Урок-исследование по поэме " Василий Теркин" А.Твардовского
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Урок-исследование
Тема урока: « Поэт-фронтовик А.Т. Твардовский-автор-повествователь в поэме « Василий Теркин» - Василий Теркин. Что общего?»
УМК: Учебник « Литература» для 8 класса В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин Москва, « Просвещение», 2018 год
Цель: организовать деятельность обучающихся по знанию текста произведения, пониманию авторского замысла , проникнуться гордостью за русский народ-победитель
Основное содержание урока: эпический и лирический планы поэмы, грань между автором-повествователем и героем
Основные виды деятельности: групповая работа с учетом типологических особенностей обучающихся, работа с текстом , творческое задание
Планируемые результаты
Личностные: воспитание патриотизма, осознанного отношения к событиям прошлого, усвоение гуманистических ценностей российского общества.
Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных задач, работать в группе
Предметные: умение аргументировать свое мнение, интерпретировать , прочитанное, осознавать эстетические возможности поэтического произведения.
Ход урока
На экране:
Памятник А.Т.Твардовскому и В.Теркину в Смоленске. Можно ли сказать, что автор и герой встретились в жизни и о чем-то беседуют? Ваше мнение.
Учитель обобщает: Беседующие Александр Твардовский и Василий Теркин смотрятся как живые, заинтересованные друг в друге собеседники. Автор скульптуры передал усталость фронтового поэта: на плечах шинель, на боку – планшетка. В ней, вероятно, новые материалы с передовой и новые стихи. А Василий Теркин с гармошкой. Он – неунывающий, сильный, оптимистичный и непобедимый русский солдат.
Определите тему сегодняшнего урока.
Мнение обучающихся.
Учитель: Мы будем говорить сегодня о поэте А.Т.Твардовском, авторе-повествователе в поэме « Василий Теркин» и , конечно, о главном герое поэмы , советском солдате Василии Теркине.
1.А.Т. Твардовский-поэт-фронтовик ( сообщение ученика). Презентация.
Александр Трифонович Твардовский, советский поэт, родился 21 июня 1910 года «на хуторе пустоши Столпово» , относящимся к деревне Загорье Смоленской области в многодетной семье сельского кузнеца.
На хуторском глухом подворье,
В тени обкуренных берёз,
Стояла кузница в Загорье,
И я при ней с рожденья рос.
И отсвет жара горнового
Под закопчённым потолком,
И свежесть пола земляного,
И запах дыма с дёготком
Привычны мне с тех пор, пожалуй,
Как там, взойдя к отцу в обед,
Мать на руках меня держала,
Когда ей было двадцать лет.
Писать стихи начал с раннего детства. С 1924 года – сельский корреспондент, печатавший в местных газетах заметки, очерки. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы.
В качестве военного корреспондента принимал участие в Советско-финляндской войне (1939-1940). Всю Великую Отечественную войну Твардовский был на фронте.
В 1941-1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», затем – в газете 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда», публикуя в них стихи (“Фронтовая хроника”) и очерки. Закончил войну в звании подполковника, награжден орденами Отечественной войны I и II степени, а также орденом Красной Звезды. Весть о Победе встретил в Тапиау (сейчас Гвардейск Калининградской области) Восточной Пруссии, куда поэт вошел в составе 3-го Белорусского фронта. Писатель Евгений Воробьев рассказал в своих воспоминаниях об этом историческом дне: «Стоя на крыльце уцелевшего дома, где ночевали сотрудники редакции, Александр Твардовский вместе со всеми участвовал в салюте, оглушившем Тапиау. Свои патроны расстрелял, выпросил запасные обоймы у писателя Мориса Слободского и художника Ореста Верейского.
Военные будни позволили Твардовскому подмечать характерные черты солдат, особенности их поведения, а также узнавать о некоторых необычных, геройских поступках защитников Родины.
… в дождь, укрывшись плащ – палаткой,
Иль, зубами сняв перчатку,
На ветру, в лютый мороз,
Заносил в свою тетрадку
Строки, жившие вразброс
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей.
Главный его труд военных лет- лироэпическая поэма « Василий Теркин». Главы поэмы в годы войны публиковались в журналах» Красноармеец» и «Знамя». Параллельно « Теркину» Твардовский пишет цикл стихов
« Фронтовая хроника»(1941-1945),» Родина и чужбина»(1942-1946) , поэму
« Дом у дороги»(1942-1946), « Перед войной, как будто в знак беды…»(1941-1945)
2. Работа в группах
1 группа
Образ автора-повествователя по главам « О войне», « О себе» и «От автора». Задание : Выписать в тетрадь цитаты, подтверждающие близкие, товарищеские отношения автора-повествователя и лирического героя.
Цитаты:
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
3а меня гласит порой.
Авторские строки о Теркине исполнены подлинным состраданием, сопереживанием герою, гордости
за него:
От Москвы, от Сталинграда
Неизменно ты со мной —
Боль моя, моя отрада,
Отдых мой и подвиг мой!
«Я ограблен и унижен, как и ты, одним врагом»,— говорит поэт своему читателю.
Автор и герой неразлучны на протяжении всей поэмы. «Теркин — дальше. Автор — вслед»,— пишет Твардовский. Образ автора и образ героя часто очень тесно сливаются. Поэт признает это:
И скажу тебе, не скрою,—
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
2 группа Путь героя на войне по главам учебника
Выписать в тетрадь цитаты о В. Теркине - солдате
Кто такой Василий Теркин?
( по главам учебника)
Примерные цитаты:
Впрочем, парень хоть куда
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе…
Не высок, не то чтоб мал
Но герой-героем
На Карельском воевал-
За рекой Сестрою…
И, у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он как он , Василий Теркин,
Встал живой,- добрался вплавь…
…Я – смоленский.
Я там дома.
Я там- свой, а он-чужой…
..Обеспечь, раз я достоин, И понять вы все должны:
Дело самое простое-
Человек пришел с войны…
Рисуя образ Василия Тёркина, автор ( А.Твардовский) воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевную открытость и щедрость, сметливость и непоказную удаль, юмор. Поэт показал В.Теркина крестьянина, солдата, гражданина
Учитель:
3 группа Творческое задание. Каким вы увидели В.Теркина на страницах поэмы? Исследование имени и фамилии по первым буквам путем подбора имен прилагательных Обучающиеся:
В — …..(еселый)
А — ….(ктивный)
С — ….(мелый, сильный)
Я — …. (ркий)
Т — …(ерпеливый)
Е — …(динственный)
Р — …(ешительный)
К —….( репкий)
И — ….(нтересный)
Н — ….(аходчивый)
Тёркин – значит, тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач».
Как вы понимаете ее?
Вывод:
- Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него.
- Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах, и создал своего героя.
- Василий Тёркин – это вымышленный герой от начала до конца.
Учитель: Что общего у поэта Твардовского, автора-повествователя и Василия Теркина? Какой образ более масштабный?
Как вы думаете , Твардовский доверяет автору –повествователю свою собственную оценку событий, оценку поступков героя? Да. Но бывает, что повествователь не всегда выражает авторскую позицию. Автор – повествователь –э то посредник между автором произведения и читателем. У Твардовского это автобиографический образ. Почему дружбу автор называет святой?
А лирический герой близок автору? Да. Он прошел всю войну. Только автор произведения « с лейкой и блокнотом» , а герой « с винтовкой и пулеметом». Но можно ли поставить знак равенства? Нет. Личность поэта-фронтовика А.Т. Твардовского более масштабна, чем автор-повествователь и литературный герой.
Рефлексия. «Микрофон»
- На уроке мне было…
- Я узнал, что...
- Я хотел бы...
Домашнее задание: дать развернутый письменный ответ на вопрос: « Какие эпизоды поэмы « Василий Теркин» нашли отклик в вашей душе?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.
Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в 9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...
Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация
Я, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок литер...
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...