Уроки
презентация к уроку по литературе (10 класс)
Презентация по литературе "Урок-пролог к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-prolog_k_romanu_evgeniy_onegin.ppt | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: рассказать о творческой истории романа; Ввести в атмосферу пушкинского романа; Познакомить с главными героями; Дать представление об особой форме стихотворной строфы («онегинская строфа»)
План урока: Творческая история романа; Система образов; Знакомство с «онегинской строфой»
« Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница…» « Пишу его с упоением, что уже давно со мной не было» « Не знаю, пустят ли моего Онегина в небесное царство печати. Хотелось бы…» «Это лучшее мое произведение»
И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё не ясно различал А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Часть 1. Предисловие 1-я песнь Хандра. Кишинев, Одесса. 1823 г. 2-я песнь. Поэт. Одесса 1824 г. 3-я песнь. Барышня. Одесса, Михайловское.1824 г. Часть 2. 4-я песнь. Деревня. Михайловское. 1825 г. 5-я песнь. Именины. Михайловское. 1825,1826 г. 6-я песнь. Поединок. Михайловское.1826 г. Часть 3. 7-я песнь. Москва . Михайловское 1827-1828 г 8-я песнь. Странствие. Павловское, Москва, Болдино 9-я песнь. Большой свет . Болдино 1830 г Примечания Пушкина 1823 г. 9 мая в Кишиневе. 1830 г. 25 сентября, в Болдино
Роман Пушкина «Евгений Онегин» Сюжет Композиция Жанр Год издания Онегинская строфа Основные темы Главная идея Число лирических отступлений и лирических вставок, их темы Главные герои Онегин Татьяна Ленский Образ автора Какие они, пушкинские герои?
Погружение в роман
Вот наш герой подъехал к сеням; Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням, Расправил волоса рукой, Вошел. Полна народу зала; Музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры, И ревом скрыпок заглушен Ревнивый шепот модных жен.
Аристократ и эгоист знаток «науки страсти нежной» молодой повеса «законодатель мод» «забав и роскоши дитя» разочарованный во всем. Евгений Онегин
Быт поместного дворянства Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины…
Татьяна Ларина Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом, И скоро стали неразлучны. Так люди (первый каюсь я) От делать нечего друзья .
Письмо Татьяны к Онегину Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать.
Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я. Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего, А будут лишь бесить его. Судите ж вы, какие розы Нам заготовит Гименей И, может быть, на много дней.
Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела? Давно ль они часы досуга, Трапезу, мысли и дела Делили дружно?
Ужель та самая Татьяна, Которой он наедине, В начале нашего романа, В глухой, далекой стороне, В благом пылу нравоученья, Читал когда-то наставленья, Та, от которой он хранит Письмо, где сердце говорит, Где всё наруже, всё на воле, Та девочка... иль это сон?.. Та девочка, которой он Пренебрегал в смиренной доле, Ужели с ним сейчас была Так равнодушна, так смела?
Я Вас люблю (к чему лукавить), Но я другому отдана; И буду век ему верна.
Знакомство с «онегинской строфой» Все хлопает. Онегин входит , а Идет меж кресел по ногам, б Двойной лорнет скосясь наводит а На ложи незнакомых дам; б Все ярусы окинул взором в Все видел: лицами, убором в Ужасно недоволен он г С мужчинами со всех сторон г Раскланялся, потом на сцену д В большом рассеянье взглянул е Отворотился – и зевнул е И молвил: « Всех пора на смену; д Балеты долго я терпел ж Но и Дидло мне надоел» ж
строки: 1 -4: а –б –а - б – перекрестные рифмы, 5 -8 : в –в –г –г - смежные рифмы, 9 -12: д – е – е –д – опоясывающие рифмы, 13 -14 : ж – ж – смежные рифмы. Подсчитаем количество слогов Строки: 1 – 4: 9 - 8 - 9 – 8 5 -8 : 9 – 9 – 8 - 8 9 – 12: 9 – 8 – 8 – 9 13 -14: 8 – 8 Рифмующиеся строки имеют одинаковое количество слогов «Онегинская строфа»
«Итак, читатель мой, прими собранье пестрых глав»
Домашнее задание: Прочитать 1 главу; Написать мини-сочинение « День Онегина. Каков он?»
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...