Знать: основные факты жизненного и творческого пути писателя: уметь: сопоставлять портреты писателя и развёрнуто обосновывать суждения; формулировать свою точку зрения. | Подготовить рассказ об истории создания поэмы «Мёртвые души», прочитать 1 главу поэмы | ||||
76 | «Вся Русь явится в нем!» Первоначальный замысел и идея Гоголя | Знать: историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию; понимать: особенности жанра, художественного осмысления действительности, реалистической манеры писателя. | Чтение глав 2, 3; заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» по разделам: значение говорящей фамилии, внешность, дом и постройки, положение крестьян, отношение к предложению Чичикова (Манилов) | ||||
77 | «Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Манилов | Знать: текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков; уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения. | Прочитать главы 4, 5. Продолжить заполнение таблицы подготовить рассказ-характеристику помещицы (Коробочка) | ||||
78 | «Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Коробочка | Знать: текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков; уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять авторскую позицию. | Продолжить заполнение таблицы (Ноздрёв); подготовить рассказ-характеристику помещика Ноздрёва | ||||
79 | «Неотразимо страшные идеалы огрубления» Ноздрёв | Знать: текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков; уметь: составлять характеристику литературного персонажа, развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля. | Перечитать главу 6, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» (Собакевич); подготовить рассказ-характеристику Собакевича | ||||
IV четверть (23 час.) | |||||||
80 | «Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Собакевич | Знать приёмы создания образов помещиков Чичиков у Собакевича и Ноздрева. Уметь: составлять характеристику литературного персонажа, развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля. | «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» (Плюшкин); подготовить рассказ-характеристику Плюшкина | ||||
81 | «Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Чичиков у Плюшкина | Знать эволюцию Плюшкина в замысле поэмы. Уметь: составлять характеристику литературного персонажа, развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля. | Прочитать главы 7-10. Инд. задание: пересказать «Повесть о капитане Копейкине», картины жизни чиновников | ||||
82 | «Город никак не уступал другим губернским городам» | Знать: текст поэмы вставной «Повести о капитане Копейкине»; уметь: пересказывать текст, давать обобщающую характеристику чиновникам. Мёртвые и живые души: городские чиновники. | Подготовить сообщение о чиновниках города | ||||
83 | Чиновники губернского города | Понимать, каков собирательный образ чиновников; согласны ли вы с утверждением Собакевича, что здесь «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет»? Как характеризует автор взаимоотношения чиновников? Почему покупка Чичикова произвела на них столь большое впечатление? | Прочитать 11 главу, подготовить пересказ «Отцовский завет и его исполнение» | ||||
84 | «Кто же он? Стало быть, подлец?» Образ Чичикова в поэме | Знать: текст поэмы, путь Чичикова - нового героя эпохи; понимать: художественные приёмы создания образа Чичикова; роль Чичикова в замысле поэмы; уметь: создавать характеристику героя; выборочно пересказывать текст. | Ответить письменно на вопрос «Кто же он? Стало быть, подлец?» Групповые задания: 1) подготовить сообщение об образе русского народа в поэме; 2) лирические отступления в поэме; 3) как оценил В.Г. Белинский поэму? | ||||
85 | «Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме | Поэма о величии России. Причины незавершённости поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику. | Подготовить пересказ финала поэмы. Подготовиться к сочинению | ||||
86 | Образ народа в поэме | Уметь: определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию. Поэма о величии России. Образ птицы-тройки, её символический смысл. | Подготовиться к сочинению по поэме «Мёртвые души» | ||||
87 | Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | Написание сочинения. | Сочинение | ||||
88 | Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | Написание сочинения. | Прочитать «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» | ||||
89 | Вн. чт. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» | Знать: текст повести, понимать: способы создания образов помещиков; уметь: составлять характеристику литературного персонажа, развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля. | Подготовить сообщение о поэтах военного времени, стихотворение наизусть | ||||
90 | Поэзия военных лет | Знать поэтов военной поры, их поэзию: уметь обосновывать выбор, выразительно читать. | Подготовить пересказ значимых эпизодов романа «В списках не значился» | ||||
91 | Вн. чт. Военная проза. Роман Б. Васильева «В списках не значился» | Знать произведение, сюжет, тематику. Уметь давать характеристику героям произведения: оценивать их поступки и решения. | Подготовиться к сочинению - отзыву | ||||
92 | Сочинение - отзыв о прочитанной книге | Написание сочинения - отзыва о прочитанной книге. | Сочинение | ||||
93 | Анализ сочинения, рекомендации, работа над ошибками | Научатся адекватно оценивать написанное, исправлять речевые ошибки и недочёты. Правильно строить свою речь. | Прочитать статью учебника о Ф.М. Достоевском | ||||
Ф.М. Достоевский (6 час.) | |||||||
94 | Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». | Знать: основные факты жизни Достоевского, текст романа; уметь: анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения. | Прочитать роман «Белые ночи» | ||||
95 | Тип «петербургского мечтателя» в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи» | Знать тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. | Подготовить пересказ сцены знакомства героев. Каков смысл эпиграфа, взятого из стихотворения И.С. Тургенева? | ||||
96 | Роль истории в романе «Белые ночи» | Знать: Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | Как образы окружающего мира помогают передать переживания Настеньки, её внутренний мир? | ||||
97 | Настенька в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского | Научатся понимать, как образы окружающего мира помогают передать переживания Настеньки, её внутренний мир. Какие слова из произведения наиболее значимы для понимания образа? | Почему «Белые ночи» имеют два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя»? | ||||
98 | Письменный развёрнутый ответ на вопрос героя «…неужели же могут жить под таким небом разные…люди?» | Научатся анализировать и оценивать поступки людей, высказывать свою точку зрения, делать выводы, извлекать уроки. | Письменная работа | Прочитать рассказ «Бедные люди» | |||
99 | Рассказ «Бедные люди» | Познакомятся с эпистолярным жанром, узнают об истории жизни бедных людей, о красоте человеческих отношений, о бескорыстной любви. | Подготовить пересказ (подробный) | ||||
100 | Тема униженных и оскорблённых в рассказе «Бедные люди». | Узнают о жизни униженных и оскорблённых, проникнутся жалостью и сожалением, сочувствием и состраданием, восхитятся чистотой отношений между мужчиной и женщиной. | Подготовиться к литературной викторине | ||||
101 | Литературная викторина | Проверят свои знания по литературе, оценят их и сделают выводы о значимости литературы в жизни человека. | |||||
102 | Литература наших дней | Расскажут о произведениях наших дней, поделятся впечатлениями, посоветуют прочитать произведения современных писателей. | Рассказ | Написать рассказ «Я мечтаю о…» | |||
103 | Рассказы «Я мечтаю о…» | Проанализируют рассказы, дадут оценку, выскажут своё мнение. | Список литературы на лето |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....
Рабочая программа учителя-дефектолога на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа разработана для обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога...
Рецензия на рабочую программу учителя-дефектолога на 2019-2020 учебный год
Рецензия на авторскую программу...
Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 10 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
Главная идея данной рабочей программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественн...
Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год, 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&r...
Рабочая программа по геометрии на 2019-2020 учебный год Класс: 7-9. Атанасян
Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов на 2019-2020 учебный год. Атанасян...
Рабочая программа учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт работы учителя-логопеда в ДОУ, направленный на коррекцию речевого развития детей, реализуемых на основе имеющихс...