Кодекс дворянской чести в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Обобщение материала по произведению А. С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoryanskiy_kodeks_v_kapitanskoy_dochku_pushkina.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : « Кодекс дворянской чести в повести А.С. Пушкина
« Капитанская дочка»
Место урока в программе по литературе- изучение творчества Пушкина
Тип урока- обобщение изученного материала
Форма урока: урок-исследование
Решаемые учебные проблемы- развивать понимание особенностей художественного произведения как искусства слова ;. развивать умение раскрывать стилевые особенности текста автора , умение анализировать произведение в единстве формы и содержания
Помочь обучающимся понять сложность и многогранность тематики повести;
актуализировать знания и умения, связанные с характеристикой литературного героя;
развивать навык самостоятельной работы с текстом, умение высказываться, аргументировать свое мнение;
показать значение родительского воспитания в становлении духовных качеств человека;
провести анализ отдельных глав повести и сформулировать кодекс чести дворянина 18 века , составить свой собственный герб, выработать позицию в жизни.
Развивающие:
Формировать исследовательские навыки;
Развивать связную речь учащихся: понимание авторской позиции и умение высказывать и доказывать свою точку зрения на героя или проблему.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности перед собой и обществом за поступки;
Воспитывать нравственные качества: порядочность, честность, верность долгу и человеку; воспитание чувства ответственности за воспитание будущих детей, воспитание чувства уважения к своим родителям
Оборудование: мультимедийная презентация, инструктивные карточки
Межпредметные связи: ИЗО, история, музыка
Ценность урока:
Проблемные вопросы ставят учащихся в позицию исследователей, ведущих поиск истины;
Прием актуализации мира вещей, неожиданные вопросы стимулируют познавательную активность детей;
Учащиеся понимают, что борьба чести и бесчестья-это не только вопрос литературы , а закон жизни.
Ход урока
Предтекстовый структурный элемент урока
Этап 1.Вхождение в тему урока
СЛАЙД1
Ориентация учащихся на тему урока( Кодекс дворянской чести в повести «Капитанская дочка»)
Сообщение об учебном материале урока ., об использовании ИКТ, о формах и видах работы. Выводы и обобщения в соответствии с темой и целями урока.
Этап 2 Подготовка к вхождению в текст
Учитель:
Прослушайте отрывок стихотворения Г.Р .Державина и ответьте на вопрос: о чем идет речь.
СЛАЙД2
Довольно именем известна я своим,
Равно клянется плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна;
А меж злодеями не быть я создана.. ( речь идет о таком понятии как честь)
Лингвистическая кладовая:
Слово « честь» встречается в произведениях Пушкина 340 раз. Оно менялось в зависимости от времени, обстоятельств, общественного строя, страны, сословия. В словарях разных стран с этим понятием количество слов и выражений разное:
В русском-28
В английском-14
Португальском-31
Японском-64
Цитатная дорожка:
СЛАЙД3
Скажите мне, а что такое честь,
И с чем ее сегодня можно съесть,
А может, да простят меня, невежду,
Ее на теле носят , как одежду,
Скажите мне, коль это не секрет, что, честь имеет вкус, объем и цвет.
А может, кто-то знает ей и цену,
Тогда -добро пожаловать на сцену!
Какое высказывание из цитатной дорожки кажется вам наиболее убедительным, чтобы раскрыть проблему чести, ваше мнение
Ответ( очень часто происходит так, что цена чести- жизнь человека.
Скажите, а как это связано с самим Пушкиным, с его биографией
СЛАЙД4
( всем известен тот факт, что Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Дантесом, защищая честь своей жены и отстаивая честь фамилии.
Учитель :
СЛАЙД5
Сам Пушкин говорил: « Мне нужно, чтобы имя и честь мои были неприкосновенны во всех уголках России»
ДЗ Зачитаем высказывания великих людей ( опережающее дз)
Подберите слова с подобным корнем: честный, честность, честолюбие
Вам были даны задания подготовить высказывания известных людей о чести на отдельных листах( 10 человек) Каждый из группы зачитывает, прикрепляет на доску.
Во времена рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. Достоинство свое, членов семьи защищалось на дуэли.
СЛАЙД6
А Д. С. Лихачев напишет: «Если бы Пушкин не вызвал на дуэль, не защитил честь своей жены, он никогда бы не защитил честь поэзии. Поэт не может быть с запятнанной репутацией.»
Для Пушкина честь, благородство, совесть были важнейшими достоинствами человеческой души. Поэтому эпиграф к повести « Береги честь смолоду, а платье снову».
СЛАЙД СЕМЬ
Определим круг проблем:
Сохранить честь…Важно ли это
1.Легко ли жить по законам чести
2.Как сберечь честь в самых критичных ситуациях
3.От чего зависит выбор жизненного пути человека
4.Какой жизненный опыт можно приобрести, читая повесть
Учитель:
Именно на эти вопросы придется ответить Петруше Гриневу, в 16 лет выпущенному отцом на самостоятельную дорогу жизни.
Ребята, продолжите высказывание В.Г.Белинского:
СЛАЙД8
« Читая Пушкина, можно превосходным образом……»
( Работа со словарем нравственных категорий)
(Воспитать в себе человека)
1.Уплата долга за проигрыш. Благодарность за спасение
СЛАЙД9
Итак, Гринев получает родительское благословение и отправляется в самостоятельную дорогу. Что такое здесь дорога. Это только лишь слово в его прямом лексическом значении или нечто большее. Давайте подумаем
(Ответ: сюжет повести завязан на дороге и развивается на ней. Это не только путь Гринева из дома в Белогорскую крепость или куда- то еще. Это его нравственный путь : передвижение по жизни, это нравственная дорога ,на которой встречается поворот « Любовь», « Смелость», « Честность», « Благородство», « Предательство» и др. Т.Е. Дорога не прямая, а очень извилистая.
СЛАЙД10
Смысловое поле слова « дорога», в каких сочетаниях мы употребляем это слово
1.Дорога жизни
2Жизненный путь
3.Дорога к счастью
4Дорога чести
5.Заблудился на дороге жизни.
На примере « Капитанской дочки» давайте проследим, как дорога испытывает Петра Гринева.
Какие важные встречи, события произошли с Гриневым по дороге в Белогорскую крепость
1.Встреча с Пугачевым
2.Проигрыш Зурину и самостоятельное решение отдать долг
3Образ дороги как судьбы человека.
4.У Пугачева и у Гринева дороги разные, но они пересекаются
Кадетский вальс
СЛАЙД11
Душу-Богу
Сердце-Даме
Жизнь-Государю
Честь-никому!
Эта точка зрения органично вписывается в систему взглядов Пушкина, а пословица, которую автор вынес в эпиграф, говорит о чести как о чувстве многомерном, которое достается ему от предыдущих поколений. Речь идет о чести семейной. Пушкин был убежден, что высшие проявления чести можно понять тогда, когда проникнешься уважением к чести семейной.
Семейная честь-это общественная оценка семьи, это фамильная святыня.
СЛАЙД12
« По отцу и сыну честь»
Ответьте на вопрос: С какой целью пишет ГРИНЕВ СВОИ ЗАПИСКИ
Он хочет рассказать потомкам о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, о том ,как сохранить честь, призывает беречь ее.
СЛАЙД13 ТАБЛИЦА
Ребята, я предлагаю вам заполнить таблицу на 3 героев повести. Вам будет дан перечень слов, вы возьмете только те, которые необходимы для характеристики конкретных персонажей.
Гринев | Пугачев | Швабрин |
Подлость, впечатлительность, жестокость, предательство, смелость, великодушие, жестокость, храбрость, решительность, доброта, слабость духа,
Преданность, вспыльчивость, трусость, верность, одиночество, хитрость, искренность, властность, изворотливость, потребность в любви, милосердие, прямодушие, благодарность.
Предыдущая работа поможет вам выполнить следующее задание:
СЛАЙД14. ГЕРБ ГРИНЕВЫХ
Какие слова вы возьмете для характеристики семьи ГРИНЕВЫХ
Давайте попробуем изобразить его, учесть нужно те нравственные уроки, с которыми столкнулся главный герой.
На гербе д.б. слова честь ,долг, совесть благородство служить верно, смелость, решительность, отвага, верность, любовь, мужество, стойкость, милосердие …
СЛАЙД15. ЧЕСТЬ СЕМЕЙНАЯ
Сформулируйте правила воспитания в семье Гриневых: по главе 1.
Используем метод незаконченного предложения.
1.Честь семейная.
Заниматься воспитанием следует…..( с самого рождения ребенка)
Дети должны почитать ( родителей своих)
Нужно приучать ребенка ….к труду, самостоятельности. Не решать за него.
2. Уплата долга . Почему Гриневу важно отдать деньги Зурину.
Петр Гринев прощается с родителями и едет служить в самом скучном расположении духа. Вместо столичной жизни его ждет унылая гарнизонная жизнь в оренбургских степях.. По дороге ему встречается Зурин,чем больше прихлебывает Гринев вина, тем отважнее становится: « вел себя как мальчишка, вырвавшийся на волю».
Используя прием перевоплощения, разыграем диалог.
Скажите, умеет ли анализировать свои поступки Гринев
Да, умеет, в данном диалоге Гринев говорит со своей совестью, сердцем. Мы видим , что ему стыдно за необдуманные поступки.
Да, Гринев поддался искушению . И первое испытание не в его пользу. Почему он согласился играть
Ему была интересна «такая жизнь» он не знал ее до той поры.
А почему тулупчик отдал.
По –христиански; увидел раздетого человека. Ни вора и пьяницу, а человека.
Но даже здесь благородство и милосердие берет верх: долг отдал, тулуп пожаловал. Кажется ,что это мелочи, но ведь с таких мелочей начинаются большие поступки.
Вывод: Гринев-совестливый и честный человек.
СЛАЙД16. Работа над созданием кодекса чести( путем формулировки утверждения)
Человек чести всегда….добр, бескорыстен в общении с другими.
Он всегда готов прийти на помощь….( из чувства милосердия, уважения к человеку)
Для настоящего дворянина не должно быть зазорным… (раскаяться, признать свою вину)
3 часть
ПОЕДИНОК ЧЕСТИ. Момент истины
Наступили события , ради которых собственно и была написана повесть.
Во время Пугачевского бунта проявились нравственные качества одних и низость других героев произведения. Крепость захвачена. Это момент истины для всех. Мы знаем, что погибают и комендант, и В.Егоровна ,и многие другие..
« Целуй руку..Целуй руку, говорили многие около меня. Но я предпочел бы лютую казнь такому подлому выбору..»
Это выбор чести. Здесь Гринев одержал важную победу.
4 часть
Арест Гринева. Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.
Гринев арестован и отказывается представить свидетелей тех событий. Почему.
Ему важно из соображений чести не называть имя своей любимой, а других свидетелей нет.
ОПЯТЬ СЛАЙД16
Продолжаем дальше работать над кодексом.
Остается верен ….( присяге)
Всегда готов встать на защиту …( чести и достоинства)
Проявляет .. ( благородство души), готов … ( жертвовать собой ради спасения девушки)
Итак, пословица , которую автор выносит в эпиграф выполняет роль жизненного талисмана, который помогает преодолеть жизненные испытания.
Подведем итог:
Из чего будет состоять кодекс дворянской чести:зачитывают
Человек чести всегда добр, бескорыстен в общении с другими.
Он всегда готов прийти на помощь из чувства милосердия, уважения к человеку
Для настоящего дворянина не должно быть зазорным раскаяться, признать свою вину.
Остается верен присяге
Всегда готов встать на защиту чести и достоинства
Проявляет благородство души, готов жертвовать собой ради спасения девушки.
Честь-достойные уважения и гордости моральные качества личности.
Достоинство-совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в себе.
Обобщим материал текста:
ЧЕСТЬ:Наказ отца быть солдатом (пускай послужит он в армии…)
ЧЕСТЬ-дуэль со Швабриным
ЧЕСТЬ-долг офицера( следовать туда,где служба моя могла еще пригодиться…)
ЧЕСТЬ-отказ от службы у Пугачева( я природный дворянин…)
ЧЕСТЬ- ответственность за чужую судьбу
Гринев простой русский человек, по натуре очень честный , чуждый всякой фальши. Цель записок Петра Гринева-дать своим потомкам представление о чести семьи, о трудностях , с которыми пришлось столкнуться в жестокую эпоху, и призыв беречь ее в новом 19 веке.
Оценки
ДЗ
1.Какие исторические личности упоминаются в повести
2.Почему повесть называется « Капитанская дочка»
3.Какие символические образы использует Пушкин в произведении
Вопросы по ходу чтения:
1.Почему Пугачев предлагает так много Гриневу
( Ему Нужен такой преданный человек)
2.Почему Пугачев , услышав отказ Гринева, не казнил его.
( он оценил честность Гринева, его преданность данному слову, смелость тоже , ведь и самому Пугачеву не чужды эти понятия, понятия чести и долга.
3Честно поступил Пугачев по отношению к Гриневу
( Да, ведь Гринев не видел в Пугачеве пьяницу, он видел в нем человека, поэтому Пугачев ценил в Гриневе его лучшие качества: честность. смелость и умение быть милосердным по отношению к другим)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема долга и чести в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Урок литературы в 8 классе...
Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»....
Дорога чести Петра Гринева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Сформировать понятия чести на основе поступков героя, способствовать осмыслению произведения углубить понимание идейно - художественного богатства повести....
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, в...
« Как соотносятся понятия чести и долга во времена Пушкина и в современное время?» ( Проблемный урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Обобщить и систематизировать материал по роману "Капитанская дочка"...
Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести А.Пушкина Капитанская дочка
Подростку очень трудно самостоятельно разобраться в произведении литературы 19 века, так как ему далеки и непонятны язык, стильписателя, поведение и привычки героев, нравственные ориентиры людей далёк...