Урок-исследование по поэме " Василий Теркин" А.Твардовского
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Симогина Татьяна  Владимировна

Урок-исследование  по литературе для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx169.34 КБ

Предварительный просмотр:

       Урок-исследование

Тема урока: « Поэт-фронтовик А.Т. Твардовский-автор-повествователь  в поэме  « Василий Теркин» -  Василий Теркин. Что общего?»

 УМК: Учебник  « Литература» для 8 класса  В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин Москва, « Просвещение», 2018 год  

Цель: организовать  деятельность обучающихся по знанию текста произведения, пониманию  авторского замысла ,  проникнуться гордостью за русский народ-победитель

Основное содержание  урока: эпический и лирический планы поэмы, грань  между автором-повествователем  и героем            

Основные виды деятельности: групповая  работа с учетом типологических особенностей обучающихся,  работа с текстом , творческое задание

Планируемые результаты

Личностные: воспитание патриотизма, осознанного отношения  к событиям  прошлого, усвоение гуманистических ценностей российского общества.

Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения  учебных задач,  работать в группе

Предметные: умение аргументировать свое мнение, интерпретировать , прочитанное, осознавать эстетические возможности  поэтического произведения.

Ход урока

На экране:

H:\Documents and Settings\adm\Рабочий стол\992_58076dscn0102.jpg

Памятник А.Т.Твардовскому и В.Теркину в Смоленске. Можно ли сказать, что автор и герой встретились в жизни и  о чем-то  беседуют? Ваше мнение.

Учитель обобщает: Беседующие Александр Твардовский и Василий Теркин смотрятся как живые, заинтересованные друг в друге собеседники. Автор скульптуры передал  усталость фронтового поэта: на плечах шинель, на боку – планшетка. В ней, вероятно, новые материалы с передовой и новые стихи. А  Василий  Теркин  с гармошкой. Он – неунывающий, сильный, оптимистичный и непобедимый русский солдат.

Определите тему сегодняшнего урока.

Мнение обучающихся.

Учитель: Мы будем говорить сегодня о поэте  А.Т.Твардовском, авторе-повествователе в поэме  « Василий  Теркин» и , конечно, о главном герое поэмы , советском солдате Василии Теркине.

1.А.Т. Твардовский-поэт-фронтовик ( сообщение  ученика). Презентация.

Александр Трифонович Твардовский, советский поэт, родился 21 июня 1910 года «на хуторе пустоши Столпово» , относящимся к деревне Загорье Смоленской области в многодетной  семье сельского кузнеца.

На хуторском глухом подворье,
В тени обкуренных берёз,
Стояла кузница в Загорье,
И я при ней с рожденья рос.
И отсвет жара горнового
Под закопчённым потолком,
И свежесть пола земляного,
И запах дыма с дёготком
Привычны мне с тех пор, пожалуй,
Как там, взойдя к отцу в обед,
Мать на руках меня держала,
Когда ей было двадцать лет.

Писать стихи начал с раннего детства. С 1924 года – сельский корреспондент, печатавший в местных газетах заметки, очерки. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы.

В качестве военного корреспондента принимал участие в Советско-финляндской войне (1939-1940). Всю Великую Отечественную войну Твардовский был на фронте.

В 1941-1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», затем – в газете 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда», публикуя в них стихи (“Фронтовая хроника”) и очерки. Закончил войну в звании подполковника, награжден орденами Отечественной войны I и II степени, а также орденом Красной Звезды. Весть о Победе встретил в Тапиау (сейчас Гвардейск Калининградской области) Восточной Пруссии, куда поэт вошел в составе 3-го Белорусского фронта. Писатель Евгений Воробьев рассказал в своих        воспоминаниях об этом историческом дне: «Стоя на крыльце уцелевшего дома, где ночевали сотрудники редакции, Александр Твардовский вместе со всеми участвовал в салюте, оглушившем Тапиау. Свои патроны расстрелял, выпросил запасные обоймы у писателя Мориса Слободского и художника Ореста Верейского.

Военные будни позволили Твардовскому подмечать характерные черты солдат, особенности их поведения, а также узнавать о некоторых необычных, геройских поступках защитников Родины.

… в дождь, укрывшись плащ – палаткой,

  Иль, зубами сняв перчатку,

  На ветру, в лютый мороз,

  Заносил в свою тетрадку

  Строки, жившие вразброс

  Я мечтал о сущем чуде:

  Чтоб от выдумки моей

  На войне живущим людям

  Было, может быть, теплей.

Главный его труд военных лет- лироэпическая поэма « Василий  Теркин». Главы поэмы   в годы войны публиковались в журналах» Красноармеец» и «Знамя». Параллельно « Теркину» Твардовский  пишет  цикл стихов

« Фронтовая хроника»(1941-1945),» Родина и чужбина»(1942-1946) , поэму

 « Дом у дороги»(1942-1946), « Перед войной, как будто в знак беды…»(1941-1945)

2. Работа в группах

1 группа

 Образ автора-повествователя по главам « О войне», « О себе» и «От автора». Задание :  Выписать в тетрадь цитаты, подтверждающие близкие, товарищеские отношения автора-повествователя и лирического героя.

Цитаты:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
3а меня гласит порой.

Авторские строки о Теркине исполнены подлинным состраданием, сопереживанием герою, гордости

за него:

От Москвы, от Сталинграда

Неизменно ты со мной —

Боль моя, моя отрада,

Отдых мой и подвиг мой!

«Я ограблен и унижен, как и ты, одним врагом»,— говорит поэт своему читателю.

Автор и герой неразлучны на протяжении всей поэмы. «Теркин — дальше. Автор — вслед»,— пишет Твардовский. Образ автора и образ героя часто очень тесно сливаются. Поэт признает это:

И скажу тебе, не скрою,—

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

2 группа  Путь героя на  войне по главам учебника

 Выписать в тетрадь цитаты о В. Теркине - солдате

Кто такой  Василий  Теркин?

 ( по главам учебника)

Примерные цитаты:

Впрочем, парень  хоть куда

Парень в этом роде

В каждой роте есть  всегда,

Да и в каждом взводе…

Не высок, не то чтоб мал

Но герой-героем

На Карельском воевал-

За рекой Сестрою…

И, у заберегов  корку

Ледяную обломав,

Он как он , Василий Теркин,

Встал живой,- добрался вплавь…

…Я – смоленский.

Я там дома.

Я там- свой, а он-чужой…

..Обеспечь, раз я достоин, И понять вы все должны:

Дело самое простое-

Человек пришел с войны…

Рисуя образ Василия Тёркина, автор ( А.Твардовский)  воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевную открытость и щедрость, сметливость и непоказную  удаль, юмор. Поэт показал В.Теркина  крестьянина, солдата, гражданина

Учитель:

3 группа Творческое задание. Каким вы увидели  В.Теркина на страницах поэмы? Исследование имени и фамилии по первым буквам путем подбора имен прилагательных Обучающиеся:

В — …..(еселый)

А — ….(ктивный)

С — ….(мелый, сильный)

Я — ….   (ркий)

Т — …(ерпеливый)

Е —   …(динственный)

Р  — …(ешительный)

К —….( репкий)

И — ….(нтересный)

Н — ….(аходчивый)

Тёркин – значит, тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач».

Как вы понимаете ее?

Вывод:

 - Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было.   Но были бойцы, чем-то похожие на него.

 - Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах, и создал своего героя.

- Василий Тёркин – это вымышленный герой от начала до конца.

Учитель: Что общего у поэта Твардовского, автора-повествователя и Василия Теркина? Какой образ более масштабный?  

Как вы думаете , Твардовский доверяет автору –повествователю свою собственную оценку событий, оценку поступков героя? Да. Но бывает, что  повествователь не всегда выражает авторскую позицию. Автор – повествователь –э то посредник между  автором произведения и читателем. У Твардовского это автобиографический образ. Почему дружбу   автор называет святой?

А лирический герой близок автору? Да. Он прошел всю войну. Только автор произведения  « с лейкой и блокнотом» , а герой « с винтовкой и пулеметом». Но можно ли поставить знак равенства? Нет. Личность поэта-фронтовика А.Т. Твардовского более масштабна, чем автор-повествователь и литературный герой.

Рефлексия. «Микрофон»

- На уроке мне было…

- Я узнал, что...

- Я хотел бы...

Домашнее задание: дать развернутый  письменный  ответ на  вопрос: « Какие эпизоды  поэмы  « Василий Теркин» нашли отклик в вашей душе?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация

žЯ, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок  литер...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...