Технологическая карта урока литературы "А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Технологическая карта урока литературы. 7 класс. А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_7_lit.doc479 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Цель

Понятие о балладе, роль жанра, использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий. Выразительное чтение фрагментов (в том числе и наизусть).

Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей.  Устное и письменное высказывание по плану.

Выявление черт баллады в произведении.  Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию

Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.

Уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.

Основные понятия

Баллада. Старославянский текст. Обычаи. Традиции.

Межпредметные связи

История, русский язык, география

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация.  

Тип урока

Урок рефлексии.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная.

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». 7 класс

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

УУД

I.Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Показываю на слайде иллюстрации

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

2.Актуализация и углубление изученного.

1 Историческая справка о героях и событиях времени правления князя Олега. Словарная   работа.

Слайд 1

Вещий – пророческий, предвидящий будущее.

Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел.

Кудесник – это волшебник, колдун, чародей. Так в древности называли людей, которые стремились узнать тайны жизни.

Волхвы – название языческих жрецов у славян.

Чело – лоб.

Сеча – схватка, рукопашный бой.

Тризна – поминальная трапеза.

Слайды 2 и 3

2. Скажите, зачем А.С. Пушкин обращается к столь давним событиям? Чем могла заинтересовать поэта история князя Олега?

Отвечают на вопросы учителя, определяют значение устаревших слов

Познавательные: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы.

3. Работа с текстом.

Чтение фрагмента летописи и сравнение с текстом Пушкина

Что сохранено?

Что изменилось?

Как эти изменения влияют на смысл произведения?

Кто главный герой в летописи?

В балладе Пушкина как соотносятся фигуры волхва и князя?

Слайд4

В чем оказался вещим Олег?

Как он относится к предсказанию в летописи и в балладе?

А кто такой волхв, кудесник?

 Почему кудесник назван вдохновенным? С какими силами он общается?

Как еще автор называет волхва? (вестник, вдохновенный)

А кого еще называют вдохновенным?

Выстраиваем цепочку вестник богов- вдохновенный кудесник- поэт-пророк

Как это повлияло на восприятие образа волхва? На его взаимоотношения с князем?

Совместно с учителем обобщают, структурируют знания, делают выводы, работают с текстом

Фронтальная

Личностные:

самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация

Познавательные:

работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций

преобразовывать и сохранять информацию

 Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

формирование навыков речевой деятельности

4. Итог урока. Рефлексия.            

О чём заставляет задуматься произведение А.С. Пушкина?

Контроль и самооценка результатов деятельности

Индивидуальная работа

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

5. Домашнее задание.

Учащиеся учат наизусть отрывок из «Песни»

Приложение 1

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

 Слайд 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Конспект урока по литературе "Песнь о вещем Олеге", 6 класс

Формирование навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания. Учащиеся учатся делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать  свою...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"

Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы  в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (ФГОС). Тема: "А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"

На уроке даётся понятие жанра "Баллада", использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий. Работа с кроссвордом, групповая работа на соотнесение понятий....

Технологическая карта урока английского языка на тему: «Мои вещи» («My things»)

Технологическая карта урока английского языка для 5 класса к УМК "Спотлайт"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича Предмет: математика. Тема: Меры времени. Год. Дата: 01. 02. 2023 г.

ТКУ по математике в 5 классе ФГОС 1 вариант "Меры времени.Год." Индивидуальный формат обучения. Обучающийся должен получить минимальный уровень знаний о мерах и единицах времени, научиться н...